Развитие независимого мышления и воображения на уроках татарского языка и литературного чтения у младших школьников
статья по теме
Главной единицей педагогического воздействия на уроках является учебная задача, где все предметное содержание строится через систему учебных целей. Одной из важнейших задач, которую ставлю на уроках - развитие личности ребенка, формировании его первичных взглядов на природу человека, общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad__razvitie_voobrazheniya.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Исмагилова Гузалия Ильтзаровна.
Развитие независимого мышления и воображения на уроках татарского языка и литературного чтения у младших школьников.
Профессия учителя особая, это не просто работа – это служение! И в этом есть своя радость- радость сотворения Человека. От того, насколько талантлив учитель, насколько он профессионален, зависит успех каждого его ученика. Успех ученика – это и есть успех учителя. Считаю, что основа успешности - глубокий и всесторонний самоанализ, то есть анализ каждого своего действия, каждого слова, каждого жеста, и, конечно же, анализ своей работы, её результативности.
Прочные, разносторонние знания учеников – это результат упорного, кропотливого труда учителя и для того, чтобы его добиться - требуется опыт и мастерство педагога. В своей педагогической практике сочетаю традиционные и инновационные технологии: педагогику сотрудничества, технологию опережающего обучения, личностно-ориентированный подход в преподавании учебных дисциплин, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.
Главной единицей педагогического воздействия на уроках является учебная задача, где все предметное содержание строится через систему учебных целей. Одной из важнейших задач, которую ставлю на уроках - развитие личности ребенка, формировании его первичных взглядов на природу человека, общество.
Основной формой обучения является коллективно-распределительная деятельность. Отличительной чертой уроков является оперативность, целевая направленность, использование различных форм контроля и самоконтроля, осуществление всестороннего развития логических способностей, глубина и осознанность знаний учащихся, создание в процессе обучения нестандартных ситуаций в использовании знаний, создание атмосферы значимости и важности работы, осуществляемой учащимися. Большое внимание уделяю развитию логического мышления, для этого включаю задания, направленные на логическое мышление, воображение, тренировку памяти.Использование различных приемов активизации мыслительной деятельности учащихся, формирует навыки самоконтроля и самооценки обучающихся, развивает различные виды мышления.
Дифференцированный подход, организованный по уровню развития учащихся, использование разноуровневых заданий способствует выявлению и максимальному развитию задатков и способностей учащихся. Считаю очень важным уже в начальной школе формировать у учащихся самостоятельность, готовность к умственной творческой деятельности, способность к независимости мысли, готовность отстаивать собственное мнение. Поэтому формирую у детей навыки поисково – исследовательской деятельности. Использую в работе развивающие и творческие задания, кроссворды, ребусы, викторины, которые способствуют формированию
устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию и
формированию положительной мотивации к учению.
С помощью таких заданий я организую частую смену деятельности, которая
поддерживает работоспособность и повышает активность детей на уроке. В дидактической копилке содержится материал развивающих заданий по татарскому языку, литературному чтению, которые систематизирую по темам и классам. Также составляю пакет контрольно – измерительных материалов по предмету начального звена обучения, что позволяет мне выстраивать учебный процесс планомерно и целенаправленно на основе анализа и отслеживания существующих пробелов. Систематическая работа по формированию мыслительных действий учащихся позволяет им справляться не только с учебными заданиями, но и с заданиями повышенной трудности. В своей работе опираюсь на опыт педагогов-новаторов.
Речь – это основа всего: мысли, чувства, ощущения. Речь – это рычаг человеческого мышления. Развитие речи один из самых сложных разделов программы, поэтому работе над этой задачей уделяю особое внимание. Развитие речи ведется не только на занятиях речевого цикла, но и в совместной деятельности. Любовь к языкам, потребность в правильной и красивой речи, в грамотном письме должна стать основой культуры моих учеников, их визитной карточкой в общении.На уроках рассказывают на родных языках стихотворении, предложении или слова.
