Дополнительная образовательная программа: «ПАУТИНКА»
рабочая программа на тему

 

Дополнительная образовательная  программа:«ПАУТИНКА»

Возраст детей:  7-10 лет.

Срок реализации: 3 года.

 

Программа дополнительного образования «Паутинка» (изонить) является общекультурной программой художественно-эстетической направленности.

Изонить доступный для детей вид искусства. Графическое произведение выглядит очень эффектно, но даже самую причудливую композицию можно сделать за один вечер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная  программа:

«ПАУТИНКА»

Возраст детей:  7-10 лет.

Срок реализации: 3 года.

Автор: Гусева Юлия Александровна

учитель начальных классов

п. Михалёво

2010 г.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Паутинка» (изонить) является общекультурной программой художественно-эстетической направленности.

Изонить доступный для детей вид искусства. Графическое произведение выглядит очень эффектно, но даже самую причудливую композицию можно сделать за один вечер.

Картины, выполненные в технике ниточного дизайна, часто называют живыми. Их отличительная особенность в том, что они не написаны кистью художника, а сделаны из переплетённых ярких, цветных ниток.

Занятия изонитью позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе «Изонить» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рукоделием, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей.

Педагогическая целесообразность: обучение строится на концентрическом принципе построения программы: блоки тем повторяются каждый год обучения, но усложняется технология выполнения элементов, узоров, изменяется материал для выполнения работ.

Цель программы – развитие творческих способностей в процессе обучения техники изонить.

Задачи программы:

Обучающие:

- ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объёмных или плоскостных форм;

- формировать первоначальные умения учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;

- развивать мелкую моторику рук и глазомера;

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству вышивальщицы, художника-оформителя, дизайнера;

Воспитательные:

           - развивать коммуникативные способности детей;

           - воспитывать интерес к изонити;

           - формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

  - воспитывать в детях любовь к родной стране, её природе и людям.

Отличительные особенности программы: программа обучения построена таким образом, что с первых же занятий дети видят конкретные результаты своего труда. Обучающимся, которые нуждаются, предлагается индивидуальная помощь. Учитываются возрастные и личностные особенности детей. Важно, чтобы эскизы, которые выбирает обучающийся, нравились ребёнку, а изготовление поделки было ему по силам. И тогда сделанная ребёнком вещь доставит ему большую радость и удовлетворение от проделанной работы.

Возраст детей: 7-10 лет

Сроки реализации: программа рассчитана на 3 года (с 1 по 3 класс)

Формы и режим работы: учебное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное изготовление определённого изделия.

Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

- правила поведения, правила техники безопасности;

- инструменты и материалы;

- условные обозначения;

- основные элементы изонить;

- технику вышивания основных элементов;

- основы цветоведения;

- последовательность изготовления изделий;

- самостоятельно составлять композиции;

- технологию выполнения изделия, его эстетическое оформление.

Учащиеся должны уметь:

-соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ при работе с иглой,  ножницами, циркулем,

- правильно читать условные обозначения;

- подбирать материалы для вышивания;

- выполнять основные элементы и узоры;

- правильно соединять элементы между собой, наращивать нити;

- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

- вышивать различные элементы и изделия;

- выполнять  заключительную отделку готовых изделий.

На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать

- внимание, память, мышление, пространственное воображение;

- мелкую моторику рук и глазомер;

- художественный вкус, творческие способности и фантазию,

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут применять в повседневной жизни.

Формы подведения итогов: По окончанию курса учащиеся проектируют и выполняют зачётную работу. Текущие работы и зачётная работа представляются на выставках. Это воспитывает у учащихся ответственность за качество своей работы. Также учащиеся могут принимать участие в различных конкурсах.

Учебно-тематический план

1-ый год

п/п

Разделы и темы

Количество часов

всего

из них

теоретические

практические

1.

Введение.

Знакомство с историей предмета. Применение в жизни.

2

1

2

1

-

-

Инструменты и материалы, основные приемы. ТБ. Уход за готовым изделием.

1

1

-

2.

Основные элементы изонити.

Чтение схем. Правила чтения условных обозначений.

20

1

7

1

13

-

Способ расчерчивания фигуры «Угол». Прошивание фигуры «Угол».

2

1

1

Способ расчерчивания фигуры «Дуга». Прошивание фигуры «Дуга».

2

1

1

Способ расчерчивания фигуры «Круг». Прошивание фигуры «Круг».

2

1

1

3.

Геометрические композиции

Понятие о композиции и цвете.

13

1

3

1

10

-

Технология изготовления узоров.

1

1

Четырехконечная звезда.

4

-

4

Восьмиконечная звезда.

6

-

6

Выставка работ.

1

1

-

4.

Сюжетные рисунки из основных элементов.

Технология изготовления сюжетных композиций.

25

2

3

2

22

-

Изготовление сюжетной композиции «Солнышко».

3

-

3

Изготовление сюжетной композиции «Снеговик».

5

-

5

Изготовление сюжетной композиции «Кораблик в море».

8

-

8

Изготовление сюжетной композиции «Ракета».

