Урок-практикум
план-конспект урока (4 класс) по теме

 

В условиях формирования демократического государства и гражданского общества в России всемерно возрастает роль правового образования. Главной его целью является создание условий для становления социально – активной самостоятельной личности человека.

Воспитание у детей чувства ответственности, собственного достоинства, требовательности к себе и к окружающим, неразрывно связано с такими качествами как активная гражданская позиция, выражающаяся в истинном патриотизме, гуманном отношении к окружающему миру. 

Чувство ответственности каждого гражданина за укрепление могущества Отечества должно воспитываться со школьной скамьи.

В данной методической работе предлагается рассмотреть эту тему одновременно на уроке – практикуме  и на внеклассном мероприятии.

Обучение с целью дать учащимся представление об избирательном праве гражданина Российской Федерации проводится в два этапа:

- первый этап: урок – практикум на тему: «Судьба России в твоих руках. Сегодня - ученик, завтра – избиратель».

- второй этап: внеклассное мероприятие – игра по теме: «Выборы президента класса».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-praktikum.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА - ПРАКТИКУМА.

ТЕМА:            Судьба России в твоих руках.

               Сегодня - ученик, завтра – избиратель.

                           (Из темы № 10. Родина – Россия).

Введение.

В условиях формирования демократического государства и гражданского общества в России всемерно возрастает роль правового образования. Главной его целью является создание условий для становления социально – активной самостоятельной личности человека.

Воспитание у детей чувства ответственности, собственного достоинства, требовательности к себе и к окружающим, неразрывно связано с такими качествами как активная гражданская позиция, выражающаяся в истинном патриотизме, гуманном отношении к окружающему миру.  

Чувство ответственности каждого гражданина за укрепление могущества Отечества должно воспитываться со школьной скамьи.

В данной методической работе предлагается рассмотреть эту тему одновременно на уроке – практикуме  и на внеклассном мероприятии.

Обучение с целью дать учащимся представление об избирательном праве гражданина Российской Федерации проводится в два этапа:

- первый этап: урок – практикум на тему: «Судьба России в твоих руках. Сегодня - ученик, завтра – избиратель».

- второй этап: внеклассное мероприятие – игра по теме: «Выборы президента класса».

Цель:   Создать условия для понимания учащимися ответственности каждого гражданина страны за судьбу всего государства, пробудить у учащихся интерес к участию в дальнейшем в выборах.

Задачи: 

  1. Познакомить учащихся с содержанием основных статей Конституции Российской Федерации, в которых определён порядок проведения выборов главы российского государства.
  2. Познакомить учащихся с порядком проведения выборов Президента Российской Федерации.
  3. Обобщить знания учащихся о России как о государстве, имеющем многонациональный состав населения и о государственных символах Российской Федерации (герб, флаг, гимн).
  4. Воспитывать у учащихся чувство гражданской ответственности за судьбу своей Родины.
  5. Развивать у учащихся качества, присущие социально активной личности.

Оснащение урока.

В классе:                           – Цветной телевизор с DVD - проигрывателем,

                                           на экран которого в ходе урока выводятся слайды

                                           с текстом статей Конституции  РФ.

На доске:                        – политическая карта мира;

                                        – государственные флаги ряда стран.

На столах у учащихся:  – Конституция Российской Федерации;

                                        – выдержки из отдельных статей Конституции

                                          Российской Федерации.

Ход урока.

  1. Вступительная беседа.

- Послушайте стихотворение.

Россия…

Как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа –

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь.

-  Вам понравилось стихотворение?

Ответы детей.

- Какие чувства оно у вас вызывает?

Ответы детей.

- Какая она – наша Родина?

Ответы детей.

 Учитель:

-  Автор говорит:

Люблю тебя, моя Россия

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь.

- А за что вы любите свою Родину?

 Ответы детей:

- за хороших людей, которые нас окружают;

- за то, что я здесь родился;

- за героическую историю;

- за красивую природу;

Отношение народа к Родине выражено в пословицах, стихах, песнях. Какие пословицы и поговорки, стихи о нашей Родине вы знаете?

Пословицы:

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Стихи:

Святая Родина! Святая!

Иначе как её назвать!

Ту землю милую, родную,

Где мы родилися, росли,

И в колыбели полюбили

Родные песни старины.

(Т.Шевченко)

Мать – Россия моя.

С чем тебя мне сравнить?

Без тебя мне не петь,

Без тебя мне не жить…

Всё, что в сердце моём,

Всё, чем в жизни живу,

Всё, что было и есть,

Я Россией зову!

(С. Островский)

Стихотворений о нашей Родине очень много. Люди воспевают красоту родного края, его богатства, людей, его населяющих.

- А что мы называем Родиной?

- Город, в котором живём.

Учитель:

- Это малая Родина.

- А как называется страна, в которой мы живём?

Ответы детей:

- Россия;

- Российская Федерация;

Посмотрите на политическую карту мира. Кто может показать Российскую Федерацию на карте?

Дети показывают на карте Российскую Федерацию.

Легко ли отыскать Российскую Федерацию на карте, почему?

-  Потому, что она очень большая.

