Информатизация образовательного процесса
методическая разработка на тему
Выступление на педагогическом совете школы об использовании ИКТ в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatizatsiya_obrazovatelnogo_protsessa.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информатизация образовательного процесса .
В настоящее время все активнее происходит внедрение информационных технологий в образование. Для полной реализации единого информационного пространства требуются глубокие структурные преобразования образовательных систем, пересмотр содержания образования, методов, организационных форм обучения, средств обучения.
Использование телекоммуникационных технологий способствует улучшению компьютерной грамотности учащихся и учителей, развивает и обновляет образование в школе, формирует у учащихся положительную мотивацию к обучению и развитию у них навыков самообразования и стремления к продолжению образования.
Сейчас уже многим ясно, что эффективную информационную среду современной школы характеризуют не столько установленные компьютеры и уроки информатики, сколько уровень применения информационных и телекоммуникационных технологий во всем образовательном процессе и степень включения школы в единое информационное пространство. Поэтому главная цель программы информатизации школы - обеспечить повышение качества образования в образовательном учреждении за счет широкого использования информационных ресурсов и компьютерных технологий в обучении и управлении образованием, то есть формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров.
|
|
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Управленческие:
- внедрение информационных технологий в образовательную и управленческую деятельность;
- автоматизация учета кадров и документации школы для оперативного ведения и архивного хранения информации;
- автоматизация статистических данных школы для оптимизации процесса обучения и контроля качества образования;
Методические:
- обучение педагогических и руководящих кадров информационным технологиям;
- повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
- создание в электронном виде материалов методического и учебного характера, включая электронные учебники, системы проверки знаний и методические пособия, и другие виды учебной информации.
Организаторские:
- создание условий для персонального доступа к компьютеру обучающимся и сотрудникам школы
Инфраструктуру школьной среды представляют следующие функционально-ориентированные пространства:
|
Школьная информационная среда, будучи частью информационной среды системы образования и информационной среды современного общества постоянно получает новые импульсы к развитию. Выпускнику школы предстоит жить в мире, в котором умение использовать информационные и коммуникационные технологии будет во многом определять его жизненный успех, а по-настоящему научиться использовать ИКТ можно, только активно применяя их в учебном процессе. Информационную среду школы характеризует не столько установленные компьютеры и уроки информатики, сколько эффективность применения ИКТ во всем образовательном процессе. Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа и сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства общения, воспитания, интеграции в мировое сообщество. Информационные технологии в общеобразовательной школе надо рассматривать в трех аспектах:
|
Освоение ИКТ требует своих инструментов и сред, таких, как:
|
Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Умение находить информацию при наименьших потерях времени – жизненная необходимость общества, где количество информации из года в год многократно увеличивается.
Информатизация в школе – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями современного информационного общества.
Современные ИКТ обеспечивают доступ к огромному массиву информационных источников. Они дают в руки учащемуся эффективные инструменты учебной деятельности, как общей, так и предметно-специфической, тем самым они открывают реальную дорогу для деятельностной педагогики в различных ее проявлениях.
Основные направления деятельности в процессе информатизации:
- Информационно-техническое обеспечение школы;
- Повышение компетентности учителей и учащихся в области современных информационных технологий;
- Информатизация учебно-воспитательного процесса в школе. Мониторинг качества образования;
- Создание и развитие школьной медиатеки, медиаобразования;
- Телекоммуникации - расширение локальной сети школы, участие в телекоммуникационных проектах;
- Профориентация учащихся;
- Издательская деятельность;
- Электронный документооборот. Использование информационных технологий в образовательной статистической отчетности.
Стратегическая цель информатизации образовательного процесса: «Обеспечение эффективности образовательного процесса, реализация современной системы образовательных приоритетов, формирование ИКТ – компетентности обучающихся».
