Развитие творческих способностей
статья по теме
Развитие творческих способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krupinki_tvorchestva1.doc | 31 КБ |
tvorcheskaya_rabota.doc | 333.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Крупинки творчества
Всякий ли ребёнок счастлив?
Да: я не встречала неталантливых детей, они креативны от природы.
Если нам кажется, что ребёнка ничего не интересует, значит, мы взрослые, просто ещё не нашли то, что пробудило бы его креативность. Возможно у него нет чувства внутренней свободы духа, чтобы творить. Когда мы не знаем, как помочь ребёнку, нужно хотя бы ему не мешать! Если он занят чем-то, что-то строит, рисует или сочиняет про себя, он всё равно находится в процессе творчества.
Мои третьеклассники очень любят уроки изобразительного искусства и художественного труда, на которых знакомятся с бытом русского народа, с историей декоративно-прикладного искусства, с народными промыслами.
Уроки раскрывают секреты самых разнообразных видов мастерства, помогают детям увидеть и осмыслить многоликий мир вещей и предметов, будят детскую фантазию, повышают общую житейскую и художественную культуру, подталкивают детей к активному творческому поиску и созиданию, создают атмосферу взаимной радости, восхищения в процессе коллективной поисково-творческой деятельности.
Навыки, полученные на занятиях нашли свое применение в создании творческих работ.
Ученики моего класса – призеры конкурсов «Золотая осень», «Зимние узоры». Конкурсы стимулируют потребности детей в творческой деятельности . Накануне Нового года в классе проводился традиционный конкурс «Зимушка-зима». На конкурсе были представлены интересные работы. Вот под заснеженными деревьями расположился снеговик, а синички устремились на кормушку. Многочисленные снежинки устлали дорогу, по которой из леса на санях едет старичок – лесовичок, а зверюшки устроили хоровод вокруг елки. Поразила детей красотой композиция «Сказочный лес»: его обитатели, Дед-Мороз, который едет в оленьей упряжке на новогодний праздник. Чудо! Экспозицию выставки с удовольствием хочется разглядывать и разглядывать!
Взрослым всё время некогда. Но родители многих моих учеников не разучились созерцать, фантазировать, видеть возможность сотворить что-то необычное. Совместная работа придает детям уверенность в своих силах, развивает воображение ребёнка, да и взрослого, дарит незабываемые мгновения радости и детского счастья.
Впереди у нас с ребятами много дел. Будем готовиться к выставке творческих работ «Подарок ветерану», фото – выставке «Природы дивные мгновенья», «Весна, весна на улице…» Для участия в конкурсах понадобится немного: увлечение, поддержка старших и фантазия. Ведь творчество живёт в детях. Они – созерцатели и деятели одновременно.
Пожелаю вам, дорогие мои ученики,
удач и успехов!
Егошина Е.В. Учитель МОУ Щаповской СОШ
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.
(Обобщение педагогического опыта)
Работу выполнила:
учитель начальных классов
Егошина Елена Валентиновна
Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей младших школьников.
Необходимо дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека.
Цель данной работы: изучить сущность и механизмы творческих способностей, на основе чего разработать и апробировать комплекс методических приемов, заданий и упражнений, направленный на развитие творческих способностей у младших школьников на уроках русского языка.
Исходя из цели, были намечены следующие задачи:
1. Определить условия и основные направления развития творческих способностей на уроках русского языка.
2. Определить исходный уровень развития творческих способностей у учащихся класса.
3. На основе анализа полученных результатов разработать и экспериментально апробировать составленный комплекс, способствующий развитию творческих способностей на уроках русского языка.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса по развитию творческих способностей младших школьников.
В ходе исследования был применён ряд методов, основным из которых был педагогический эксперимент.
В дополнение к нему были использованы следующие методы:
-методы диагностики учащихся;
-наблюдение за учащимися в ходе учебного процесса;
-методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Компоненты творческих способностей
Творческие способности делятся на три основные группы:
1) способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);
2) способности, связанные с темпераментом (эмоциональность);
3) умственные способности.
