Учебный проект.Зеленая аптека
творческая работа учащегося (1 класс) на тему
Данный творческий проект предназначен для осуществления учащимися учебной деятельности на уроках ознакомления окружающего мира, здоровья, на внеклассных занятиях по краеведению и решения вопроса:Насколько природа родного края может помочь тебе сохранить и укрепить здоровье?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Proekt_uchebnyy_.Zelenaya_apteka.doc | 218.5 КБ |
ALOE_Zaycev.ppt | 1.12 МБ |
Kalendula_Kozlov.ppt | 139.5 КБ |
Kalendula_Polonyankin.ppt | 69.5 КБ |
Malina_obyknovennaya_Shmakova.ppt | 1.41 МБ |
Malina._efremova.ppt | 1.43 МБ |
OBLEPIHA_Vasileva.ppt | 61 КБ |
ODUVANChIK.ppt | 59.5 КБ |
Podsolnuh_Maslakov.ppt | 2.87 МБ |
Smorodina_Gulyaev.ppt | 205.5 КБ |
proekt_zelyonaya_apteka.ppt | 690.5 КБ |
Katalog_naibolee_rasprostranennyh_lekarstvennyh_rasteniy.doc | 52 КБ |
Lekarstvennye_rasteniya.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«МОУ Сош №2»
Валеологический проект- исследование
Зелёная аптека
Авторы:
Учащиеся 1 «б» класса
Руководитель:
ГАНЖА С.Д.
г. Назарово
«…Фитотерапия всегда входила в
комплекс лечебного воздействия…очень
часто фитотерапия полезней
химиотерапии, а в наши дни, когда
загрязнение окружающей среды
стало общепланетарным бедствием,
нужно вновь обратиться к лечебным
травам, не думая, конечно, что они
и есть единственное средство лечения…»
М.Буянов
Данный творческий проект предназначен для осуществления учащимися средней общеобразовательной школы учебной деятельности на уроках ознакомления
окружающего мира, здоровья, на внеклассных занятиях по краеведению и решения вопроса: Насколько природа родного края может помочь тебе сохранить и укрепить здоровье?
Тема учебного проекта: «Зелёная аптека»
Цели : к концу проекта продемонстрируются :
- изученные лекарственные растения своей местности;
- сформируется культура здоровья младших школьников, как части общей
культуры;
-вовлекутся участники в активный познавательный процесс по исследовательской деятельности;
- умение презентовать полученный результат;
-составится каталог лекарственных растений;
Задачи :
- организовать учащихся на исследование лекарственных растений своей местности;
- сформировать навыки исследовательской деятельности;
- развить эмоционально-чувственную сферу личности младшего школьника
в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной среды;
-организовать публичное выступление по результатам соей исследовательской деятельности;
-привлечь родителей;
Возраст учащихся: 1 класс.
Время работы над проектом: март-май.
Режим работы: индивидуалбный.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: фотоснимки,
книжный фонд школьной и городской библиотек; слайды «Лекарственные
растения»,презентации результатов работы
Дополнительно привлекаемые участники (специалисты):
родители учащихся.
ЗУН и общеучебные навыки:
- умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой,
выделять главную мысль, вести поиск нужной информации;
- умение строить диалог, высказывание.
Мотивация к познанию, работе: самомотивация от удовлетворения собственным
трудом, личный интерес учащихся, самореализация.
Развитие навыков:
- мыслительной деятельности при работе с источниками информации, анализе,
синтезе, структурировании информации;
- коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией.
- самоанализа и рефлексии.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
Работа построена по типу творческого исследования
Работа над проектом была разбита на этапы:
I. этап: подумаем
С наступлением осени мы стали чаще
болеть: появился кашель, насморк, боли в горле.
Лекарства пить не любим.
И у нас возникла идея: выздороветь нам
помогут лекарственные растения.
Мы все поняли, что нам необходимы
дополнительные теоретические сведения,
и решили заняться поиском нужной
информации.
II этап:
определяем круг вопросов
Что такое лекарственные растения?
Какие правила сбора и обработки лекарственных растений вы знаете?
Живут ли в нашем городе люди, которые увлекаются лекарственными травами?
III этап:
спросим у взрослых
1. Что такое лекарственные растения?
Лекарственные растения - это, пожалуй,
самый старый метод лечения. Не только
наши прабабушки заваривали чаи и
делали настои,
но и самые первые знахари использовали
их в своих настоях.
Также хотим заметить, что травы в
основном эффективны против
несерьезных заболеваний: простуды,
коликов в животе, головной боли и
подобных. Но для более серьезного
анализа болезни и выявления
возможных скрытых заболеваний
нужно ВСЕГДА обращаться к врачу.
2. Какие правила сбора и обработки
лекарственных растений вы знаете?
Cушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для
подсушивания – дачные чердаки.
При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны
быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни
грязь. Тогда всё пойдёт в дело, ничто не пропадёт.
3. Живут ли в нашем городе люди, которые
увлекаются лекарственными травами?
В нашем городе есть семьи, которые увлекаются лекарственными растениями. Они на своём участке выращивают некоторые виды лекарственных трав. Нас это очень заинтересовало, и мы решили организовать встречу с родителями. Они рассказали и показали растения, которые выручают при недугах. Оказывается, лекарственные растения не только целители здоровья, но и являются шедевром кулинарного искусства.
Правильно приготовленная еда приумножает силу и бодрость, позволяет
экономить энергию, необходимую для творческого труда.
