Предметные дни в школе.
занимательные факты
Материалы можно использовать при проведении предметных дней в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Олимпионик»
Ход мероприятия.
(звучат фанфары, вбегает Глашатай)
Глашатай: Слушайте! Слушайте! Слушайте! И не говорите, что вы не слышали! Время пришло, все на турнир! Да победит сильнейший!
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Раз Глашатай объявил о начале турнира. Значит можно начинать, дорогие участники и гости турнира…
(Глашатай перебивает)
Глашатай: О Боги, вы совсем забыли о традициях! Не гневайте Богов, подождите!
Ведущий: Чего ждать? Участники на месте, гости и болельщики в сборе!
Глашатай: А Богиня Знаний? Какой же турнир без нее? Она уже в пути, побегу ее встречать. (убегает)
Ведущий: Пока мой друг встречает Богиню Знаний, дорогие гости, позвольте представить участников сегодняшнего турнира. В нем участвуют две олимпийские команды, которые в честном поединке выяснят, кто из них лучше знает великий русский язык. Вы знаете, что на Олимпийские игры игроки приезжают командой, но роль каждого игрока очень важна, ведь завоевывая призовые места в личном зачете, они тем самым продвигают свою команду вперед. И наши участники должны об этом помнить. И никто сейчас не знает, чья команда победит, и кто завоюет высокое звание Олимпионика.
(звучат фанфары, Глашатай вводит Богиню Знаний)
Глашатай: Приветствуем Богиню Знаний!
Ведущий: Приветствуем, тебя Богиня Знаний! Все уже готово для открытия турнира, олимпийцы - на месте и вы, пожалуйста, займите самое почетное место в этом зале – место главного судьи в турнире.
Богиня Знаний: Спасибо дорогие друзья за приглашение! Перед началом турнира я хочу обратиться к Олимпийцам. Помните, что вы должны быть предельно честными и правдивыми на турнире, и в этом вы должны сейчас поклясться.
Участники клянутся: Клянемся, что тренировались, как требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянемся, что для достижения победы не будем прибегать к неправильным приемам.
Судья: А мы, судьи, в свою очередь обещаем. Что будем выносить свои решения честно и неподкупно.
Ведущий: На Олимпийских турнирах, которые начали проводиться в Древней Греции очень давно, с 8 века до н.э., был обычай в первый день игр приносить жертвы Богам. А мы, соблюдая древние традиции этого праздника решили принести в дар тебе, Богиня Знаний, самое дорогое, что у нас есть – свои пятерки, которые получили участники турнира в этом учебном году. Сегодня в этой корзине ____пятерок. Право вручить бесценный дар Богине предоставляется самому достойному Олимпийцу, он получил больше всех пятерок.
(вручается корзина с пятерками)
Ведущий: Ну, что ж все традиции соблюдены, можно начинать.
(Глашатай ударяет в гонг)
Глашатай: Объявляю первый тур!
Ведущий: Русский язык – великий язык! Владеть им целая наука, ведь в русском языке очень много слов, украшающих речь и делающих ее выразительной. Но, чтобы пользоваться ими, нужно знать их лексическое значение. 1 тур посвящен раскрытию значения слов и выражений.
Задание: на подносе карточки с именами существительными общего рода, ваша задача объяснить лексическое значение вытянутого слова. Объясняете по очереди. За слово – 1 б., а команда может заработать 5 б.
Слова: задира, невежа, разиня, зевака, проныра, растяпа, выскочка, пустомеля, растрепа, попрошайка.
Ведущий: Следующее задание 1 тура посвящено фразеологическим оборотам. Запас фразеологизмов в русском языке очень велик. Умеренное и осмысленное употребление их украшает речь, но чтобы использовать фразеологические обороты в своей речи – нужно знать их значение. Следующий конкурс «Бой соперников». Я показываю рисунок, на котором изображен предмет, Олимпиец называет фразеологический оборот, используя название предмета, а игрок из противоположной команды, сидящий напротив, объясняет его лексическое значение. На этом этапе каждый может заработать 2 б, а команда – 10 б.
Яблоко – яблоку негде упасть.
Муха – слышно, как муха пролетела.
Калоша – сел в калошу.
Рыба – как рыба об лед.
Иголка – искать иголку в стогу сена.
Комар – комар носа не подточит.
Рубашка – в рубашке родился.
Нос – водить за нос.
Шило – шило в мешке не утаишь.
Решето – голова, как решето.
Ведущий: 1 тур закончен, пока судьи подводят итоги, слово группе поддержки одной из команд.
(инсценировка «Ленительный падеж»)
Глашатай: Объявляю начало 2 тура.
(бьет в тарелку 2 раза)
Ведущий: В этом туре многоборцы покажут свои знания по морфологии, морфемике и фонетике. На табло разделы русского языка. Задания зашифрованы, они под числами. Каждое число – степень сложности. Чем больше число, тем сложнее задание. 10 – самое легкое, 50 – самое сложное. Перед Олимпийцами стоит сложный выбор – самим оценить свои силы. Ведь, выбрав самое сложное задание, можно заработать 50 баллов, но если ошибешься – останешься с носом и в команду не вложишь ни очка.
1.Морфология.
10б.
1) раздели на три группы слова: тепло, крик, чистые, начищать, теплое, кричать.
2)Найди лишнее слово – солнце, радость, свежий, скромность.
20б.
1)Назови морфологические признаки слова: лошадь.
2 )Назови морфологические признаки слова: увидела.
3)Назови морфологические признаки слова: интересная.
4)Назови существительные во мн.ч. – курица, небо, чудо , судно, шофер.
30 б.
1)От прилагательного «синий» образуй глагол и существительное.
2)Образуй форму мн.ч. от слов :грамм, помидор, катер, округ, носок.
3)Переставь буквы, чтобы получилось слово:
ЫСТАЧИ частый
ЛОДЕВОЙ деловой
ГОРАЗВОР разговор
Найди лишнее слово.
40б.
1) какими частями речи могут быть слова: раненый, больной. Составь с ними предложение.
2) какими частями речи могут быть слова: мели, окуни. пряди, простой? . Составь с ними предложение.
3)какими частями речи могут быть слова: пряди, простой? . Составь с ними предложение.
50б.
1)Укажи одушевленное существительное м.р., в Т.п.
Мечтаю о лете.
Спрятаться за дубом.
Сидеть на берегу.
Играть с другом.
2)Найди сущ. Ж.р., в Д.п.
Приехать к бабушке
Рассказать папе.
Книга о природе.
Идти по улице.
3)Из данных слов выбери формы одного и того же слова и родственные слова:
Лес, лесник, лесной, прелесть, лесенка, лесничий, слесарь.
2.Морфемика.
10б.
1)Какое из слов соответствует схеме:
Подделка, ссора, конный.
2) Какое из слов соответствует схеме:
Выскочка, улыбка, огурчик.
3)найди лишнее слово: сад, садик, домик.
20б.
1)выдели одинаковые окончания в словах:
Домов, столов, ковров, коров, голов, основ.
2) выдели одинаковые окончания в словах:
Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.
30б.