На каждом уроке провожу фонетические зарядки: использую звуковые единицы и сочетания, реализующиеся в словарном и грамматическом строе языка.Например:
- Прослушайте и укажите слоги с гласным [ә]:зә, ил,бә,на,су,тә,сә.
- Прослушайте и укажите слова с гласным [ә]: песнәк,имән,пычак, якын,тәрәзә, әби.
- Переведите слова на татарский язык и правильно произнесите гласные и согласные: мама, папа, бабушка, дедушка,школа.
- Составьте небольшой рассказ с данными словами.
Внеклассная работу строю по принципам доступности, системности, занимательности, добровольности, равного права как сильных, так и слабых учащихся, индивидуального подхода, развития активности и самостоятельности.
Внеклассные занятия при индивидуальном подходе к учащимся предоставляют неограниченные возможности для совершенствования ребенка и дают достаточно высокие результаты. Происходит не только совершенствование знаний учащихся по предмету, но и развитие школьников.
Виды внеклассной работы могут быть регулярными и эпизодическими. Они не исключают друг друга, а позволяют их гармонично сочетать. По форме внеклассные занятия делятся на групповые, массовые и индивидуальные.
Я использую в своей практике разные виды и формы внеклассной работы: встречи с ветеранами, творческими людьми; ученические конференции; литературные вечера; инсценирование сказок; конкурсы лучших чтецов.
Независимое мышление непопулярно и очень редко встречается, что делает его бесценным. Ничто из того, что мы можем прочитать в газетах или увидеть по телевизору не независимо. Все, что мы получаем из популярных источников, является отрыжкой традиционного знания. Большинство вещей в мире не независимы.
В этом и заключается трагедия — независимое мышление необходимо для прогресса. Традиционное мышление в лучшем случае движет нас вперед постепенно (в худшем случае — назад). Но для существенного рывка вперед, требуется независимое мышление.
Если рассудить логически, когда мы думаем так же, как и все остальные, то лучшее, чего мы можем добиться, это то, чего уже добиваются другие. Если мы задаемся целью достигнуть большего, то должны избегать банальных влияний и мыслить совершенно невероятным образом. Нам нужно отсоединиться от традиционных знаний.
К счастью, для того чтобы обрести независимость мышления не надо быть сверхумным или хорошо образованным.
Независимое мышление - это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у школьников способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве .
Следовательно, чем активнее развивается ребенок, чем продуктивнее работает его мышление в разнообразных плоскостях и направления творческого мышления, тем продуктивнее, разносторонне развивается человек, формируется его личностное Я. Особое значение это имеет для развития эмоционально-чувственной сферы, данной ему с рождения (умение видеть, слышать, ощущать, двигаться, осязать, обонять, говорить, мыслить, воображать, представлять и т.д.). Легче, быстрее и качественнее развить данные природой задатки и умение говорить на уроках художественной литературы и поэзии.
Воздействие окружающей жизни, влияние взрослых постепенно все более обогащает опыт ребенка — основу развития воображения.
У детей младшего школьного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания.
Воображение у ребенка-школьника развивается так, что создаваемые образы все больше и больше соотносятся с практикой..
Образы воображения, возникающие у школьников I—II классов в процессе их творческой деятельности, , еще крайне неустойчивы и легко изменяются под влиянием возникающих, иногда случайных, ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие.
Рисуя на тему «Наш класс», учащиеся I класса изображали только те предметы, которые находились у них перед глазами и никогда не рисовали те предметы, которые они не могли непосредственно видеть.
В тематических рисунках учащиеся обычно прибавляют все новые и новые детали и подробности к изображаемому, но очень редко уточняют форму. Дети этого возраста еще не проявляют или проявляют в очень слабой мере усилия воли, направленные на осуществление возникшего у них замысла или замысла, сформулированного взрослыми. Случайная ассоциация легко может разрушить задуманное.
В младшем школьном возрасте развитие пространства воображения ребенка и его сенсорно-чувственной сферы через многообразные формы включения детей в процесс творчества. Интегрированные формы работы с детьми предполагают привлечение знаний из разных областей наук и индивидуальность опыта реальной жизни, которые выражаются в художественных формах деятельности.