IV. этап:
посмотрим справочник
С незапамятных времён человек использовал растения для лечения самых различных заболеваний. Лекарственные растения неоднократно прославлялись даже в стихотворной форме. Например, поэма X века «Ода из Мена» описывает
лечебные свойства более 100 лекарственных растений. Также известно изречение средневекового учёного,философа и врача Авиценны: «Три оружия есть у врача: слово, растение, нож»Интересные сведения об использовании целебных свойств растений можно найти в памятниках древнейшей культуры – санскритской, древнееврейской, китайской, греческой, римской.Обширный материал о применении лекарственных растений был обнаружен при исследовании папируса, найденного в XIX веке немецким египтологом Георгом Эберсом, - «Книги приготовления лекарств для всех частей тела». В ней содержится целый ряд рецептов, которые применяли древние египтяне для лечения многих заболеваний. Они использовали различные мази, примочки, микстуры, которые имели сложный состав.заболеваниях человека. В медицине Древнего Китая можно найти упоминания о многих происходит от порчи «соков организма», поэтому для
лечения рекомендовались кровопускания, рвотные и другие средства, в том числе использовалась большая группа лекарств растительного происхождения. «Если посмотреть вокруг взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то
можно сказать, что мы живём в мире лекарств…», - гласит одна из заповедей древнебуддийской медицины. Научная медицина начинает своё развитие со времён
знаменитого врача Древней Греции Гиппократа (460-377 г.г. до н.э.). В своей врачебной деятельности он широко использовал многочисленные растительные препараты. Гиппократом описано36 видов растений, признанных древнегреческой
медициной в качестве лечебных средств. В Древней Руси применение растений для лечебных целей нашло своё отражение в замечательном памятнике древнерусской культуры «Изборнике Святослава» (1073 г.). В этой рукописи много места уделяется описанию растений которыми в то время пользовались для получения лекарственных средств.Для лечения внутренних и наружных заболеваний на Руси охотно использовали прикладывание растений и приём их внутрь (например, прикладывали капусту, лён, горчицу, орешник или пили их соки). Наряду с растительными лекарственными препаратами, русский народ сдавних времён применял в лечебной практике мёд. Назначался он в чистом виде и
в смеся отваром трав, с маслом, уксусом, салом, пивом, печёным луком и с многими другими веществами.Изучению многовекового опыта народов в использовании растений с лечебной целью в нашей стране придаётся большое значение. Успешное изучение лекарственных растений как источника биологически активных веществ позволило получить и широко внедрить в медицинскую практику целый ряд новых высокоэффективных лечебных препаратов.
Заключение
Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности через
осознание собственных потребностей,через самореализацию в творческой
деятельности. В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое
удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность,
определяется социальная позиция ребёнка. При этом познаётся культура
края, воспитывается бережное отношение к растениям.
Список использованной литературы
- Зелёная аптека. Красноярск, Красноярское кн. изд-во, 1981.
- Интернет.
- Кулинария здоровья. От принципов – к рецептам. – М.:Физкультура и спорт, 1992.
4. Справочник по лекарственным растениям/
А.М.Задорожный, А.Г.Кошкин, С.Я.Соколов и др. – М.:
Лесн.пром-сть, 1988.
5.Травник: лекарственные растения и их применение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лекарственное растение АЛОЭ Он служит для человека как заживляющее средство от порезов , глубоких ран и также как очищающее средство от грязи. Листья этого растения прикладываются к ранке и ранка заживает. Это растение можно вырастить дома. Растёт в тёплых странах Приносит пользу человеку
Алоэ Алоэ входит в состав многих лекарственных средств. В медицине используют свежие листья алоэ, которые собирают по мере вырастания. Уникальность целебных свойств алоэ обусловлена полупрозрачным густым желе, скрывающимся в листьях. В нем и содержатся ценнейшие лекарственные вещества.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лекарственное растение Календула КАЛЕНДУЛА, род трав и полукустарников семейства сложноцветных. Св. 20 видов, главным образом в Средиземноморье; растет на морских побережьях, в зарослях кустарников, на скалах. Возделывают календулу лекарственную (ноготки), используемую как дезинфицирующее и успокаивающее средство, а также как пищевой краситель и декоративное растение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лекарственное растение. Малина Растёт малина в лесах по склонам оврагов и лесных вырубках. Ещё с древности малину ценили и знали как лечебную ягоду. Стакан сока придает силы, снижает жар, повышает сопротивляемость организма при болезни. Это лечебный чай. В ней содержится витамин С. В.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое одуванчик? Многолетнее растение с голыми продолговатыми листьями, с коротким толстым корнем. Цветки с желтым цветом .При созревании приобретает цвет белый и круглую форму головки. При ветре шар разлетается по всему полю. Соприкасаясь с землёй семена срастаются в землю и жизнь одуванчика снова продолжается.
Лекарственный одуванчик Пользу приносит корень одуванчика и листья, цветки. Из цветка варят варенье. Корень и листья приносят пользу здоровью: желчегонное средство, усиливает работу поджелудочной железы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели вовлечется каждый участник в активный познавательный процесс по изучению лекарственных растений; сформируется культура здоровья младших школьников как части общей культуры; научатся обрабатывать: классифицировать, систематизировать, обобщать изученный материал, делать выводы;
Задачи : познакомить учащихся через организацию исследовательской деятельности с лекарственными растениями; сформировать навык исследовательской деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной среды;
Перечень критериев проверки достижения планируемых результатов Возраст учащихся : 1 класс Время работы над проектом: март-май Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: фотоснимки, книжный фонд школьной и городской библиотек; слайды «Лекарственные растения» Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): родители учащихся. Содержательность доклада ; Использование при выступлении ИКТ
Основной вопрос ? Насколько природа может помочь тебе сохранить и укрепить здоровье?
Планируемый конечный результат Получение знаний о том, как природа может помочь тебе сохранить и укрепить здоровье?
Темы исследований учащихся Какие лекарственные растения есть? Где растут лекарственные растения ? Что можно лечить без таблеток?
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА Работа построена по типу творческого исследования Работа над проектом была разбита на этапы
I . этап: подумаем С наступлением зимы мы стали чаще болеть: появился кашель, насморк, боли в горле. И у нас возникла идея: выздороветь без таблеток, а при помощи лекарственных растений. Мы все поняли, что нам необходимы дополнительные теоретические сведения, и решили заняться поиском нужной информации.
II этап: определяем круг вопросов 1.Что такое лекарственные растения? 2. Какую пользу приносят лекарственные растения?
III этап: спросим у взрослых 1. Что такое лекарственные растения? Лекарственные растения - это, пожалуй, самый старый метод лечения. Не только наши прабабушки заваривали чаи и делали настои, но и самые первые знахари использовали их в своих настоях. Также хотим заметить, что травы в основном эффективны против несерьезных заболеваний: простуды, коликов в животе, головной боли и подобных. Но для более серьезного анализа болезни и выявления возможных скрытых заболеваний нужно ВСЕГДА обращаться к врачу.