Сегодня для школы актуален вопрос реализации современных технологий управления, интегрирующий информационные системы на основе баз данных об участниках образовательного процесса и обеспечивающий электронный документооборот, сбор и достоверность управленческой информации. В школах используются различные программные комплексы, информационные системы, призванных помочь в организации административной деятельности в школе, оказывающих нормативно-правовую поддержку , позволяющих анализировать нужную информацию, выявлять тенденции и прогнозировать их развитие, способствующие повышению оперативности и качества принимаемых решений, эффективности и слаженности работы всех участников образовательного процесса.
Информатизация образовательного процесса подразумевает наличие информационной среды (ИС), квалифицированных кадров, материальных условий (помещения, оборудование и др.) и нормативной базы. Все это создает условия:
- для изучения и преподавания любого курса по образовательной программе школы с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- планирования образовательного процесса, его обеспечения ресурсами (человеческими, технологическими, сервисными);
- фиксацию в ИС результатов деятельности учителей и учащихся;
- мониторинг здоровья учащихся и сохранение результатов мониторинга в ИС;
- прозрачность образовательного процесса для родителей и общества;
- делопроизводство и коммуникацию между участниками образовательного процесса в ИС;
- управление образовательным процессом с привлечением всех его участников и перечисленных выше возможностей.
Приказ
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""
Опубликовано 20 октября 2010 г. Вступает в силу 31 октября 2010 г.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638
В соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11 (1 ч. ), ст. 1036; N 15, ст.1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083, 4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25, ст. 3167; N 26, ст. 3350; N 31, 4251), приказываю:
Утвердить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" согласно приложению. Министр Т. Голикова
III. Должности педагогических работников
Учитель
Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Компьютерные технологии на уроке – мои главные помощники. Компьютер я применяю для выполнения детьми различных заданий на развитие внимания, памяти, логического мышления на уроках математики, русского языка, чтения, обучения грамоте, окружающего мира. Я убеждена, что применение компьютера на уроках в начальной школе развивает интерес к изучаемому предмету, вносит новые элементы в процесс обучения, позволяет удачно сочетать коллективную работу с индивидуальной, развивать психологические процессы (мышление, внимание, память, воображение, восприятие).
Компьютер помогает сделать уроки более насыщенными, облегчает детям усвоение материала. К урокам русского языка я собрала и классифицировала материал для картинных словарных диктантов с 1 по 4 класс. На уроках математики и русского языка использую развивающие игры, которые помогают организовать самостоятельную работу детей.
Помогая доброму Волку, у которого поросята украли «Азбуку», дети изучают алфавит, узнают, чем гласные звуки отличаются от согласных, какие согласные являются парными, а какие – нет, учатся сопоставлять букву и звук.
Выполняя задания с Котом Гарфилдом, персонажем известного детского мультфильма, дети повторяют написания слов с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК, ЧН, учатся писать словарные и сложные слова, слова с безударными гласными и парными согласными, составлять сложные слова из букв, рассказы по картинкам, знакомятся с понятиями «антонимы» и «синонимы» и т.п. Задания могут быть как тренировочными, которые я использую на уроках изучения материала, так и контрольными. Контрольные задания выполняются детьми на итоговых уроках по изученной теме. Я легко могу проконтролировать выполнение любого задания, не тратя на это время на уроке, т.к. все результаты игры сохраняются в памяти компьютера.
Игра «Загадки Матики» позволяет закрепить такие понятия, как синонимы, антонимы, слова-омофоны, а также развивает мышление, смекалку, умение сравнивать, анализировать, классифицировать. Вместе с героями ребёнок знакомится с понятиями «часть и целое», учится складывать дроби и т.п.
На уроках математики я использую игру «Искатель в школе», которая развивает у детей логическое мышление, внимание, смекалку, восприятие, а также навыки стихосложения. И первоклассникам, и ученикам 4 класса интересно разгадывать интригующие загадки, выполнять увлекательные задания и решать остроумные головоломки.
