О результатах перехода на ФГОС НОО
материал по теме
Предварительный просмотр:
О результатах перехода на ФГОС НОО
Т.И. Пинчук
Наша школа с 2010 года участвует в эксперименте по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Педагогический коллектив активно включился в изучение, а затем в апробацию условий введения Федерального государственного образовательного стандарта. В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с ФГОС, был разработан и утверждён план-график введения ФГОС на начальной ступени обучения, в соответствии с графиком подготовлены все локальные акты о переходе на ФГОС (Приказ №72/2 от 21.07.2010 г., положение о рабочей группе, Приказ №85/5 от 31.08.2010 «О проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО», Приказ №86/13 от 01.09.2010 г. «О должностных инструкциях педработников», Приказ об утверждении ООП НОО от 01.09.2010 года №86/12, Приказ о создании Совета, утверждении плана работы по подготовке и введению ФГОС НОО №72/1 от 21.07. 2010 года), разработана основная образовательная программа начального общего образования, внесены изменения в положение об оплате труда с учетом перехода на ФГОС; обновлена материально-техническая база. На сегодняшний день кабинеты начальной школы оснащены следующими техническими средствами: телевизорами, DVD-плеерами, компьютерами, интерактивной доской, мультимедиапроекторами, принтерами. Кроме того, имеются печатные и электронные носители образовательной информации, аудио и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные средства обучения. Анализ кадрового потенциала показал: педагогам, работающим в начальной школе, «войти» в образование по новым стандартам несложно. Во-первых, педагоги школы активно используют здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего и проблемного обучения, игрового обучения, технологии проблемно-диалогического и проектного обучения, технологию портфолио. Во-вторых, 80% педагогов, работающих на I ступени образования, являются активными пользователями информационных технологий, владеют основными инструментами пользователя мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.
Опыт первого года апробации условий введения ФГОС показывает, что на данном этапе важным результатом образования считается формирование личности и гражданской позиции школьников. В соответствии с программой реструктуризации образовательных учреждений Коченевского района наша школа имеет статус - модель «Социокультурный комплекс», а это значит, условия модели позволяют реализовать программы духовно-нравственного развития и воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также полноценно организовать внеурочную деятельность обучающихся. В соответствии с требованиями ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеурочной деятельностью охвачены все учащиеся 1-2 классов. Предварительно проводилось анкетирование по изучению образовательных потребностей и интересов обучающихся и запросов родителей по использованию часов внеурочной деятельности. Результаты показали, что большинство родителей положительно относятся к организации внеурочной деятельности на базе школы: 87 % родителей готовы делегировать школе права по организации досуга своих детей. Школа, взаимодействуя с социальными партнёрами, предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий по следующим направлениям:
- спортивно-оздоровительное: баскетбол, футбол, подвижные игры, волейбол, шахматы;
- духовно-нравственное: «Дарим добро», «Жизневедение»;
- социальное: «Все цвета кроме чёрного»;
- общеинтеллектуальное: «Интеллектика», «Математика и конструирование», «Развитие познавательных способностей»;
- общекультурное: «Вернисаж», «Эстетика», «Школа мастеров», «Бисеринка», музыкальная школа.
На занятиях и в первой, и во второй половине дня ведется работа по профилактике переутомления учащихся. Организовано двухразовое горячее питание: дети своевременно завтракают и обедают, что дает возможность избежать и снизить заболевания желудочно-кишечного тракта. Для снятия усталости обучающихся имеется игровая комната с уютным интерьером, играми, видеотехникой. После уроков обучающиеся отдыхают не только в этой комнате, но и посещают спортзал, ежедневно, при любой погоде, совершают прогулки на свежем воздухе. Каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире.