Учитель:

- У каждого государства есть герб, флаг и гимн. Это государственные символы. Есть они и у России.

2.  Государственные символы Российской Федерации.

Учитель:.

- Посмотрите на доску. Найдите флаг Российской Федерации среди флагов других государств.

    

- Каково значение цветов Российского флага?

Ответы детей:

Белый обозначает мир и чистоту совести;

Синий – небо, верность и правду;

Красный – огонь и отвагу.

Учитель:

- Что изображено на гербе России?

Ответы детей:

- На фоне красного щита золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В левой лапе орла держава – золотой шар с крестом наверху. Над головой орла короны. В древние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам о великом историческом прошлом России, символизируют единство нашего государства  и независимость его от других государств.

На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий - Победоносец. Он на белом коне. В правой руке  у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змия. Чёрный змий – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет змия. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.

Учитель:

- Что же такое гимн?

Ответы детей:

Гимн – торжественная песня или мелодия, который используется в особо торжественных случаях.

Учитель:

- Когда мы можем услышать гимн?

Ответы детей:

- 1 сентября на линейке, В радио и телепередачах утром. Когда наши спортсмены заняли 1 место, звучит гимн страны.

Учитель:

- Как называют граждан нашей страны?

Ответы детей:

- Россияне.

Учитель:

- Скажите, это люди одной национальности?

Ответы детей:

- Нет.

Учитель:

- Какие национальности вы знаете?

Ответы детей:

Учитель:

- Значит наша страна – многонациональная. На территории нашей страны проживает свыше 140 миллионов человек. На её территории проживает свыше 100 национальностей.

- Скажите, а что помогает всем людям жить в согласии друг с другом?

Ответы детей:

- Общая история, культура, традиции, гордость за свою страну.

Учитель:

- В каждом государстве существуют правила общения людей и их жизни. Они записаны от имени государства в документах. Как называются главные правила жизни общества, которые должны выполнять граждане страны?

Ответы детей:

- Такие правила называются законами.

3.   Конституция Российской Федерации.

Учитель:

- А какой главный закон Российской Федерации?

Ответы детей:

- Конституция.

Учитель:

- На предыдущих уроках мы с вами уже знакомились со статьями Конституции Российской Федерации.

- Сегодня у вас на столах лежат некоторые статьи из Конституции Российской Федерации. Давайте прочитаем вступление к ней.

Дети читают и выясняют время принятия Конституции Российской Федерации.

На экран телевизора выводится слайд следующего содержания:

Конституция Российской Федерации

принята всенародным голосованием

12 декабря 1993 года

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединённые общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир

и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и

самоопределения народов, чья память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и

утверждая незыблемость её демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России,

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним

и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем

 КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Учитель:

- Скажите, а  кто в нашей стране является ответственным человеком за исполнение главного закона.

Ответы детей:

- Президент.

Учитель:

- Давайте посмотрим статью конституции № 80 и внимательно прочитаем её 2-й пункт.

На экран телевизора выводится слайд следующего содержания:

Конституция Российской Федерации

Статья 80, пункт 2

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Учитель:

- Скажите, а как зовут Президента Российской Федерации?

Ответы детей:

- Дмитрий Анатольевич Медведев.

Учитель:

- А каким образом Дмитрий Анатольевич Медведев стал Президентом РФ?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель:

- Его выбрали но основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

4.   Сообщение темы урока.

Учитель.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с установленным законами нашей страны порядком выбора главы нашего государства  - Президента Российской Федерации.

5. Порядок выборов Президента Российской Федерации.

Учитель.

- Кто из вас знает: на сколько лет выбирают президента?

Ответы детей.

Учитель:

- Давайте посмотрим, что сказано по этому поводу в Конституции Российской Федерации. Откройте статью 81 и прочитайте пункт 1.

На экран телевизора выводится слайд следующего содержания:

Конституция Российской Федерации

Статья 81, пункт 1

Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Учитель:

- В 2012 году нам предстоит выбирать нового президента.

Скажите, любой ли гражданин России может стать Президентом Российской Федерации?

Ответы детей.

Учитель:

- Давайте опять обратимся к нашей Конституции. Статья 81, пункт 2.

На экран телевизора выводится слайд следующего содержания:

Конституция Российской Федерации

Статья 81, пункт 2

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Учитель:

- Как вы думаете: почему в 35 лет, а не моложе?

Ответы детей.

- В этом возрасте человек уже приобрёл достаточный жизненный опыт и у него ещё много сил для работы.

Учитель:

- А какими качествами по вашему мнению должен обладать человек, чтобы его выбрали президентом? У вас на столах лежат листки. Запишите на них эти качества.

(Дети записывают, после чего учитель выслушивает ответы учащихся. Дети сравнивают их).

Чуткий

Уважающий мнение других

Умный

ПРЕЗИДЕНТ

Знающий иностранные языки

Внимательный

Имеющий высшее образование

Учитель.

- Скажите пожалуйста, откуда мы можем узнать о достоинствах будущего президента (кандидата в президенты)?

Ответы детей.

- Из газет, журналов, телевизионных передач.

