О результатах перехода на ФГОС НОО
материал по теме

Выступление на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_perehode_na_fgos.docx11.53 КБ

Предварительный просмотр:

        О результатах перехода на ФГОС НОО

Т.И. Пинчук

        Наша школа с 2010 года участвует в эксперименте по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Педагогический коллектив активно включился в изучение, а затем в апробацию условий введения Федерального государственного образовательного стандарта. В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с  ФГОС, был разработан и утверждён план-график введения ФГОС на начальной ступени обучения, в соответствии с графиком подготовлены все локальные акты о переходе на ФГОС (Приказ №72/2 от 21.07.2010 г., положение о рабочей группе, Приказ №85/5 от 31.08.2010 «О проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО», Приказ №86/13 от 01.09.2010 г. «О должностных инструкциях педработников», Приказ об утверждении ООП НОО от 01.09.2010 года №86/12, Приказ о создании Совета, утверждении плана работы по подготовке и введению ФГОС НОО №72/1 от 21.07. 2010 года), разработана  основная образовательная программа начального общего образования,  внесены изменения в положение об оплате труда с учетом перехода на ФГОС; обновлена материально-техническая база. На сегодняшний день   кабинеты начальной школы оснащены следующими техническими средствами: телевизорами, DVD-плеерами, компьютерами, интерактивной доской, мультимедиапроекторами, принтерами. Кроме того, имеются печатные  и электронные  носители образовательной информации, аудио и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные средства обучения. Анализ кадрового потенциала показал: педагогам, работающим в начальной школе, «войти» в образование по новым стандартам несложно. Во-первых, педагоги школы активно используют здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего и проблемного обучения, игрового обучения, технологии проблемно-диалогического и проектного  обучения, технологию портфолио.        Во-вторых, 80% педагогов, работающих на I ступени образования, являются активными пользователями информационных технологий, владеют основными инструментами пользователя мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.        
        
Опыт первого года апробации условий введения ФГОС показывает, что на данном этапе важным результатом образования считается формирование личности и гражданской позиции школьников.   В соответствии с программой реструктуризации образовательных учреждений Коченевского района наша школа имеет статус  - модель «Социокультурный комплекс»,  а это значит, условия модели  позволяют реализовать программы духовно-нравственного развития и воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни,  а также полноценно организовать внеурочную деятельность обучающихся. В соответствии с требованиями ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеурочной деятельностью охвачены  все учащиеся 1-2 классов. Предварительно проводилось анкетирование по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся и запросов родителей по использованию часов внеурочной деятельности. Результаты показали, что большинство родителей положительно относятся к организации внеурочной деятельности на базе школы: 87 % родителей готовы делегировать школе права по организации досуга своих детей. Школа, взаимодействуя с социальными партнёрами,   предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий по следующим направлениям:

  1. спортивно-оздоровительное: баскетбол, футбол, подвижные игры, волейбол, шахматы;
  2. духовно-нравственное: «Дарим добро», «Жизневедение»;
  3. социальное: «Все цвета кроме чёрного»;
  4. общеинтеллектуальное: «Интеллектика», «Математика и конструирование», «Развитие познавательных способностей»;
  5. общекультурное: «Вернисаж», «Эстетика», «Школа мастеров», «Бисеринка», музыкальная школа.

        На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведется работа по профилактике переутомления учащихся. Организовано двухразовое горячее питание: дети своевременно завтракают и обедают, что дает возможность избежать и снизить заболевания желудочно-кишечного тракта. Для снятия усталости обучающихся имеется игровая комната с уютным интерьером, играми, видеотехникой. После уроков обучающиеся отдыхают не только в этой комнате, но и посещают спортзал, ежедневно, при любой погоде, совершают прогулки на свежем воздухе. Каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя  активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире.  

        Работая в пилотном режиме по переходу на  ФГОС НОО, педагогический коллектив активно делится опытом. Так в сентябре 2010 года на региональной НПК "Организация методического сопровождения ФГОС второго поколения в муниципальных образованиях"  Борозденко О.А. учитель начальных классов выступила с докладом "Просветительская работа с родителями по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников", Пинчук Т.И. учитель начальных классов — с докладом "Разработка и реализация плана воспитательной работы с младшими школьниками учителем начальных классов в соответствии с ООП школы", С.М. Гельд заместитель директора по УВР — с докладом "Формирование школьного плана работы по оценке личностных, метапредметных и предметных результатов младших школьников". В декабре  2010 года на региональной НПК «Проектная деятельность учителя как условие развития образовательных компетентностей учащихся в контексте ФГОС НОО» Пинчук Т.И.  и Гельд С.М. приняли активное участие в работе секции  «Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников как предмет профессионального проекта» и в соавторстве опубликовали опыт работы по данному направлению в журнале «Сибирский учитель» (№6, 2010). В феврале 2011 года в рамках сотрудничества в системе общего образования на основе плана совместной деятельности с ГБОУ ДПО Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» для учителей начальных классов Коченёвского района с целью  обмена опытом работы по реализации модели «Социокультурный комплекс» в условиях перехода на ФГОС НОО, по формированию УУД на уроках и во внеурочной деятельности на базе МБОУ Коченёвской СОШ №2 прошёл научно-практический семинар «Реализация модели «Социокультурный комплекс» в условиях перехода на ФГОС НОО», в рамках семинара Т.И. Пинчук провела открытый урок окружающего мира в 1а классе, О.А. Борозденко — открытое занятие кружка «Юный эколог» в 1б классе. За организацию и проведение на высоком уровне районного научно-практического семинара  отмечены Благодарностью ректора ГБОУ ДПО НИПК и ПРО В.Я. Синенко). Все информационные материалы о ходе апробации механизма введения ФГОС размещены на странице школьного сайта.

        Опыт внедрения ФГОС НОО показал, что его концептуальные идеи и  пути реализации  актуальны и востребованы; введение часов на внеурочную деятельность обучающихся, создаёт возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы со школьниками; школа с продленным днем оказалась востребованной и родителями, и детьми;  много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. Наблюдения за обучающимися показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке.

        Первый год перехода показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем.
В части учебно-методического обеспечения:

  1. недостаток в школьной библиотеке новых УМК;
  2. невозможность повторного использования учебников, что несёт за собой ежегодные финансовые затраты.

В части оценочной деятельности и диагностики:

  1. отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий очень осложняет деятельность учителя;
  2. проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов.

        

        Проблемы есть. Они решаемы. Главное не отступать. И помнить, что никакие, даже самые замечательные методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"

УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....

Особенности деятельности учителя в условиях перехода на ФГОСНОО

Презентация содержит материал,который помогает понять современные требования к учителю и ученику нового поколения....

Итоги работы Экспериментальной площадки Механизм реализации ФГОСНОО на основе деятельностного метода Л.Г.Петерсон"

Итоги работы экспериментальной работы по реализации надпредметного курса " Мир деятельности"1 этап работы....

план задание по проверке работы кружков по ФГОСНОО

Просмотр работы кружков, цели, задачи, планируемые результаты, формы работы руководителей кружков....

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОСНОО. Доклад выступления на МО учитель начальных классов МБОУСОШ № 4 Рахимова Фарзана Фаритовна

Тема: "Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС НОО" (Доклад)Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться без помощи учителя.    (Э. Хаббард)...

Лубневская И. Л. г. Воронеж МБОУ "Лицей №1". ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСНОО

Я всегда помню о том, что невозможность достижения эффективности и результативности исследовательской деятельности посеет фрустрацию ребенка. Поэтому, выбирая темы, мы опираемся только на потребности ...