Работая в пилотном режиме по переходу на ФГОС НОО, педагогический коллектив активно делится опытом. Так в сентябре 2010 года на региональной НПК "Организация методического сопровождения ФГОС второго поколения в муниципальных образованиях" Борозденко О.А. учитель начальных классов выступила с докладом "Просветительская работа с родителями по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников", Пинчук Т.И. учитель начальных классов — с докладом "Разработка и реализация плана воспитательной работы с младшими школьниками учителем начальных классов в соответствии с ООП школы", С.М. Гельд заместитель директора по УВР — с докладом "Формирование школьного плана работы по оценке личностных, метапредметных и предметных результатов младших школьников". В декабре 2010 года на региональной НПК «Проектная деятельность учителя как условие развития образовательных компетентностей учащихся в контексте ФГОС НОО» Пинчук Т.И. и Гельд С.М. приняли активное участие в работе секции «Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников как предмет профессионального проекта» и в соавторстве опубликовали опыт работы по данному направлению в журнале «Сибирский учитель» (№6, 2010). В феврале 2011 года в рамках сотрудничества в системе общего образования на основе плана совместной деятельности с ГБОУ ДПО Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» для учителей начальных классов Коченёвского района с целью обмена опытом работы по реализации модели «Социокультурный комплекс» в условиях перехода на ФГОС НОО, по формированию УУД на уроках и во внеурочной деятельности на базе МБОУ Коченёвской СОШ №2 прошёл научно-практический семинар «Реализация модели «Социокультурный комплекс» в условиях перехода на ФГОС НОО», в рамках семинара Т.И. Пинчук провела открытый урок окружающего мира в 1а классе, О.А. Борозденко — открытое занятие кружка «Юный эколог» в 1б классе. За организацию и проведение на высоком уровне районного научно-практического семинара отмечены Благодарностью ректора ГБОУ ДПО НИПК и ПРО В.Я. Синенко). Все информационные материалы о ходе апробации механизма введения ФГОС размещены на странице школьного сайта.
Опыт внедрения ФГОС НОО показал, что его концептуальные идеи и пути реализации актуальны и востребованы; введение часов на внеурочную деятельность обучающихся, создаёт возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы со школьниками; школа с продленным днем оказалась востребованной и родителями, и детьми; много внимания на уроках и внеурочных занятиях уделяется проектной деятельности; дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. Наблюдения за обучающимися показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке.
Первый год перехода показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем.
В части учебно-методического обеспечения:
- недостаток в школьной библиотеке новых УМК;
- невозможность повторного использования учебников, что несёт за собой ежегодные финансовые затраты.
В части оценочной деятельности и диагностики:
- отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий очень осложняет деятельность учителя;
- проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов.
Проблемы есть. Они решаемы. Главное не отступать. И помнить, что никакие, даже самые замечательные методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"
УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....
Особенности деятельности учителя в условиях перехода на ФГОСНОО
Презентация содержит материал,который помогает понять современные требования к учителю и ученику нового поколения....
Итоги работы Экспериментальной площадки Механизм реализации ФГОСНОО на основе деятельностного метода Л.Г.Петерсон"
Итоги работы экспериментальной работы по реализации надпредметного курса " Мир деятельности"1 этап работы....
план задание по проверке работы кружков по ФГОСНОО
Просмотр работы кружков, цели, задачи, планируемые результаты, формы работы руководителей кружков....
Современный урок в соответствии с требованиями ФГОСНОО. Доклад выступления на МО учитель начальных классов МБОУСОШ № 4 Рахимова Фарзана Фаритовна
Тема: "Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС НОО" (Доклад)Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя. (Э. Хаббард)...
Лубневская И. Л. г. Воронеж МБОУ "Лицей №1". ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСНОО
Я всегда помню о том, что невозможность достижения эффективности и результативности исследовательской деятельности посеет фрустрацию ребенка. Поэтому, выбирая темы, мы опираемся только на потребности ...
Формирование самооценки младших школьников, как условие развития личности при реализации ФГОСНОО
Формирование самооценки младших школьников, как условие развития личности при реализации ФГОСНОО...