«Формирование орфографической зоркости младших школьников на основе современных педагогических технологий»
методическая разработка
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
(Н.С. Рождественский )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_pedagogicheskogo_opyta.docx | 38.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема педагогического опыта «Формирование орфографической зоркости младших школьников на основе современных педагогических технологий»
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
(Н.С. Рождественский )
Основной причиной выбора темы является безграмотное письмо обучающихся, неумение «видеть» орфограммы. Нужно ли доказывать важность, необходимость высокой культуры речи и, в первую очередь, ее правильности - орфографической, произносительной, пунктуационной, в жизни современного человека? Грамотность - орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения, одежда его мысли, по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно!) определяется уровень образованности человека.
В общей системе формирования орфографических умений важнейшая роль принадлежит начальным классам, ибо здесь закладываются основы грамотности. От того, насколько прочно будут развиты орфографические умения в начальных классах, зависит дальнейшее обучение, способность усваивать программу по русскому языку в последующих классах.
На современном этапе модернизации российской школы Федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального образования приоритетом является формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Проблема заключается в недостаточном уровне сформированности навыка грамотного письма у современных детей.
Актуальность этой проблемы позволила выделить противоречия между:
-между имеющимися у обучающихся теоретическими знаниями, полученными на уроках русского языка, и уровнем орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- между необходимостью формирования прочных орфографических умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, которые обучающиеся должны помнить, объясняя условия выбора орфограммы и знаков препинания.
Таким образом, целью моей педагогической деятельности является формирование орфографической зоркости младших школьников, которая является основой познавательного и социального развития личности.
Почему же наши дети так безграмотны? Учителя настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению, но успехи в этой области пока скромны.
Для оценки сложившегося положения в обучении правописанию отметим ряд отрицательных факторов:
- понижение уровня чтения, особенно самостоятельного; статистика фиксирует в последние годы существенное снижение у школьников читательского интереса. Если высокую культуру чтения считать фактором грамотного письма, то ее снижение – одна из причин неблагополучия в правописании;
- несомненное понижение уровня познавательного интереса обучающихся; система правил трудна, не всегда осмысленна, нередко предстает перед обучающимися как набор разрозненных правил, мало связанных между собой, не имеющих единого обоснования и поэтому трудных. Мотив «нужно» и «требует учитель» не срабатывает.
Что же понимается под орфографической зоркостью обучающихся?
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.
Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать.
Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы - ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.
Для успешного развития орфографической зоркости необходимы следующие условия:
1. Моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.
2. Целенаправленное и систематическое применение специальных приёмов, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип:
- определение орфограмм на слух и выделение их в тексте, диктанты;
- списывание текста и выделение орфограммы;
- исправление деформированного текста (текста с ошибками);
- письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;
- классификация слов в соответствии с орфограммами;
- выбор слов из текста с заданной орфограммой;
- постановка пропущенных букв в места орфограмм.
3. Орфографическое чтение
Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения Тоцким П. С. была разработана система тренировки орфографической зоркости.
Если ежедневно на каждом уроке (математике, русском языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.).
Для того чтобы достигнуть цели своей педагогической деятельности и получить высокие результаты в научении грамотному письму, я поставила перед собой задачи:
- мотивировать обучающихся к усвоению учебной программы;
- способствовать развитию навыков и умений самообразовательной, исследовательской и творческой деятельности школьников;
- создать систему интерактивных заданий для самостоятельной деятельности обучающихся;
- создать серию заданий на цифровых образовательных платформах для обучающихся.
В своей работе использую методику работы профессора М.Р. Львова. Он выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые можно применять на уроках русского языка:
1. Увидеть орфограмму в слове.
2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится ,
вспомнить правило.
3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида)
орфограммы.
4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е.
составить алгоритм задачи.
5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
6. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
Сущность педагогического опыта:
Формирование орфографической зоркости обеспечивается мной за счет применения современных образовательных технологий (проблемное, проектное обучение, интерактивные и цифровые образовательные технологии), отбора и использования эффективных методов, приемов и форм работы на уроках русского языка.