1)Найди слова с одинаковой приставкой:
Собака, соска, сорванец, сошел.
2)найди слово с одинаковой приставкой:
Вокруг, воронье, водовоз, войду.
3)К схеме подбери слово:
Прист+корень+суфф.+окон.
40б.
1)Из каждого слова возьми один слог и образуй новое слово:
Пластинка, картина, павлин (пластилин).
2) Из каждого слова возьми один слог и образуй новое слово:
Сапоги, парашют, фантазия (сарафан).
3) Из каждого слова возьми один слог и образуй новое слово:
Косари, заморозки, летчик.
50б.
1)Отгадай слово:
Корень мой ищи в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» вы встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале. (оценка)
2)Корнем с «дорогой» роднится,
В «сборе» приставка таится,
Суффикс, кА в слове «родник»,
Целым же в космос проник. Спутник)
3)Мой корень – родственник «сраженью»,
Приставка – в слове «заявление»,
В «наборщике» есть суффикс мой.
А весь – тружусь я под землей. (забойщик)
3.Фонетика.
10б.
1)Сколько букв в русском языке?
2)Сколько гласных и согласных?
3)назови всегда твердые и мягкие согласные звуки.
4)Может ли быть такое, что звуков в слове меньше, чем букв, объясни.
20б.
1)Сколько букв и звуков в словах:
Окно, яблоко, пение.
2)В каких словах звуков больше, чем букв:
Съезд, ябеда, перемена.
3)В каких из этих слов количество звуков совпадает с количеством букв:
Аист, ель, обезьяна.
30б.
1)Сколько звуков [ Ш ] в пословице?
Не тот хорош, что лицом пригож,
А тот хорош, что для тела гож.
2)В каких из этих слов только твердые согласные:
Водит, пашешь, верит, смех, можешь.
3)В каких из этих слов только мягкие согласные:
Молодежь, вечереть, печь, чайки.
40б.
1)С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье.
(колос – голос)
2)С глухим траву она срезает,
Со звонким и листочки объедает.
(косо – коза)
3)когда я с [ Д ] меня сорвут,
Когда я с [ Т ] , на мне плывут.
50б.
3)С какого звука начинается слово – ЕЛЬ, охарактеризуйте этот звук.
2)Какой последний звук в слове ХЛЕБ, охарактеризуйте этот звук.
3)Охарактеризуйте третий звук в слове: СЪЕМКА.
Ведущий: Молодцы! Очень хорошо и быстро справились с заданиями 2 тура, время отдохнуть. Судьи подводят итоги, а мы приветствуем группу поддержки другой команды.
Ученица: Грамматика! Грамматика!
Наука очень сложная,
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Не составишь телеграмму ,
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С Днем рождения не поздравишь.
Отправляя поздравленья,
Помни правила склоненья,
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
Люблю, тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Глашатай: Объявляю начало 3 заключительного тура.
Ведущий: Действительно, грамматика – наука очень сложная. 3 тур посвящен орфографии. Как нелегко быть учителем, проверять безграмотные работы учеников. Сейчас, Олимпийцы, вы побываете в роли учителей. Перед вами тексты, в которых допущены ошибки. Правильно проверенный текст оценивается – 20б., за каждую пропущенную и неправильно исправленную ошибку – 1б. На работу 3 мин. Время пошло.
ТЕКСТ,
Мать тапила печ. Я линился, лижал, и сматрел, как она ставит в печ чюгуны. Мы пазавтракали. Я дастал длинные сани стрихнул труху ат сена.
Ведущий: Слово Богине Знаний.
Богиня Знаний: (объявляет результаты).
Звание бронзового Олимпионика получает________________________
Звание серебряного Олимпионика получает_______________________
Звание золотого Олимпионика получает__________________________
Судья: (объявляет результаты по командам)
Богиня Знаний: дорогие друзья! Я прекрасно провела с вами время, вы достойно выдержали все испытания. Перед тем как уйти , я хочу дать вам сосет:
Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом!
- Прощайте, до встречи!
Ведущий: Вот и завершился Турнир Знаний – Олимпионик. Сегодня здесь собрались знатоки русского языка. Во истину прав русский народ, метко воплотивший свою мудрость в пословицах: «Хорошую речь, хорошо и слушать!» Действительно ваши ответы, ребята, слышать было приятно. А с умными разговаривать, что меду напиться! Наше сегодняшнее общение взаимно обогатило нас всех, и я думаю, что дальнейшее знакомство с великим русским языком вы, ребята, продолжите. И Богиня Знаний ни раз еще придет на ваши Олимпийские Турниры Знаний.
Предварительный просмотр:
Этап А | Этап М | |||||||||
1 |
| десерт | дисерт |
| 45 |
| копыто | капыто |
| |
2 |
| чяйник | чайник |
| 46 |
| ноч | ночь |
| |
3 |
| леший | лешый |
| 47 |
| копытце | копыдце |
| |
4 |
| шышка | шишка |
| 48 |
| сочинение | соченение |
| |
Этап Б |
| Этап Н | ||||||||
5 |
| заработать | зоработать |
| 49 |
| сделать | зделать |
| |
6 |
| празрачный | прозрачный |
| 50 |
| зберечь | сберечь |
| |
7 |
| пересказ | перисказ |
| 51 |
| здвинуть | сдвинуть |
| |
8 |
| оддать | отдать |
| 52 |
| сбросить | збросить |
| |
Этап В | Этап О | |||||||||
9 |
| ситуация | ситуацыя |
| 53 |
| абзац | обзац |
| |
10 |
| ремонт | римонт |
| 54 |
| колидор | коридор |
| |
11 |
| рюгзак | рюкзак |
| 55 |
| рояль | роял |
| |
12 |
| нарочно | нарошно |
| 56 |
| свабода | свобода |
| |
Этап Г | Этап П | |||||||||
13 |
| не смотреть | несмотреть |
| 57 |
| аллея | алея |
| |
14 |
| не есть | неесть |
| 58 |
| дочка | дочька |
| |
15 |
| прогресс | прогрес |
| 59 |
| беспомощьный | беспомощный |
| |
16 |
| неходить | не ходить |
| 60 |
| раньше | ранше |
| |
Этап Д | Этап Р | |||||||||
17 |
| сердце | серце |
| 61 |
| карнавал | корнавал |
| |
18 |
| лестница | лесница |
| 62 |
| вдвоём | в двоём |
| |
19 |
| поздно | позно |
| 63 |
| падеш | падеж |
| |
20 |
| процес | процесс |
| 64 |
| цитата | цытата |
| |
Этап Е | Этап С | |||||||||
21 |
| шорох | шорах |
| 65 |
| палатка | паладка |
| |
22 |
| тюльпан | тульпан |
| 66 |
| ладонь | лодонь |
| |
23 |
| открытый люк | открытый лук |
| 67 |
| свитэр | свитер |
| |
24 |
| инагда | иногда |
| 68 |
| сложение | слажение |
| |
Этап Ж | Этап Т | |||||||||
25 |
| копитан | капитан |
| 69 |
| надолго | на долго |
| |
26 |
| корабль | карабль |
| 70 |
| шол | шёл |
| |
27 |
| Пётр первый | Пётр Первый |
| 71 |
| шорох | шёрох |
| |
28 |
|
| 72 |
| тижёлый | тяжёлый |
| |||
Этап З | Этап У | |||||||||
29 |
| достижение | достежение |
| 73 |
| Дюймовочка | дюймовочка |
| |
30 |
| памятник | памитник |
| 74 |
| кастёр | костёр |
| |
31 |
| течение | тичение |
| 75 |
| «Серебряное копытце» | «Серебряное копыто» |
| |
32 |
| словарь | славарь |
| 76 |
| Малыш и Карлсон | Мальчик и Карлсон |
| |
Этап И | Этап Ф | |||||||||
33 |
| обезьяна | обезъяна |
| 77 |
| Илья Муромец | Иван Муромец |
| |
34 |
| сьезд | съезд |
| 78 |
| Алёша Попович | Алексей Попович |
| |
35 |
| булъон | бульон |
| 79 |
| Слон и Моська | Слон и Муська |
| |
36 |
| обьявление | объявление |
| 80 |
| вырожать | выражать |
| |
Этап К | Этап Х | |||||||||
37 |
| купаетца | купается |
| 81 |
| дуб | дуп |
| |
38 |
| тревога | тривога |
| 82 |
| крук | круг |
| |
39 |
| умоется | умоеца |
| 83 |
| друг | друк |
| |
40 |
| пожалуйста | пожалуста |
| 84 |
| сторош | сторож |
| |
Этап Л | Закончил работу? Подними руку! | |||||||||
41 |
| лиловый | леловый |
| ||||||
42 |
| на дорожке | надорожке |
| ||||||
43 |
| пещаный | песчаный |
| Время финиша: | |||||
44 |
| алмаз | алмас |
|
Номер спортсмена
Предварительный просмотр:
Тема: «Даты и числа из истории Москвы»
(урок - путешествие, посвящённый памяти защитникам Отечества в годы Великой Отечественной войны)
.
