Урок-практикум
план-конспект урока (4 класс) по теме
В условиях формирования демократического государства и гражданского общества в России всемерно возрастает роль правового образования. Главной его целью является создание условий для становления социально – активной самостоятельной личности человека.
Воспитание у детей чувства ответственности, собственного достоинства, требовательности к себе и к окружающим, неразрывно связано с такими качествами как активная гражданская позиция, выражающаяся в истинном патриотизме, гуманном отношении к окружающему миру.
Чувство ответственности каждого гражданина за укрепление могущества Отечества должно воспитываться со школьной скамьи.
В данной методической работе предлагается рассмотреть эту тему одновременно на уроке – практикуме и на внеклассном мероприятии.
Обучение с целью дать учащимся представление об избирательном праве гражданина Российской Федерации проводится в два этапа:
- первый этап: урок – практикум на тему: «Судьба России в твоих руках. Сегодня - ученик, завтра – избиратель».
- второй этап: внеклассное мероприятие – игра по теме: «Выборы президента класса».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-praktikum.doc | 261.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА - ПРАКТИКУМА.
ТЕМА: Судьба России в твоих руках.
Сегодня - ученик, завтра – избиратель.
(Из темы № 10. Родина – Россия).
Введение.
В условиях формирования демократического государства и гражданского общества в России всемерно возрастает роль правового образования. Главной его целью является создание условий для становления социально – активной самостоятельной личности человека.
Воспитание у детей чувства ответственности, собственного достоинства, требовательности к себе и к окружающим, неразрывно связано с такими качествами как активная гражданская позиция, выражающаяся в истинном патриотизме, гуманном отношении к окружающему миру.
Чувство ответственности каждого гражданина за укрепление могущества Отечества должно воспитываться со школьной скамьи.
В данной методической работе предлагается рассмотреть эту тему одновременно на уроке – практикуме и на внеклассном мероприятии.
Обучение с целью дать учащимся представление об избирательном праве гражданина Российской Федерации проводится в два этапа:
- первый этап: урок – практикум на тему: «Судьба России в твоих руках. Сегодня - ученик, завтра – избиратель».
- второй этап: внеклассное мероприятие – игра по теме: «Выборы президента класса».
Цель: Создать условия для понимания учащимися ответственности каждого гражданина страны за судьбу всего государства, пробудить у учащихся интерес к участию в дальнейшем в выборах.
Задачи:
- Познакомить учащихся с содержанием основных статей Конституции Российской Федерации, в которых определён порядок проведения выборов главы российского государства.
- Познакомить учащихся с порядком проведения выборов Президента Российской Федерации.
- Обобщить знания учащихся о России как о государстве, имеющем многонациональный состав населения и о государственных символах Российской Федерации (герб, флаг, гимн).
- Воспитывать у учащихся чувство гражданской ответственности за судьбу своей Родины.
- Развивать у учащихся качества, присущие социально активной личности.
Оснащение урока.
В классе: – Цветной телевизор с DVD - проигрывателем,
на экран которого в ходе урока выводятся слайды
с текстом статей Конституции РФ.
На доске: – политическая карта мира;
– государственные флаги ряда стран.
На столах у учащихся: – Конституция Российской Федерации;
– выдержки из отдельных статей Конституции
Российской Федерации.
Ход урока.
- Вступительная беседа.
- Послушайте стихотворение.
Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.
- Вам понравилось стихотворение?
Ответы детей.
- Какие чувства оно у вас вызывает?
Ответы детей.
- Какая она – наша Родина?
Ответы детей.
Учитель:
- Автор говорит:
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.
- А за что вы любите свою Родину?
Ответы детей:
- за хороших людей, которые нас окружают;
- за то, что я здесь родился;
- за героическую историю;
- за красивую природу;
Отношение народа к Родине выражено в пословицах, стихах, песнях. Какие пословицы и поговорки, стихи о нашей Родине вы знаете?
Пословицы:
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Стихи:
Святая Родина! Святая!
Иначе как её назвать!
Ту землю милую, родную,
Где мы родилися, росли,
И в колыбели полюбили
Родные песни старины.
(Т.Шевченко)
Мать – Россия моя.
С чем тебя мне сравнить?
Без тебя мне не петь,
Без тебя мне не жить…
Всё, что в сердце моём,
Всё, чем в жизни живу,
Всё, что было и есть,
Я Россией зову!
(С. Островский)
Стихотворений о нашей Родине очень много. Люди воспевают красоту родного края, его богатства, людей, его населяющих.
- А что мы называем Родиной?
- Город, в котором живём.
Учитель:
- Это малая Родина.
- А как называется страна, в которой мы живём?
Ответы детей:
- Россия;
- Российская Федерация;
Посмотрите на политическую карту мира. Кто может показать Российскую Федерацию на карте?
Дети показывают на карте Российскую Федерацию.
Легко ли отыскать Российскую Федерацию на карте, почему?
- Потому, что она очень большая.
Учитель:
- У каждого государства есть герб, флаг и гимн. Это государственные символы. Есть они и у России.
