Информатизация образовательного процесса как условие повышения качества обучения.
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Информатизация образовательного процесса как условие повышения качества обучения.
СЛАЙД.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение.
СЛАЙД.
Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
СЛАЙД.
Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:
∙ в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;
· большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;
· высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;
· мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.
СЛАЙД.
Обучение с использованием компьютерных технологий постепенно из экзотики превращается в один из стандартных компонентов учебного процесса. Дети с раннего возраста обладают навыками исследования, и надо лишь научить их использовать ИКТ для достижения поставленных ими же самими целей. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения интересующую их значимую цель.
СЛАЙД.
Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности. С живым любопытством дети воспринимают окружающую среду и все новое. Для восприятия учащихся начальных классов характерна ярко выраженная эмоциональность.
СЛАЙД.
В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности можно использовать компьютер. Внедрение компьютеров, по-моему мнению, перспективно, так как:
· повышает эффективность проведения урока;
· организует режим индивидуального опроса;
· усиливает интерес учащихся к уроку.
СЛАЙД.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Презентация - переводится с английского как представление. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
СЛАЙД.
При разработке презентации учитывается, что она:
· быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
· вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
· усиливает воздействие выступления.
СЛАЙД.
Несколько примеров, какие функции могут выполнять презентации:
СЛАЙД.
1. Обучающая. При изучении темы «Организм человека», презентацию можно использовать как наглядное пособие. Обучающиеся сначала изучают презентацию, а потом в качестве закрепления они работают одновременно с иллюстрациями в учебнике, собственными наблюдениями и презентацией, рассматривая их и сопоставляя. Если у обучающихся слабо сформированы познавательные способности (таких учеников, мы иногда называем слабыми), то такую работу можно продолжить индивидуально.
СЛАЙД.
2. Закрепляющая. При изучении темы обучающимися с помощью учителя и работы со словами с непроизносимой согласной, можно предложить закрепить материал, просмотрев презентацию.
СЛАЙД.
3. Контролирующая. После самостоятельной работы обучающихся, например, с таблицей умножения, можно предложить самим проверить себя, сравнив свою работу с презентацией.
СЛАЙД.
4. Творческая. Можно предложить обучающимся самостоятельно составить презентацию по данной теме.
СЛАЙД.
Информационные технологии на разных этапах урока.
СЛАЙД.
1. Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.
СЛАЙД.
2. Мотивационно-познавательная деятельность. Мотивационно-познавательная деятельность формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Моделируя проблемную ситуацию, обеспечиваю положительную мотивацию на любом этапе урока. Начало урока – необычайно ответственный момент. Используя прием погружения и эмоционального настроя, урок можно начать с чтения стихотворения или дети сами читают стихотворение.
СЛАЙД.
Урок окружающего мира начинается с прихода гостьи – Мудрой черепахи, которая изображена на слайде презентации с музыкальным сопровождением.
СЛАЙД.
3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
СЛАЙД.
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал.
СЛАЙДЫ.
При изучении темы «Переместительное свойство умножения» дети самостоятельно делают вывод, решают проблему, опираясь на материал презентации. Нетипичное для данного возраста начало изучения нового материала обучающихся заинтриговывает, привлекает к себе их внимание и мне уже легко с ними работать дальше.
СЛАЙД.
На уроке окружающего мира «Опора тела и движение» изображение скелета человека, системы мышц в презентации позволяет более полно сформировать целостное восприятие детьми строения организма человека. При изучении новых тем на уроках я использую различные видеофильмы на цифровых носителях, которые ярко и наглядно показывают разные явления человеческой жизни, природные явления и жизнь общества.
СЛАЙД.
На уроках русского языка при обучении написания сочинения по картине, презентация и видеоролики помогают раскрыть замысел автора и помочь детям постигнуть красоту живописного искусства. При изучении стран мира видеофрагменты помогают учащимся не только получать сведения о каком-либо государстве, но и окунуться в незабываемый мир этого уголка земли, почувствовать его особый колорит. Такой эмоционально настроенный урок будет наиболее эффективным для понимания обучающимся изучаемой темы. Уроки с использованием видеофрагментов повышают познавательную деятельность школьников на основе развития критического мышления, так как несут не только информацию, наглядность, но и положительный эмоциональный настрой по изучаемой теме.
СЛАЙД.
5. Систематизация и закрепление материала необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока делаю обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.
СЛАЙД.
При использовании информационных технологий создаются благоприятные условия для формирования и развития в процессе учебной деятельности личностных качеств учеников.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
·активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
·достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
·развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
·снижению дидактических затруднений у учащихся;
·повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции;
·приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: сделать урок интересным, а обучение увлекательным. Надо только помнить, что школу делает школой учитель, учитель нашей новой школы.
СЛАЙД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения
«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»Советы родителям....
«Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения» Классное родительское собрание
Разработка классного родительского собрания во 2 классе «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»...
Классное родительское собрание 2 класс (Чупина Т.И.) «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»
Ход классного родительского собрания по ЗОЖ, презентация и советы родителям по созранению здоровья детей....
Создание здоровье сберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения
Знание здоровье сберегающих технологий важная составляющая технологий компетентности современного учителя. Используя технологии учитель разрешает проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроке....
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Доклад на школьном педсовете по методической проблеме школы....
Доклад на тему: «Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения»
Новое качество образования может быть доступно лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся....
«Применение ИКТ в образовательном процессе как залог повышения качества обученности учащихся 1 уровня общеобразовательной школы» Проект
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику (Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика), становится развитие ...