IV . этап: посмотрим справочник, заглянем в энциклопедию Для лечения внутренних и наружных заболеваний на Руси охотно использовали прикладывание растений и приём их внутрь (например, прикладывали капусту, лён, горчицу, орешник или пили их соки). Наряду с растительными лекарственными препаратами, русский народ с давних времён применял в лечебной практике мёд. Назначался он в чистом виде и в смесях отваром трав, с маслом, уксусом, салом, пивом, печёным луком и с многими другими веществами. Изучению многовекового опыта народов в использовании растений с лечебной целью в нашей стране придаётся большое значение.
Вывод: Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в творческой деятельности. В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребёнка. При этом заботятся о своём здоровье, воспитывается бережное отношение к растениям.
К ним прислушаться нам стоит Много разных трав полезных От серьёзнейших болезней! Будьте здоровы!
Предварительный просмотр:
Каталог наиболее распространенных лекарственных растений, произрастающих на территории города
В результате исследований учащихся в каталог было внесено 38 растений.
В презентации представлены лишь те, которые широко используются жителями нашего города.
№ | Растение | Заготовляемые части |
1 | Адонис (горицвет весенний) | трава |
2 | Астрагал шерстистоцветковый | трава |
3 | Береза бородавчатая | листья, почки |
4 | Боярышник кровяно-красный | цветы, ягоды |
5 | Горец птичий | трава |
6 | Девясил высокий | корневица с корнем |
7 | Донник лекарственный | трава |
8 | Душица обыкновенная | трава |
9 | Желтушник раскидистый | трава |
10 | Зверобой продырявленный | трава |
11 | Калина обыкновенная | кора, ягоды |
12 | Календула лекарственная | цветы, трава |
13 | Крапива двудомная | трава |
14 | Кровохлебка лекарственная | корневища с корнями |
15 | Кубышка желтая | корневища |
16 | Липа сердцевидная | липовый цвет |
17 | Малина обыкновенная | плоды |
18 | Мать и мачеха | листья |
19 | Мордовник обыкновенный | семена |
20 | Наперстянка крупноцветковая | листья |
21 | Одуванчик лекарственный | корни, цветы |
22 | Пастушья сумка | трава |
23 | Подорожник большой | листья |
24 | Пижма обыкновенная | соцветия |
25 | Полынь горькая | трава |
26 | Пустырник обыкновенный | трава |
27 | Ромашка аптечная | соцветия |
28 | Смородина черная | плоды |
29 | Термопсис ланцетный | трава |
30 | Толокнянка обыкновенная | трава |
31 | Тысячелистник | трава |
32 | Чабрец | трава |
33 | Череда трехраздельная | трава |
34 | Черемуха обыкновенная | плоды |
35 | Чистотел большой | трава |
36 | Шалфей лекарственный | листья |
37 | Шиповник коричный | плоды |
38 | Щавель конский | корневища с корнями |
Предварительный просмотр:
Лекарственные растения
Преимущества лекарственных трав в сравнении с лечебными препаратами приготовленными химическим путём.
С момента своего появления на земле человек был неразрывно связан с растительным миром, кормившим его, дававшим уют и защиту от враждебных сил. Из тех же далёких времён пришли к нам способы профилактики и лечения различных заболеваний при помощи растений, поскольку человеческий организм легче усваивает биологические вещества, содержащиеся в растениях, нежели в синтетических медикаментах.
Растения обычно не обладают вредным побочным действием, менее токсичны, не вызывают аллергических явлений, поэтому лекарства из растений с каждым годом преобритают всё большую популярность. И это не дань моде, не сиюминутное увлечение – это возвращение к своим истокам, более здравое осмысление происходящего вокруг себя и в самом себе.
Лекарственные растения широко использовались человеком с незапамятных времён. Ими пользовался народ Ариев, передавший свои познания своим потомкам славянам. Не обходились без растительных лекарств в медицине Древнего Китая, Индии, Ассирии.
И в наше время целебные растения, при грамотном их применении, пользуются успехом при лечении многих заболеваний. Однако не следует забывать, что пользование лекарственными средствами растительного происхождения без согласования с врачом крайне не желательно.
Жирорастворимые витамины.
Витамины – вещества, относящиеся к незаменимым компонентам питания человека и животных. Это органические соединения различной химической природы, необходимые в незначительных количествах для нормального обмена веществ и жизнедеятельности живых организмов. По своей способности растворяться они делятся на водо- и жирорастворимые.
Жирорастворимые витамины обладают способностью накапливаться в организме, и если их принимать длительное время в дозах, превышающие потребность в десятки и сотни раз, -это может привести к гиперавитоминозу.
К жирорастворимым витаминам относятся:
Витамин А (ретинол) обеспечивает нормальное состояние зрения, повышает устойчивость организма к инфекционным заболеваниям. При его недостатке развивается “куриная слепота”, возможны задержки в росте и снижении сопротивляемости к инфекциям. Из растений в организм человека поступает в виде жёлтого пигмента каротина. Особенно богаты этим витамином листья петрушки, крапивы, одуванчика, щавеля, укропа, зелёного лука. Большое количество каротина имеется в листьях зверобоя, борщевика, сушеницы болотной, в хвое сосны, кедра, ели, лиственницы и пихты. Из плодов значительное его количество содержат плоды шиповника, рябины, смородины чёрной, облепихи, крыжовника, корнеплоды – морковь, тыква, арбуз.
Применяется при различных заболеваниях глаз, инфекционных болезнях, атеросклерозе, тиреотоксикозе и гипертонии.
Витамин Е (токоферол) содержится, главным образом, в кукурузном, облепиховом и других растительных маслах. Его недостаток вызывает болезненные изменения в скелетных мышцах, мышце сердца и половых железах. Применяется при мышечной дистрофии и других заболеваниях.
Витамин К (филлохинол) повышает свёртывание крови и принимает участие в образовании протромбина, обладает выраженным болеутоляющим средством. Содержится во многих бобовых, злаковых, ягодах и других растениях. Особенно богаты им листья крапивы, капусты, кукурузные рыльца.