2. Государственные символы Российской Федерации.
Учитель:.
- Посмотрите на доску. Найдите флаг Российской Федерации среди флагов других государств.
- Каково значение цветов Российского флага?
Ответы детей:
Белый обозначает мир и чистоту совести;
Синий – небо, верность и правду;
Красный – огонь и отвагу.
Учитель:
- Что изображено на гербе России?
Ответы детей:
- На фоне красного щита золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В левой лапе орла держава – золотой шар с крестом наверху. Над головой орла короны. В древние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам о великом историческом прошлом России, символизируют единство нашего государства и независимость его от других государств.
На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий - Победоносец. Он на белом коне. В правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змия. Чёрный змий – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет змия. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.
Учитель:
- Что же такое гимн?
Ответы детей:
Гимн – торжественная песня или мелодия, который используется в особо торжественных случаях.
Учитель:
- Когда мы можем услышать гимн?
Ответы детей:
- 1 сентября на линейке, В радио и телепередачах утром. Когда наши спортсмены заняли 1 место, звучит гимн страны.
Учитель:
- Как называют граждан нашей страны?
Ответы детей:
- Россияне.
Учитель:
- Скажите, это люди одной национальности?
Ответы детей:
- Нет.
Учитель:
- Какие национальности вы знаете?
Ответы детей:
Учитель:
- Значит наша страна – многонациональная. На территории нашей страны проживает свыше 140 миллионов человек. На её территории проживает свыше 100 национальностей.
- Скажите, а что помогает всем людям жить в согласии друг с другом?
Ответы детей:
- Общая история, культура, традиции, гордость за свою страну.
Учитель:
- В каждом государстве существуют правила общения людей и их жизни. Они записаны от имени государства в документах. Как называются главные правила жизни общества, которые должны выполнять граждане страны?
Ответы детей:
- Такие правила называются законами.
3. Конституция Российской Федерации.
Учитель:
- А какой главный закон Российской Федерации?
Ответы детей:
- Конституция.
Учитель:
- На предыдущих уроках мы с вами уже знакомились со статьями Конституции Российской Федерации.
- Сегодня у вас на столах лежат некоторые статьи из Конституции Российской Федерации. Давайте прочитаем вступление к ней.
Дети читают и выясняют время принятия Конституции Российской Федерации.
На экран телевизора выводится слайд следующего содержания:
Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чья память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. |
Учитель:
- Скажите, а кто в нашей стране является ответственным человеком за исполнение главного закона.
Ответы детей:
- Президент.
Учитель:
- Давайте посмотрим статью конституции № 80 и внимательно прочитаем её 2-й пункт.
На экран телевизора выводится слайд следующего содержания:
Конституция Российской Федерации Статья 80, пункт 2 Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. |
Учитель:
- Скажите, а как зовут Президента Российской Федерации?
Ответы детей:
- Дмитрий Анатольевич Медведев.
Учитель:
- А каким образом Дмитрий Анатольевич Медведев стал Президентом РФ?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель:
- Его выбрали но основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
4. Сообщение темы урока.
Учитель.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с установленным законами нашей страны порядком выбора главы нашего государства - Президента Российской Федерации.
5. Порядок выборов Президента Российской Федерации.
Учитель.
- Кто из вас знает: на сколько лет выбирают президента?
Ответы детей.
Учитель:
- Давайте посмотрим, что сказано по этому поводу в Конституции Российской Федерации. Откройте статью 81 и прочитайте пункт 1.
На экран телевизора выводится слайд следующего содержания:
Конституция Российской Федерации Статья 81, пункт 1 Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. |
Учитель:
- В 2012 году нам предстоит выбирать нового президента.
Скажите, любой ли гражданин России может стать Президентом Российской Федерации?
Ответы детей.
Учитель:
- Давайте опять обратимся к нашей Конституции. Статья 81, пункт 2.
На экран телевизора выводится слайд следующего содержания:
Конституция Российской Федерации Статья 81, пункт 2 Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. |
Учитель:
- Как вы думаете: почему в 35 лет, а не моложе?
Ответы детей.
- В этом возрасте человек уже приобрёл достаточный жизненный опыт и у него ещё много сил для работы.
Учитель:
- А какими качествами по вашему мнению должен обладать человек, чтобы его выбрали президентом? У вас на столах лежат листки. Запишите на них эти качества.
(Дети записывают, после чего учитель выслушивает ответы учащихся. Дети сравнивают их).
Чуткий | Уважающий мнение других | |
Умный | ПРЕЗИДЕНТ | Знающий иностранные языки |
Внимательный | Имеющий высшее образование |
Учитель.
- Скажите пожалуйста, откуда мы можем узнать о достоинствах будущего президента (кандидата в президенты)?
Ответы детей.
- Из газет, журналов, телевизионных передач.
Учитель:
- Каждый кандидат представляет программу своих действий на посту президента. Кандидат действует не один. Его поддерживают и помогаютего товарищи – единомышленники. Их наывают «предвыборный штаб».