Описание деятельности
При разработке процесса обучения я опираюсь на следующие требования к современным средствам обучения:
1. Требование научности обучения с использованием ТСО, информационно-коммуникационных технологий означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала с учетом последних научных достижений. Процесс усвоения учебного материала строю в соответствии с современными методами научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, обобщение, конкретизация.
2. Требование доступности обучения, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Стараюсь не допускать чрезмерной усложненности и перегруженности учебного материала, при которой овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.
3. Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Обратила внимание, что когда обучающиеся сталкиваются с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает.
4. Требование обеспечения наглядности обучения позволяет мне учитывать чувственное восприятие обучающимися изучаемых объектов, их макетов или моделей и задействовать субъективный опыт детей в учебном процессе.
5. Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение самостоятельных действий обучающихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. При этом мотивы его деятельности должны быть адекватны содержанию учебного материала.
6. Требование систематичности и последовательности позволяет мне обеспечить последовательность усвоения обучающимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области. Считаю необходимым, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в строго логическом порядке и находили применение в жизни.
При формировании орфографической зоркости соблюдаю несколько этапов:
Первый Этап. Обучение постановке ударения. Задания предлагаю такие, где написание не расходится с произношением.
ШАР, РЫБА, ГРУША, КРЫЛЬЦО, ШУМ, КРЫЛО, БУМАГА, АНЯ, НОТЫ, СУМКА, ТЮЛЕНЬ, ИРА, КЕДЫ, ПАРТА, АСЯ, ТЮЛЬПАН, ДЫНЯ, ПОЛКА, РАДУГА, ОЛЯ, ПУЛИ, СОМ, ШНУРОК, БУСЫ, КРУПА, ВУЛКАН, ЛЕНА, БОР, ШЛЯПА, МАРКА, ВОЛ, РОЗЫ, КУЗНЕЦ, БАНТ, КЛУБНИКА, ЛАМПА и т.д.
Второй Этап. Ввожу слова, где написание расходится с произношением.
ТРАВА, В ПОЛЕ, КРАСИВЫЕ, ИГРАЕТ, ЗАНЕСЛО, ТРАВЯНОЙ, СНЕГОПАД и т.д.
Обычно школьник думает, что проверять надо только тогда, когда звук и буква на конце слова расходятся, например, слово « лев» проверять надо, а слово «жираф» нет, потому что второе пишется так, как слышится. «Ушная работа» вместо работы головой, но проверка нужна в обоих случаях.
Для того чтобы ребенок освоил законы орфографии как систему правил, обязательно ввожу термин « позиция звуков». Само слово позиция для ребенка не является трудным. Другое дело – сильная и слабая позиция. Это именно те понятия, которые способны сыграть объединяющую роль для изучения орфографических правил.
Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок учеников. Поэтому ребенок должен видеть слабую позицию – ведь именно здесь требуется проверка. В сильной позиции проверять нечего – фонемы там прекрасно различаются, не смешиваются.
Слово позиция помогает избежать многих описательных, длинных определений таких, как «ошибкоопасное место» или «место, где можно допустить ошибку».
Представление о лингвистической позиции формируется у младшего школьника на основе семантики прилагательных сильных и слабых.
Задание: Сильный и слабый.
-Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?
-Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок.
-Гласные буквы одинаковые.
- Помоги слабому!
В слове кОт гласный под ударением – сильный.
В слове кОтенок гласный безударный – слабый.
-Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок». Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота – он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позицию фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную. Безударную гласную в корне слова котенок проверяет сильной позицией – ударным гласным в корне кот. Проверка – слабую позицию проверяют сильной.
В дальнейшем понятие сильной и слабой позиции переносится, во-первых, на другие орфографические правила, подчиняющиеся основному фонематическому принципу русской орфографии: правописанию парных звонких и глухих согласных перед шумными согласными, правописание непроизносимых согласных и т. д.; во-вторых, связываю с морфемной структурой слова: корнем, приставкой, суффиксом и окончанием.
НАПРИМЕР:
Поставь ударение.
подпись – п.дпиши
запись – з.пиши
пропись – пр.пиши.
-Как пишутся гласные под ударением и без ударения? Одинаково или по-разному?
Объяснение.
Гласные в приставке можно проверять ударением, как в корне. Это одна орфограмма.