Применяется как кровоостанавливающее средство в хирургической и акушерской практике для предупреждения кровотечений.
Витамин D (кальциферол) влияет на минеральный обмен, образование костей путём регулирования соотношения кальция и фосфора. Кальциферолы содержатся только в продуктах животного происхождения.
Витамин Р (цитрин) по составу относится к флавоноидам. Он укрепляет стенки кровеносных сосудов, назначается при геморрагическом диатезе, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертонии, ревматизме и других заболеваниях, содержится в облепихе, рябине и других растениях. Близким по действию к витамину Р является рутин, также относящийся к флавоноидам.
Витамин F представляет собой группу полиненасыщенных жирных кислот (ланолевая, арахидоновая и др.), способствует усвоению жиров, влияет на матку, на процесс лактации, способствует выведению холестерина из организма. Применяется при лечении атеросклероза, кожных заболеваний. Содержится в растительных маслах (подсолнечном, кукурузном, оливковом и др.). Рекомендуется потреблять ежесуточно 20-30 грамм растительного масла, содержащего витамин F.
Витамин U обладает противоязвенным действием, влияет на жировой обмен, на мозговое и коронарное кровообращение. Содержится в капусте и других овощах.
Методы учёта лекарственного сырья на вырубках, полянах при неравноценном распределении лекарственных трав.
Учёт производится в каждом типе лесорастительных условий. Перед выходом в угодья учётчик должен предварительно ознакомиться в лесничествах с планом лесонасаждений, их таксационными описаниями и лесоустроительными отчётами. Сделав выкопировку с указанного плана, учётчик отправляется в угодья и непосредственно в натуре устанавливает участки, подлежащие обследованию. Учёт запасов лекарственных трав проводят на учётных площадках или трансектах для видов растений, находящихся в цветущем состоянии (за исключением, когда собираются плоды или подземные части растений). Размер трансект:1)при значительной густоте и равномерном размещении растений-1х1метр2)при небольшой густоте и неравномерном размещении-5х5метров, а чаще 10х10.
Полученные данные по каждой площадке или трансекту записывают отдельно, затем суммируют и получают общее количество учитываемых растений, произрастающих на всех площадках (трансектах), с последующим его пересчётом на 1 га и на всю площадь обследуемого выдела. Для определения фитомассы заготавливаемых частей (сырья) от учётных растений каждого вида отбирается не менее 15 растений с различной степенью развития (5-слаборазвитых, 5-среднеразвитых и 5-сильноразвитых). От отобранных растений отделяют заготавливаемые части, которые взвешивают и суммируют. Полученную сумму делят на 15 и определяют среднюю величину фитомассы сырья, получаемой с одного растения. Учётные площадки следует закладывать через определённое число шагов или метров. Число учётных площадок должно быть достаточным, чтобы при обработке материала ошибка арифметической (м) составляла не более 15% самого среднего арифметического (М). При неравномерном же распределении лекарственных трав следует закладывать не менее 30 учётных площадок.
Необходимое число площадок для получения результатов с 10% или 15% точностью можно вычислить по данным ВИЛР и ВНИИЛМ по формуле n=v^2/p^2
где n-необходимое число площадок;
р-требуемая точность (10% или 15%);
v-коэффициент вариации.
Заготовка почек и коры лекарственных растений. Время и способы. Признаки окончательной сушки.
Почки собирают ранней весной в марте – апреле, когда они набухли, но ещё не тронулись в рост. В это время в них накапливается максимальное количество смолистых, бальзамических и других биологически активных веществ. Крупные почки (сосновые) срезают ножом, мелкие (берёзовые) – обмолачивают после сушки ветвей. Сушить почки нужно очень осторожно, длительно, в прохладном, хорошо проветриваемом помещении, так как в тёплом помещении они начинают распускаться. В качестве лекарственного сырья используются почки берёзы, тополя, сосны, чёрной смородины.
Кору с деревьев и кустарников собирают с молодых веток ранней весной в период усиленного сокодвижения, или осенью, после листопада, снимая её в виде продольных желобов 30-50 см длины.
После дождя кора снимается легче, чем в сухую погоду.
Кожица, луб и смола лечат кожу, сухожилия и конечности. Их лучше собирать весной, в период движения сока и распускания почек, но до распускания листьев (апрель-май). Кору пригодную для лекарств, собирают с молодых стволов и веток не старше трёх лет. Кору дуба можно собирать с молодого (до 20 лет) дерева.
Кору сушат на открытом воздухе, защищая от солнечных лучей, или в хорошо проветриваемых помещениях. Высушенное сырьё хрустит, легко ломается, пересушенное – рассыпается, недосушенное сгибается.
Лекарственные растения свежие судубравы В2.
В свежих судубравах произрастают лекарственные растения такие как:
- Адонис весенний
- Берёза бородавчатая
- Берёза повислая
- Брусника
- Буквица лекарственная
- Василистник малый
- Вероника-дубравка
- Вероника лекарственная
- Вероника седая
- Девясил высокий
- Дрок красильный
- Душица обыкновенная
- Заячья капуста
- Зверобой продырявленный
- Земляника лесная
- Золотая розга
- Зопник клубненосный
- Зубровка душистая
- Кипрей узколистный
- Колосок душистый
- Коровяк-медвежъе ухо
- Кошачья лапка
- Купена лекарственная
- Ландыш майский
- Лапчатка серебристая
- Ластовень обыкновенный
- Льнянка обыкновенная
- Орляк обыкновенный
- Ослинник двулетний
- Очиток едкий
- Подмаренник настоящий
- Подорожник большой
- Подорожник средний
- Прострел поникший
- Рябина обыкновенная
- Синеголовник плосколистный
- Смолёвка поникшая
- Сосна обыкновенная
- Хвощ полевой
- Хвощ зимующий
- Чябрец обыккновенный
- Ястребинка волосистая
- Ястребинка зонтичная
Морфологическая и биологическая характеристика лекарственных растений: мочегонных и спазмолитических.
