Рабочая программа 1 класс Внеурочная деятельность ""Волшебная паутинка"
рабочая программа (1 класс) на тему

Вьюн Наталья Дмитриевна

Рабочая программа 1 класс Внеурочная деятельность ""Волшебная паутинка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_pautinka.docx39.87 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА.

Декоративно-прикладное творчество – самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в эстетическом воспитании ребёнка, но и в духовно-нравственном становлении, приобщения к истокам и традициям его Родины. С давних времён вся передача проходит через творчество и искусство. Погружение в мир культуры позволяет ребёнку освоить первую ступень к построению целостной картины мира. Поэтому одной из главных задач стоящих перед педагогами декоративно-прикладного творчества в условиях внеурочной деятельности является обучение и приобщение детей к различным видам искусства, к лучшим образцам отечественной культуры, развитие их творческого воображения и мышления.

Каждый ребенок любит и по-своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом и углем и многими другими инструментами и материалами. Можно выполнить рисунок и нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне. Такой вид вышивки называется изонить, или нитяная графика. Достоинство его в том, что изображение выполняется довольно быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться. Этот увлекательный вид рукоделия доступен и интересен детям любого возраста.  

Картины, выполненные в технике ниточного дизайна, часто называют живыми. Их отличительная особенность в том, что они не написаны кистью художника, а сделаны из переплетённых ярких, цветных ниток.

Занятия изонитью позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Работа в технике изонити развивает у детей наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук; развивается творческий потенциал ребенка. В ходе работы необходимо запоминать этапы, приемы и способы натяжения нитей, что стимулирует, совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда. Расширяется круг знаний; повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства. Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.

Любая поделка, работа требует выполнения трудовых операций в определенной последовательности, а значит, учит детей работать по плану, соблюдая последовательность выполнения стежков. Техника изонити требует ловких действий, следовательно, способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на речевые зоны коры головного мозга. В процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность.

Работы в технике изонити способствуют формированию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т.е. способствует развитию личности ребенка. Работы в технике изонити привлекают детей своими результатами. Школьники испытывают радость от сделанной своими руками картинки, закладки, панно. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для друзей, взрослых. Таким образом, вышивка по картону (изонить) является эффективным средством трудового и эстетического воспитания, что не менее важно для школьников.

Программа «Волшебная паутинка» имеет художественно - эстетическую направленность и предполагает общекультурный уровень освоения.

Программа знакомит с основными приёмами, последовательностью работы, различными способами переплетения нитей.  При старании и настойчивости, овладев техникой, каждый учащийся сможет создать по своему вкусу совершенно новые оригинальные изделия, которые будут радовать глаз и вызовут чувство удовлетворения раскрывшимся творческим возможностям.

Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе «Волшебная паутинка» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рукоделием, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей.

        Педагогическая целесообразность: занятия изонитью способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также оказывают положительное, успокаивающее действие на нервную систему, являясь источником положительных эмоций.

Целью программы является формирование практических умений работы в технике изонить и развитие у воспитанников индивидуальных творческих способностей в процессе освоения техники.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Расширить знания учащихся о геометрических фигурах, используемых в работе
  • Научить владеть иголкой, ниткой, шилом
  • Научить работе с трафаретом
  • Научить технике работы «Изонить»
  • Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия
  • Обучить плоскостному моделированию - умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций
  • Освоить понятие «зеркальное изображение»

Развивающие:

  • Развить цветовое восприятие: понятие о холодных и теплых тонах, способы подбора цвета к фону; подбор контрастных цветов и цветов, оттеняющие друг друга
  • Развить глазомер, остроту зрения, координацию движений рук под контролем глаз
  • Развить активный и пассивный словарь детей
  • Развить объяснительную и доказательную речь
  • Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов

Воспитательные:

  • Воспитать усидчивость, терпение, внимательность, старательность
  • Привить эстетический вкус
  • Привить умение использовать полученные ранее знания (на других видах изобразительной деятельности, на уроках в школе, из различных информационных источников)
  • Способствовать формированию интереса к традициям народного декоративно-прикладного творчества