Цель урока:
1. Образовательные – Выявить знания детей о прошлом и настоящем столицы нашей Родины – Москве; расширить знания детей по данному вопросу; отрабатывать вычислительные навыки, умение систематизировать, обобщать и выбирать нужный вариант ответа;
2. Развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной памяти, развитие речи учащихся, потребности к самообразованию, развитие интереса к изучаемым предметам, способствовать развитию творческой деятельности учащихся.
3. Воспитательные – воспитание таких чувств, как любовь к Родине, гордость за славное прошлое нашей столицы, воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, взаимоподдержки, уверенности в себе; воспитание культуры общения.
Предварительная подготовка:
1. Подобрать фотографии с видом Красной площади, Кремлевской стены со стороны Красной площади, башен Кремля, Царь-колокола, Царь-пушки, ...
2. Подобрать и подготовить стихи, посвящённые городу.
3. Подготовить небольшие сообщения, которые ребята будут делать во время «путешествия».
4. Подготовить вопросы по итогам «путешествия».
План:
I. Вводная беседа учителя.
II. Исторический экскурс.
III. Заочные путешествия:
- «Москва в интересных числах»
Девиз: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал».
- «Интересные числа из истории Кремля»
а) исторический экскурс;
б) путешествие «Интересные числа из истории Кремля».
IV. Викторина: «Знаю ли я Москву?».
V. Подведение итогов заочного путешествия по Москве.
I. Вводная беседа учителя.
Москва была до летописных слов,
Где в первый раз ее возникло имя,
До той строки:
«Приди ко мне в Москов».
Она дымилась избами курными
На всех семи холмах,
над чистотой речной воды,
в разливах терпкой хвои…
Москва была до летописи той –
Да не была она еще собою.
- Знаем ли мы Москву? И да, и нет.
Да, потому, что много читали, видели, слышали.
Нет, потому, что Москва - это увлекательнейшее путешествие в ближние и дальние пласты истории.
Начало Москвы окружено сказаниями, легендами…
II. Исторический экскурс:
1-ый ученик: «Ехал Великий князь Юрий, по прозвищу Долгорукий, со своею дружиною из славного города Киева в город Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у него три головы, шерсть пестрая многих цветов. В изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь, явившись людям, исчез, словно растаял в тумане. Вместе с Великим князем ехал ученый гречанин-предсказатель. И спросил его Юрий Долгорукий:
-Что знаменует собой явление чудесного зверя?
Предсказатель растолковал это так:
-Встанет поблизости сих мест град превелик, треуголен и распространится вокруг него царство великое. А пестроты шкуры звериной значат, что сойдутся сюда народы разные и сбудется явление ныне тебе знамение».
Это сказка, но с большим смыслом. Ведь сбылось знамение - вырос великий город.
2-й ученик: «Летопись рассказывает, что четвертого апреля восемь с половиной веков назад, встретились в новом городе князья. Держали они в Москве военный совет. Юрий Долгорукий дал своему гостю «обед силен». С первого летописного упоминания люди начали считать ее возраст, а князя Юрия Долгорукого по праву называют основателем Москвы».
III. Заочные путешествия:
1. Давайте совершим небольшое путешествие по Москве. Оно, правда, будет не совсем обычным: без определенного маршрута, конкретного направления. Мы можем «перепрыгнуть» из десятилетия в десятилетие, «кружить» по городу от дома к дому, не обращая внимания на их местонахождение, поскольку цель нашей прогулки - Москва в интересных числах.
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!
В.Брюсов
2. Устный счет: «Даты и числа из истории Москвы»
Задание 1.
Древнее сказание о Москве начинается так: «Кто думал - что Москве царством быти, и кто же знал, что Москве государством слыти?» Но забыл летописец отметить, когда же Москва стала центром государства, объединив все княжества? Помогите ему, если известно, что век - это сто лет. Век же, в котором произошло данное событие, обозначается двузначным, нечетным числом, которое одновременно делится на 3 и на 5 и не является наименьшим в ряду данных.
Ответ: 15 век.
Задание 2.
Венецианский «Муроль» (архитектор) Аристотель Фьораванти - автор одного из замечательных сооружений Московского Кремля - Успенского собора, отстроенного на месте старого, у коего рухнули своды.
Отгадайте год постройки собора, если известно, что первое число меньше второго на 3, четвертое число больше второго на 5, а третье - меньше четвертого на 2 (как и у всех четырехзначных чисел, обозначающих год, первая цифра равна единице).
Ответ: 1479г.
Задание 3.
Вековой Кремлевский сон охраняют со всех сторон стражи-башни. Их удел, чтобы ворог не посмел вторгнуться в их предел. Выполнив вычисления, вы узнаете приблизительную высоту некоторых башен Кремля:
Спасская Никольская Кутафья Боровицкая
90 - 45 40 * 4 70 - 26 40 * 20
: 15 : 2 : 2 - 120
* 17 + 40 + 38 : 17
+ 49 + 170 : 15 - 40
- 29 - 220 * 10 + 54
------------ ------------- ------------- -------------
Набатная Тайницкая Водовзводная Благовещенская
570 : 19 25 * 40 82 - 14 900 : 6
* 4 : 50 : 4 + 240
: 4 * 5 * 5 : 13
+ 50 - 99 + 15 * 2
- 42 + 37 - 38 - 28
------------ ----------------- ---------------- -----------
Комендатская Троицкая Сенатская
20 * 8 100 – 16 48 + 42
: 4 : 6 : 6
* 7 + 34 - 2
+ 130 : 3 * 5
: 10 * 5 + 35
--------------- : 1 - 66
------------- -------------
3. Заочное путешествие:
«Интересные числа из истории Кремля»
а) 3-й ученик.
