моя концепция
статья по теме
Предварительный просмотр:
МОЯ КОНЦЕПЦИЯ (система педагогической работы)
Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький. Конфуций (древний китайский мыслитель)
Передо мной в течение всей моей педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, моё профессиональное кредо, личностную позицию. Мне, как учителю начальных классов: нужно не только научить писать, считать, читать, изучить законы природы, но воспитать думающего человека, умеющего разумно относиться к природе, беречь, сохранять ее, то есть дать ему те знания, которые нужны в жизни.
В современных условиях развития российского общества не приемлемы решения вчерашнего дня. Хотим мы того или не хотим, сегодняшний день становится прошлым, а завтрашний - настоящим. Сможет ли школа соответствовать завтрашнему дню - зависит от того, сможет ли она измениться.
Школьное образование не остается неизменным. Оно развивается на протяжении уже нескольких столетий.
Школа должна стать современной не только по форме, но и по содержанию. Находиться в школе, должно быть комфортно, к этому и стремимся.
К каждому ребёнку ищу индивидуальный подход, без риска для здоровья в процессе обучения, так как приоритет здорового образа жизни должен быть в полной мере реализован в школе.
Во все времена педагогов во всем мире и меня в частности волновала и волнует проблема воспитания толерантности и нравственности подрастающего поколения.
(древнегреческий философ) Плутарх
«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти» .
Сегодня важное значение в воспитании детей имеет курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Данный курс уже третий год в 4 – х классах веду я, закончив, в 2010 году курсы по теме: Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель курса ОРКСЭ: формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 -11 лет (именно тот благоприятный возраст для становления личности) представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Курс ОРКСЭ играет важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащихся, так и в воспитательном процессе порядочного, честного, достойного гражданина.
Два года вела модуль «Основы мировых религиозных культур», где детей знакомила сразу со всеми мировыми религиями: ислам, православие, буддизм, иудаизм. В этом году по желанию родителей перешли на модуль «Основы светской этики».
Свои уроки строю на принципах
- научности, как требование соответствия содержания, форм и методов образования современному уровню развития науки и техники;
- принципе гуманистической направленности педагогического процесса, требующий подчинения обучения и воспитания задачам формирования и развития всесторонне развитой личности;
принципе наглядности как отражение взаимозависимости интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности;
принципе эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания, предполагающий формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности как основы отношения нравственного.
Предмет ОРКСЭ мне как учителю очень нравится. С большим интересом я готовлюсь к каждому уроку, открываю для себя что-то новое, ценное. В своей работе использую разнообразные формы и виды учебной деятельности (групповая работа, работа в парах, индивидуальная, фронтальная). В процессе преподавания модуля, провожу целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции; создаю условия для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся, формирую умения осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. Использую разные формы занятий: беседы, интервью у родителей, конкурсы рисунков, творческие работы, круглый стол, экскурсии, диспут. Дети на уроках работают достаточно активно, получают много новых знаний. Хотя по предмету не выставляем отметку, но дети с большим желанием готовят домашнее задание, а так же активно включаются в разговор. При этом на первое место вместо отметки - поощрения в виде похвалы. Важно заметить малейшее продвижение ученика вперед и за это поощрить. Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример. На уроке нередко складываются такие ситуации. У ребенка в такие моменты возникает прилив энергии. Активность, вызванная стремлением к похвале, переходит в неподдельный интерес к самой работе. Как правило, ситуация успеха чаще возникает у сильных учеников, а слабые остаются в тени. Ситуацию успеха для таких школьников надо создавать искусственно. В любом учебном материале можно найти трудное и легкое, важное и менее важное, интересное и непривлекательное. Слабым детям для начала предложить легкое. Пусть ребенок познает радость успеха, пусть поверит в свои силы. Ситуация успеха – это эффективное средство воспитания положительного отношения к учению.
Учу детей высказывать свою точку зрения, помогаю раскрываться. Всегда говорю знаменитые высказывания: «На ошибках учатся» и «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Дети любят ОРКСЭ, с нетерпением ждут его.
Не забываю о воспитании не только на уроке ОРКСЭ, где ему и учимся, но и на любом другом уроке. Урок – это не только форма обучения, когда существенными кажутся лишь две вещи: учитель – хороший специалист своего предмета, учитель – авторитет для учеников, поддерживающий нужную дисциплину на уроке. Результатом при таком подходе будет успешное «перекладывание» ЗУНов из рук учителя в руки учеников. Хороший педагог должен «сеять разумное, доброе, вечное» и отвечать за полученный урожай. И в конце хотелось бы сказать словами поэта:
«Нет в саду цветов негодных,
Некрасивых, неприродных,
Хуже трав или плодов.
Нет в саду таких цветов.
Нет в саду цветов-лентяев,
У заботливых хозяев
Нет неряшек, лежебок,
Грубый не найти цветок.
Жизни сад благоухает,
Красотою восхищает,
Если в нем живут труды,
Если много доброты,
То и знание растет
И любви чудесный плод.
С незапамятных времен
В мире царствует закон.
Ты сейчас его прочтешь:
«Что посеешь – то пожнешь».
Кроме того, педагог должен понимать, что:
стабильности в мире нет, нужно быть готовым к любым неожиданностям;
его главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников – самые верные его союзники;
часть функций учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим;
и, самое главное, учитель должен постоянно учиться, совершенствовать свои знания, идти в ногу со временем.
И закончить хочу словами Конфуция:
«Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"
Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образ...
Выступление на областной научно – практической конференции “Непрерывность образования: опыт реализации преемственности ступеней образования» (в рамках Концепции качества образования)
В данной статье обобщён опыт работы школы по преемственности при переходе "ДОУ- школа I ступени"....
Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"
Актуальность темы обусловлена обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...
Педагогическая концепция
Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и ре...
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России...
От концепции «винтика» к концепции Человека!
Моя педагогическая философия!...