Психологи отмечают, что «формирование креативности возможно лишь в специально организованной среде», высказываются против жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответа. По их мнению, для проявления креативности нужна непринужденная, свободная обстановка, обычные жизненные ситуации, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету.
Основные условия развития творческих способностей младших школьников.
1. Изменение роли ученика. Изменение роли ученика, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности.
2. Комфортная психологическая обстановка. Важен благоприятный психологический климат в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.
3. Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие творческих способностей.
4. Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.
5. Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке.
6. Межпредметность. В процессе решения творческих задач необходимо использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.
7. Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.
8. Самостоятельность выполнения творческого задания. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.
9. Разнообразие творческих заданий, как по содержанию и по формам, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности.
10. Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих упражнений не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.
На основе изученной литературы по теме я попыталась определить основные направления и приемы развития таких важнейших компонентов творческих способностей как мотивация, творческое мышление, воображение, внимание, память в младшем школьном возрасте. Мною была разработана система творческих заданий.
Определение исходного уровня развития творческих способностей учащихся класса.
Задачи среза:
- выявить уровень развития творческих способностей учащихся в данном классе;
- наметить наиболее эффективные пути их совершенствования.
В качестве критериев развития творческих способностей были взяты следующие параметры: оригинальность, гибкость, беглость мышления.
Среди создателей теорий и тестов креативности для детей наиболее известным является американский психолог Поль Торренс, посвятивший этой проблеме всю свою жизнь.
В своей работе я использовала ряд тестов Торренса на определение особенностей творческого воображения. Эти методики наиболее доступны в использовании, позволяют исследовать творческое мышление и воображение.
Для того чтобы избежать беспокойства детей и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называла занятиями, которые проводились в игровой форме. Прежде чем раздавать листы с заданиями, объясняла детям, что они будут делать, чтобы вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Затем на этих листах каждый ребёнок указывает свою фамилию, имя.
Диагностическая методика 1. Тест “Особенности творческого воображения.
Материал. Отдельные слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.
Ход работы. Ученики записывают слова, затем составляют логически связный рассказ, используя данные слова.
Критерии оценки результатов: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки, логичность изложения.
Анализ результатов методики показал, что в целом речевое воображение у детей в данном классе развито слабо. Богатство фантазии, глубина и проработанность образов наблюдаются лишь в рассказах Ильиной Саши, Рыжеволова Никиты, Богомазова Вадима, Горбенко Арины. Также в сочинениях этих детей присутствуют интересные названия (Волшебная шляпа, Жизнь в чудесах, Карнавал на Новый год, Знакомство и дружба). Но необычность поворота сюжета или неожиданность концовки присутствует не во всех этих работах, хотя работы детей яркие, эмоциональные. Остальные учащиеся имеют низкий уровень развития творческого воображения. На высоком уровне – 5 человек (21,8%), на среднем –8 человек ( 39,1%), на низком уровне – 8человек (39,1%).
Диагностическая методика 2 «Незаконченный рисунок».
Материал: листы с незаконченными рисунками.
Ход работы: получая листы с незаконченными рисунками, испытуемые добавляют к рисункам дополнительные линии, чтобы получились интересные предметы или сюжетные картинки.
Критерии оценки результатов: оригинальность рисунка и названия, сюжетность.
В течение проведения этой диагностики наблюдалась растерянность у некоторых детей, чувство удивления. Многие же рисовали образы с удовольствием, заинтересованностью, были увлечены заданием. Эти дети пытались дать интересные, оригинальные решения. Самые оригинальные преобразования наблюдались у детей, которые любят рисовать и придумывать при этом свои рисунки, а не срисовывать у других, кроме этого именно эти дети в большинстве случаев довольны готовым результатом своей трудовой деятельности.
Ответы оцениваются 2 баллами.
