Доклад по теме "Формы организации учебного процесса".
статья по теме

Доклад по теме "Формы организации учебного процесса".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_10.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

        

       

 

«Урок – форма повышения

                методического

                   мастерства.

          Формы организации

           учебного процесса».

  «Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных знаний».

В науке понятие «форма» рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «форма» трактуется как вид, устройство, тип, структура, конструкция чего – либо, обусловленное определённым содержанием.

 Применительно к обучению, форма – это специальная конструкция процесса обучения. Характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приёмами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической деятельности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определённым учебным материалом.

  Это содержание является основой развития самого процесса обучения, способом его осуществления и заключает в себе возможности беспредельного развития, что и обуславливает его ведущую роль в развитии обучения.Следовательно, форму обучения надо понимать как конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определённого содержания учебного материала и освоению способов деятельности.

В процессе обучения и его организации есть чёткая направленность на реализацию ведущих компонентов содержания образования: знаний, способов деятельности (умений и навыков), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений. Умелый выбор формы процесса обучения позволяет осуществить данную направленность наиболее результативно.Что же такое «формы организации учебного процесса»? Даже ведущие специалисты затрудняются сказать, что такое формы организации учебного процесса и чем они отличаются от методов обучения.

По мнению И.М. Чередова, форма организации учебного процесса – это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса.

 В.К. Дьяченко считает, что понятие «форма организации учебного процесса» могут быть научно обоснованы лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение – это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт, накопленные человечеством».

Под формой организации познавательной деятельности следует понимать «… целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно – познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным».  Главная продукция педагога – урок. За время своей профессиональной деятельности учитель даёт более 25 тысяч уроков. Урок представляет собой сложнейший психолого–педагогический процесс, к которому предъявляется сотни различных требований.

Урок – главная составная часть учебного процесса. Традиционный урок длится 40 – 45 минут или 2700 секунд: и на каждом из этих отрезков времени могу рождаться как интерес к предмету, так и смертельная скука. Класс может сплотиться вокруг захватывающей сердца ребят мысли, но может легко стать группой, предающейся опасному безделью. Ценность и значение «урочных» секунд, минут, часов, лет в судьбе детей определяет квалификацию учителя, эффективность его труда.

Для любого учителя урок – тяжёлая работа, означающая 40 – 45 минут концентрации внимания и напряжения. После хорошего урока можно ощущать усталость, но в то же время удовлетворение и радость. Уроки в современной школе требует гигантской подготовительной работы, больших знаний, готовности души, нравственности.    

Что же такое урок?

Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителя и учащихся в определённый отрезок времени.

Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятия по твёрдому расписанию и с единой для всех программой обучения.

 В этой форме представлены все компоненты учебно - воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы. Деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, чёткого определения её конечной цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

       Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

     Все формы можно разделить на общие и конкретные.

           Общие формы учебной работы учащихся.

В.А. Сластёнин даёт следующую классификацию форм обучения, в зависимости от структуры педагогического процесса. Достоинством этой классификации определение места проведения процесса обучения, чего нет в других классификациях.

  Распространенными являются классификации В.К. Дьяченко и И.М. Чередова, основанные на структуре  учебного общения.

    Общие формы учебной работы (В.К. Дьяченко).

Индивидуальная

Парная

Групповая

Коллективная

Обособленная учебная работа, без контакта с другими людьми (ученик – книга, ученик – тетрадь).

Работа внутри одной обособленной пары, участники пары постоянные, один говорит, один слушает (ученик – ученик, учитель – ученик).

Одного говорящего слушает либо несколько человек, либо весь класс (ученик – ученики).

Каждый ученик поочереди работает с разными членами коллектива и наоборот, все работают с  учеником (ученик – ученики, ученики – ученик).

Общие формы учебной работы учащихся (М.И. Чередов)

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Управление  учебной деятельностью всего класса при его работе над единой задачей при достаточно жёстком контроле учителя.

Сотрудничество в малых группах на принципах самоуправления с менее жёстким контролем учителя.

Самостоятельность ученика при максимальном проявлении его инициативы с учётом степени целеустремлённости, интересов, склонностей.

Сравнение общих форм обучения.

Название формы

Достоинства

Недостатки

Индивидуальная

Самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль.

Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведёт к списыванию, подсказкам, отсутствие социальной активности школьников.

Групповая

Взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования.