6

-

6

Выставка работ.

1

1

-

5.

Изонить и быт.

Оформление одежды, интерьера, предметов быта элементами техники изонить

12

1

2

1

10

-

Изготовление закладки.

4

-

4

Изготовление открытки.

6

-

6

Выставка работ. Культурное мероприятие «Гостиная творчества».

1

1

-

Итого

72

17

55

2-ой год

п/п

Разделы и темы

Количество часов

всего

из них

теоретические

практические

1.

Введение.

Техника безопасности. Подготовка к работе: инструменты и материалы, основные приёмы.

14

0,5

1

0,5

13

-

Уход за готовым изделием. Применение в жизни.

0,5

0,5

-

Повторение основных элементов техники изонить.

3

-

3

Изготовление сюжетной композиции «Летняя поляна», или «Полет на луну», или «В море».

10

-

10

2.

Основные элементы изонити.

Работа с углами и окружностями, разделёнными на несколько секторов. Чтение схем.

14

1

2,5

1

11,5

-

Правила чтения условных обозначений. Способы расчерчивания фигур.

3

1,5

1,5

Способы заполнения углов, дуги и окружностей новыми способами.

10

-

10

3.

Геометрические композиции

Технология изготовления узоров. Понятие о композиции и цвете.

15

2

2

1

13

1

Узоры из окружностей и углов, разделёнными на несколько секторов.

3

-

3

Изготовление композиции «Геометрический орнамент».

9

-

9

Выставка работ.

1

1

-

4.

Сюжетные рисунки из основных элементов.

Технология изготовления сюжетных композиций.

22

2

3

2

19

-

Изготовление сюжетной композиции «Рыбка в море».

4

-

4

Изготовление сюжетной композиции «Неваляшка».

4

-

4

Изготовление сюжетной композиции «Цветок».

4

-

4

Изготовление сюжетной композиции «Сердечко».

3

-

3

Изготовление сюжетной композиции «Котёнок».

4

-

4

Выставка работ.

1

1

-

5.

Изонить и быт.

Изготовление валентинки.

7

2

1

-

6

2

Изготовление декоративного панно «Лебедь».

4

-

4

Выставка работ. Культурное мероприятие «Гостиная творчества».

1

1

-

Итого

72

9,5

62,5

3-ий год

п/п

Разделы и темы

Количество часов

всего

из них

теоретических

практических

1.

Введение.

Техника безопасности. Подготовка к работе: инструменты и материалы, основные приёмы.

2

1

2

1

-

-

Уход за готовым изделием. Применение в жизни.

1

1

-

2.

Основные элементы изонити.

Чтение схем. Правила чтения условных обозначений.

12

1

2,5

1

9,5

-

Способы заполнения фигур. Способы расчерчивания фигур.

3

1,5

1,5

Способы заполнения углов, дуги и окружностей новыми способами, придуманными самими учащимися.

8

-

8

3.

Геометрические композиции

Технология изготовления узоров. Понятие о композиции и цвете.

15

2

2

1

13

1

Составление геометрического узора из окружностей и углов, разделенными на несколько секторов.

3

-

3

Прошивание композиции «Геометрический орнамент».

9

-

9

Выставка работ.

1

1

-

4.

Сюжетные рисунки из основных элементов.

Технология изготовления сюжетных композиций.

36

1

2

1

34

-

Изготовление сюжетной композиции.

34

-

34

Выставка работ.

1

1

-

5.

Изонить и быт.

Оформление одежды, интерьера, предметов быта элементами техники изонить.

7

6

1

-

6

6

Выставка работ. Культурное мероприятие «Гостиная творчества».

1

1

-

Итого

72

9,5

62,5

Содержание программы:

1-ый год

I. Введение.

Теоретическое занятие: Знакомство с историей предмета. Техника безопасности.

Подготовка к работе: инструменты и материалы, основные приемы. Уход за готовым изделием. Применение в жизни.

II. Основные элементы изонити.

Теоретическое занятие: Чтение схем. Правила чтения условных обозначений.

Практическое занятие: Составление в технике изонить основных элементов: угол, дуга, окружность. Способы расчерчивания фигур. Способы заполнения углов, дуги и окружностей.

III. Композиции из геометрических фигур (круг, угол).

Теоретическое занятие: Технология изготовления узоров. Понятие о композиции и цвете. Углы, имеющие общую сторону. Четырехконечные и восьмиконечные звезды.

Практическое занятие: Способы вышивания без наложения и с наложением углов друг на друга. Выставка работ.

IV. Сюжетные рисунки.

Теоретическое занятие: Технология изготовления сюжетных композиций.

Практическое занятие:  Изготовление сюжетных рисунков: «Солнышко», «Снеговик», «Кораблик в море», «Ракета». Выставка работ.

V. Изонить и быт.

Теоретическое занятие: Оформление одежды, интерьера, предметов быта элементами техники изонить.

Практическое занятие:  Технология изготовления закладок, открыток, валентинок. Выставка работ.