Кремли – кремники - древнерусские крепости - сохранились во многих городах. Кремль на Боровицком холме Юрий Долгорукий отстроил девять лет спустя, т.е. в 1156 году, укрепив его глубоким рвом и земляным валом. Год от года разрасталась и богатела крепость над рекой
Москвой. В 1339г князь Иван Калита отстроил стены и башни Кремля из дуба. В 1367г Дмитрий Донской облюбовал белый известняк, что хранился в московской земле в память о море, покрывавшем ее миллионы лет назад. Из нее и выстроил Москву Белокаменную.
А в конце 15 века, когда стала Москва столицей Русского государства, великий князь московский
Иван III пригласил лучших зодчих, чтобы сделать ее торжественной и прекрасной. Тогда и возведены были красные зубчатые стены, стройные башни и знаменитые кремлевские соборы.
б) Давайте вспомним некоторые интересные числа из истории Кремля.
= Какой юбилей отметили в 1997 году?
(850 лет со дня основания г. Москвы.)
= Кто основатель города?
(Юрий Долгорукий.)
= Какой год считают годом основания Москвы?
(1147 год.)
= На скольких холмах расположена Москва?
(На семи холмах - Боровицкий, Сретенский, Тверской, Трехгорье на Пресне, Воробьевы горы, Таганка, Лефортово.)
= Что называют сердцем города?
(Кремль.)
= Сколько башен в Кремле?
( 20 башен - Боровицкая, Спасская, Троицкая, Кутафья, Тайницкая, Угловая Арсенальная, Никольская, Водовзводная, Благовещенская, 1 и 2 Безымянные, Петровская, Беклемишевская, Константиново-Еленинская, Набатная, Царская, Средняя Арсенальная, Комендантская, Оружейная, Сенатная.)
4-й ученик.
Очень интересны башни Тайницкая и Угловая Арсенальная. А интересны тем, что внутри у них находится тайник - колодец, в котором была родниковая вода.
В старину, когда на Москву совершались частые набеги, жители прятались в подземелье Кремля. Там они оставались иногда очень долго. В подземельях были запасы продуктов, а за водой ходили к этим колодцам. Но в Тайницкой башне есть еще один тайник - подземный ход к Москве-реке.
= Сколько же башен Кремля имеют тайник?
(Две башни.)
= Какая башня Кремля самая главная?
(Спасская башня.)
= А как называются часы на Спасской башне?
(Куранты.)
= Через какое время Куранты отбивают точное время?
(Через 15 минут.)
Куранты расположены в 7, 8, 9-м этажах Спасской башни, а на 10-м этаже расположены колокола.
= Сколько колоколов в Курантах?
(11 колоколов.)
Башни Кремля увенчаны рубиновыми звездами.
= На скольких башнях горят рубиновые звезды?
(На 5 башнях - Спасской, Никольской,
Троицкой и Водовзводной.)
= Каков размер этих звезд?
(4 м.)
На территории Кремля под открытым небом находится уникальный памятник русского искусства - Царь-колокол.
= А знаете ли вы, какова высота Царь-колокола?
(6м 14см)
= Что вы знаете о памятнике - Царь-пушке? Стреляла ли когда-нибудь Царь-пушка?
(Нет, никогда не стреляла.)
Кто видел Кремль в час утра
золотой,
Когда лежит над городом
туман,
Когда меж храмов гордой
простотой,
Как царь белеет башня-великан?
М.Ю.Лермонтов.
Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед…
А.С.Пушкин.
5-й ученик.
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах…
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?
Ф.Глинка.
IV. Викторина «Знаю ли я Москву?» МОСКВЕ – 850 лет.
Узнай ответы на вопросы, решив примеры.
1. Кто является основателем Москвы?
70 – 30 * 2 + 20 : 5
18 - Петр
14 - Юрий Долгорукий
16 - Иван Калита.
2. Как называется древнейшая часть Москвы?
45 : 5 * 3 + 3 - 15
15 - Кремль
27 - Зарядье
12 - Красная площадь.
3. Какие площади находятся в Кремле?
93 : 3 + 17 * 5
120 - Красная
116 - Ивановская, Каляевская и Соборная
179 - Красная и Триумфальная.
4. При каком московском князе кремлевские стены были впервые возведены из камня?
13 + 47 – 25 * 2 + 56
28 - При Юрии Долгорукове
97 -При Андрее Боголюбском
66 - При Дмитрии Донском.
5. Сколько башен у Кремля?
62 – 10 + 54 : 3
60 - 15 башен
70 - 20 башен
31 - 27 башен.
6. На какой из кремлевских башен находятся куранты?
13 + (53 - 19) : 2
30 - На Спасской башне
42 - На Кутафьей башне
15 - На Тайницкой башне.
7. Какой из кремлевских соборов является самым древним?
18 : 6 * 7 + 6
19 - Архангельский собор
27 - Успенский собор
41 - Благовещенский собор.
8. Звонил ли когда-нибудь Царь-колокол?
(63 - 55) * 9 - 2
70 - Ни разу
91 - Один раз
64 - Часто.
9. Каков вес Царь-пушки?
91 – 68 + 7 + 2 * 9
23 - 20 тонн
48 - 40 тонн
64 - 10 тонн.
10. О каком сооружении сказано следующее:
«Долгое время ни одно здание в Москве не могло сравниться с ним по высоте - все-таки 82 метра»?
2 * 8 + 59 - 3
19 - Об Останкинской телебашне
72 - О колокольне Ивана Великого
80 - О Спасской башне.
11. Сколько колоколов находится на колокольне и звоннице Ивана Великого?
16 : 4 + 21 * 4
65 - 11 колоколов
31 - 17 колоколов
88 - 21 колокол.
12. В честь кого сооружен первый московский скульптурный памятник?
26 + 35 – 4 * 4
60 - В честь Юрия Долгорукого - основателя Москвы
37 - В честь Петра 1 - первого русского императора
45 - В честь Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, возглавивших в 1612 году борьбу против иноземных захватчиков.
13. Где находится собор Василия Блаженного?
50 : 10 * 3 – 5 * 2
7 - На Болотной площади
3 - На Преображенской площади
5 - На Красной площади.
14. Как называется Каменный помост на Красной площади, с которого в старину к народу обращался царь?
66 : 2 + 92 : 4
71 - Царский помост
56 - Лобное место
98 - Боярская горка.
15. У каких московских часов длина минутной стрелки составляет 3 метра 27 сантиметров?
(100 + 300) : 10 + 6
31 - У часов на здании Павелецкого вокзала
12 - У часов на здании Главпочтамта
46 - У Кремлевских курантов.