Премиальные баллы за оригинальность ответа: за объединение двух рисунков-2 балла,
за объединение трех-пяти рисунков-5 баллов, за объединение шести-десяти рисунков-10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.
Анализ результатов методики 2 показал, что в классе оказалось 2 человека (8,4%), получивших высокие значения показателя оригинальности (от 17 баллов). Дети, получившие средние (12-16 баллов) значения показателя оригинальности характеризуются высокой интеллектуальной активностью, способностью выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных. Для большинства же испытуемых характерен низкий показатель оригинальности (не более 11баллов). Некоторые дети подобрали интересные названия своим картинкам: ( Лошадиная душа, Жажда скорости (бумеранг), Бутылка со снотворным, Спрятавшаяся под стулом кошка, Зверомаска, удивленный бегемот). У некоторых детей можно увидеть и такие названия, как, например, Русская ярмарка, Говорящее яблоко, Сонное облако, Елка Африки, Волшебный носок. Это говорит о развитом вербальном воображении. На среднем уровне – 11 человек (58%), на низком уровне – 8 человек (37,5%).
Диагностическая методика 3 «Бусинки».
Материал: напечатанные буквы Р, Д, П, Л.
Ход работы: За пять минут испытуемые придумывают как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Использовать буквы можно только в том порядке, в котором они даны.
Результаты оцениваются по трем показателям - беглость, гибкость и оригинальность предложений:
1) Беглость — число придуманных предложений (n).1 предложение — 1 балл.
2) Гибкость — число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются одинаковыми. 1 слово — 0,1 балла. Г = 0,1 m. m — число слов, используемых один раз.
3) Оригинальность. Подсчитывается число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Одно оригинальное предложение — 5 баллов. Ор = 5 k. k — число оригинальных предложений.
Т 3 = n + 0,1 m + 5 k. Т 3 — суммарный показатель третьей методики.
Критерии оценки результатов:
- беглость 7-8 предложений – высокий уровень, 4-6 предложений – средний уровень, 2-3 предложения – низкий уровень
- гибкость
Количество предложений | Уровень | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
8 | 3,2- 2,8 | 2,7- 2,4 | менее 2,4 |
7 | 2,8- 2,4 | 2,3- 2,0 | менее 2,0 |
6 | 2,4- 2,0 | 1,9- 1,6 | менее 1,6 |
5 | 2,0- 1,7 | 1,6- 1,4 | менее 1,4 |
4 | 1,6- 1,3 | 1,2- 1,0 | менее 1,0 |
3 | 1,2- 1,0 | 0,9- 0,8 | менее 0,8 |
2 | 0,8- 0,9 | 0,6- 0,5 | менее 0,5 |
- оригинальность оценивается по количеству оригинальных предложений:
более половины – высокий уровень, половина – средний уровень, менее половины – низкий уровень.
Качественный анализ результатов данной методики показал, что среднее число придуманных предложений- 4. Разброс предложений от 2 до 9. Примеры часто приводимых предложений: “Домой ребята пошли лесом ”, “ Дядя решил покинуть лес ”, “Денис рисует портрет Лены”, “ Дарья рисовала портрет лошади”. Были выделены примеры оригинальных, грамматически верно построенных предложений: “ Дети рассматривают полевые лилии”, “Дима роет песочек лопатой”, “ Дядя решил покинуть лес”, “ Дикая рысь поранила лапу”, “Дантист рисовал поляну, лужайку ”, “Дрессировщик регулировал плеткой львам ”, “Добрые родители подарили ласку ”, “Дима радовался полной луне. ” Дети, показывающие отличные результаты в учебе, не показали таких результатов при выполнении данной методики: составили мало предложений, использовали одинаковые слова; предложения не были яркими и оригинальными. На высоком уровне – 5 человек (24%), на среднем – 12 человек (56,8%), на низком уровне – 4 человека (19,2%).
