Внеклассная и внеурочная деятельность в начальной школе
статья (1 класс) на тему

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyat.doc701.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная и внеурочная деятельность в начальной школе.

Новые государственные стандарты – ориентиры на новые результаты 

           В нашей школе уже разработан учебный план на основе стандарта второго поколения, который основан на приоритете развития личности, личностно-ориенторованном обучении и воспитании обучающихся.

           Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

            В новом базисном плане в отличие от действующего занятия второй половины дня называется не внеурочной, а внеучебной работой, которая также входит в сетку часов.

            Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемленной частью образовательного процесса. Внеучебная деятельность в нашей школе представлена следующими направлениями:

Спортивно-оздоровительное направление представлено кружками:

 «Ритмика» (Хабиева З.Дж.) ориентирован на формирование у обучающегося позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

«Юный турист» (Шаова Ф.И.)с целью воспитания здорового образа жизни.

Художественно-эстетическое направление представлено:

Студия «Театр» -«В гостях у сказки» (Тлепшукова Ф.М.)

Цель: развивать у детей интерес к специальным занятиям по теории и истории театрального искусства, помочь ребенку проявить себя в общении, а потом и втворчестве.

Творческие мастерские «Золотое шитьё» (Багова Э.К.)  способствуют развитию самостоятельности и способности обучающихся решать творческие и изобретательские задачи

Научно-познавательное направление представлено кружками:

«Почемучка» ( Шаова Ф.И., Нагоева Ш.Ю., Хапачева М.Г., Даурова Ж.А.)

Цель: раскрытие и реализация познавательных способностей обучающихся.

Военно-патриотическое направление представлено:

Кружок «Патриот» (Хачемизова Э.А.) знакомит с целостной элементарной научной картиной мира.

Общественно- полезная деятельность представлена кружками «Пчёлка» и «Цветовод» цель которых воспитание бережливости, ответственности, уважительного отношения к труду, к людям труда.

Проектная деятельность.  Проект «Поиск»

Цель: знакомство обучающихся с традициями семьи, школы.

Сегодня как никогда становится актуальным   вопрос  организации   внеурочной   деятельности   в   начальной   школе . Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта  начального  общего образования (ФГОС НОО) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) (http://www.standart.edu.ru; http://fgos.isiorao.ru ) в Базисном учебном плане планируется до 10 часов ежегодно на  организацию  занятий по направлениям  внеурочной   деятельности , которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса в  школе .

Основным преимуществом  внеурочной   деятельности  является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на  внеурочную   деятельность , используются по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

ФГОС НОО нового поколения предусмотрено следующее: «При  организации   внеурочной   деятельности  обучающихся образовательным учреждением используются возможности ОУ дополнительного образования детей,  организаций  культуры и спорта. В период каникул для продолжения  внеурочной   деятельности  могут использоваться возможности  организаций  отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних  школ , создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей».

В Базисном учебном плане  для  начальной   школы  выделены основные направления  внеурочной   деятельности :

  1. Спортивно – оздоровительная деятельность.
  2. Художественно – эстетическая деятельность.
  3. Научно – познавательная деятельность.
  4. Военно – патриотическая деятельность.
  5. Общественно – полезная деятельность.
  6. Проектная деятельность.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта  начального  общего образования нового поколения  внеурочной   деятельность  организуется по следующим направлениям развития личности: 

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно-нравственное
  3. Социальное
  4. Общеинтеллектуальное
  5. Общекультурное

Направления  внеурочной   деятельности  являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при  организации   внеурочной   деятельности  и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ.

Спортивно – оздоровительная деятельность:

Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся  начальной   школы  является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.

Взаимодействие учебной и внеучебной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Предметом обучения физической культуре  в   начальной   школе  является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Совершенствоваться эти качества будут в ходе организованных занятий по спортивно-оздоровительному направлению  внеурочной   деятельности , что является неотъемлемой частью образовательного процесса согласно ФГОС НОО нового поколения. Образовательные учреждения должны предоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий данного направления. Таким образом,  внеурочная   деятельность  увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Художественно-эстетическая деятельность:

Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание.

У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку,  живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Наша задача  воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.

Именно  внеурочная  работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Она знакомятся и с такими видами искусства, как  театр, танцы.

Научно – познавательная деятельность:

 Внеурочная  познавательная  деятельность  школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.

Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

В связи с этим нам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять нас, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания.

Военно – патриотическая деятельность:

Военно - патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Его основой является формирование и развитие у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях.

Перед обучающимися государством поставлена основная задача: быть достойным гражданином России, хорошо учиться, быть способным и готовым к служению в российских Вооруженных силах. В этой связи на учителя возложена сложнейшая задача по реабилитации имиджа российской Армии.

Общественно – полезная деятельность:

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит во главе угла идейного и нравственного воспитания и является основной проблемой воспитания в целом. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека.

Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием оценки общественно полезной деятельности младшего школьника является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.

Направление  внеурочной  работы, связанное с общественно – полезной  деятельностью , может быть представлено следующими видами деятельности: социальное творчество, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность и др. с учетом имеющихся в распоряжении ресурсов, желаемых результатов и специфики образовательного учреждения. Общественно - полезная деятельность школьников уже  в   начальных  классах должна учить детей самостоятельности в  организации  собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Проектная деятельность:

От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Любые попытки тематически ограничить проектную деятельность учащихся рамками учебного предмета или организационно – рамками урока (мини-проекты учащихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе. Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся необходимо предлагать несколько вариантов организации работы над проектом, например: в рамках специального учебного модуля; в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, вне урока); в ходе работы детей над реальным проектом.

В процессе проектной деятельности младший школьник использует полученные знания, выбирает определённые учебные действия. В процессе работы над проектом в помощь приходят родители и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

«Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   В статье рассмотрен вопрос внеурочной деятельности в аспекте содержания ФГОС начального общего образования....

Использование технологии групповой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

        Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьн...

Статья для учителей начальных классов: "Интегрированные занятия по внеурочной деятельности в начальной школе"

Данная статья  адресована прежде всего педагогам, работающим в начальной школе...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...