Ученику важно понимать, какие правила орфографии «дружат» с корнем, какие с приставкой или суффиксом, а какие с окончанием. Такие «семейные союзы» позволяют объединить многие, на первый взгляд, разнородные правила. Это не означает теоретического объединения правил, а лишь понимание детей общей для всех правил операции проверки: от буквы- загадки к букве-отгадке, и все в порядке! От слабой позиции к сильной, и ошибка исчезнет.
Третий Этап. Отрабатываю навыки правописания безударной гласной. Записываем слова с пропуском гласных в слабой позиции, выделением их другим цветом или их подчёркиваем. МОРОСИЛ, НА СПИНЕ, ВЕКОВЫЕ, ДЕРЕВЬЯ, ЗАДРЕМАЛИ, ИЗДАЛЕКА, ОСЕННИЙ, ДЕНЁК, ИГРАЕТ, ПОВАР и т.д.
Четвёртый Этап. Отрабатываем умения проверять безударную гласную. Знакомлю детей с орфограммой, когда наблюдается явно неоднозначное произношение и написание. Использую упражнения на замену букв: Г/о а/РА, С/о а/ВА, С/о а/СНА, ТР/о а/ПА, ГР/о а/ЗА и др. Эти упражнения даю на доске. Ученики при этом имеют возможность доказать необходимость нужной гласной.
Пятый Этап. Восприятие орфограммы на слух. Использую для выполнения таких упражнений объяснительные и выборочные диктанты.
Эффективны для этого в работе мини-справочники, которые обучающиеся делают сами. Это тот же привычный детям словарик (разрезанная вдоль тетрадочка, в которой есть схемы-опоры практически на каждое правило). Начиная с 1 класса, мы с детьми ведем такой справочник. Сначала в него мы вклеиваем правила (так как дети еще не умеют писать) и записываем различные примеры на изученные орфограммы. Затем, начиная со 2 класса правила, схемы и другую информацию дети начинают записывать самостоятельно. Такие справочники помогают в усвоении правил детьми, лучшему запоминанию орфограмм и при необходимости неоднократно к ним возвращаются. В 3 классе мы продолжаем работать с данными справочниками. Это является одной из форм интерактивного метода обучения. В 4 класса я попробовала ввести интерактивные тетради. Это тетради, сделанные своими руками. Оформляются эти тетради не так, как обычные. В интерактивные тетради мы вклеиваем шаблоны, на которых записываем изученные правила, приводим примеры орфограмм. Желательно, чтобы на них были не просто записи, но и картинки. Это способствует лучшему и эффективному усвоению той или иной орфограммы или правила. Шаблоны можно использовать различных видов такие как: пирамиды, флэпбуки, книжки-раскладушки, подвижные таблицы, схемы, книжки с кармашками и др. Также к интерактивным методам обучения относятся различные игры.
Игра «Спрячь Ь в середину слова:»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.
Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля, м . ря, с . ды.
Объясни , почему вставили такие буквы.
Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л.са! Л.са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
Игра «скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:
рука… бере…
лу… моро…
зимний ле… гладкий лё…
- Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала«огоньки» зажигаем на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.
Технология интерактивного обучения-система способов организации взаимодействия педагога и учеников в форме учебных игр, создание интерактивных пособий, гарантирующая педагогически эффективное общение, в результате которого создаются условия для переживания детьми ситуации успеха в учебной деятельности. На основе технологии интерактивного обучения возникает целая система взаимодействий: учитель-ученик, учитель-класс, ученик-класс, ученик-ученик, группа-группа. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Одна из важных целей технологии интерактивного обучения- создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Что делает продуктивным сам процесс обучения.
Также интерактивные методы обучения я чередую с цифровыми технологиями. Цифровые образовательные ресурсы -это учебные материалы, представленные в цифровой форме и необходимые для организации учебного процесса в виде: фотографий, видеофрагментов; звукозаписи; картографических материалов; статических и динамических моделей; текстовых документов и иных учебных материалов.
Цифровые технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Они вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а также возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности, лабораторной или практической работы и проверки знаний обучающихся
на одном уроке или вне урока.