2-ой год

I. Введение.

Теоретическое занятие: Техника безопасности. Подготовка к работе: инструменты и материалы, основные приемы. Уход за готовым изделием. Применение в жизни.

II. Основные элементы изонити.

Теоретическое занятие: Работа с углами и окружностями, разделенными на несколько секторов.

Практическое занятие: Чтение схем. Правила чтения условных обозначений. Способы расчерчивания фигур. Способы заполнения углов, дуги и окружностей новыми способами.

III. Композиции из геометрических фигур.

Теоретическое занятие: Технология изготовления узоров. Понятие о композиции и цвете. Узоры из окружностей и углов, разделёнными на несколько секторов.

Практическое занятие: Узор «Волна». Узоры из окружностей. Изготовление композиции «Геометрический орнамент» Изготовление композиции «Геометрический орнамент». Выставка работ.

IV. Сюжетные рисунки.

Теоретическое занятие: Технология изготовления сюжетных композиций.

Практическое занятие: Изготовление сюжетных рисунков: «Рыбка в море», «Неваляшка», «Цветок», «Сердечко» и др. Выставка работ.

V. Изонить и быт.

Теоретическое занятие: Оформление одежды, интерьера, предметов быта элементами техники изонить.

Практическое занятие: Выставка работ.

3-ий год

I. Введение.

Теоретическое занятие: Техника безопасности. Подготовка к работе: инструменты и материалы, основные приемы. Уход за готовым изделием. Применение в жизни.

II. Основные элементы изонити.

Теоретическое занятие: Работа с углами и окружностями, разделенными на несколько секторов. Чтение схем. Правила чтения условных обозначений.

Практическое занятие: Способы расчерчивания фигур. Способы заполнения углов, дуги и окружностей новыми способами, придуманными самими учащимися.

III. Композиции из геометрических фигур.

Теоретическое занятие: Технология изготовления узоров. Понятие о композиции и цвете. Узоры из окружностей и углов, заполненными новыми способами, придуманными самими учащимися. Использование нестандартных основ для вышивки (диски).

Практическое занятие: Изготовление композиции «Геометрический орнамент». Выставка работ.

IV. Сюжетные рисунки.

Теоретическое занятие: Технология изготовления сюжетных композиций. Использование нестандартных основ для вышивки (диски).

Практическое занятие: Изготовление сюжетных рисунков. Выставка работ.

V. Изонить и быт.

Теоретическое занятие: Оформление одежды, интерьера, предметов быта элементами техники изонить. Выставка работ.

Практическое занятие: Изготовление декоративного панно. Выставка работ. Культурное мероприятие «Гостиная творчества».

Методическое обеспечение программы

Форма занятий: учебное занятие.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Форма подведения итогов: выставка работ.

Список литературы:

Список литературы для учителя:

  1. Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство 1998 № 4 с. 62.
  2. Архангельская М. Вышивка по картону //Школа и производство 1996 № 3 с. 58.
  3. Симакова Е.В. Уварова О.В. Изонить //Школа и производство 1995 № 6 с. 58.
  4. Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество 1998 № 5 с. 77.

     5.  Леонова О. В. Рисуем нитью, М. 2004.

Список литературы для ученика:

Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: Детство-Пресс, 2007.

Приложения к программе

Нитяная графика (варианты названия: изонить,  изображение нитью, ниточный дизайн) – графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твердом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика, вышивка по картону.

Перечень необходимого оборудования для реализации программы.

  1. Иголка с широким ушком.
  2. Нитки: ирис или цветные катушечные №20-40
  3. Ножницы.
  4. Шило (короткое).
  5. Кусок пенопласта, для подкладывания во время прокалывания шилом, чтобы не испортить поверхность стола.
  6. Цветной картон или бархатная бумага: для тренировочных упражнений 10X15; для индивидуальной творческой работы формат А-4.
  7. Линейка.
  8. Клей ПВА.
  9. Фигурные лекала.
  10. Трафареты углов и окружностей.
  11. Циркуль.
  12. Карандаш простой.
  13.  Наличие компьютерного класса (в случае отсутствия можно применять объяснительно-иллюстративный метод).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паутинка

Видеоматериал можно использовать на занятиях по предмету "Окружающий мир"....

ИЗО 2 класс Украшение и реальность. Паутинка

Урок с презентацией во 2 классе по по программе Б. М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд"....

Программа курса внеурочной деятельности "Волшебная паутинка"

Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе «Волшебная паутинка» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься руко...

Программа по внеурочной деятельности "Волшебная паутинка"

Данная программа разработана для детей начальных классов, рассчитана на 4 года обучения.  В связи с введением стандартов второго поколения, где организации внеурочной деятельности школьников удел...

Рабочая программа 1 класс Внеурочная деятельность ""Волшебная паутинка"

Рабочая программа 1 класс Внеурочная деятельность ""Волшебная паутинка"...

Проект "Волшебная паутинка"

История появления вязания. Вязание крючком....

Чтение. Паутинка. Картотека.

Следуя по дорожкам,  ребенок  читает  слоги, составляет слова и складывает предложения -загадки....