Диагностическая методика 4 « Сочини на букву «П»
Материал: лист с подборкой словарных слов на букву «П»
Ход работы: Получив листы со словарными словами на букву «П», испытуемые составляют связанные между собой предложения на данную букву. Предполагается использование любых союзов и предлогов.
Критерии оценки результатов. Результаты оцениваются по степени оригинальности, соответствия данного задания теме, связности предложений между собой, а также по количеству словарных слов, использованных в рассказе.
Анализ результатов данной методики показал, что в 4 человека (21,6%) показали высокие результаты. Работы этих детей оригинальны, имеют яркие образы, а также интересные названия, напр., «Птичий перрон», «Правитель», «Поэма про певчего петуха и поэта Петю»… Каждый из данных рассказов соответствует выбранной теме. У 7 человек (32,2%) - средние показатели и 10 человек (46,2%) - низкие результаты. Используя достаточно большое количество слов, не все смогли составить связный и оригинальный рассказ, соответствующий выбранной теме. Несмотря на то, что словарные слова были представлены каждому индивидуально, дети допускали ошибки (от 1до 5 ошибок). Есть учащиеся, которые не справились с поставленной задачей, их работы не соответствуют теме, а также отсутствует связность и оригинальность.
Диагностическая методика 5 «Великое нечто».
Цель: выявление гибкости, оригинальности мышления, умения орфографически и грамматически правильно составлять словосочетания, соответствующие наглядности.
Материал: компьютерная презентация, содержащая предметные рисунки, соответствующие словарным словам.
Ход работы: Вспомнив правильное написание словарного слова, представленного на экране, записать интересное словосочетание.
Критерии оценки результатов. Оцениваются ошибки в словарных словах, правильность оформления словосочетания (грамматическая и лексическая), а также оригинальность.
Качественно анализируя данную методику, выяснилось, что 4 человека (19,2%) имеют высокие показатели. Составленные словосочетания данных детей были правильно оформлены как лексически, так и грамматически. Кроме того, они не допустили ошибок в словарных словах, а также использовали большее количество слов с непроверяемыми написаниями, хотя предлагалось лишь 15. Средние показатели данной методики имеют 11 человек (52%), а низкие – 6 человек (28,8%). Дети данных уровней допускали ошибки в словарных словах, хотя при составлении словосочетаний пытались использовать и большее количество словарных слов, не все словосочетания были грамматически и лексически правильно оформлены.
Кроме данных методик был проведен словарный диктант, который показал следующие результаты:
Написали без ошибок | 9 человек (42,4%) | |
Допустили
| 1 ошибку | 6 человек (28,8%) |
2 ошибки | 4 человека (19,2%) | |
3 и более ошибок | 2человека (9,6%) | |
Вывод: анализ данных констатирующего среза позволил предположить основные направления дальнейшей работы.
Комплекс заданий и упражнений, направленных на развитие творческих способностей младших школьников.
Процесс формирования творческих способностей можно представить в виде модели, состоящей из трех блоков. Для каждого блока определены конкретные творческие задания.
Развитие творческих способностей |
Блок Подготовительный (мотивационный) |
Блок развития творческой активности: |
Блок наблюдения за языковыми явлениями: |
|
Первый блок - это этап создания мотивации творческой деятельности. Цель данного этапа - формирование у младших школьников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, памяти, внимания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты.
Чтобы активизировать творческое мышление младших школьников, использую различные языковые игры, конкурсы, викторины, ребусы, шарады, кроссворды.
Внимание и запоминание у 7-летних детей слабые, тем более, если не создается определенная мотивационная обстановка. Значит, надо вводить в урок игры и игровые ситуации: всегда легче усвоить и запомнить то, что интересно.
На уроках русского языка использую рифмованные упражнения («Доскажи словечко»), например, Рисовать решил я дом. Открываю свой … (альбом), слова-опоры, например, Нина в пятницу уроки делать не хотела. В воскресенье целый день с ними просидела). После готовых рифм дети стараются придумать свои. Дети очень чутки к слову, к образу, им всё интересно. Несколько лет назад была популярна мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающая объём памяти за счёт искусственных ассоциаций.
Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету; месту расположения; форме; звучанию; действию; вкусу; материалу; назначению; количеству; и т.д.
Требования к ассоциативному образу:
1) образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове;
2) образ должен быть создан ребенком самостоятельно, на основе образца и без него;
3) образ необходимо тесно связать с предметным содержанием;
4) должен быть простым, красочным и вызывать положительные эмоции.
Задания и упражнения, направленные на развитие творческих способностей у учащихся 1-2 классов
Упражнения | Методика проведения | |
1. | Языковые игры. | |
«Лесенки» (букварный период) | Подбор слов на определенную букву. В каждом последующем слове должно быть на одну букву больше. | |
«Наборщик» | Составление слов из букв заданного слова, например, контрабас-бас, кон, раб, тон, рост, работа, кора, бант | |
«Шифровщик» | Кодирование слова, используя номер буквы в алфавите | |
«Бесконечное предложение» | Распространить предложение. Облако. Облако мечтает. Прекрасное облако мечтает. За окном мечтает прекрасное облако. За окном, улыбаясь, мечтает прекрасное облако. | |
«Доскажи словечко» | Рисовать умеет наш Деревянный … (карандаш) | |
Рифмы-опоры | Белая мебель в доме моем. Чтоб не запачкать, в кухне живем. | |
Стихи - запоминалки | Яблоня пишется с буквой «О», Это запомнить очень легко. | |
«Словарные прятки» | Кто больше запомнит встретившихся в стихотворении словарных слов | |
Перевертыши | Читай справа – налево и слева – направо. | |
2. | Шарады, ребусы, кроссворды | Ап + пара + т = аппарат Первый слог – сколько «Л» в столе, Вторые два слога – мордашки смешные, А вместе – самый главный город в стране (сто + лица = столица). |
завод | ||
Тематические кроссворды («Овощи», «Первый космонавт», «Ударение», «Спрятанные слова» и т.д.) Кресс-кроссворды Линейные | ||
3. | «Азбука» | Подбор слов на определенную тему на каждую букву алфавита (Азбука цветов, растительная азбука, овощная азбука) |
4. | Ассоциации |
В следующих классах начинаю составлять простейшие словари: музыки, овощей, животных, растений, радуги.
С учащимися составляются различные простейшие словари: имён мужских и женских, словарик музыкальных терминов и искусства (после походов в театр), словарь разноцветной кисти (для запоминания правописания цветов не только радуги). Словарики пополняются на протяжении четырех лет и оказывают ученикам помощь при написании сочинений.
Второй блок системы - элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе. В данный блок входят следующие виды работ.
«Перевод с русского на русский»- это работа по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Школьники должны заменить указанные учителем слова, словосочетания, предложения синонимичными, чтобы сделать высказывание точным (составление «А – словаря»).
Лингвистические «угадайки». Выполнение подобных заданий во многом напоминает кроссворд (без заполнения клеточек). Необходимо восстановить "первоисточник" (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо "угадать" слово по его описанию (толкованию), например, закончить фразеологизм «Голоден, как …(волк)». Эта работа способствует развитию творческих возможностей учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).
На уроках мы пишем и сочинения-сказки о частях речи и небольшие рассказы с использованием фразеологических оборотов и крылатых выражений, например,
Зарубили себе на носу.
В нашем классе есть Никита и Дима. Никита любит задирать нос. Дима любит водить всех за нос. Как-то раз Никита начал задирать нос, и Дима решил подшутить над ним. Между мальчиками вспыхнула ссора. Вдруг в класс зашла учительница. Мальчики были наказаны.
После этого случая Никита и Дима зарубили себе на носу, что задирать нос и водить людей за нос – плохо.