16. Как называется сад возле стен Кремля, в котором находится Могила Неизвестного солдата?
(250 + 50) : 100 + 20
40 - Нескучный сад
23 - Александровский сад
18 - Екатерининский сад.
17. В каком столетии впервые упоминается название «Москва»?
55 : 5 + 41 - 2
50 - В Лаврентьевской летописи
74 - В Тверской летописи
42 - В Ипатьевской летописи.
18. В каком году по приказу Петра 1 столица была переведена из Москвы в Санкт-Петербург?
16 + (100 - 90) * 5
92 - В 1700 году
54 - В 1744 году
66 - В 1712 году.
19. В каком году звание столицы России было возвращено Москве?
39 : 3 – 3 + 6 * 8
58 - В 1918 году
72 - В 1905 году
40 - В 1900 году.
20. В начале 18 века по приказу Петра 1 в Москве был построен первый общедоступный театр России. Как он назывался?
15 * 5 – 72 : 8
54 - Веселый дом
66 - Комедийная храмина
71 - Дворец Лицедейства.
21. В каком году основан Московский Государственный университет?
37 + 49 – 14 * 5
16 - В 1755 году
24 - В 1810 году
10 - В 1901 году.
22. Какова длина Москва - реки?
60 : 3 + 2 * 9
42 - 520 километров
38 - 473 километра
64 - 341 километр.
V. Вот и завершилось наше «путешествие» по Москве. Мы узнали много интересных дат и чисел из истории Москвы.
- Что вам особенно понравилось?
Задаются вопросы по итогам этого путешествия:
а) Что означает слово «Москва»?
б) Почему Красная площадь называется Красной?
в) Где находится собор Василия Блаженного?
г) На какой из Кремлевских башен находятся Куранты?
д) Каков вес Царь-пушки?
е) У каких московских часов длина минутной составляет 3 метра 27 сантиметров?
ж) Где находится Лобное место?
Для чего оно служило?
- Что особенно понравилось на экскурсии?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Муха
СОБАКА
Не бьет, не ругает, а от него плачут лук
ПТИЦА
РЫБА
СНЕГ
МЕДВЕДЬ
ЛЕБЕДИ
ВОЛК
КОМАР
1.Морфология - раздел языкознания, который изучает группировку слов по частям речи. 10б., 20б., 30б., 40б., 50б.
2.Морфемика – раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово 10б., 20б., 30б.. 40б., 50б.
3.Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слоги. 10б., 20б., 30б., 40б., 50б.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТУРНИР СМЕКАЛИСТЫХ Пусть быстрей кипит борьба, Сильней соревнование! Успех решает не судьба, А только наши знания. Соревнуясь вместе с вами, Мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней – Дружба только крепнет в ней!
ПРАВИЛА ИГРЫ При подведении итогов турнира подсчитывается общее число очков каждого класса. Каждый класс разбит на три команды по 4 – 6 человек. Игру начинают четыре команды, по одной от каждого класса. Игроки самостоятельно читают вопрос, обсуждают ответ. Карточку с буквой поднимают только по сигналу ведущего. При правильном ответе всех команд игра продолжается без изменений. Если какая-то из команд допускает ошибку, её заменяет за игровым столом другая команда из этого же класса.
ЗАДАНИЕ 1 Что в стихотворении С. Я. Маршака дама не сдавала в багаж? А – картину Б – корзину В – рюкзак Г - чемодан Д - диван
ЗАДАНИЕ 2 Незнайка из повести Носова превратил трёх ослов в коротышек. Какой ослик не из этой сказки? А – Брыкун Б – Пегасик В – Калигула Г – Иа-Иа Д – все из этой
ЗАДАНИЕ 3 Самой сильной девочкой в мире была А – Элли Б – Пеппи В – Тутта Г - Суок Д - Алиса
ЗАДАНИЕ 4 Детский писатель, бывший к тому же замечательным художником А - Сладков Б – Бианки В - Чарушин Г - Пришвин Д - Скребицкий
ЗАДАНИЕ 5 В каком из этих примеров слово есть происходит от английского yes ‘да’? 1) В Англии есть двухэтажные трамваи . 2) — Поднять паруса ! — Есть, капитан ! 3) Кто есть кто? 4) Будешь много есть — потолстеешь . 5) В Греции всё есть . А - в первом Б - во втором В - в третьем Г - в четвёртом Д - в пятом
ЗАДАНИЕ 6 Обладательница цветика-семицветика из сказки Катаева А – Катя Б – Женя В – Настя Г - Маша Д - Алёнушка
ЗАДАНИЕ 7 Костя шепелявит — произносит «ш» вместо «с» и «щ». Какое из произнесённых Костей слов можно понять тремя разными способами? А - крыша Б - прошение В - широта Г- плюш Д - штопка
ЗАДАНИЕ 8 Какая из девочек смогла увидеть себя со стороны? А – Маша Б – Оля В – Элли Г - Герда Д - Пеппи
ЗАДАНИЕ 9 Кто не является героиней сказок Андерсена? А – Русалочка Б – Снежная королева В – Золушка Г – Дюймовочка Д - Герда
ЗАДАНИЕ 10 Девочка, которая увидела Серебряное Копытце из сказа Бажова А – Алёнка Б – Машутка В – Дарёнка Г – Катюшка Д - Настенька
ЗАДАНИЕ 11 Вот четыре пары слов: 1) вокруг … около , 2) тишь … гладь , 3) мал … удал , 4) Иван … Марья . Из каждой можно получить устойчивое словосочетание, если вставить в неё вместо многоточия союз да . Дядя Фёдор утверждает, что в одном из них у союза да не такой смысл, как в остальных. В каком? А - в первом Б - во втором В - в третьем Г- в четвёртом Д - дядя Фёдор неправ
ЗАДАНИЕ 12 Где находится волокно у хлопка ? А – в шкатулочках Б – в карманчиках В – в коробочках Г – в сумочках Д – в стручках
ЗАДАНИЕ 13 Кто из них не композитор? А – Чуковский Б – Моцарт В – Бах Г – Пахмутова Д - Лист
ЗАДАНИЕ 14 Какое полезное ископаемое образуется на болоте? А – торф Б – глина В – песок Г – соль Д - янтарь
ЗАДАНИЕ 15 Сколько месяцев в году не оканчиваются на мягкий согласный? А – 9 Б – 3 В – 8 Г – 7 Д - 2
ЗАДАНИЕ 16 Какой из этих глаголов по смыслу заметно отличается от остальных? А - таращить Б - корчить В - пялить Г- выпучивать Д - щурить
ЗАДАНИЕ 17 Какое из этих слов – не название цветка? А – Нарцисс Б – Настурция В – Эдельвейс Г - Эверест Д - Космея
ЗАДАНИЕ 18 Разделительный мягкий знак пишется: А – между двумя согласными Б – в конце слова В – между согласной и гласной Г – в начале слова Д – после приставки
ЗАДАНИЕ 19 Какое из этих слов не обозначает змею? А – анаконда Б – кобра В – питон Г - удод Д - гюрза
ЗАДАНИЕ 20 Если позавчера была среда, то какой день будет послезавтра? А – суббота Б – воскресенье В – четверг Г - день рождения Д - понедельник
ЗАДАНИЕ 2 1 Сколько среди приведённых слов таких, которые можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой ? А - 2; Б - 3; В - 4; Г - 5; Д - 6.