Возраст детей: 7-10 лет

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год

Отличительные особенности программы: программа обучения построена таким образом, что с первых же занятий дети видят конкретные результаты своего труда. Обучающимся, которые нуждаются, предлагается индивидуальная помощь. Учитываются возрастные и личностные особенности детей. Важно, чтобы эскизы, которые выбирает обучающийся, нравились ребёнку, а изготовление поделки было ему по силам. И тогда сделанная ребёнком вещь доставит ему большую радость и удовлетворение от проделанной работы.

Формы и режим работы: учебное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное изготовление определённого изделия.

Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.

Условия для реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

  • Привлечение к работе старшего поколения.
  • На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактический материал.

Программа будет успешно реализована, если:

  • будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
  • будут учитываться все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;
  • будет использоваться разнообразный дидактический материал.

Принципы организации деятельности:

  • гуманизации;
  • личностно-ориентированный подход;
  • научность;
  • доступность;
  • дифференцированный подход;
  • практическая направленность.

        Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Коллективная
  • Индивидуальная

        Форма занятий

  • Практические занятия
  • Открытые занятия для родителей
  • Экскурсии
  • Выставки
  • Конкурсы

        Методы проведения занятий

  • Словесные: изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ.
  • Наглядные: компьютерные разработки, иллюстрации готовых работ, инструкционные карты, таблицы, схемы.
  • Практические: упражнения, работы по образцу, творческие и индивидуальные работы учащихся.
  • Объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога и ребёнка.
  • Репродуктивные: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
  • Частично-поисковые: дети участвуют в коллективном решении поставленной задачи.

Формы подведения итогов: составления альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, по окончанию курса учащиеся проектируют и выполняют зачётную работу. Это воспитывает у учащихся ответственность за качество своей работы. Также учащиеся могут принимать участие в различных конкурсах.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы делятся на три группы:

  1. Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.
  2. Практические умения и навыки.
  3. Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

Планируемые результаты по программе внеурочной деятельности “Волшебная паутинка” будут трех уровней.

Первый уровень результатов:
– знания – название и назначение материалов; название назначение ручных инструментов; правила безопасности труда и личной гигиены;
– умения – правильно организовывать свое рабочее место; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно использовать материалы;
– личностное развитие (воспитание) – приобретение школьником социальных знаний, обогащение своего опыта трудовой деятельности.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Формы работы: сообщение информации о материалах и инструментах, показ действия, беседы, экскурсии.

Второй уровень результатов:
– знания – приемы выполнения работы; средства для достижения результата;
– умения – анализировать изделие; работать по заданному образцу, технологическим картам, вносить коррективы;
– личностное развитие – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (таким как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получения опыта переживания и равноправного взаимодействия школьника с другими школьниками на уровне класса, школы.

Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Формы работы: КТД, работа в группе и в паре.

Третий уровень результатов:
– знания – самостоятельное выполнение работы; составления алгоритма деятельности;
– умения – самостоятельное моделирование; составление алгоритма деятельности;
– личностное развитие – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Формы работы: посещение детских садов и вручение подарков, сувениры семье.

На всех этапах обучения по данной программе учащиеся будут развивать:

- внимание, память, мышление, пространственное воображение;

- мелкую моторику рук и глазомер;

- художественный вкус, творческие способности и фантазию,

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов:

Личностными результатами являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Разделы и темы

Общее кол-во

уч.часов

В том числе

теоретич.

практич.

1

Введение

2 (2/0)

2

-

1.1.

Знакомство с историей появления и развития техники изонити. Применение в жизни.

1 (1/0)

1

-

1.2.

Инструменты и материалы, основные приемы. Уход за готовым изделием. Техника безопасности.

1 (1/0)

1

-

2

Основные элементы изонити

7 (4/3)

4

3

2.1.

 Чтение схем. Правила чтения условных обозначений.

1 (1/0)

1

2.2.