Лекарст. растения и их действие на орг.человека | Заготов. части | Период заготов. | Лек. препар. |
Мочегонные | |||
Берёза повислая Семейство берёзовых. Однодомное дерево с белой корой. Листья ромбические. Серёжки мужские и женские. В насаждениях встречается повсеместно во всех условиях произрастания (кроме А0, А1) | Почки Листья | 3 мес 4-5 мес | Отвар Настой |
Брусника Семейство вересковых. Вечнозелёный ветвистый кустарник Корневище ползучее. Стебель прямостоячий. Листья очерёдные кожистые. Цветки белые или розоватые в кистях. Плод-округлая ягода. Растёт в сосновых суборях (В2, В3). Листья и ягоды содержат гликозид, флавоноиды, дубильные вещества, органические кислоты, микроэлементы, каротин. | Листья Ягоды | 5-6 мес 7-8 мес | Отвар Настой Сок |
Бузина чёрная Семейство жимолостных. Листья сложные. Отдельные листочки яйцевидные, по краю неравномерно пильчатые. Цветы душистые, мелкие с желтовато-белым венчиком. Соцветие щитковидное. Плод-сочная костянка. Растёт в подлеске широколиственных лесов, на зарастающих вырубках. В цветках содержатся, флавоноиды, аминокислоты,гликозиды, витамин С, органические кислоты, каротин. | Цветки Плоды | 6-7 мес 7-8 мес | Настой Сок |
Вероника седая Семейство норичниковых. Многолетнее травянистое растение. Листья супротивные, яйцевидно-продолговатые и ланцетные. Стебель и листья опушённые. Цветки мелкие, ярко-синие. Растёт в сухих и свежих борах и суборях (А1-А2, В1-В2). Трава содержит флавоноиды, гликозиды, сапонины. В листьях содержится витамин С, каротин. | Трава | 5-7 мес | Настой Настойка |
Горец птичий (спорыш) Семейство гречишных. Однолетнее растение. Листья мелкие, округло-эллиптические. Цветки мелкие, зеленовато-белые. Растёт повсеместно у дорог и жилья, в разреженных лесах, по берегам водоёмов. Растение содержит гликозиды, каротин и филлохинон, железо, ванадий, кальций, много магния и серебра. | Трава | 6-9 мес | Настой |
Гулявник лекарственный Семейство капустных. Однолетнее коротко волосистое растение. Верхние листья ланцетовидные, сидячие. Цветки мелкие, жёлтые. Плод-стручок. Сорное растение, произрастающее вблизи жилых застроек, дорог. Содержит гликозид типа синигрин, витамин С. | Трава | 6-8 мес | Настой |
Земляника лесная Семейство розоцветных. Многолетнее растение с коротким корневищем. Листья сложные, тройчатые, крупнозубчатые. Цветки белые. Растёт в разреженных хвойных и лиственных насаждениях, по их опушкам и вырубкам, полянам (В2-В3, С2-С3, Д2-Д3). Плоды содержат органические кислоты: лимонную, яблочную и др., эфирные масла, каротин, аскорбиновую кислоту, железо, медь, алюминий. | Листья Ягоды | 5-6 мес 6-7 мес | Отвар Настой Сок |
Золотая розга Семейство астровых. Многолетник с прямостоячим стеблем. Листья очерёдные, продолговатые эллиптической формы. Цветы ярко-жёлтые. Плод-семянка с летучкой. Встречаются в разреженных сосновых, берёзовых и смешанным лесам по опушкам и прогалинам (А2, В2, С2). Трава содержит алкалоиды, сапонины, флавоноиды, в корнях инулин. | Трава | 6-9 мес | Настой |
Лопух большой Сем. астровых. Двухлетние растения с ребристым стеблем и очерёдными крупными широкояйцевидными листьями. Цветки пурпурно-фиолетовые, собранные в шаровидные корзинки. У лопуха войлочного стебель и корзинки паутинисто-пушистые. Растут на пустырях, около дорог и жилья, по окраинам садов и огородов, а также во влажных местах в пойменных лесах и по балкам (С3,Д3). Содержат большое количество инулина (до 45%), эфирные масла, дубильные и горькие вещества, много витамина С. В корнях алкалоид, оказывающий противоопухолевое действие, флавоноиды, каротин и другие соединения. | Корень | 9-10 мес | Отвар |
Лопух войлочный Сем. астровых. Двухлетние растения с ребристым стеблем и очерёдными крупными широкояйцевидными листьями. Цветки пурпурно-фиолетовые, собранные в шаровидные корзинки. У лопуха войлочного стебель и корзинки паутинисто-пушистые. Растут на пустырях, около дорог и жилья, по окраинам садов и огородов, а также во влажных местах в пойменных лесах и по балкам (С3,Д3). Содержат большое количество инулина (до 45%), эфирные масла, дубильные и горькие вещества, много витамина С. В корнях алкалоид, оказывающий противоопухолевое действие, флавоноиды, каротин и другие соединения. | Корень | 9-10 мес | Отвар |
Льнянка обыкновенная Семейство норичниковых. Многолетнее растение с прямым стеблем. Листья узкие, очерёдные,линейно-ланцетные. Цветки жёлтые, собранные в длинные верхушечные кисти. Встречается в разреженных сосновых и берёзовых насаждениях (В2-С2), а также на пустырях, по окраинах полей и в посевах. Растение содержит алкалоид обладающий желчегонным действием, сапонины, флавоноиды, органические кислоты, витамин С. | Трава | 6-8 мес | Настой Настойка |
Медуница неясная Семейство бурачниковых. Многолетнее травянистое растение. Листья широко ланцетные. Листья в начале розовые, затем фиолетово-синие, собранные в соцветия завивки. Трава содержит слизи и дубильные вещества, каротин, аскорбиновую кислоту, микроэлементы. Растёт на супесчаных и суглинистых почвах в хвойных и лиственных лесах в условиях С2-3, Д2-3. | Трава | 5 мес | Настой |
Можжевельник обыкновенный Семейство кипарисовых. Двудомный вечнозелёный кустарник. Листья в виде колючей хвои. Мужские цветы в серёжках, женские в виде шишечек. Растёт в подлеске в боровых и суборевых условиях (А2-А3, В2-В3). На лесосеках и опушках иногда образует заросли. Шишкоягоды содержат флавоноиды, эфирные масла, смолы, пектиновые вещества. | Шиш-кояго-ды | 9-10 мес | Отвар Настой |
Мыльнянка лекарственная Семейство гвоздичных. Многолетнее травянистое растение. Листья супротивные, овально-ланцетовидные, по краям шероховатые. Стебли прямые. Цветы розовые или белые, пряно пахнущие. Плод-коробочка. Растёт по опушкам леса, на пустырях, по краям дорог и пашен. Растение содержит сапонины, витамин С. | Корень | 9-10 мес | Отвар Настой |
Пырей ползучий Семейство злаковых. Многолетнее растение. Стебли прямые и гладкие. Листья очерёдные, узколинейные. Цветки с зелёными чешуйками собраны в прямые и длинные колосья. Корневище содержит полисахарид тритицин, спирт, каротин, гликозиды, аскорбиновая кислота, эфирные масла. Растёт как сорняк на полях, лесных прогалинах, в разреженных насаждениях на песчаных, супесчаных и суглинистых почвах в условиях В2-3, С2-3, Д2-3. | Корне-вище | 5-8 мес | Отвар Настой |
Сосна обыкновенная Семейство сосновых. Вечнозелёное хвойное дерево. Хвоя в пучках, заострённая. Шишки удлинённо-яйцевидные. Почки содержат эфирное масло, свободные спирты, аскорбиновая кислота. В хвое находится токоферрол, аскорбиновая кислота, каротин и филлохинон, эфирные масла, дубильные и горькие вещества. | Почки | 4-5 мес | Отвар Настой Настойка |
Сусак зонтичный Семейство сусаковых. Водное растение с длинным ползучим корнем. Стебель цилиндрический. Прикорневые листья линейные. Цветки бледно-розовые, собранные в зонтики на верхушке стебля. Корневище содержит большое количество крахмала, сахара и камеди, жира и белка, по составу близких к ржаной муке. Растёт по берегам озер, болот и стариц в условиях С4-5, Д4-5. | Корне-вище | 9-10 мес | Отвар |
Толокнянка обыкновенная Семейство вересковых. Многолетний вечнозелёный кустарник. Листья очерёдные, кожистые. Цветки бледно-розовые, собранные в верхушечные кистевидные соцветия. Листья содержат гидрохинол, галловую кислоту, флавоноиды, дубильные вещества. Растёт в изреженных насаждениях на вырубках (А1-2, В1-2). | Листья | 5-6 мес | Отвар Настой |
Тростник обыкновенный Семейство мятликовых. Травянистый многолетник. Листья плоские ланцетные, заострённые и жёсткие. Метёлка крупная, многоколосковая, раскидистая. Колоски сжатые с боков ланцетные и острые. Корневище содержит белок, жир, сахар, безазотистые экстрактивные веществ. Растет по берегам водоёмов по вырубкам и прогалинам ольховых насаждений. | Корне-вище | 8-9 мес | Настой |
Хвощ зимующий Семейство хвощовых. Травянистый многолетник. Стебли зимующие, жёсткие и шершавые. Влагалища цилиндрические, плотно прижатые к стеблю. Химический состав не изучен. Растёт в сосновых насаждениях в условиях В2-3. Хвощ полевой обладает подобными лечебными свойствами, который в отличие от хвоща зимующего несёт в мутовках в вегетативных стеблях по 16-18 побегов, направленных косо вверх. | Трава | 6-8 мес | Отвар Настой |
Спазмолитические | |||
Белена чёрная Семейство паслёновых. Двулетнее травянистое растение. Стебель вырастает на второй год и несёт сидячие яйцевидные крупнозубчатые листья. Всё растение покрыто клейкими железистыми волосками. Соцветие-завиток. Цветки крупные, венчик коронковидный, грязновато-лиловый. Как сорное растение растёт около дорог, по огородам, дворам, улицам, на залежах. Содержит ядовитые алкалоиды. | Листья | 6-8мес | Порошок, экстракт, масло |
Бодяк обыкновенный Семейство астровых. Двулетнее травянистое растение. Листья жёсткие, перисто-раздельные, снизу паутинистые. Цветочные корзинки на вершинах стеблей пурпурные. Растёт по сорным местам, у дорог. | Корень | 9-10 мес. | Отвар |
Дурман обыкновенный Семейство паслёновых. Однолетнее растение. Корень стержневой. Листья крупные, очерёдные, выямчато-зубчатые. Цветки крупные, одиночные, на коротких цветоножках. Венчик белый. Плод-крупная яйцевидная коробочка с колючими шипами. Растёт по обочинам дорог, на пустырях, вблизи жилья. Содержит ядовитые алкалоиды. | Листья | 7-8 мес | Порошок |
Звездчатка средняя Семейство гвоздичных. Однолетнее ядовитое растение. Стебель стелющийся, узловатый. Листья заострённые, супротивные. Цветки белые, мелкие, в виде звёздочек. Растёт в судубравах, в пойменных лесах, по берегам лесных водоёмов (С2-4, Д2-4). | Трава | 5-8 мес | Настой |
Мята полевая Семейство яснотковых. Многолетнее травянистое растение. Стебли прямые, четырёхгранные, листья супротивные, яйцевидно-ланцетные. Цветы розовые, мелкие, собраны в ложные мутовки. Растение пахучее, содержит ментол и эфиры ментола. Растёт по опушкам насаждений, по болотистым местам, берегам водоёмов (С3-4, Д3-4). | Трава | 6-9 мес | Настой Настойка |
Ромашка аптечная Семейство астровых. Однолетнее травянистое растение. Стебли одиночные, ребристо-бороздчатые. Листья очерёдные, сидячие. Цветки многочисленные, собраны в корзинки: белые и жёлтые. Цветки содержат эфирные масла, производные сесквитерпенов, флавоноиды, органические кислоты, витамины. Растёт на лугах, залежах, пустырях, в садах и вблизи жилья. | Цветки | 5-7 мес | Настой |
Хмель обыкновенный Семейство коноплевых. Многолетнее вьющееся двудомное растение с длинным ползучим корневищем. Листья супротивные, длинночерешковые, сверху тёмно-зелёные. Цветки мелкие двудомные: зелёные и беловато-зелёные. Женские соцветия (шишки) содержат хмеле дубильную кислоту, триметиламин, алкалоид лупулин. Растёт на влажных и сырых богатых почвах в пойменных лесах в условиях С3-4, Д3-4. | Шиш-ки | 8-9 мес | Эфир- ное масло |
Потогонные и жаропонижающие, возбуждающие аппетит.