Игровая программа «Как устроен человек. Увлекательная анатомия для детей» знакомит детей с основными вопросами анатомии и физиологии человека. Вся информация представлена последовательно: вначале ребёнок знакомится с понятием живого и неживого, узнаёт о свойствах живых организмов и веществах, обеспечивающих их жизнедеятельность. Затем дети вместе со сказочными героями знакомятся с основными системами человека: кровеносной, двигательной, пищеварительной, нервной, и их работой. Таким образом, дети наглядно могут увидеть и строение скелета, и различные мышцы, и органы человеческого тела, узнать, для чего они нужны в организме, получить голосовое объяснение, что помогает усвоению данного материала. По ходу игры дети отвечают на вопросы викторин и решают логические задачки, что также способствует развитию мыслительных процессов.
На уроках чтения и окружающего мира я часто использую компьютерную энциклопедию «Мне интересно знать всё» как дополнительный источник знаний. Особенно это необходимо при изучении разделов, связанных с историей, астрономией, географией, изучением животного и растительного мира и др. Ребёнок самостоятельно и очень быстро может найти сведения и посмотреть видеоролик об интересующем его объекте и найти ответ на любой вопрос.
При проведении внеклассных занятий и праздников родители фотографируют происходящее и снимают на видеокамеру. Из фотографий и видеосъёмок можно создавать фильмы и видеоролики, которые интересно смотреть как детям, так и родителям.
Компьютер на уроке освобождает меня от рутинной работы, делая процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Подбор компьютерных игр и целесообразность включения их в урок зависит, прежде всего, от текущего учебного материала и уровня подготовки детей. Главным является умелое применение игры на уроке. Важно одно: чтобы игра помогла достичь цели, сделала урок интересным и эффективным, а не развлекательным и эффектным.
Использование компьютерных технологий выигрывает по сравнению с традиционным обучением по ряду причин:
- на уроке создаётся положительный эмоциональный настрой: красивая графика, элементы сказки, «волшебства» в обучающих программах вовлекают детей в атмосферу творчества, они с нетерпением ждут, компьютерных заданий. В итоге повышается мотивация обучения;
- игровая цель выходит на первый план по сравнению с учебной, поэтому удаётся организовать такое обучение, которое даёт прочные знания и не утомительно для уч-ся. Ребёнок помогает Волку собрать буквы в пещере и в тоже время знакомится с шипящими согласными. Ученик разыскивает на экране муху с алыми крыльями, а между тем развиваются его память, внимание и т.п.
- происходит интенсификация обучения. Ученики, каждый в своём темпе, за 5 минут решают около 20 языковых головоломок или успевают составить 15 предложений, причём мгновенно получают оценку правильности своего решения;
- параллельно у ребёнка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться. Ученик осваивает клавиатуру, умеет вести требуемую информацию, исправить ошибку, т.е. приобретает навыки пользователя.
Я убеждена, что разумное использование компьютера на уроках продвигает уч-ся в интеллектуальном развитии, воспитывает любознательность, научное мировоззрение, стремление к саморазвитию и творческому росту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация учебных проектов младших школьников в условиях информатизации образовательного процесса
Цель проектов – формирование системы интеллектуальных, специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенных в конечный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельно...
Информатизация учебного процесса в начальной школе
Статья раскрывает основные правила и требования к применению ИКТ в начальной школе...
Информатизация учебного процесса в начальной школе
Презентация раскрывает основные аспекты использования ИКТ в начальной школе...
Информатизация образовательного процесса как условие повышения качества обучения.
Выступление на педагогическом совете...
Мультимедийные технологии как средство информатизации образовательного процесса.
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий .Мультимедиа – это ср...
Информатизация образовательного процесса как средство повышения познавательной активности младших школьников
Выступление на городской установочной конференции учителей начальных классов....
Информатизация образовательного процесса как средство повышения познавательной активности младших школьников
Презентация к выступлению на установочной конференции....