Мы знаем, что сейчас дети все больше времени проводят в телефонах, в социальных сетях, «сидят» в интернете. Ни для кого не секрет, что они там делают? Зачастую, они смотрят видеоблоги, общаются с друзьями и т.д. Но это время можно провести и с пользой для своего развития.
Поэтому я привлекаю детей активно участвовать в олимпиадах по русскому языку на платформе сайта Учи.ру, также на этом сайте я создаю проверочные работы для актуализации знаний обучающихся. Мы активно работаем на платформе Яндекс. Учебник. Все выполненные задания легко отследить и понять, где дети выполнили без ошибок, а где есть сложности и где нужно еще поработать. Все эти цифровые ресурсы способствуют эффективному усвоению изученных орфограмм и правил.
Много положительных эмоций вызывают у ребят задания творческого характера, когда им нужно конструировать предложения, самим составить текст на определённую тему, при этом, не забывая правил орфографии. Дети учатся оценивать свою работу, работу своих товарищей, учатся элементам контроля и самоконтроля.
Составьте предложения, расположив данные слова в таком порядке:
а) 1, 3, 5, 4, 2; б) 4, 2, 3, 5, 1; в) 1, 4, 2, 3, 5.
1) снег
2) ногами
3) мягко
4) под
5) хрустит
- Напишите эти предложения. Изменяется ли смысл предложения при изменении порядка слов? На какой вопрос отвечает каждое предложение? Где мягко хрустит снег? Что мягко хрустит под ногами? Как снег хрустит под ногами?
Чтобы выяснить уровень орфографической зоркости у обучающихся, предлагаю детям списывание с заданием:
- Подчеркнуть все буквы на изученные правила.
Например: Одуванчик золотой Постарел и стал седой. А как только поседел, Вместе с ветром улетел. | Веселее в синем небе, Солнце красное, свети. Лучше нашей Родины В мире края не найти. |
В этом тексте орфограммы встречаются в приставке, корне, окончании. С этим заданием не все дети справляются одинаково, потому что не все в тексте увидели орфограммы.
Работу над ошибками начинаю с воспроизведения знаний обучающихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания. А также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению.
Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.
А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость обучающихся.
В результате своей работы я пришла к следующим выводам:
- использование орфографических упражнений мотивирует грамотное письмо;
- в уроки следует включать разнообразные виды орфографических заданий.
В соответствии с выводами можно отметить, что орфографические упражнения способствуют более продуктивному развитию навыка орфографически грамотного письма.
Но следует соблюдать некоторые условия:
1)тщательный отбор упражнений и заданий на те орфограммы, которые вызывают трудность у обучающихся;
2) использовать современные педагогические технологии для активизации познавательного интереса обучающихся;
3) создание благоприятного эмоционального психологического климата;
4) соблюдать определенную последовательность подачи различных видов заданий;
5) систематическое выполнение орфографических упражнений;
6) использование алгоритмов для детей, у которых есть проблемы в орфографической грамотности.
Чтобы научить младшего школьника орфографически грамотно писать, нужно приложить много усилий учителю. Поэтому в своей работе я рассматриваю работу по формированию орфографической зоркости и использую различные современные педагогические технологии, способствующие формированию орфографической зоркости.
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, дала положительные результаты:
- обучающиеся усвоили основные виды орфограмм;
- повысился уровень сформированности орфографической зоркости обучающихся;
- возрос интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»
Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...
Статья "Формирование орфографической зоркости младших школьников".
Характеристика понятия орфограмм. Виды орфограмм....
проект по самообразованию "Формирование орфографической зоркости младших школьников"
Цель: представляет собой попытку выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для ее выработки.Задачи:1)проанализировать лингвистическ...
Формирование орфографической зоркости младших школьников (курсовая работа)
Актуальность моей курсовой работы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической зоркости на начальном этап...
Система работы по формированию орфографической зоркости младших школьников
Орфографическая зоркость – способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы – одно из важнейших умений, которыми должны овладеть учащиеся начальных классов....
Развитие орфографической зоркости младших школьников на основе ФГОС
Статья знакомит читателей с различными способами и приемами развития у детей младшего школьного возраста орфографической зоркости на уроках русского языка....