Учитель:

- Каждый кандидат представляет программу своих действий на посту президента. Кандидат действует не один. Его поддерживают и помогаютего товарищи – единомышленники. Их наывают «предвыборный штаб».

В газетах, по радио, по телевидению каждый кандидат призывает избирателей голосовать именно за него  и объясняет, почему он справится с этой работой гораздо лучше других. Это называется агитацией.

- Скажите, от кого зависит, чтобы нашей страной управлял человек, горячо любящий свою Родину и делающий всё для повышения благосостояния её граждан.

Ответы детей.

- От граждан России.

Учитель:

- Почему?

Ответы детей.

- От того, за кого отдадут свои голоса избиратели, зависит насколько достойный человек займёт пост Президента России.

Учител:.

- Для того, чтобы выборы прошли в строгом соответствии с требованиями российских законов создаётся Центральная Избирательная Комиссия.

Она назначает день выборов и следит, чтобы никто не нарушал закон и выборы были честными.

За день до выборов вся агитация прекращается. С улиц убирают рекламные щиты кандидатов, а по телевизору больше не показывают их обращения.

В день выборов агитация тоже запрещена.

За нарушение этого правила кандидата могут не допустить к выборам.

В день выборов каждый гражданин России, которому не безразлична судьба нашей  Родины, приходит в специальное помещение, котрое называется избирательным участком и голосует за достойного кандидата.

- Как вы думаете – в каком возрасте человек имеет право быть избирателем?

Ответы детей.

Учитель.

- Откройте статью Конституции Российской Федерации № 60.

На экран телевизора выводится слайд следующего содержания:

Конституция Российской Федерации

Статья 60

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет.

Учитель.

- Избиратель при ходит на участок с паспортом. После того, как его личность будет установлена ему выдадут на руки избирательный бюллетень. В этом бюллетене напротив фамилии одного  из кандидатов в специальном квадратике он должен будет поставить «галочку».

Биллютень опускается в специальную опечатанную урну для голосования.

В 20.00  все избирательные участки закрываются. Участковая комиссия начинает подсчёт голосов. Результаты подсчёта направляются в Центральную Избирательную Комиссию. Там подсчитывают голоса за всю страну.

После подсчёта голосов Председатель Центральной Избирательной Комиссии сообщает всему населению страны фамилию победившего кандидата.

Новый Президент Российской Федерации вступает в должность на тридцатый день после официального объявления результатов выборов.

Вступление в должность сопровождается принятием присяги в торжественной обстановке.

Учитель:

- В статье № 82 Конституции Российской  Федерации приведён текст президентской присяги. Давайте её внимательно прочитаем.

На экран телевизора выводится слайд следующего содержания:

Конституция Российской Федерации

Статья 82

  1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

     «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

  1. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

6.   Итог урока.

- Что нового вы узнали на нашем уроке?

- С какого возраста мы имеем право участвовать в выборах?

- Кто может стать Президентом Российской Федерации?

- Какими качествами должен обладать этот человек?

- От кого зависит, чтобы президентом стал достойный и честный человек.

- Что бы вы пожелали будущему Президенту страны?

Сегодня на уроке вы узнали о порядке проведения выборов главы государства. Поговорите дома со своими родитеями. спросите у них – всегда ли они принимают участие в выборах и почему. Расскажите им о том, что вы узнали сегодня.

На внеклассном мероприятии мы с вами будем выбирать Президента нашего класса.

С целью организованного проведения внекласного мероприятия, при подведении итогов урока, учитель назначает:

- председателем избирательной комиссии – 1 ученика;

- избирательную комиссию – 2 ученика;

- группу журналистов – 3 ученика;

- группу поддержки кандидата № 1 – 5 учеников;

- группу поддержки кандидата № 2 – 5 учеников;

Из состава каждой группы поддержки сами ученики выдвигают одного кандидата в призиденты класса. Вместе с учителем они разрабатывают программу для каждого  кандидата.

Группа журналистов готовит вопросы для пресс-конференции.

Во внекласном мероприятии принимают участие 3 – 5 человек из состава родительского комитета, как независимые эксперты и наблюдатели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум по закреплению пройденного материала 3 класс "Школа России"

Закрепление пройденного материала.Многозначные числа. ...

Урок-практикум по технологии "Веселые капельки" 1 класс

Урок-практикум из курса "технология" 1 класс. Изготовление игрушки-мобиле из бумаги и картона....

Урок - практикум "Много ли на Земле льда?

Урок – практикум по математике перспективная начальная школа 3 класс...

урок-практикум по математике по теме "ВЫПОЛНЕНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ С МНОГОЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ"

Это урок обобщения и систематизации знаний по выполнению арифметических действий с многозначными числами....

«У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН». Обучающий урок-практикум по телефонному этикету.

«У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН».  Обучающий урок-практикум по телефонному этикету....

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ - СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК». Урок-практикум для младшего школьного возраста.

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ  -  СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК». Урок-практикум для младшего школьного возраста....

Урок по литературному чтению в 3 классе. Урок-практикум по развитию читательских умений (В.Бианки "Неслышимка")

Презентация к уроку №8 из раздела "Природа летом" (В.Бианки "Неслышимка")....