Лекарст. растения и их действие на орг.человека | Заготов. части | Период заготов. | Лек. препар. |
Потогонные и жаропонижающие | |||
Бузина чёрная Сем. жимолостных. Кустарник или небольшое деревце. Листья сложные, по краю неравномерно-пильчатые. Цветки душистые, мелкие с желтовато-белым венчиком. Соцветие щитковидное. Плод-сочная костянка. Растёт в подлеске широколиственных лесов, на зарастающих вырубках. В цветках содержатся флавоноиды, органические кислоты, аминокислоты, гликозиды, каротин, витамин С. | Цветки | 6-7мес. | Настой |
Ежевика обыкновенная Сем. розоцветных. Полукустарник с ползучими побегами. Листья тройчатые. Цветки крупные, белые, собранные в щитковидные кисти. Плод-сложная костянка. Растёт в сыроватых лесах (С3-С4;Д3-Д4). В плодах имеются органические кислоты, эфирные масла, каротин, много витаминов группы В и С, соли калия, марганца, меди. | Ягоды | 7-8мес. | Настой свежей ягоды |
Липа мелколистная Сем. липовых. Дерево. Кора у молодых деревьев гладкая, оливковая или красновато-бурая. Листья очерёдные, черешковые, неравнобокие, по краям мелкопильчатые. Цветки желтовато-белые, душистые, собранные в поникающие полузонтики. Растёт и обильно цветёт по опушкам и прогалинам преимущественно водораздельных лесов (С2,Д2), реже в пойменных лесах (С3,Д3).Цветки липы содержат слизи, эфирные масла, флавоноиды, сапонины, специфический гликозид, каротин, полисахариды и другие соединения. | Цветки | 6-7мес. | НастойОтвар |
Лопух большой Сем. астровых. Двухлетние растения с ребристым стеблем и очерёдными крупными широкояйцевидными листьями. Цветки пурпурно-фиолетовые, собранные в шаровидные корзинки. У лопуха войлочного стебель и корзинки паутинисто-пушистые. Растут на пустырях, около дорог и жилья, по окраинам садов и огородов, а также во влажных местах в пойменных лесах и по балкам (С3,Д3). Содержат большое количество инулина (до 45%), эфирные масла, дубильные и горькие вещества, много витамина С. В корнях-алкалоид, оказывающий противоопухолевое действие, флавоноиды, каротин и другие соединения. | Корень | 9-10м. | Отвар |
Лопух войлочный Сем. астровых. Двухлетние растения с ребристым стеблем и очерёдными крупными широкояйцевидными листьями. Цветки пурпурно-фиолетовые, собранные в шаровидные корзинки. У лопуха войлочного стебель и корзинки паутинисто-пушистые. Растут на пустырях, около дорог и жилья, по окраинам садов и огородов, а также во влажных местах в пойменных лесах и по балкам (С3,Д3). Содержат большое количество инулина (до 45%), эфирные масла, дубильные и горькие вещества, много витамина С. В корнях-алкалоид, оказывающий противоопухолевое действие, флавоноиды, каротин и другие соединения. | Корень | 9-10м. | Отвар |
Малина обыкновенная Сем. розоцветных. Полукустарник. Листья непарноперистые, с тремя-семью яйцевидными листочками. Цветки белые, сидят на длинных цветоножках, собранны в кисти и конечное щетковидно-метельчатое соцветие. Плод-сложная костянка красного цвета. Растёт на влажных и сырых почвах в хвойных и смешанных лесах, образуя заросли. В плодах содержатся органические кислоты, витамин С, сахара, флавоны, дубильные вещества, ацитилсолициновая кислота. | Плоды | 7-8мес. | Настой |
Мать-и-мачеха Сем. астровых. Многолетнее растение с длинным ползучим корневищем. Весной появляются цветочные стебли, покрытые чешуйчатыми буроватыми листьями. Цветочные корзинки жёлтые, одиночные. Прикорневые листья округло-сердцевидные, сверху зелёные, снизу бело-войлочные. Листья содержат гликозиды (рутин и гиперин), полисахариды (инулин и декстрин), эфирные масла, дубильные вещества и сапонины; в цветках содержится фитостерин и другие соединения. Растёт по берегам рек и ручьёв, по опушкам хвойных и лиственных лесов в условиях С2-С3,Д2-Д3. | Листья Цветки | 4-5мес. 4-5мес. | Настой Отвар |
Первоцвет весенний Сем. первоцветных. Многолетнее травянистое растение. Листья в прикорневой розетке яйцевидно-овальные, морщинистые, при основании суженные в черешок. Цветочный стебель без листьев. Цветки яично-жёлтые. Корни содержат сапонины, гликозиды, эфирные масла, витамин С. Растёт обычно в свежей судубраве и дубраве (С2,Д2). | Корень | 9 мес. | Отвар |
Возбуждающие аппетит | |||
Борщевик себирский Семейство сельдерейных. Многолетнее травянистое растение с развитым желтовато-белым корнем и ребристым полым стеблем, покрытым жёсткими волосками. Прикорневые листья крупные тройчато-или перистосложные. Цветы белые, собраны в крупный зонтик. Растёт по опушкам негустых пойменных лесов (С3-С4,Д3-Д4), по берегам рек и озёр, на сыроватых лугах. Содержит кумарины, алкалоиды, эфирные масла, каротин, аскорбиновую кислоту. | Трава | 6-7мес. | Настой |
Вахта трёхлистная Семейство вахтовых. Многолетнее травянистое растение с ползучим корневищем. Листья длинночерешковые, тройчатые. Цветочный стебель безлиственный несёт на верхушке густую кисть цветов. Венчик бело-розовый. Плод-коробочка. Растёт по берегам заболоченных озёр, рек. Листья содержат гликозиды, трава-жирное масло, кислоты, йод. | Листья | 5-7мес. | Настой |
Зубровка душистая Семейство мятликовых. Растение с длинным шнуровидным корневищем. Листья очерёдные, широколинейные. Цветки в золотисто-бурых полосках. Соцветие-раскидистая метёлка. Трава содержит алкалоиды, кумарин, придающий растению специфический аромат. | Трава | 5-6мес. | Настой Настойка |