Способ расчерчивания фигуры «Угол». Прошивание фигуры «Угол».

2 (1/1)

1

1

2.3.

Способ расчерчивания фигуры «Дуга». Прошивание фигуры «Дуга».

2 (1/1)

1

1

2.4.

Способ расчерчивания фигуры «Круг». Прошивание фигуры «Круг».

2 (1/1)

1

1

3

Геометрические композиции

9 (2/7)

2

7

3.1.

Понятие о композиции и цвете.

1 (1/0)

1

-

3.2.

Изготовление композиции «Геометрический орнамент».

3 (0/3)

-

3

3.3.

Изготовление композиции «Кленовый лист».

2 (0/2)

-

2

3.4.

Изготовление композиции «Цыпленок».

2 (0/2)

-

2

3.5.

Выставка работ.

1 (1/0)

1

-

4.

Сюжетные рисунки из основных элементов

15 (2/13)

2

13

4.1.

Технология изготовления сюжетных композиций.

1 (1/0)

1

-

4.2.

Изготовление сюжетной композиции «Кораблик в море»

4 (0/4)

-

4

4.3.

Изготовление сюжетной композиции «Бабочка над цветами »

3 (0/3)

-

3

4.4

Изготовление сюжетной композиции «Полёт на луну»

3 (0/3)

-

3

4.5.

Изготовление сюжетной композиции «Летняя поляна»

3 (0/3)

-

3

4.6.

Выставка работ

1 (1/0)

1

-

ИТОГО

33 (10/23)

10

23

Календарно-тематическое планирование

п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

Формы контроля

Дата

Планир

Фактич

Введение (2ч.)

1.1.

Знакомство с историей появления и развития техники изонити.

1

Фронтальный опрос

1.2.

Инструменты и материалы, основные приемы. Уход за готовым изделием. Техника безопасности.

1

Групповой опрос

Основные элементы изонити (7ч.)

2.1.

 Чтение схем. Правила чтения условных обозначений.

1

Фронтальный опрос

2.2.

Способ расчерчивания фигуры «Угол». Прошивание фигуры «Угол».

2

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

2.3.

Способ расчерчивания фигуры «Дуга». Прошивание фигуры «Дуга».

2

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

2.4.

Способ расчерчивания фигуры «Круг». Прошивание фигуры «Круг».

2

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Геометрические композиции (9ч.)

3.1.

Понятие о композиции и цвете.

1

Фронтальный опрос

3.2.

Изготовление композиции «Геометрический орнамент».

3

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

3.3.

Изготовление композиции «Кленовый лист».

2

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

3.4.

Изготовление композиции «Цыпленок».

2

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

3.5.

Выставка работ.

1

Защита проектной работы

Сюжетные рисунки из основных элементов (15ч.)

4.1.

Технология изготовления сюжетных композиций.

1

Фпронтальный опрос

4.2.

Изготовление сюжетной композиции «Кораблик в море»

4

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

4.3.

Изготовление сюжетной композиции «Бабочка над цветами »

3

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

4.4

Изготовление сюжетной композиции «Полёт на луну»

3

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

4.5.

Изготовление сюжетной композиции «Летняя поляна»

3

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

4.6.

Выставка работ

1

Защита проектной работы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение (2 часа)

Теоретическое занятие: Знакомство с историей предмета. Техника безопасности.

Подготовка к работе: инструменты и материалы, основные приемы. Уход за готовым изделием. Применение в жизни.

Раздел 2. Основные элементы изонити (7 часов)

Теоретическое занятие: Чтение схем. Правила чтения условных обозначений.

Практическое занятие: Составление в технике изонить основных элементов: угол, дуга, окружность. Способы расчерчивания фигур. Способы заполнения углов, дуги и окружностей.

Раздел 3. Геометрические композиции (9 часов)

Теоретическое занятие: Технология изготовления узоров. Понятие о композиции и цвете. Углы, имеющие общую сторону.

Практическое занятие: Изготовление композиции «Геометрический орнамент». Изготовление композиции «Кленовый лист», «Цыпленок». Способы вышивания без наложения и с наложением углов друг на друга. Выставка работ.