Слабо ученика можно поставить в пассивное положение, работать могут только лидеры, а остальные списывать.

Парная

Учащиеся дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга, эта работа эффективна на непродолжительное время (5 – 7 минут), повышает качество выполненной работы, исчезает страх за ошибки перед учителем.

Возникает опасность ложного товарищества, невозможно объективно оценивать уровень знаний учащихся, Нарушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности.

Коллективная

Каждый ученик попеременно является то учеником, то учителем, повышается ответственность за свои знания перед коллективом, активизируется познавательная деятельность учащихся, развивается инициативность, трудолюбие.

Неумение некоторыми учителями профессионально организовать данную форму, недостаточность времени на уроках, несформированность коллектива приведёт к нежелательному результату: обратившемуся за помощью говорят: «Сам учи, что тут сложного».

                         Типы уроков.

              Классификация типов по цели.

1тип. Урок изучения новых знаний.

          По виду это: традиционный, лекция, экскурсия,

          исследование, учебный и трудовой практикум и т. д.

2 тип. Урок закрепления знаний.

           По виду это: практикум, экскурсия, собеседование,

           консультации и т. д.

3 тип. Урок комплексного применения знаний, умений,

            навыков.

            По виду это: семинар, практикум, лабораторная

            работа и т. д.  

4 тип.  Урок обобщения и систематизации знаний.

             По виду это: семинар, круглый стол, конференция

             и т. д.

5 тип.  Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

             По виду это: зачёт, общественный смотр знаний

             и т. д.

Все уроки комбинированные.

    Проблемой сегодняшней школы является низкая эффективность традиционных занятий. Этот тезис особо не нуждается в доказательствах. Достаточно сказать, что современный ученик не готов к самостоятельной жизни, и родители, и сами педагоги, как правило, не удовлетворены результатами обучения, так как потенциал ребёнка раскрывается не в полной мере.

 С чем это связано? В настоящее время традиционный урок не обеспечивает полной включённости каждого ученика в учебный процесс, поскольку ребёнок не является активным субъектом, а скорее объектом воздействия: учитель сам планирует процесс учения, вносит изменения в деятельность ученика. Таким образом, ребёнок, оставаясь пассивным, не имеет возможности проявлять себя, развивать личностные качества.

  Поиски разных моделей помогли выявить дополнительные ресурсы улучшения традиционного урока. Лаборатория методологии и новых образовательных технологий Красноярского ИПК работников образования разработала структуру урока, которая получила название «четырёхтактной», потому что в ней сочетается все четыре организационные формы обучения, выделенные В.К. Дьяченко. Включение в структуру урока работы в парах (постоянных и сменных) в сочетании с другими формами обучения помогает большему числу детей деятельно включаться в учебный процесс, проявлять свою мыслительную активность.

Структура «четырёхтактного» урока.

1. Фронтальная работа, где происходит проблематизация и предъявляется минимум учебного материала;

2. Работа в постоянных парах – повторение. Закрепление материала, предъявленного в предшествующей фронтальной работе;

3. Работа в парах сменного состава – глубокое освоение отдельных моментов материала по изучаемой теме;

4. Индивидуальная работа – самостоятельное выполнение заданий по теме урока.

 Последовательность может быть такой: 1-2-1-2-3-1-2-3-4.

Мышление начинается с вопроса, который может быть задан кем – то или кому – то. Лучше всего это делать в парах. Во – первых, предоставляется возможность больше общаться, а во – вторых, трудно «отсидеться», когда вопрос задан именно тебе.    Важные задачи и понятия требуют разностороннего их рассмотрения. И здесь лучше всего подходит работа в парах сменного состава. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему с разных сторон, смотрит на неё своими глазами и глазами других ребят. Происходит обогащение разными способами мышления, вовремя обнаруживаются пробелы, происходит коррекция.

 Одним из приёмов смены напарников является известная игра «Ручеёк». Каждый ученик имеет своё задание. Дети сидят в ряду парами, затем начинается движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики не вернутся на свои места. Возможна также работа в парах сменного состава, когда пара создаётся по желанию ребёнка. Свободный ученик выходит к доске и находит себе партнёра. Такая работа детям очень нравится.  