Учащимся очень нравится изобразительное творчество, поэтому они рисуют фразеологические обороты, а их одноклассники отгадывают, что хотел сказать автор рисунка. (Наиболее любимы изображения: «уши развесить», «повесить нос», «вешать лапшу на уши», «сердце в пятки ушло», «дело в шляпе», «кот наплакал»).
Лингвистические «почемучки» - это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому.
Микроисследования. Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений. Создание детьми энциклопедии одного слова позволило работать с научно-популярной литературой и справочниками, формулировать выводы; составлять текст. Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования («Энциклопедия одного слова»).
В третьем классе на уроках литературного чтения при изучении темы о животных детьми было предложено собрать словарь «Эти забавные животные», в который вошли различные занимательные задания и упражнения творческого характера, которые помогают не только в усвоении написания словарных слов, но и предполагают обогащение словаря учащихся, а также его активизацию. Учащиеся с удовольствием пополняют словари как в урочное, так и во внеурочное время. Дети учатся работать с различными источниками, а также с удовольствием обмениваются накопленным материалом в классе.
Хочется отметить тот факт, что детьми предлагалось изготовить и другие виды словарей, например, «Тематических словарей» (по временам года).
«Бестолковый» словарь
В этой забавной игре значение слова определяется не по правилам, а на основе многозначности, созвучия части слова с другим словом, на ложном объяснении происхождения слова, например, «Бегемот – мотающийся в беге», «Котлета – большой кот, который родился летом».
Третий блок - самовыражение личности ученика через творчество. Это высказывание, сочинение, даже самое, казалось бы, простое: школьник рассказывает о радостных днях каникул или описывает картину природы. В сочинении всегда выражается личность автора. Самовыражению ребёнка помогают сочинения нетрадиционного содержания: «Сочинение-сон», «Заметка в стенгазету», «Письмо бабушке», «Пожелание Деду Морозу», «Сочинение-фантазия», «Сказка», «Письмо в будущее» и др. Интересное задание использует в своей практике известный английский психолог Джоан Фримен: «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на земле?» Можно предложить детям сочинение-продолжение (ассоциации) по мотивам написанного накануне изложения или диктанта.
Особое место в работе учителя по развитию речи и творческих способностей учащихся занимает обучение сочинению. Сочинения совершенствуют письменную речь, увеличивают словарный запас, развивают детскую фантазию, воображение, реализовывают желание ребёнка привлечь к себе внимание своих одноклассников.
После каждого задания организуется выставка или коллективный просмотр выполненных работ.
Практически каждый раздел курса русского языка начальной школы содержит возможности для включения творческих заданий. Творческие задания повышают интерес детей к учению, к предмету, помогают выявить и развить не только общеучебные, но и специальные способности учеников.
Детское творчество неисчерпаемо. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь успех достигается на основе увлечённости. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.
Из всех форм творчества наиболее характерным для учеников начальной школы является литературное творчество. Например, на каждую букву подобранного словарного слова следует подобрать такое слово, чтобы было построено грамматически правильное предложение. («Из слова – предложение»), например, «ОРЕХ – Обиженный Рома ел холодец»
Детям очень нравится такой вид работы, как ассоциативный мультфильм, например, Учитель – класс – ученики – парта – тетрадь… Самостоятельно приготовив цепочку слов, дети составляют сказку или рассказ, сюжет которого будет разворачиваться от одного слова к другому, например, «Учитель вошел в класс. В классе ученики приготовились к уроку. Они сели за парты и открыли тетрадь…» Постепенно работа усложняется. С выбранными случайно словарными словами дети составляют связные рассказы.
Очень важно то, что уже в 4 классе дети активно проявляют себя при подготовке творческих заданий, самое главное, что эти задания предлагаются самими детьми: «Найди слово в песне», игра «Меткий выстрел». В этой занимательной игре детьми подбирается собрание песен по тематике, затем строками из песни они «стреляют друг в друга» до тех пор, пока не споют последнюю. Выигрывает тот, у кого оказалось большее количество песен.