Благодарим за внимание! МОЛОДЦЫ!
Награждается команда ____ класса, принимавшая участие в «ТУРНИРЕ СМЕКАЛИСТЫХ» и занявшая _____ место 2.11.07. Православная женская гимназия г. Иркутск
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КОНКУРС ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА ...УЧИТЕ РУССКИЙ – ГОДЫ КРЯДУ, С ДУШОЙ, С УСЕРДИЕМ, С УМОМ! ВАС ЖДЁТ ВЕЛИКАЯ НАГРАДА, И ТА НАГРАДА – В НЁМ САМОМ!
КОНКУРС ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА Пусть быстрей кипит борьба, Сильней соревнование! Успех решает не судьба, А только ваши знания. Соревнуясь вместе с нами, Оставайтесь все друзьями. Пусть борьба кипит сильней – Дружба только крепнет в ней!
3АДАНИЕ 1 Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числительные. Только из одного числительное так не получается. Из какого? (А) сорока ; (Б) семя ; (В) сито ; (Г) шерсть ; (Д) дева .
3АДАНИЕ 2 Вы, конечно, видите, что эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его. (А) рыбак ; (Б) чудак ; (В) простак ; (Г) чужак ; (Д) казак .
3АДАНИЕ 3 Что обычно не кладут в портфель?
3АДАНИЕ 4 Догадайтесь, какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом Нави Волырк : (А) Денис Иванович Фонвизин ; (Б) Иван Андреевич Крылов ; (В) Александр Сергеевич Грибоедов ; (Г) Александр Сергеевич Пушкин ; (Д) Николай Васильевич Гоголь .
3АДАНИЕ 5 Чем сходны эти пять слов, вы, конечно, видите. Но по составу одно из них не похоже на остальные. Найдите его. (А) дочка ; (Б) почка ; (В) внучка ; (Г) штучка ; (Д) печка.
3АДАНИЕ 6 Из каких пяти идущих подряд букв русского алфавита можно, записав их в другом порядке, составить какое-нибудь пятибуквенное русское слово? (А) рстуф; (Б) опрст; (В) клмно; (Г) гдеёж; (Д) абвгд.
3АДАНИЕ 7 Какое слово лишнее по смыслу? (А) будущий ; (Б) следующий ; (В) грядущий ; (Г) предыдущий ; (Д) предстоящий .
3АДАНИЕ 8 Каждый из этих глаголов описывает какое-то перемещение. Но один из них по смыслу сильно отличается от других. Какой? (А) бежать ; (Б) брести ; (В) мчаться ; (Г) пятиться ; (Д) шагать.
3АДАНИЕ 9 У какого из этих существительных: медвежонок , маслёнок, бочонок, мышонок — формы множественного числа образуются не так, как у других? ( А) медвежонок ; (Б) маслёнок ; (В) бочонок ; (Г) мыш онок ; (Д) у всех слов формы множественного числа образуются одинаково .
3АДАНИЕ 10 Не давши слова — крепись, а давши — ... (А) успокойся ; (Б) держись ; (В) берегись ; (Г) откажись ; (Д) не перебивай .
3АДАНИЕ 11 Даны глаголы: 1) сидит, 2) лежит, 3) висит, 4) идёт . Какие из них можно использовать как сказуемое, если подлежащим будет слово платье ? (А) все; (Б) все, кроме 1; (В) все, кроме 2; (Г) все, кроме 4; (Д) 2 и 3.
3АДАНИЕ 12 Четыре девочки встретили незнакомого мальчика. “Как тебя зовут?” — спросили они его. “А вас как зовут?” — спросил мальчик вместо ответа. Девочки представились: “Лена, Валя, Поля, Рита”. Подумав, мальчик сказал: “Ваши имена можно записать в столбик в таком порядке, что моё имя прочитается по диагонали.” Как звали мальчика? (А) Веня ; (Б) Коля ; (В) Петя ; (Г) Витя ; (Д) Вова .
3АДАНИЕ 13 У Васи забарахлил компьютер: одну из русских букв он повсюду стал заменять вопросительным знаком. Вот во что превратились после этого несколько русских слов: ?ора , ?орт , сто? , ба? . Какую букву «невзлюбил» компьютер? (А) г ; (Б) к ; (В) л ; (Г) п ; (Д) с .
3АДАНИЕ 14 Даны пять существительных. Какое из них обладает грамматическим свойством, которым не обладают остальные? (А) брюки ; (Б) перила ; (В) ботинки ; (Г) санки ; (Д) ворота .
3АДАНИЕ 15 В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове? (А) палисадник ; (Б) камыш ; (В) заслонка ; (Г) посёлок ; (Д) укротитель .
3АДАНИЕ 16 В четырёх ребусах зашифровано одно и то же слово, а в одном — другое. В каком?
3АДАНИЕ 17 В какое из слов вместо многоточия нужно вставить букву -т- ? (А) прекрас...ный ; (Б) искус...ный ; (В) чудес...ный ; (Г) извес...ный ; (Д) ужас...ный .
3АДАНИЕ 18 Костя шепелявит — произносит «ш» вместо «с» и «щ». Какое из произнесённых Костей слов можно понять тремя разными способами? (А) крыша ; (Б) прошение ; (В) широта ; (Г) плюш ; (Д) штопка .
3АДАНИЕ 19 В каком из этих примеров слово есть происходит от английского yes ‘да’? 1) В Англии есть двухэтажные трамваи . 2) — Поднять паруса ! — Есть, капитан ! 3) Кто есть кто? 4) Будешь много есть — потолстеешь . 5) В Греции всё есть . (А) в первом; (Б) во втором; (В) в третьем; (Г) в четвёртом; (Д) в пятом.
3АДАНИЕ 20 Какой из этих глаголов по смыслу заметно отличается от остальных? (А) таращить ; (Б) корчить ; (В) пялить ; (Г) выпучивать ; (Д) щурить.
3АДАНИЕ 21 Вот четыре пары слов: 1) вокруг … около , 2) тишь … гладь , 3) мал … удал , 4) Иван … Марья . Из каждой можно получить устойчивое словосочетание, если вставить в неё вместо многоточия союз да . Дядя Фёдор утверждает, что в одном из них у союза да не такой смысл, как в остальных. В каком? ( А) в первом; (Б) во втором; (В) в третьем; (Г) в четвёртом; (Д) дядя Фёдор неправ.
Благодарим за внимание. МОЛОДЦЫ! ЖЕЛАЕМ ВСЕМ БОЛЬШИХ УСПЕХОВ В ИЗУЧЕНИИ РОДНОГО ЯЗЫКА!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТУРНИР СМЕКАЛИСТЫХ Пусть быстрей кипит борьба, Сильней соревнование! Успех решает не судьба, А только наши знания. Соревнуясь вместе с вами, Мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней – Дружба только крепнет в ней!
