моя концепция
статья по теме

система работы учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koncepciya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

МОЯ КОНЦЕПЦИЯ (система  педагогической работы)

             

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.    Конфуций (древний китайский мыслитель)

          Передо  мной в течение всей моей педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, моё профессиональное кредо, личностную позицию. Мне, как  учителю начальных классов: нужно не только научить писать, считать, читать, изучить законы природы, но воспитать думающего человека, умеющего разумно относиться к природе, беречь, сохранять ее, то есть дать ему те знания, которые нужны в жизни.

          В современных условиях развития российского общества не приемлемы решения вчерашнего дня. Хотим мы того или не хотим, сегодняшний день становится прошлым, а завтрашний - настоящим. Сможет ли школа соответствовать завтрашнему дню - зависит от того, сможет ли она измениться.

         Школьное образование не остается неизменным. Оно развивается на протяжении уже нескольких столетий.

Школа должна стать современной не только по форме, но и по содержанию. Находиться в школе, должно быть комфортно, к этому и стремимся.

К каждому ребёнку ищу индивидуальный подход, без риска для здоровья в процессе обучения, так как приоритет здорового образа жизни должен быть в полной мере реализован в школе.

         Во все времена педагогов во всем мире и меня в частности  волновала и волнует проблема воспитания толерантности и нравственности подрастающего поколения.

(древнегреческий философ) Плутарх

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти» .        

Сегодня важное значение  в воспитании детей имеет курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Данный курс уже третий год в 4 – х классах  веду я, закончив, в 2010 году курсы по теме: Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

        Цель курса ОРКСЭ: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных   традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.             Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 -11 лет (именно тот благоприятный возраст для становления личности) представлений         о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

         Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Курс ОРКСЭ играет важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащихся, так и в воспитательном процессе порядочного, честного, достойного гражданина.

        Два года вела модуль «Основы мировых религиозных культур», где детей знакомила  сразу со всеми мировыми религиями: ислам, православие, буддизм, иудаизм. В этом году по желанию родителей перешли на модуль «Основы светской этики».

Свои уроки строю на принципах

- научности, как требование соответствия содержания, форм и методов образования современному уровню развития науки и техники; 

- принципе  гуманистической направленности педагогического процесса, требующий подчинения обучения и воспитания задачам формирования и развития всесторонне развитой личности;

принципе наглядности как отражение взаимозависимости интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности;

принципе  эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания, предполагающий формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности как основы отношения нравственного.

Предмет ОРКСЭ  мне как учителю очень нравится. С большим интересом я готовлюсь к каждому уроку, открываю для себя что-то новое, ценное. В своей работе использую разнообразные формы и виды учебной деятельности (групповая работа, работа в парах, индивидуальная, фронтальная). В процессе преподавания модуля,  провожу целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции; создаю  условия для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся, формирую умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Использую разные формы занятий: беседы, интервью у родителей, конкурсы рисунков, творческие работы, круглый стол, экскурсии, диспут. Дети на уроках работают достаточно активно, получают много новых знаний. Хотя по предмету не выставляем отметку, но дети с большим желанием готовят домашнее задание, а так же активно включаются в разговор.  При этом на первое место вместо отметки - поощрения в виде похвалы. Важно заметить малейшее продвижение ученика вперед и за это поощрить. Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример. На уроке нередко складываются такие ситуации. У ребенка в такие моменты возникает прилив энергии. Активность, вызванная стремлением к похвале, переходит в неподдельный интерес к самой работе. Как правило, ситуация успеха чаще возникает у сильных учеников, а слабые остаются в тени. Ситуацию успеха для таких школьников надо создавать искусственно. В любом учебном материале можно найти трудное и легкое, важное и менее важное, интересное и непривлекательное. Слабым детям для начала предложить легкое. Пусть ребенок познает радость успеха, пусть поверит в свои силы. Ситуация успеха – это эффективное средство воспитания положительного отношения к учению.

     Учу детей высказывать свою точку зрения, помогаю раскрываться. Всегда говорю знаменитые высказывания:  «На ошибках учатся» и «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Дети любят ОРКСЭ, с нетерпением ждут его.

        Не забываю о воспитании не только на уроке ОРКСЭ, где ему и учимся, но и  на любом другом уроке. Урок – это не только форма обучения, когда существенными кажутся лишь две вещи: учитель – хороший специалист своего предмета, учитель – авторитет для учеников, поддерживающий нужную дисциплину на уроке. Результатом при таком подходе будет успешное «перекладывание» ЗУНов из рук учителя в руки учеников. Хороший педагог должен «сеять разумное, доброе, вечное» и отвечать за полученный урожай. И в конце хотелось бы сказать словами поэта:

«Нет в саду цветов негодных,

Некрасивых, неприродных,

Хуже трав или плодов.

Нет в саду таких цветов.

Нет в саду цветов-лентяев,

У заботливых хозяев

Нет неряшек, лежебок,

 Грубый не найти цветок.

Жизни сад благоухает,

Красотою восхищает,

 Если в нем живут труды,

 Если много доброты,

То и знание растет

 И любви чудесный плод.

С незапамятных времен

 В мире царствует закон.

 Ты сейчас его прочтешь:

 «Что посеешь – то пожнешь».

Кроме того, педагог должен понимать, что:

стабильности в мире нет, нужно быть готовым к любым неожиданностям;

его главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников – самые верные его союзники;

часть функций учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим;

и, самое главное, учитель должен постоянно учиться, совершенствовать свои знания, идти в ногу со временем.

И закончить хочу словами Конфуция:

«Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться».


        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"

 Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образ...

Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"

Актуальность темы обусловлена  обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...

Педагогическая концепция

Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и ре...

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

От концепции «винтика» к концепции Человека!

Моя педагогическая философия!...