Урок в 3 классе на тему «Спортивные игры». К уроку изучили материал о разных видах спорта, познакомились с местными спортсменами, выслушали своих одноклассников, у которых есть достижения в области спорта.Учащимся нравится работать с толковыми словарями татарского и русского языка. В начале урока показываю эмблему урока - цветок, на лепестках рисунки. Подумайте и скажете в конце урока – почему цветок, а не кубок? Ученики высказывают каждый свое мнение. И делаем вывод – лепестки тесно связаны между собой, виды спорта тоже друг с другом связаны, все виды спорта укрепляют здоровье. Самое главное богатство для всех это – здоровье.
Это полная свобода воображения. Тем самым можно стимулировать оригинальные и глубокие мысли.
У школьников этого возраста еще не выработалось умение работать над задуманным образом, вынашивать его. Рисунки младших школьников показывают, что они еще недостаточно руководствуются твердым замыслом изображения.
Учащимся I класса не удается полностью воссоздать в рисунке или даже в словесном отчете образы прочитанного текста. Воссоздаваемые детьми этого возраста образы неустойчивы, постоянно меняются. При повторном чтении текста учащиеся I класса, обычно изображают другие предметы, а не те, которые были ими изображены в результате образного воссоздания этого текста после первого чтения.
Воссоздаваемые образы каждый раз опираются на все новые и новые случайные ассоциации, слабо определены содержанием текста. У детей как бы непроизвольно оживляется каждый раз посторонняя, «внеконтекстная» система образов. Поэтому прочтенный текст иногда не оказывает особого влияния на выполнение рисунка.
На первом этапе воссоздающего воображения ребенок еще использует данные читаемого текста, однако это продолжается очень короткое время. Затем первоклассник обычно начинает отвлекаться: у него возникают случайные образы, которые не имеют отношения к тексту. Воссоздать систему образов, сложную картину ребенок этого возраста еще не может.
Как показывают исследования, этот существенный недостаток процесса воображения у детей может быть постепенно устранен в процессе обучения. Для этого учитель должен давать каждому учащемуся небольшие задания на воссоздание (описание или изображение) отдельных предметов. После того как ребенок выполняет одно задание, руководитель дает ему следующее, более сложное и т. д.
Огромное значение для развития воссоздающего воображения у детей имеет обогащение их зрительного опыта. Вот пример такой работы: с учащимися татарских групп идем на прогулку; там дети внимательно рассматривают отдельные деревья, кустарник, траву; беседуем с ребятами. На следующий день читаю им рассказ о лесеи учащиеся воссоздают картину леса, которого они не видели раньше, например, представить себе тайгу, тропический лес и т. п. Простая тренировка процесса воссоздания без использования новых данных восприятия обычно не ведет к усовершенствованию воссоздающего воображения детей.
Воссоздающее воображение второклассников и отчасти третьеклассников мало отличается от воссоздающего воображения первоклассников, хотя оно и становится гораздо качественнее: учащийся II и отчасти III класса меньше отвлекается, он имеет теперь гораздо больше впечатлений, сохраняемых памятью и используемых воссоздающим воображением.
Начиная с III класса процесс воображения все более совершенствуется. Перед учащимися возникает необходимость приводить форму изображаемых предметов в точное соответствие с содержанием, возникает с новой силой проблема полной адекватности (похожести) изображения изображаемому, возрастает роль восприятия своего рисунка в процессе изображения. Возникающий в рисунке продукт творческого воображения сопоставляется с замыслом (идеальным образом) и при частичном совпадении с последним является опорой для дальнейшего развития творческого воображения ребенка.
Воссоздавая образы по тексту, учащиеся начинают придерживаться его содержания, однако, в изображаемых картинах при неоднократных воссозданиях картины по тексту повторяется не картина в целом, а иногда одни и те же ее компоненты.
Итак, деятельность воссоздающего воображения у учащихся этого возраста теснее связывается с деятельностью мышления и сочетается с большими волевыми усилиями.
