О результатах перехода на ФГОС НОО
материал по теме
Предварительный просмотр:
О результатах перехода на ФГОС НОО
Т.И. Пинчук
Наша школа с 2010 года участвует в эксперименте по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Педагогический коллектив активно включился в изучение, а затем в апробацию условий введения Федерального государственного образовательного стандарта. В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с ФГОС, был разработан и утверждён план-график введения ФГОС на начальной ступени обучения, в соответствии с графиком подготовлены все локальные акты о переходе на ФГОС (Приказ №72/2 от 21.07.2010 г., положение о рабочей группе, Приказ №85/5 от 31.08.2010 «О проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО», Приказ №86/13 от 01.09.2010 г. «О должностных инструкциях педработников», Приказ об утверждении ООП НОО от 01.09.2010 года №86/12, Приказ о создании Совета, утверждении плана работы по подготовке и введению ФГОС НОО №72/1 от 21.07. 2010 года), разработана основная образовательная программа начального общего образования, внесены изменения в положение об оплате труда с учетом перехода на ФГОС; обновлена материально-техническая база. На сегодняшний день кабинеты начальной школы оснащены следующими техническими средствами: телевизорами, DVD-плеерами, компьютерами, интерактивной доской, мультимедиапроекторами, принтерами. Кроме того, имеются печатные и электронные носители образовательной информации, аудио и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные средства обучения. Анализ кадрового потенциала показал: педагогам, работающим в начальной школе, «войти» в образование по новым стандартам несложно. Во-первых, педагоги школы активно используют здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего и проблемного обучения, игрового обучения, технологии проблемно-диалогического и проектного обучения, технологию портфолио. Во-вторых, 80% педагогов, работающих на I ступени образования, являются активными пользователями информационных технологий, владеют основными инструментами пользователя мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.
Опыт первого года апробации условий введения ФГОС показывает, что на данном этапе важным результатом образования считается формирование личности и гражданской позиции школьников. В соответствии с программой реструктуризации образовательных учреждений Коченевского района наша школа имеет статус - модель «Социокультурный комплекс», а это значит, условия модели позволяют реализовать программы духовно-нравственного развития и воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также полноценно организовать внеурочную деятельность обучающихся. В соответствии с требованиями ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеурочной деятельностью охвачены все учащиеся 1-2 классов. Предварительно проводилось анкетирование по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся и запросов родителей по использованию часов внеурочной деятельности. Результаты показали, что большинство родителей положительно относятся к организации внеурочной деятельности на базе школы: 87 % родителей готовы делегировать школе права по организации досуга своих детей. Школа, взаимодействуя с социальными партнёрами, предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное: баскетбол, футбол, подвижные игры, волейбол, шахматы;
- духовно-нравственное: «Дарим добро», «Жизневедение»;
- социальное: «Все цвета кроме чёрного»;
- общеинтеллектуальное: «Интеллектика», «Математика и конструирование», «Развитие познавательных способностей»;
- общекультурное: «Вернисаж», «Эстетика», «Школа мастеров», «Бисеринка», музыкальная школа.
На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведется работа по профилактике переутомления учащихся. Организовано двухразовое горячее питание: дети своевременно завтракают и обедают, что дает возможность избежать и снизить заболевания желудочно-кишечного тракта. Для снятия усталости обучающихся имеется игровая комната с уютным интерьером, играми, видеотехникой. После уроков обучающиеся отдыхают не только в этой комнате, но и посещают спортзал, ежедневно, при любой погоде, совершают прогулки на свежем воздухе. Каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире.
Работая в пилотном режиме по переходу на ФГОС НОО, педагогический коллектив активно делится опытом. Так в сентябре 2010 года на региональной НПК "Организация методического сопровождения ФГОС второго поколения в муниципальных образованиях" Борозденко О.А. учитель начальных классов выступила с докладом "Просветительская работа с родителями по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников", Пинчук Т.И. учитель начальных классов — с докладом "Разработка и реализация плана воспитательной работы с младшими школьниками учителем начальных классов в соответствии с ООП школы", С.М. Гельд заместитель директора по УВР — с докладом "Формирование школьного плана работы по оценке личностных, метапредметных и предметных результатов младших школьников". В декабре 2010 года на региональной НПК «Проектная деятельность учителя как условие развития образовательных компетентностей учащихся в контексте ФГОС НОО» Пинчук Т.И. и Гельд С.М. приняли активное участие в работе секции «Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников как предмет профессионального проекта» и в соавторстве опубликовали опыт работы по данному направлению в журнале «Сибирский учитель» (№6, 2010). В феврале 2011 года в рамках сотрудничества в системе общего образования на основе плана совместной деятельности с ГБОУ ДПО Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» для учителей начальных классов Коченёвского района с целью обмена опытом работы по реализации модели «Социокультурный комплекс» в условиях перехода на ФГОС НОО, по формированию УУД на уроках и во внеурочной деятельности на базе МБОУ Коченёвской СОШ №2 прошёл научно-практический семинар «Реализация модели «Социокультурный комплекс» в условиях перехода на ФГОС НОО», в рамках семинара Т.И. Пинчук провела открытый урок окружающего мира в 1а классе, О.А. Борозденко — открытое занятие кружка «Юный эколог» в 1б классе. За организацию и проведение на высоком уровне районного научно-практического семинара отмечены Благодарностью ректора ГБОУ ДПО НИПК и ПРО В.Я. Синенко). Все информационные материалы о ходе апробации механизма введения ФГОС размещены на странице школьного сайта.
Опыт внедрения ФГОС НОО показал, что его концептуальные идеи и пути реализации актуальны и востребованы; введение часов на внеурочную деятельность обучающихся, создаёт возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы со школьниками; школа с продленным днем оказалась востребованной и родителями, и детьми; много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. Наблюдения за обучающимися показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке.
Первый год перехода показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем.
В части учебно-методического обеспечения:
- недостаток в школьной библиотеке новых УМК;
- невозможность повторного использования учебников, что несёт за собой ежегодные финансовые затраты.
В части оценочной деятельности и диагностики:
- отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий очень осложняет деятельность учителя;
- проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов.
Проблемы есть. Они решаемы. Главное не отступать. И помнить, что никакие, даже самые замечательные методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/11/picture-91438.jpg)
ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"
УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....
Особенности деятельности учителя в условиях перехода на ФГОСНОО
Презентация содержит материал,который помогает понять современные требования к учителю и ученику нового поколения....
Итоги работы Экспериментальной площадки Механизм реализации ФГОСНОО на основе деятельностного метода Л.Г.Петерсон"
Итоги работы экспериментальной работы по реализации надпредметного курса " Мир деятельности"1 этап работы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/23/picture-210083-1361621068.jpg)
план задание по проверке работы кружков по ФГОСНОО
Просмотр работы кружков, цели, задачи, планируемые результаты, формы работы руководителей кружков....
Современный урок в соответствии с требованиями ФГОСНОО. Доклад выступления на МО учитель начальных классов МБОУСОШ № 4 Рахимова Фарзана Фаритовна
Тема: "Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС НОО" (Доклад)Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя. (Э. Хаббард)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/14/picture-1007677-1655195262.jpg)
Лубневская И. Л. г. Воронеж МБОУ "Лицей №1". ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСНОО
Я всегда помню о том, что невозможность достижения эффективности и результативности исследовательской деятельности посеет фрустрацию ребенка. Поэтому, выбирая темы, мы опираемся только на потребности ...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/13/picture-1395675-1736753933.jpg)
Аналитическая справка по результатам диагностики универсальных учебных действий у учащихся 4А класса и готовности перехода в среднее звено 2023-2024 учебный год
Выявление уровня развития познавательных процессов школьников...