 Можно организовать работу и в сводных группах. Класс делится на группы. В каждой группе выбирается командир или ведущий. Урок начинается с фронтальной работы, в ходе которой учитель ставит проблему и выясняет уровень знаний учащихся по данной теме. Например, при изучении темы «Воздух» учитель задаёт вопрос: «Что такое воздух и что вы знаете о нём?» Ответы могут быть правильными и ошибочными. Опираясь на ответы детей, учитель  обозначает проблему и помогает каждому ученику определить конечный результат, а также спланировать дальнейшие действия. Затем в свободных группах ребята работают в парах сменного состава по методике Ривина: изучают текст. Итогом такой работы будет план текста. Кроме того, дети отвечают на вопросы текста, составляют свои «умные» вопросы. Сильным ученикам предлагаются задания креативного характера. Каждая группа ведёт свой дневник, в котором записывают тему урока, план текста. Здесь же выясняется лексическое значение слов. Урок заканчивается фронтальной работой, где каждая группа представляет свой план, предлагает свои вопросы. В ходе обсуждения выясняется, насколько план точен и соответствует содержанию.

                Организация групповой работы.

При сотрудничестве совместно работающих в группе детей возрастает глубина понимания учебного материала, меняется характер взаимоотношения детей: исчезает безразличие, возрастает сплочённость класса, дети лучше понимают друг друга, растёт самокритичность; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других.

  При обучении на основе общения (в группе) осуществляется:

   - передача полученных знаний друг другу;

   - сотрудничество и взаимопомощь учеников;

   - распределение труда;

   - обучение с учётом способностей учеников;

   - развитие мышления;

   - активизация учебно-познавательных процессов;

   - самоконтроль и самооценка;

   - самостоятельная постановка цели и выбор своего

     способа решения, мнения, суждения.

      Варианты организации групповой работы.

- группа выполняет общее задание, но каждый член группы

  делает свою часть работы независимо от других;

- общее задание выполняется последовательно каждым

  членом группы;

- задача решается при непосредственном одновременном

  взаимодействии каждого члена группы со всеми

  остальными её членами.

На уроках русского языка при написании изложений используется сочетание всех форм, при этом в основе лежит обратная методика Ривина, которая предполагает восстановление текста по составленному плану.

Работа в парах при написании изложений.

- Предъявление текста и первичное его восприятие. В парах ученики восстанавливают содержание текста (пересказывают друг другу), корректируют и дополняют своё понимание.

- Повторное восприятие текста (это может быть

  индивидуальная работа): самостоятельное чтение,

  слушание.

- Работа над планом: деление текста на части,

  озаглавливание каждой части (количество сменных

  напарников должно быть не меньше выделенных частей); 

- словарно-орфографическая подготовка: может

  проводиться в форме взаимотренажа либо фронтально;

- Написание изложения. В парах сменного состава ученики

  читают пункты плана, подробно восстанавливают

  содержание каждой части и записывают его в тетрадь,

  обязательно проводят взаимопроверку и коррекцию.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное сотрудничество младших школьников как эффективная форма организации учебного процесса

Проект составлен учителем начальных классов.Применять технологию сотрудничества можно с 1 класса и на различных  дисциплинах. Сотрудничество учащихся в совместной деятельности способствует лучшем...

Доклад "Организация учебного процесса по ОС Школа 2100"

Можно использовать при выступлениях на заседаниях методического объединения учителей начальных классов....

Доклад "Организация учебного процесса по ОС Школа 2100"

Можно использовать при выступлениях на заседаниях методического объединения начальных классов....

доклад «Организация учебного процесса при проведении курса ОРКСЭ»

Является ли курс ОРКСЭ требованием времени? Наверное, все понимают, что является. Нужен ли он детям, школе, а следовательно, и обществу в том виде, в котором предложен межведомственной комиссией? Дума...

Организация дистанционного обучения - перспективная форма организации учебного процесса в начальной школе

В настоящее время мы живём в сложном мире, где появилось такое зло, как  новая коронавирусная инфекция.  Весь мир вступил в борьбу с ней. Президент, правительство и все эшелоны власти приним...

Доклад «Понятие, цели и роль смыслового чтения в организации учебного процесса начальной школы».

Выступление на заседании ШМО начальных классов. Тема: «Понятие, цели и роль смыслового чтения в организации учебного процесса начальной школы»....

Методическая рекомендация по организации учебного процесса «Организация и проведение туристских соревнований»

Данная методическая рекомендация адресована педагогам дополнительного образования, педагогам общеобразовательных учебных организаций, не имеющих опыта проведения школьных туристских соревнований по ту...