В конце 4 класса, как итог, будет подготовлена игра «Угадай мелодию».
Проверка эффективности системы работы по развитию творческих способностей.
Во второй четверти 2009\2010 учебного года решила проверить эффективность системы работы по развитию творческих способностей.
Задачи контрольного среза:
- выявить результаты проделанной работы;
- проследить динамику уровня развития творческих способностей учащихся в данном классе.
Использовала те же методики, что и на этапе констатирующего среза: тест «Особенности творческого воображения», «Незаконченный рисунок», «Бусинки», «Сочини на букву К», «Великое нечто».
Кроме данных методик был проведен словарный диктант, который показал следующие результаты:
Сравнительные результаты написания словарных диктантов.
Констатирующий срез | Контрольный срез | ||
Написали без ошибок | 9 чел. (43,2%) | 10 человек (48%) | |
Допустили
| 1 ошибку | 6 человек (28,8%) | 8 чел. (38,4%) |
2 ошибки | 4 человека (19,2%) | 2 чел. (9,6%) | |
3 и более ош. | 2 человека (9,6%) | 1 чел. (4,8%) | |
Как мы видим, улучшились результаты написания словарных слов с разнообразными орфограммами: 3 и более ошибок допустил один учащийся, 2 ошибки сделали два человека, а 10 детей написали безошибочно.
Распределение учащихся по уровням развития творческих способностей в констатирующем и контрольном срезе в сопоставлении
Мы видим, что произошел качественный и количественный скачок в развитии творческих способностей учащихся 4-го класса. Даже те дети, кто остался на низком уровне, улучшили свои качественные показатели, что подтверждают результаты диагностических методик. Осуществился перенос неординарного решения учебных задач и на других предметах, повысилась успеваемость по математике, литературному чтению, окружающему миру. Дети с удовольствием принимают участие в разнообразных школьных, городских, региональных конкурсах, получают призовые места. Например:
2005-2006гг. 1 место в школьной олимпиаде по русскому языку (1 человек);
2006-2007 гг. 1и 3 места в школьных олимпиадах по русскому языку (2 человека);
2 место в школьном конкурсе выразительного чтения;
2007-2008 гг. 1 место в региональном конкурсе в номинации «Письмо президенту»;
2007-2008 гг. 1 и 3 места в олимпиаде по русскому языку;
2006-2008 гг. призовые места во всероссийской игре «Русский медвежонок» (3 человека), международном конкурсе «Кенгуру» (3 человека).
Заключение
Моя работа посвящена проблеме развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка.
На основе анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие наиболее важные положения:
- отсутствие единого общепринятого подхода к сущности творческих способностей,
- наиболее благоприятным для развития творческих способностей является начальный этап обучения;
- творческие способности представляют собой сплав многих качеств;
- успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приёмов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.
Содержание уроков русского языка в начальных классах имеет богатые возможности для развития творческих способностей.
Реализация на практике разработанного подхода по развитию творческих способностей младших школьников дала положительные результаты, подтверждающие его эффективность. Уровень развития творческих способностей стал гораздо выше, что свидетельствует о результативности работы по данной проблеме, и подтверждает готовность детей к дальнейшему развитию творческих способностей в последующих классах. Использование различных видов и форм творческих заданий позволило достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, который оказался посильным для каждого ученика на данном этапе.
Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими мечтателями и фантазерами, людьми, способными видеть чудо в привычных вещах. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения. Важным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание всех детей, здесь они открываются с положительной стороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела.
Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей и познавательного интереса у обучающихся через коллективные творческие дела."Автор опыта: Киргизова Татьяна Ивановна воспитат...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе
Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....
Творческий отчет по самообразрванию на тему: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения"
Творческий отчет...
исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"
Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...
Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.
В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...
Сохраним в ребенке творческое начало. Развитие творческих способностей ребенка.
Данная статья о развитии творческих способностей школьника...
Комментарии
Развитие творческих