ПРАВИЛА ИГРЫ При подведении итогов турнира подсчитывается общее число очков каждого класса. Каждый класс разбит на две команды по 5 человек. Игру начинают две команды, по одной от каждого класса. Игроки самостоятельно читают вопрос, обсуждают ответ. Карточку с буквой поднимают только по сигналу ведущего. При правильном ответе всех команд игра продолжается без изменений. Если какая-то из команд допускает ошибку, её заменяет за игровым столом другая команда из этого же класса.
ЗАДАНИЕ 1 Какое из этих слов не является названием гриба? А – зонтик Б – рыжик В – волнушка Г – папоротник Д - трутовик
ЗАДАНИЕ 2 Какое слово не обозначает птицу? А – королёк Б – колонок В – трясогузка Г – пеночка Д - козодой
колонок
ЗАДАНИЕ 3 Какой из этих медведей – сумчатый? А – панда Б – коала В – гризли Г – белый Д - гималайский
ЗАДАНИЕ 4 Кто самый маленький хищник наших лесов? А – Куница Б – Хорёк В – Ласка Г – Соболь Д – Лисица
ЛАСКА
ЗАДАНИЕ 5 Этого зверька называют в народе норником, а его жилище - городищем за сходство с подземным городом. Что за зверь строит такое жилище? А – барсук Б – сурок В – енот Г – суслик Д - мышь
БАРСУК
ЗАДАНИЕ 6 Какое дерево любят лоси и зайцы? А – кедр Б – орешник В – осину Г – берёзу Д – рябину
ЗАДАНИЕ 7 Какая планета солнечной системы является самой большой? А – Юпитер Б – Сатурн В – Уран Г – Нептун Д – Земля
ЗАДАНИЕ 8 Какая птица может летать хвостом вперёд? А – горихвостка Б – колибри В – вертишейка Г – пеликан Д – все птицы летают вперёд клювом
ЗАДАНИЕ 9 Где находится волокно у хлопчатника ? А – в шкатулочках Б – в карманчиках В – в коробочках Г – в сумочках Д – в стручках
ЗАДАНИЕ 10 Какое из этих слов – не название цветка? А – Нарцисс Б – Настурция В – Гладиолус Г - Эверест Д - Календула
ЗАДАНИЕ 11 Какое из этих слов не обозначает змею? А – анаконда Б – кобра В – питон Г - удод Д - гюрза
Удод
ЗАДАНИЕ 12 Какую сельскохозяйственную машину не используют при сборе урожая? А – комбайн Б – сенокосилку В – сеялку Г - молотилку Д – все используют
ЗАДАНИЕ 13 Какое из перечисленных животных не относится к рыбам? А – сом Б – треска В – кит Г – налим Д – все относятся
ЗАДАНИЕ 14 Что не делают из дерева? А – карандаши Б – бумагу В–картон Г – спички Д - фломастеры
ЗАДАНИЕ 15 Что нельзя назвать осадками? А – иней Б – росу В – град Г - дождь Д – облака
ЗАДАНИЕ 16 Какая из этих ягод растёт не на кустах? А – земляника Б – малина В – крыжовник Г - смородина Д - жимолость
Благодарим за внимание! МОЛОДЦЫ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КОНКУРС ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА ...УЧИТЕ РУССКИЙ – ГОДЫ КРЯДУ, С ДУШОЙ, С УСЕРДИЕМ, С УМОМ! ВАС ЖДЁТ ВЕЛИКАЯ НАГРАДА, И ТА НАГРАДА – В НЁМ САМОМ!
КОНКУРС ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА Пусть быстрей кипит борьба, Сильней соревнование! Успех решает не судьба, А только наши знания. Соревнуясь вместе с вами, Мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней – Дружба только крепнет в ней!
ПРАВИЛА ИГРЫ Подводятся итоги каждого тура и общий итог по командам. Игра проходит в три тура. Первый тур – командный. Игроки самостоятельно читают вопрос, обсуждают ответ. Карточку с буквой поднимают только по сигналу ведущего. Второй тур – парный. Игроки разбиваются на пары, отвечают на вопросы, совещаясь и указывают свой вариант ответа на выданном бланке. Третий тур – индивидуальный. Каждый самостоятельно отвечает на вопросы, указывая вариант ответа на новом бланке.
Тур первый - играем по командам!
ЗАДАНИЕ 1 Отметьте ребусы, в которых зашифровано одно и то же слово: (А) 1, 2, 3; (Б) 1, 2, 4; (В) 1, 3, 4; (Г) 1, 2; (Д) 2, 4.
ЗАДАНИЕ 2 Как заканчивается русская пословица: «Глаза завидущие, … А - …щёки толстущие» Б - …уши грязнущие» В –… ноги длиннющие» Г – …мысли чернущие» Д - …руки загребущие»
ЗАДАНИЕ 3 Заглавные буквы В, М, Р, Н, Т, К есть и в латинском, и в русском алфавите. Однако только три из них обозначают совпадающие согласные звуки. Это: (А) М, Т, К; (Б) В, М, Р; (В) М, Р, К; (Г) Р, Н, К; (Д) Н, Т, К?
ЗАДАНИЕ 4 Сколько слов из списка можно понять и как существительное, и как глагол: брать, дать, жать, знать, мать, рать, рвать, стать? (А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.
ЗАДАНИЕ 5 Сколько слов из списка содержат общий корень: высотный, полтораста, сотник, сотовый, стократный, сторожевой, трёхсотлетие? (А) два; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять; (Д) шесть.
ЗАДАНИЕ 6 Есть такое выражение: «медвежья услуга». Посмотрите на слова аппетит , мозги , нежности , холод и решите, кто лишний: (А) собака ; (Б) кошка ; (В) волк ; (Г) телёнок ; (Д) курица .
ЗАДАНИЕ 7 Что означает слово «судачить» А – ловить удочкой судака Б – водить морские суда В - водить речные суда Г – судить футбольный матч Д – сплетничать
Тур второй – играем в парах
ЗАДАНИЕ 1 Как, используя крылатую фразу, доказать своё превосходство в чём-либо? А – задирать нос Б – тыкать носом В – клевать носом Г – утереть нос Д – зарубить на носу
ЗАДАНИЕ 2 Что значит слово «вспылить»? А – поднять пыль Б – проявить гнев В – сдунуть с кого-то пылинки Г – разжечь огонь Д - пропылесосить
ЗАДАНИЕ 3 Как заканчивается русская пословица: «Хлеб-соль кушай, да… А – …хозяина слушай» Б - …не затыкай уши» В - …никого не слушай» Г - … не бей баклуши» Д - …навостри уши»
ЗАДАНИЕ 4 Какой термин не имеет отношения к изучению языка?
ЗАДАНИЕ 5 Некоторые прилагательные неплохо рифмуются между собой, например: смелее — веселее. Даны ещё пары подобных прилагательных: 1) теснее — честнее; 2) живее — красивее; 3) жарче — ярче; 4) жёстче — проще. В какой из пар рифмы нет? (А) в первой; (Б) во второй; (В) в третьей; (Г) в четвёртой; (Д) рифма есть во всех парах.