Одуванчик лекарственный Семейство астровых. Многолетнее травянистое растение. Листья продолговато-ланцетовидные. Цветочная стрелка голая, полая, цилиндрическая. Соцветие одиночная верхушечная корзинка. Корни содержат монотерпеновые гликозиды, тритерпеновые соединения, полисахариды, жирные масла. Растёт по опушкам насаждений, обочинам дорог, в огородах, парках, вблизи жилья. | Корень Листья | 9мес. 4-5мес. | Отвар |
Полынь горькая Семейство астровых. Многолетнее травянистое растение. Все надземные части серовато-серебристые с сильным полынным запахом. Соцветия мелкие, шаровидные, поникающие корзинки, собранные в раскидистую сложную метёлку. Содержит гликозиды, янтарную, яблочную и аскорбиновую кислоты, эфирное масло, витамины, каротин, дубильные вещества. Растёт как сорное растение на обочинах дорог, прогалинах, вблизи жилой застройки. | Трава | 7-8мес. | Настой Настойка |
Полынь обыкновенная Семейство астровых. Многолетнее травянистое растение. Стебли прямостоячие, шершавовойлочные. Листья сверху тёмно-зелёные, снизу серовато-белые. Цветки мелкие, красноватые, собранные в удленённо-яйцевидные корзинки, образующие метельчатое соцветие. Трава содержит каротин, инулин, сахар, эфирное масло, витамины, аскорбиновую кислоту. Растёт как сорное растение на пустырях по краям дорог, вблизи жилья. | Трава | 7-8мес. | Настой Настойка |
Тмин обыкновенный Семейство сельдерейных. Двулетнее травянистое растение. Листья очерёдные продолговатые. Соцветие сложный зонтик. Цветки мелкие, белые. Плоды содержат до 5% эфирного масла, жирные масла, флавоноиды. Растёт на лесных полянах, опушках, в разреженных насаждениях в условиях С2, Д2. | Плоды Семена | 7-8мес. | Настой |
Тысячелистник обыкновенный Семейство астровых. Многолетнее травянистое растение. Листья очерёдные, ланцетные. Соцветия мелкие корзинки. Трава содержит филлохинон, каротин, аскорбиновую кислоту, эфирные масла. Растёт на лесных вырубках и полянах, вдоль дорог и просек, вблизи жилья, на пустырях. | Трава | 6-9мес. | Настой |
Цикорий обыкновенный Семейство астровых. Многолетник с утолщённым многоглавым корнем и млечным соком во всех органах. Прикорневые листья собраны в розетку. Цветки язычковые, голубые, расположены на верхушке стебля и ветвей. Содержит полисахариды, горькие гликозиды, дубильные вещества, органические кислоты, витамины группы В и С. Растёт вдоль дорог, на пустырях, вблизи селений. | Трава Корень | 6-8мес. 9-10м. | Настой Отвар |
Способ приготовления настоя из лекарственного сырья.
Настои – жидкая лекарственная форма, получаемая путём настаивания измельчённого лекарственного сырья. При этом из сырья извлекаются различные действующие вещества, оказывающие влияние на организм человека. Для приготовления настоев используют цветки, листья и стебли. Настои готовят двумя способами – горячим и холодным.
В первом случае взвешенное или отмеренное по объёму измельчённое растительное сырьё кладут в эмалированную или стеклянную посуду и заливают кипятком, чаще в соотношении 1:10, то есть на одну весовую часть сырья берут десять частей воды. Полученную смесь закрывают крышкой, ставят в водяную баню на 15-20 минут и следят, чтобы лекарственная смесь не кипела. После этого настой охлаждают при комнатной температуре, пропускают через несколько слоёв марли, и лекарство готово к употреблению.
При приготовлении холодным способом взвешенное измельчённое сырьё помещают в посуду, заливают необходимым количеством остуженной кипячёной воды, закрывают крышкой, настаивают от 6 до 12 часов (в зависимости от состава и объёма сырья). После смесь, как и первом случае процеживают через марлю.
Использованная литература:
- Артюховский А.К., Козлов А.Т. Лекарственные растения: Учеб.пособие. – Воронеж : Воронеж. гос. лесотехн. акад. ,1999. 175с.
- Мазнев Н.И. Лекарственные растения. Справочник. – М.: “Мартин”, 1999. 479с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Зеленая аптечка нашего двора"
Проект разработанный группой учащихся с целью познания лекарственных растений.Проект защищен на уровнях . Имеет сертификаты.Описание проекта « Зеленая аптечка нашего двора». Постановка проблемы ,це...
Проект "Зеленая аптечка нашего двора"
Проект разработанный группой учащихся с целью познания лекарственных растений.Проект защищен на уровнях . Имеет сертификаты.Описание проекта « Зеленая аптечка нашего двора». Постановка проблемы ,це...
Учебный проект "Зелёная аптека"
Работа содержит теоретический материал по теме "Зелёная аптека", презентацию и выступлнения учащихся для защиты проекта....
Экологический проект : "Зеленая аптека"
Мы живём в мире разнообразных растений. В лесу, в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине...
Проект "зеленая аптека"
Проект "Зеленая аптека" включает в себя исследовательскую деятельность учащихся. Ребята с огромным удовольствием собирали материал о лекарственных трвах, являлись участниками открытия "Аптекарск...
Презентация к проекту "Зеленая аптека"
В презентации можно увидеть слайды о лекарственных травах, краткое описание лекарственных трав....
презентация к проекту "Зеленая аптека"
презентация к проекту "Зеленая аптека" и сборнику "Лекарственных растений Краснодарского края"...
Комментарии
Большое спасибо за
http://blestki.com/blagodarno
http://blestki.com/blagodarnosti/spasibo/spasibo_28.gif