Воссоздавая текст по схеме, учащиеся IV класса и более старшие школьники обычно уже не привносят деталей «от себя», а воссоздают объект, придерживаясь текста, фотографии или схемы.
Образы воссоздающего воображения с возрастом учащихся становятся все более устойчивыми. «Лишние» детали текста, чертежа или схемы постепенно исчезают. У учащихся развивается умение ограничивать деятельность своего воссоздающего воображения строгими рамками определенной задачи.
Очевидно, ограничение рамок деятельности воображения представляет все же значительные трудности для детей — трудно совсем не отвлекаться и вызывать у себя глубокую сосредоточенность.
Умение ограничивать работу своего воображения у детей возникает постепенно. У первоклассников образ воссоздающего воображения возникает как бы мгновенно и в законченном виде, хотя и имеет поверхностный характер. С III—IV класса образ начинает постепенно «строиться». (Рисование по литературному тексту. Рассказ по топографической карте-плану. Творческий рассказ по картине. Рисование или сочинение на тему.)
Чем старше становится ребенок, тем совершеннее становятся его приемы, применяемые в процессе воображения, что улучшает, совершенствует образ воображения — создание образа сопровождается аналитико-синтетической деятельностью.
Ребенок начинает сравнивать, обобщать, рассуждать над тем материалом, который является основой его воображения; постепенно развивается его критическое отношение к создаваемому образу; все это требует от него усилий, но от этого образ становится ярче, точнее и запоминается на долгое время.
У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Это руководство должно всегда исходить из индивидуального подхода к детям. Без хорошего понимания процесса развития личности в этом возрасте трудно понять развитие воссоздающего и творческого воображения ребенка, а тем более трудно указать наиболее правильные пути развития и совершенствования воображения.
Руководство процессом развития воображения трудное дело, оно всегда требует от учителя большого внимания и чуткости. Особенно трудно руководить развитием воображения у детей с уже хорошо развитым воображением.
Развитие воображения у детей в школьном возрасте создает предпосылки для эстетического воспитания, а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение детей. На развитие воображения детей большое влияние оказывает чтение художественной литературы, просмотр картин, организованное слушание музыки и т. п.
Считаю, что профессия учителя, действительно, одна из трудных, но в, то, же время очень интересная. Невозможно останавливаться на достигнутом, нужно идти в ногу со временем, тогда ты будешь интересен коллегам, а самое главное – детям. Учитель является источником стимулирующих положительных проявлений и интересов школьников, поскольку он выступает перед ними носителем глубоких знаний, высокой эрудиции, образцом организации учебных действий. При этом его позиция – мудрый советчик, старший товарищ – есть позиция сотрудничества, сотворчества, соуправления. Это один из важных принципов личностно ориентированного обучения. Творческий потенциал, готовность к сотрудничеству с детьми и работе с ними на основе демократических принципов, гуманное отношение к детям – вот залог успеха учителя. Успешен учитель – успешны и дети, а если успешны дети, то есть чем гордиться учителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие воображения младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
В статье описаны упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения для развития воображения младших школьников....
Рабочие программы для 1 класса татарской школы по татарскому языку и литературному чтению на татарском языке по учебникам Мияссаровой
Рабочие программы для первого класса по ФГОС по УМК " Перспективная начальная школа". Авторы учебников: И.Х. Мияссарова, Ч.М. Харисова. Татар теле. Казан «Мәгариф-Вакыт», 2012,И.Х. Мияссарова, Ф...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять знания и умения, которые ...
Проблемы воспитания речевой грамотности в процессе обучения русскому языку и литературному чтению у младших школьников.
В статье говорится о проблемах с граммотностью у младших школьников. Предлагаются пути их разрешения....
Методы и приёмы обучения, способствующие развитию творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
Статья содержит материалы выступления на районном методическом семинаре учителей русского языка и литературы...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения.
Поскольку у учащихся начальной школы происходит развитие причинного мышления,то цель предлагаемых заданий -развитие детской фантазии,умения сочинять сказки,стихи....