ЗАДАНИЕ 6 Какой тип склонения русских имен существительных не представлен в следующих примерах: книга, время, яблоня, кофе, тень, юноша, путь, пальто, мозоль ? (А) 1 склонение; (Б) 2 склонение; (В) 3 склонение; (Г) разносклоняемые имена существительные; (Д) несклоняемые имена существительные.
ЗАДАНИЕ 7 Какое по счёту место занимает в русском алфавите последняя из согласных букв? (А) 24; (Б) 26; (В) 27; (Г) 29; (Д) 30 .
Проверьте себя! 1 – Г 2 – Б 3 – А 4 – Г 5 – Б 6 – Б 7 - В
Тур третий – играем по одному
ЗАДАНИЕ 1 В каких из этих слов пишется два р : ко...идор , ко...еспондент , те…итория ? (А) только в первом; (Б) в первом и втором; (В) только во втором; (Г) во втором и третьем; (Д) во всех трёх.
ЗАДАНИЕ 2 Как заканчивается русская пословица: «Завистливое око… А - …как рот широко» Б - …как яма глубоко» В –… с боку припёка» Г - …всегда одиноко » Д –…видит далёко»
ЗАДАНИЕ 3 В какие слова вместо многоточия нужно вставить букву ы (а не и ): камыш..., 2) ж...раф, 3) ножниц..., 4) верш...на, 5) мотоц...кл? (А) в 1,2 и 4; (Б) в 1 и 3; (В) в 3; (Г) в 1 и 5; (Д) во всех этих словах пропущена буква и .
ЗАДАНИЕ 4 В каком из слов количество букв не совпадает с количеством звуков? (А) объект ; (Б) июнь ; (В) майор ; (Г) бульон ; (Д) ящик .
ЗАДАНИЕ 5 У четырёх из пяти приведённых ниже словосочетаний есть переносный смысл, а у одного — нет. У какого? (А) обвести вокруг пальца; (Б) согнуть палец; (В) пальцем не шевельнуть; (Г) смотреть сквозь пальцы; (Д) высосать из пальца.
3АДАНИЕ 6 Даны существительные в форме родительного падежа множественного числа. В каком из них в зависимости от значения можно по-разному выделить окончание? (А) голов ; (Б) домов ; (В) столов ; (Г) коров ; (Д) подков .
3АДАНИЕ 7 В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове? (А) палисадник ; (Б) камыш ; (В) заслонка ; (Г) посёлок ; (Д) укротитель .
Проверьте себя! 1 – Г 2 – Д 3 – В 4 – Д 5 – Б 6 – А 7 - Б
Благодарим за внимание! МОЛОДЦЫ! ЖЕЛАЕМ ВСЕМ БОЛЬШИХ УСПЕХОВ В ИЗУЧЕНИИ РОДНОГО ЯЗЫКА!
Предварительный просмотр:
Диктант дружбы: 3Б и 3В классы.
10 ноября в рамках недели русского языка в 3Б и 3В классах проведён совместный «Диктант дружбы».
Ход мероприятия:
- ПОДГОТОВКА: 1)Разбились на команды (по 6 чел.), у каждого - листочек для диктанта. 2)Придумали название команды. Рассчитались по порядку внутри команды – это очередность посыльных.
- ПРАВИЛА. Объявили цель и правила: написать диктант грамотно и одинаково. Для каждой команды – свой лист с текстом диктанта висит в определенном месте. В этом месте может находиться только один человек (по очереди).
- РАБОТА. Выполнение: посыльные по очереди подходят к листу, запоминают фразу, возвращаются к своей команде, диктуют всем и себе эту фразу. Когда написали весь диктант в группе – время для сверки и проверки.
- ОЦЕНКА – ВЗАИМОПРОВЕРКА. Листы с написанным диктантом остаются на местах, команды переходят к месту другой команды по часовой стрелке, распределяются и проверяют написанное друзьями. Выставляют две отметки: за грамотность (в треугольнике) и за «дружбу» (в кружочке), ставится подпись проверяющего.
- РЕФЛЕКСИЯ. Обсуждение: какие открытия, что получилось, что – нет. Как сделать лучше в следующий раз?
- Анализ проведённого мероприятия: нестандартная форма написания диктанта ребятам понравилась, но качество выполнения работы среднее, т.е. не обошлось без «2»-ек. Ребята сделали вывод: важно чётко диктовать, внимательно слушать и старательно писать. А еще дружно работать в команде под девизом: «Один за всех и все за одного!»
Кл руководители: Кропотова М.И., Мирошникова Н.Ю.
Предварительный просмотр:
Проект «Рассказ о словарном слове»
В рамках недели русского языка ученики 3Б класса выполнили проект «Рассказ о словарном слове». Ребята с интересом слушали каждого выступающего, потому что к словам были подобраны пословицы, загадки, фразеологизмы, составлены предложения и выполнены рисунки. Мы надеемся, что проработанные слова теперь будут писать правильно.
Кл. руководитель: Кропотова М.И.
Предварительный просмотр:
Игра «Кто хочет стать математиком?»
В рамках недели математики 17 ноября в 3Б прошла игра «Кто хочет стать математиком?» Ребята разделились на 3 команды и состязались в решении математических заданий. В результате, победила третья команда и ей присвоили звание «Магистры математики». В каждой группе выделили самых активных игроков, которым присвоили звание «Умники» и «Умницы». А 18 ноября ученики 3Б класса защищали проекты «Математическая сказка».
Кл. руководитель: Кропотова М.И.
Предварительный просмотр:
Проект «Спасите птиц зимой»
В рамках недели окружающего мира мои ученики 3Б класса выпустили стенгазету «Береги птиц зимой». Предварительно все ребята трудились над проектом: учимся собирать материалы. Сформулировали цель: рассказать о способах спасения зимующих птиц. Определили, какие рубрики и материалы разместят в газете. Далее выбрали творческую группу и распределили роли: иллюстратор, редактор, журналист. В результате получилась замечательная стенгазета для школьников всех классов.
Кл. руководитель: Кропотова М.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий предметной недели начальной школы 2014-2015 учебный год
Предметная неделя «В царстве наук» в начальной школе. Предметная неделя посвящена мероприятиям «ГОДА НАУКИ РОССИИ – ЕС – 2014»/...
Предметная стартовая диагностика (школа II вида)
Используется для стартового контроля в 1 классе в школах II вида...
Предметная неделя в школе. Окружающий мир. Игра "Поле чудес" 1 - 4 классы
Отборочный тур - загадки , первый тур - тема "Насекомые", второй тур - тема "Птицы", третий тур - тема"Деревья" Играют четыре тройки....
Предметная неделя НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Цели проведения: -Обеспечение активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного отдыха во внеурочное время; -Создание условий для раскрытия способностей каждого ребёнка, выявлени...
Линейка открытия предметной недели начальной школы
Краткая методическая разработка торжественной линейки открытия предметной недели начальных классов...
"Парад наук" предметная неделя начальной школы
представлены материалы для проведения олимпиад по русскому языку и математике в начальной школе...