Современный урок
статья (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Современный урок. Некоторые аспекты и размышления.
Любой человек может стать Ньютоном, если яблоко упадёт ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадёт; уж лучше стать тем, кто тряхнёт яблоню.
Тряхнуть яблоню – значит помочь маленькому ребёнку поддержать в нем состояние любопытства, которое столь свойственно ему; значит содействовать его поискам ответов на вопросы, которые он ставит перед собой, чтобы представить себе окружающий мир. Мы не можем постоянно вколачивать готовые ответы, это похоронит его невероятную склонность к исследованиям.
Педагогическая мастерская как инновационная технология.
На педагогику России всегда большое влияние оказывала
неотъемлемым элементом образования высших слоёв общества. Вспомним А.С.Пушкина и его французская культура. Весь 19 век прошел под знаком интеграции наших двух великих культур. Французский язык, французская литература стали современников, а так же роман Л.Н.Толстого «Война и мир», где немало страниц написано по-французски. Великий писатель не мог обойти вниманием такое явление, как французский салон, - без этого картина российской действительности 19 века была бы не полной. В наше время традиция российско-французского сотрудничества в области образования продолжается.
У истоков движения стояли знаменитые психологи Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Последние годы возглавлял движение Анри Бассис – известный французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель. А. Бассис отмечал, что на него глубокое впечатление произвело знакомство с фильмом «Путёвка в жизнь» и педагогической системой А, С. Макаренко. С тех пор труды и взгляды Макаренко пропагандируются и используются в практике французских педагогов.
Так, например, современные французские педагоги и психологи выдвигают следующие основные положения:
- Вызов традиционной педагогике. Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой строить знания, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретениям. Традиционный характер образования не раскрывает до конца творческий потенциал человека, закрепляет его зависимость от решения других людей, а в итоге служит источником социального неравенства и подчинения авторитетам.
- Личность с новым менталитетом, а именно самостоятельная, творческая, социально ответственная и конструктивно вооруженная.
- Все способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам деятельности. Дело в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Дать шанс самым неуспевающим!
- Интенсивные методы обучения и развития личности. Для этих методов характерно:
- отношении учителя к ученику как к себе равному;
- не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью метода критического отношения к существующим сведениям, информации и самостоятельного решения творческих задач;
- уважительное отношение к мнению, варианту другого человека.
5 Новый тип педагога. Это не авторитарный наставник, не тот, кто подавляет свободу ребёнка, а тот, кто следует ей на правах талантливого скульптора.
6.Точный расчет психологического воздействия.
Российские педагоги очень часто декларируют эти принципы, но, к сожалению, этим всё и ограничивается. Любой школьный учитель вспомнит ни одно заседание, или педсовета, или методического объединения, семинара или конференции, где рассматривались вопросы творческого, интеллектуального развития детей, инновационных технологий, принципов современного урока, роли учителя в формировании личности и т.д. Но, прозаседав ни один час, мы возвращаемся в класс и продолжаем работать так, как когда - то нас научили в педучилище, институте. Так как мы привыкли работать годами. Трудно преодолеть стандартность мышления. Искусственно усредненная личность - вот тот ученик, которого мы выпускаем в жизнь. Как из тумана выплывают идеи свободной школы Толстого, творческие поиски Выготского.
Чем же отличается мастерская от обычного урока?
Это событие в жизни учеников и учителя (мастера), где в организационном пространстве и времени люди «мастерят» - конструируют, строят свои знания. Цель этой педагогической технологии – не прямая передача информации, а совместный поиск новых знаний. Проблема ставится учениками, как их собственная необходимость, а мастер помогает им выйти из хаоса к гармонии.
Роль мастера с родни режиссёру, который незаметно ведёт своих учеников по сложным лабиринтам сценария, делая каждого своим соавтором. При этом ему приходиться отказаться от привычной роли лектора, диктатора и других традиционных ипостасей. Задач у мастера много создать атмосферу открытости и доброжелательности, обратиться к чувствам ученика и даже вызвать на откровение, работать с учеником на равных. Не ставить оценки, не ругать и не хвалить, но при этом дать почувствовать ребёнку собственное достижение - пусть даже маленький шаг вперёд на пути к истине. Мастерская - это всегда процесс исследования, добычи знаний, маленьких и больших открытий.
Мастерская отчасти напоминает проблемный урок в форме разнообразных игр, дискуссию, спектакль или конкурс рисунков (спектр заданий широк и зависит от воображения мастера), тем не менее, мастерская живёт и строится на чётко продуманной системе заданий. Но этот алгоритм призван раскрепостить творчество всех участников учебного процесса, начиная с учителя.
