языковые компетенции в начальной школе
статья по теме
Предварительный просмотр:
Формирование языковых компетенций в начальной школе.
Л.Г. Логунова, учитель начальных классов МОУ Лицей №41,
З.Ф. Хасанова, учитель начальных классов МОУ Лицей №41.
По основным результатам международного исследования образовательных достижений PISA-2000 российская школа не обеспечивает достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе, отвечающую современным требованиям. На результаты тестирования российских школьников могла повлиять одна из причин: недостаточная практическая ориентированность содержания образования по русскому языку, математике и естественнонаучным дисциплинам, их некоторая оторванность от реалий жизни, окружающей школьника.
Устранение таких недостатков потребует пересмотреть требования к результатам обучения государственных стандартов образования, ввести в программу и учебники материалы практикоориентированного характера, усилить диалогический характер гуманитарного образования, знакомя школьника с различными, порой противоположными точками зрения на события истории и жизни.
Не отказываясь от лучших традиций школы, усилить личностную и практическую направленность содержания и процесса образования, повысив его развивающий характер.
Таким образом, будет устранена одна из претензий к нашим школьникам – неумение пользоваться арсеналом разных источников информации и способов ее переработки в новой незнакомой, нестандартной ситуации.
В стандартах основной школы по русскому языку в настоящее время вводятся понятия «коммуникативные компетенции», «языковые компетенции», «лингвистические компетенции» и «культуроведческие компетенции». Мы придерживаемся следующего содержания понятий «компетентность» и «компетенции»:
- компетентность - это более общее понятие, состоящее из отдельных компетенций, такой подход представлен в работе М.Б. Челышковой: компетентность следует трактовать как интегральную характеристику, распадающуюся на спектр отдельных компетенций;
- компетентность – это определенное состояние индивида, способного самостоятельно решать определенный уровень задач, используя универсальные и специальные способы деятельности, основанные на научных и гуманистических идеях и принципах, а также имеющейся у него системы знаний (О.Е. Лебедев);
- компетенции – это освоенные и сознательно применяемые способы деятельности.
В научной литературе предлагается следующая характеристика содержания компетенций каждого типа:
Языковые компетенции | Лингвистические компетенции | Коммуникативные компетенции | Культуроведческие компетенции |
- фразеологический запас, - грамматический строй речи, - морфологические нормы, - нормы согласования, управления, - построение предложений разных видов. |
-устройство языка и его изменения, - элементы истории науки о русском языке и его выдающихся представителях;
|
|
-познание самобытности; -осознание значимости родного языка;
|
Для того, чтобы учащиеся в полном объеме могли овладеть выше перечисленными компетенциями, целенаправленную систематическую работу по развитию устной и письменной речи школьников нужно начинать с первых дней пребывания в школе, ставя своей целью раскрытие творческой инициативы, пробуждение интереса к языку на основе собственных наблюдений, впечатлений, т.е. формирование мотивации учения.
Эффективное развитие языковых компетенций возможно в деятельностном подходе, который научно обоснован в современной педагогической практике. Деятельность выстраивается через отдельные действия и опирается на субъективный опыт ребенка. Для формирования действия необходимо, чтобы субъект деятельности осознал ее ближайший результат, достижение которого ведет к осуществлению всей деятельности в целом.
Анализ научной литературы и собственный опыт показывает, что для успешного формирования языковых, лингвистических, культуроведческих, коммуникативных компетенций на начальном этапе обучения возможен при соблюдении ряда условий и использование определенных педагогических технологий.
Основными условиями формирования, рассмотренных в таблице компетенций на раннем этапе обучения мы считаем:
- Потребность в высказывании, повышение речевой мотивации, желание выразить свои мысли и чувства.
- Наличие содержательной основы для высказывания, когда ребенок не только хочет говорить, но и может о чем-то сказать.
- Освоение детьми языковых средств, необходимых для создания конкретного текста, выработка у них умения отбирать и использовать эти средства в зависимости от ситуации общения.
Важную роль в формировании компетенций играет и процесс обучения, и место ученика в этом процессе, его эмоциональный комфорт, и необходимость построения системы обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого школьника.
Компетентностный подход к обучению требует овладения учащимися определенным набором способов деятельности в процессе обучения. Знания, приобретенные учащимися в процессе обучения, должны быть ориентированы на самостоятельное использование их в учебном процессе. Для этого необходимо тщательно отбирать дидактические средства с учетом трудностей усвоения и сложности самостоятельного их применения в нестандартных ситуациях, использование заданий на дифференциацию внешне сходных явлений, на классификацию изученного.
Предполагаемым результатом обучения в рамках компетентностного подхода можно считать сформированные качества личности как коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
Список литературы
1. Богданова Г.Н. Развитие языковой компетенции младших школьников.
2. Божович Е.Д. Развитие языковых компетенций школьников: проблемы и подходы.
3. Быстрова Е.А. Русский язык. Проблемы и размышления.
4. Компетентностный подход в образовании. Сборник материалов и тезисов Региональной научно- практической конференции 9 февраля 2006 года. Ижевск: УдГУ, 2006.
5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии, 2004. №5.
6. Проект «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования » Часть 1.-М.: Готика, 2003.
7. Развивающее образование. Том 2. Нерешенные проблемы развивающего образования. – М.: АПК и ПРО,2003.
8. Цукерман Г.А., Ермакова И.В. Развивающие эффекты системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Взгляд со стороны компетентностного подхода.
9.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театр как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы
В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры,...
КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ВОЗРАСТНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 3-4 ВИДА.
По каждому параметру речи в каждом классе определяются три уровня возрастной языковой способности учащихся. Характеристика каждого уровня обязательно прописывается и имеет цветовое отражение в таблице...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Контрольно-педагогические измерения сформированности языковой компетенции учащихся начальной школы в классах с углубленным изучением английского языка по УМК И.Н.Верещагиной ENGLISH2-4 »
РЕЕОМЕНДОВАНО ДЛЯ 2-4 КЛАССОВ...
Диагностика языковой компетентности учащихся начальной школы
Материал содержит пункты работы по языковой диагностике учащихся...
Игра как способ повторения и обобщения изученного языкового материала в начальной школе на основе учебника «Английский язык» авторов Быкова Н.И., Дули Д.
В данной методической разработке представлена командная игра, с помощью которой учащиеся 4 класса смогут повторить изученный в ходе первой учебной четверти материал (1 и 2 модуль учебника «Англи...
Теоретические основы технологии «языковой портфель». Использование языкового портфеля в начальной школе.
История введения понятия "языковой портфель". Языковой портфель по чтению в начальной школе является инструментом формирования и развития регулятивного универсального учебного действия &nda...
Технологическая карта урока русского языка "Выбор языковых средств" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: формирование умения у обучающихся использовать языковые средства для ответа на заданный вопрос.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические...