Внедрение здоровьесберегающих технологий
материал по теме

Киселева Марина Сергеевна

Проект административной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс»

Аналитическое обоснование проекта.

     Вопросом здоровья подрастающего поколения озабочены сегодня все, начиная с президента заканчивая родителями. Действительно, последнее время об этом говорят часто и много. Мы слышим удручающие цифры по поводу нездоровья наших детей. Минздравом России было установлено, что лишь 32 % детей являются практически здоровыми, 51 % - имеют функциональные отклонения, а 16 % - хронические заболевания.

Да, скажете Вы, проблема не нова, и обусловлена она множеством объективных факторов, от нас порой не зависящих. Среди них: экология, наследственность, низкий уровень образования родителей, но большая часть приходится на образ жизни, включающий в себя вредные привычки, неправильное питание и малоподвижный образ жизни. И здесь мы смело скажем: « Не во всём виновата школа.» И будем безусловно правы, НО...есть нюанс.

Статистические данные показывают, что за период обучения в школе показатели здоровья, и без того невысокие, еще снижаются в среднем на 10-12 %. Таким образом за время обучения в школе ребенок теряет своё здоровье. Вот эти  риски мы и должны исключить. В этом заключается суть здоровьесберегающих технологий: не усугубить, не навредить, помочь ребенку сохранить здоровье за период обучения в школе.

В Федеральном законе «Об образовании» отмечается:

«Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся», но к сожалению, это условие в школах не подкрепляется практически.

Проблема улучшения здоровья школьников не может быть решена в полной мере, если не будет  проведена комплексная экспертиза всего образовательного процесса и условий реализации учебных программ, анализа объема домашних заданий, методик преподавания с точки зрения здоровьесберегающей, а не «здоровьевредящей» педагогики. При нынешнем подходе и учитель, и ученик становятся «заложниками» в погоне за выполнением учебной программы, когда нет времени ни на закрепление, ни на повторение, не говоря уже о выработке устойчивых навыков.


Традиционные подходы к образовательному процессу не предусматривают решения данной проблемы, а именно воспитания у детей приоритета здоровья, как одной из важнейших жизненных ценностей. Для этого необходимо формирование культуры здоровья на всех этапах обучения, оно должно интегрироваться в весь образовательный процесс, на всех его этапах.

В настоящее время ни у кого нет сомнений в том, что проблема здоровья включает в себя не только медицинский аспект, но и педагогический. Ведь сформировать у человека устойчивые мотивы к сохранению здоровья   можно лишь в результате воспитания.

Таким образом здоровье — это категория педагогическая. Несомненно, эта тема актуальна и обсуждается в каждой школе, в каждом педагогическом коллективе и мы уверены, в деятельности каждого образовательного учреждения присутствуют компоненты здоровьесберегающей деятельности, но нужно продумать стратегию решения данного вопроса.

Мы подошли к тому, что нужно многое менять. В первую очередь менять в себе, в личной педагогической тактике каждого учителя, построении инновационного образовательного процесса в целом.

Необходимо повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах здоровья, включающую в себя мировоззренческую и профессиональную составляющие. На сегодняшний день культура здоровья педагога еще не сформирована.

Для решения поставленной цели мы предлагаем данный проект, направленный на создание управленческого механизма по внедрению интерактивных технологий со здоровьесберегающим потенциалом в образовательный процесс. Использование данных технологий поможет решить проблему снятия школьных факторов риска, интенсификации учебного процесса, помогут избежать стрессовой педагогической тактики со стороны учителя, а также сделает более эффективной воспитательную работу в школе.


Цель проекта:

• создать механизм управленческих решений для повышения

профессиональной компетентности педагогов и внедрения

  интерактивных технологий со здоровьесберегающим потенциалом в    образовательный процесс.

Задачи:

  1. Проанализировать      обстановку      состояния      человеческих      и
    материальных ресурсов для решения поставленных целей.
  2. Разработать     систему    мер     и        способов     для    мотивации
    педагогического коллектива к планируемым изменениям.
  3. Разработать     управленческий     механизм      для      осуществления
    изменений    в    профессиональной    компетентности    педагогов    в
    вопросах здоровъесбережения   через   подпроектную деятельность.
  1. Осуществить реализацию новых подходов в учебной практике.
  1. Создать условия для  поддержки успешно работающих педагогов
    посредством   профессиональных   конкурсов   и   плана   реализации
    проекта.

Целевые группы:

1. группа-администрация.

2. группа-учителя.

3.группа-учащиеся.

Содержание проекта:

Реализацию данного проекта предполагается начать с анализа состояния человеческих ресурсов (уровень подготовки педагогических работников по данному вопросу и их степень готовности к инновации,


мировоззренческие установки) и материальных ресурсов общеобразовательных учреждений для переподготовки педагогов.

После выявления кадрового потенциала, внутри педагогической команды осуществляется поиск эффективных регуляторов для мотивации коллектива в области инновации и планирование их подготовки к этой работе.

В ходе осуществления проекта будет разработан управленческий механизм, включающий следующие мини-проекты, а также критериальные параметры для оценки эффективности.

Одновременно будут продуманы меры материального и морального поощрения. Выход данного проекта будет осуществляться в организации обмена опытом, участие во внешкольных конкурсах, национальных проектах.

Эффективность результатов реализации данного проекта требует мониторинговых исследований.

Среди оцениваемых результатов можно выделить три основные категории:

  1. Изменения педагогических условий, направленных на устранение
    школьных факторов риска;
  2. Изменение мировоззренческих установок и появление устойчивой
    мотивации к здоровью и здоровому образу жизни у целенаправленных
    групп;

3.Стабилизация показателей здоровья учащихся с возможным переходом к улучшению его показателей при высоком уровне обученности и компетентности обучаемых, (профессиональная компетентность, комфортность уроков, повышение уровня обученности при сохранении здоровья учащихся; мотивация учителя и учащихся; снижение случаев поведенческих рисков среди учащихся).

Поэтапная реализация проекта:

1 этап.

Анализ обстановки состояния человеческих и материальных ресурсов

для поставленных целей.

В ходе данного этапа создается инициативная группа в составе директора, его заместителей и творческой группы педагогов, которая займется предварительной разработкой и отбором критериальных оценок, методов диагностирования и диагностического инструментария, исходя из поставленной цели; выберет и проанализирует ситуацию зафиксирует стартовый уровень, оценит потенциальную возможность материальных и человеческих ресурсов;


2 этап.

Вторым этапом, очень важным  на наш  взгляд, являются задача
разработки эффективных рычагов мотивации педагогов. Здесь нужен

широкий  диапазон,  так  как стимулы к работе у всех разные.

1. Управленческое решение:

Разработать «Положение о материальном стимулировании педагогов за внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс». Данное положение должно включать различные мотиваторы:

  1. материальное стимулирование; инструментарий
  2. моральное стимулирование;
  3. поощрение почётными грамотами, выдвижение на районные,
    областные, РФ;
  4. общественное признание (объявление благодарности, статья в СМИ
    (районной, школьной и т.д.).

  1. . Презентовать сравнительный анализ традиционного и
    интерактивного обучения.
  2. . Запланировать ознакомление педагогов с опытом других школ,
    работающих в плане внедрения интерактивных технологий
    (заманить успехом)

4. Опережающее управленческое решение

Разработка «Положения о профессиональных конкурсах для педагогов»

    5.  Для усиления стимулирующей поддержки проекта необходимо оценить и спланировать объём финансирования для поощрения педагогов.

   6. Привлечение социальных партнёров.

3 этап.

Разработать управленческий механизм для осуществления изменений в

профессиональной  компетентности педагогов в вопросах здоровьясбережения через предпроектную деятельность.    

   •  Творческая группа для реализации проекта будет организовывать и проводить тематические педсоветы по данному вопросу, выступления на других педсоветах.

   • Выявить инициативных педагогов и направить их на квалификационные курсы (обучить команду тьютеров 3-4 человек).


  • Проводить обучение других педагогов новым интерактивным
методам ведения уроков через МО (с помощью команды
тьютеров).

 • Разработка и обсуждение проектов уроков нового типа на МО, в
ходе чего происходит внедрение передового опыта педагогов.

 • Проводить систематическое наблюдение, оказывать
методическую помощь.

 • Проводить внутришкольные конкурсы (на первичном этапе,
например, «Фестиваль открытых уроков», «презентация», ... )

 • Проводить мониторинг детей и педагогов.

4 этап.

Осуществить реализацию новых подходов в учебной практике.

Творческая группа из 2-3 человек.

  1. Улучшение материально-технической базы
  2. Расширение затрат
  3. Методическая помощь
  4. Осуществить ресурсную поддержку.

5 этап.

Осуществить реализацию новых подходов в учебной практике.

'

        Рейтинг

        •  Обмен опытом.

       •  Выходы на конкурсы.

       • Внешкольный национальный проект.

Ожидаемый результат.

  1. Создание управленческого алгоритма для повышения
    педагогической компетентности педагогов в использовании
    интерактивных технологий.
  2. Система мероприятий.
  3. Показатель вовлеченности педагогов в проект.
  4. Определение развивающего эффекта .
  5. Повышенный рейтинг школы в глазах родителей, РОНО.
  6. Рейтинг учителей.


Возможные риски:

1. Несформированность стремления у отдельных педагогов,
включающую в себя совершенствование профессиональной
культуры в вопросах здоровьесбережения.

2. Личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное
самовосприятие, заниженная самооценка личности педагога.

3. Некомпетентность руководителя в данном вопросе.

4. Преобладание авторитарных методов руководства.

 

Критериальная база:

  • Создание экспериментальной группы по обощению результатов деятельности педагогического коллектива по внедрению интерактивных технологий в исследовательский процесс Выбор методик и параметров оценки результатов деятельности проекта;

  • Разработка положений о премировании участников пректа по результатам деятельности;

  • Оценка результатов конкурсов, уроков, внеклассных мероприятий, участников-учителей и учащихся и изучение мнения родителей по мере проведения мероприятий;

  • Обобщение опыта учителей, создание «Портфолио» заместителем директора по УВР при участии руководителей МО учителей предметников.

Инструментарий критериальной базы:

1.  Состояние здоровья обучающихся, создание карты здоровья

 - отсутствие прогрессирующих заболеваний;

  - частота заболеваемости ОРВИ, хроническими, отсутствие рецидивов;

 - количество пропущенных уроков;

 - физические показатели здоровья.

            2.  Качество образования учащихся

                  - стабильность успеваемости;

З. Психологические показатели учащихся:

         

          - мотивация к учению;

          - комфортность.

4. Профессиональная компетентность  педагога:

       

          - владение S-S общением;

- сформированностъ мировоззренческих установок на здоровье и

здоровьесбережение;

- владение педагогическими технологиями со здоровьесберегающим

потенциалом;

-        стремление к творческому росту.

5.Наблюдение за поведенческими рисками учащихся

         -отставленное анкетирование обучающихся по специальным анкетам;

-        анкетрование родителей;
- анкетирование педагогов;

- отслеживание % стоящих на контроле (пдн, вшк и тд.).


Мини-проект

«Внедрение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Аналитическое обоснование проблемы:

Отмечающееся в последние годы ухудшение стартового здоровья новорожденных приводит в последующем к нарушению здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Сниженный уровень здоровья детей 6-7летнего возраста, приступающих к систематическому обучению в школе, самым неблагоприятным образом сказывается на процессах адаптации к школьным нагрузкам, являясь одной из основных причин дальнейшего ухудшения их здоровья, что, естественно, существенно снижает возможности успешного обучения.

У большинства учащихся начальной школы существует несоответствие календарного и биологического возраста, вследствие этого они отстают в своём развитии: не сформированы концентрация внимания, переключаемость с одного вида деятельности на другой, усидчивость.

В настоящее время здоровье рассматривается как педагогическая категория. Поэтому желательно учителю быть грамотным в вопросах здоровьесбережения и уметь правильно выстроить работу в рамках урока, стабилизируя здоровье детей с возможным переходом к улучшению и способствовать их развитию.

Цель:

 овладеть необходимым объёмом знаний в области здоровьесбережения

младших школьников, освоить приёмы и методы ведения уроков, сохраняющих здоровье, и применять их в урочной деятельности.

Задачи:

1. Проанализировать состояние здоровья учащихся данного класса, уровень готовности к обучению;

2. Изучить возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста;

3. Освоить интерактивные технологии через самообразование и квалификационные курсы;


4.Провести подготовку детей: применять элементы новых технологий на уроках;

5. Создать систему уроков в рамках здровьесбережения;

6. Разрабатывать критериальную базу для оценки эффективности деятельности:

 - состояние здоровья учащихся;

 - успешность;

 - развитие общеучебных навыков;

 - учебная мотивация.

7. Оценить эффективность новых пед.технологий.

Содержание:

Реализацию данного мини-проекта предполагается начать с анализа состояния здоровья детей данного класса, выявить уровень санитарно-гигиенических условий класса.

После выявления уровня здоровья учащихся необходимо педагогу изучить возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста.

Одновременно с этим в ходе реализации данного проекта педагог осваивает интерактивные технологии путём самообразования или на квалификационных курсах.

Получив необходимые знания, учитель начинает готовить детей, применяя элементы новых технологий на своих уроках. После чего педагог разрабатывает систему уроков, которые могут быть использованы в начальной школе, и критериальную базу для оценки эффективности деятельности детей.

Критериальная база:

 - оценка состояния здоровья учащихся (учёт медицинских рекомендаций);

- оценка учебной мотивации (метод тестирования два раза в год)

- уровень развития общеучебных навыков (систематически, по итогам четверти или по итогам изучения тем, срезовые работы);

 - успеваемость;

 - настроение.

В конце проекта планируется познакомить с результатами своих коллег по школе и родителей (в различной форме).

Ожидаемый результат:

Создание модели интерактивных уроков в начальной школе для повышения уровня обученности детей при сохранении здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Внедрение здоровьесберегающих технологий в начальных классах"

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических д...

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий

Обобщение опыта по теме: Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий...

Доклад. "Из опыта работы начальных классов по внедрению здоровьесберегающих технологий".

Этот доклад отражает работу МО учителей начальных классов в рамках здоровьесберегающих технологий в нашей школе. Далее будет несколько частей презентации, если уместятся, где отражена доказательная ба...

Доклад на тему: "«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий.» "

«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровье сберегающих технологий.»...

Доклад на тему: "«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий.» "

«Сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение здоровье сберегающих технологий.»...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной       профилактики...