В газетах, по радио, по телевидению каждый кандидат призывает избирателей голосовать именно за него и объясняет, почему он справится с этой работой гораздо лучше других. Это называется агитацией.
- Скажите, от кого зависит, чтобы нашей страной управлял человек, горячо любящий свою Родину и делающий всё для повышения благосостояния её граждан.
Ответы детей.
- От граждан России.
Учитель:
- Почему?
Ответы детей.
- От того, за кого отдадут свои голоса избиратели, зависит насколько достойный человек займёт пост Президента России.
Учител:.
- Для того, чтобы выборы прошли в строгом соответствии с требованиями российских законов создаётся Центральная Избирательная Комиссия.
Она назначает день выборов и следит, чтобы никто не нарушал закон и выборы были честными.
За день до выборов вся агитация прекращается. С улиц убирают рекламные щиты кандидатов, а по телевизору больше не показывают их обращения.
В день выборов агитация тоже запрещена.
За нарушение этого правила кандидата могут не допустить к выборам.
В день выборов каждый гражданин России, которому не безразлична судьба нашей Родины, приходит в специальное помещение, котрое называется избирательным участком и голосует за достойного кандидата.
- Как вы думаете – в каком возрасте человек имеет право быть избирателем?
Ответы детей.
Учитель.
- Откройте статью Конституции Российской Федерации № 60.
На экран телевизора выводится слайд следующего содержания:
Конституция Российской Федерации Статья 60 Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет. |
Учитель.
- Избиратель при ходит на участок с паспортом. После того, как его личность будет установлена ему выдадут на руки избирательный бюллетень. В этом бюллетене напротив фамилии одного из кандидатов в специальном квадратике он должен будет поставить «галочку».
Биллютень опускается в специальную опечатанную урну для голосования.
В 20.00 все избирательные участки закрываются. Участковая комиссия начинает подсчёт голосов. Результаты подсчёта направляются в Центральную Избирательную Комиссию. Там подсчитывают голоса за всю страну.
После подсчёта голосов Председатель Центральной Избирательной Комиссии сообщает всему населению страны фамилию победившего кандидата.
Новый Президент Российской Федерации вступает в должность на тридцатый день после официального объявления результатов выборов.
Вступление в должность сопровождается принятием присяги в торжественной обстановке.
Учитель:
- В статье № 82 Конституции Российской Федерации приведён текст президентской присяги. Давайте её внимательно прочитаем.
На экран телевизора выводится слайд следующего содержания:
Конституция Российской Федерации Статья 82
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
|
6. Итог урока.
- Что нового вы узнали на нашем уроке?
- С какого возраста мы имеем право участвовать в выборах?
- Кто может стать Президентом Российской Федерации?
- Какими качествами должен обладать этот человек?
- От кого зависит, чтобы президентом стал достойный и честный человек.
- Что бы вы пожелали будущему Президенту страны?
Сегодня на уроке вы узнали о порядке проведения выборов главы государства. Поговорите дома со своими родитеями. спросите у них – всегда ли они принимают участие в выборах и почему. Расскажите им о том, что вы узнали сегодня.
На внеклассном мероприятии мы с вами будем выбирать Президента нашего класса.
С целью организованного проведения внекласного мероприятия, при подведении итогов урока, учитель назначает:
- председателем избирательной комиссии – 1 ученика;
- избирательную комиссию – 2 ученика;
- группу журналистов – 3 ученика;
- группу поддержки кандидата № 1 – 5 учеников;
- группу поддержки кандидата № 2 – 5 учеников;
Из состава каждой группы поддержки сами ученики выдвигают одного кандидата в призиденты класса. Вместе с учителем они разрабатывают программу для каждого кандидата.
Группа журналистов готовит вопросы для пресс-конференции.
Во внекласном мероприятии принимают участие 3 – 5 человек из состава родительского комитета, как независимые эксперты и наблюдатели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум по закреплению пройденного материала 3 класс "Школа России"
Закрепление пройденного материала.Многозначные числа. ...
Урок-практикум по технологии "Веселые капельки" 1 класс
Урок-практикум из курса "технология" 1 класс. Изготовление игрушки-мобиле из бумаги и картона....
Урок - практикум "Много ли на Земле льда?
Урок – практикум по математике перспективная начальная школа 3 класс...
урок-практикум по математике по теме "ВЫПОЛНЕНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ С МНОГОЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ"
Это урок обобщения и систематизации знаний по выполнению арифметических действий с многозначными числами....
«У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН». Обучающий урок-практикум по телефонному этикету.
«У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН». Обучающий урок-практикум по телефонному этикету....
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ - СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК». Урок-практикум для младшего школьного возраста.
«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ - СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК». Урок-практикум для младшего школьного возраста....
Урок по литературному чтению в 3 классе. Урок-практикум по развитию читательских умений (В.Бианки "Неслышимка")
Презентация к уроку №8 из раздела "Природа летом" (В.Бианки "Неслышимка")....