Раздел 4. Сюжетные рисунки из основных элементов.

Теоретическое занятие: Технология изготовления сюжетных композиций.

Практическое занятие:  Изготовление сюжетных рисунков: «Кораблик в море», «Бабочка над цветами», «Полёт на луну», «Летняя поляна». Выставка работ.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Материально – техническое обеспечение

  1. Хорошо проветриваемое помещение.
  2. Комплект мебели.
  3. Школьная доска.
  4. Выставочные стенды.
  5. Компьютер.
  6. Принтер.
  7. Сканер.

Методическое обеспечение

  1. Инструкционные карты.
  2. Таблицы.
  3. Графические изображения.
  4. Схемы.
  5. Образцы поэтапного выполнения работы.
  6. Готовые работы в технике «Изонить».
  7. Компьютерные разработки (знаки зодиака, рождество, пасха, день рождения,                          поздравительные открытки).
  8.  Фотоальбомы готовых работ и выставок.

        Материалы, инструменты и приспособления

Для выполнения работ необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:

Материалы: 

        1. Картон различных цветов и фактур, цветная бархатная бумага, тарелочки и подносы из плотного белого картона.

        2. Нитки различных цветов и фактур (швейные, мулине, ирис).

Инструменты: 

  1. Швейные иглы №1, №3.
  2. Шило короткое.
  3. Ножницы.
  4. Циркуль, угольник, линейка, ластик.
  5. Простые и цветные карандаши.  
  6. Фломастеры.
  7. Клей ПВА.
  8. Копировальная бумага или калька.

Приспособления:

  1. Специальная подставка для накалывания рисунка.
  2. Наперсток для защиты пальца при вышивании.
  3. Подставка и коробка для хранения инструментов.

Литература для педагога

  1. Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство 1998 № 4 с. 62.
  2. Архангельская М. Вышивка по картону //Школа и производство 1996 № 3 с. 58.
  3. Бурундукова Л. Волшебная изонить. – АСТ-Пресс, 2010.
  4. Симакова Е.В. Уварова О.В. Изонить //Школа и производство 1995 № 6 с. 58.
  5. Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество 1998 № 5 с. 77.
  6. Леонова О. В. Рисуем нитью, М. 2004.

Литература для детей

Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: Детство-Пресс, 2007.

Использованные источники информации

  1. Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство.-  1998. № 4. -С. 62.
  2. Архангельская М. Вышивка по картону //Школа и производство. 1996г. № 3.-С. 58.
  3. Браницкий Г.А. Живые картины. –ООО «Баро-ПРЕСС. 2005
  4. Браницкий Г.А.. "Рукоделие. Стильный интерьер своими руками. Картины из ниток", 2005
  5. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль: Академия развития, 1997
  6. Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество 1998 № 5 с. 77.
  7. Петрова О.Н. Образовательная программа «Изонить». – СПб. 2009.
  8. Симакова Е.В., Уварова О.В. Изонить /Школа и производство. -1995. №6.-С. 58.
  9. Собещук Н.И. Волшебная нитка (ниткография). – СПб.: СПбГУПМ,2001
  10. Методическая литература (см. выше).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок" 1 класс

Рабочая программа создана для организации внеурочной деятельности младших школьников первого года обучения и рассчитана на 34 часа в год...

Программа курса внеурочной деятельности "Волшебная паутинка"

Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе «Волшебная паутинка» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься руко...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа  по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100...

Программа по внеурочной деятельности "Волшебная паутинка"

Данная программа разработана для детей начальных классов, рассчитана на 4 года обучения.  В связи с введением стандартов второго поколения, где организации внеурочной деятельности школьников удел...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный сундучок" для 2 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" 2 класс

Пояснительная записка              Рабочая   программа по курсу «Волшебный карандаш» разработана на основе Закона РФ «Об обра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" содержит : Пояснительную записку, Календарно-тематическое планирование, Основное содержание программы....