Характеристика ведущих идей УМК "Гармония"
статья по теме

Кукуева Лариса Ивановна

Комплект «Гармония»для 4-летней начальной школы включает в себя уже известные учителям и методистам учебно-методические комплекты по следующим учебным предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Komplekt.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Комплект «Гармония» для 4-летней начальной школы включает в себя уже известные учителям и методистам учебно-методические комплекты по следующим учебным предметам:  

Таким образом, комплект «Гармония»  полностью обеспечивает учебный процесс в начальной школе учебно-методическими пособиями по всем предметам, включённым в Федеральный базисный учебный план.

Все учебники комплекта "Гармония" рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень учебников.

Характеристика ведущих идей учебно-методического комплекта «Гармония» для четырехлетней начальной школы

Примерно с 30-х годов прошлого столетия в теории отечественной педагогики постепенно утвердилось принципиально новое понимание развития ребенка. На смену его трактовке как вызревания заложенных в человеке способностей пришло понятие активности ребенка в учебно-воспитательном процессе. А с конца 60-х годов идея развивающего обучения входит в практику отечественной школы, где в течение нескольких десятилетий параллельно развиваются системы так называемого традиционного и развивающего обучения, которые первоначально противопоставляются друг другу и считаются альтернативными. В рамках традиционной и развивающей систем обучения разрабатываются различные авторские программы и учебно-методические комплекты. Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчаются, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения. В этом состоит одно из важных направлений развития общеобразовательной школы, «модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

Именно на тезисе активности детей, принятия ученика как целостной личности основаны современные идеи гуманизации и гуманитаризации образования, его дифференциации и интеграции, преемственности и непрерывности.

В дидактике, теории воспитания, в психологии обучения и развития, а также в специальных областях знания, лежащих в основе учебных дисциплин, накоплено значительное количество ценнейших идей относительно развития личности ребенка, оптимизации и интенсификации учебного процесса, использования инновационных технологий. Однако реализация этих идей в школьной практике будет оставаться проблемой до тех пор, пока они не получат научно обоснованной интерпретации в виде методических систем, учитывающих специфику содержания и особенности процесса его усвоения школьниками в рамках конкретных учебных предметов.

 

Поэтому одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

 

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

 

Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

 

Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:

  • целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
  • приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
  • активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
  • соблюдение баланса между интуицией и знанием;
  • разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
  • опору на опыт ребенка;
  • параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними;
  • взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
  • единство интеллектуальных и специальных умений;
  • создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Специфика содержания всех учебных предметов находит отражение в их методических концепциях и способах их реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика ведущих идей УМК Гармония

Одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные ус­ловия для развития ребенка...

Реализация ведущих идей учебно-методического комплекта «Школа России» (под редакцией А.А.Плешакова) на уроках

Статья из опыта работы раскрывает принципы и формы организации образовательного процесса...

презентация на тему "Ведущий глаз, ведущее ухо, ведущая рука, ведущая нога."

Методика определения у ребёнка ведущих глаза, руки, уха и ноги. Это необходимо для адекватной оценки возможностей ребёнка и выявления скрытых заболеваний....

Ведущие идеи интегрированных уроков и курсов.

Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Поэтому педагоги зачастую используют интегрированные у...

Республиканский фестиваль "От идеи к идее"

Проект может быть использован при работе  образовательного учреждения по воспитательной работе, педагогике и психологии  и соответствует Федеральным государственным требованиям....

Презентация к уроку окружающий мир 2 класс УМКГармония "Моя Родина - г. Н. Новгород"

Немного истории, яркия картинки, достопримечательности...