Мастерская начинается со слова, образа, фразы, предмета, текста, рисунка и т.д. Это так называемый индуктор. Далее каждый ученик создать свою гипотезу или даже проект. Прежде, чем огласить перед всеми своё решение поставленной проблемы, ученики обсуждают всё в маленьких группах. Сравнение собственной находки с остальными неизбежно выявляет слабость или неполноту принятой в одиночку гипотезы – и эта ситуация осознания несоответствия своего знания по-научному называется «разрывом». Завершается мастерская рефлексией, или выступлением мастера подводящего итоги. Ну, чем не спектакль, построенный по всем законом драмы: завязка действия, развитие, конфликт, кульминация? А подспорьем могут быть словари, справочники, слайды, фильмы – то есть всё, что помогает найти ответы.
Французская методика задействует все органы чувств и вызывает желание без страха быть наказанным плохой отметкой или небрежным окриком раздражённого педагога. Избавление от страха – начало мудрости.
Очень логично вписывается в структуру мастерских учебник русского языка О.Л.Соболевой. В основу теоретического обоснования курса положено представление о единстве логического и образного начала как в природе языка, так и человеческого мышления. Основная идея курса заключается в параллельном обращении к разным типам мышления ребёнка – логическому и образно – художественному, в органичном соединении при изучении каждой темы, каждого понятия двух различных методик, логической и ассоциативно – образной, - с целью гармонизации деятельности мозга ребёнка и повышении эффективности процесса обучения. Процесс и результат обучения при этом качественно меняются: резко возникает интерес к предмету и эффективность усвоения информации и навыков. Нельзя забывать, логос и образ в нашем мышлении неотделимы друг от друга: в природе логического неизбежно содержится образное начало, и, напротив, в основе образа лежит логическая структура. Поэтому существующее в учебном процессе разделение того и другого, тем более такое неравноправное – искусственно. Оно противоречит мыслительной природе человека. Параллельное обращение к разным типам мышления ребёнка – важнейший дидактический принцип, который должен быть реализован в современном уроке. Логическая основа изучения языка разрабатывалась в различных методиках много столетий. На этом пути есть большой опыт. Логический подход неизбежно должен развиваться в сторону алгоритмизации.
Ассоциативная методика – дело новое, интересное и перспективное. Она предполагает систематическое использование словесной и графической метафоры в учебном контексте. Другими словами нужен образ-слово, образ-картинка.
Ассоциативная работа на уроках может осуществляться в трёх направлениях:
- Непосредственное восприятие материала через образ слово и образ картинку.
- Осознанное «разгадывание» ассоциаций автора, художника, учителя.
- Создание собственных ассоциаций. Всё это может показаться сложным только на первый взгляд. На самом деле, учиться, таким образом, очень легко и интересно. Даже слабенькие дети начинают любить русский язык.
Приведём примеры из учебника 2 класса.
Для учащихся начальной школы особую трудность представляет запоминание пассивной информации, т. е сведений, которые невозможно осмыслить логически, а требуется просто запомнить. (Это могут быть даты, число, таблица умножения, словарные слова) Память ребёнка ещё не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащих для него символов – чисел или букв. Зато эта память очень яркая и образная. Чтобы она заработала по отношению к пассивной информации, необходимо, чтобы эта информация превратилась в активную ассоциацию. Для этого нужно сделать её эмоционально значимой. Это можно сделать с помощью
ассоциаций, и тогда эмоционально-образная память ребёнка включится и заработает. Необходимо вызвать интерес, любопытство, а ещё лучше улыбку, смех. Согласитесь, что наши ученики редко смеются на уроках русского языка, да и не очень любят это предмет. Смех не только активизирует эмоциональную память, но ещё и обеспечивает дополнительный приток кислорода к клеткам мозга, что благоприятно сказывается на усвоении материала. Огромное значение имеет работа с ассоциациями при запоминании словарных слов. На уроках русского языка я использую «Неправильные правила» В.В.Агафонова. В своём словаре автор обыгрывает ассоциативную связь в шуточном стихотворении, забавной сказке, загадке или шараде. С этой целью удобно поставить рядом со словарным словом сходное по звучанию и написанию, но не родственное слово, в котором трудный элемент из словарного слова находится в сильной позиции и не вызывает затруднений. Такое слово становится «помощником» для словарного. При этом, чем неожиданней, комичней и абсурдней связь между словами в ассоциативной паре, тем выше эффективность запоминания.
Рассмотрим некоторые примеры. Проанализируем стихотворение «Газированная газета».
Что случилось тут у нас?
Из газеты вышел газ!
Словно снег газета тает
Меньше марки стала эта
И по ветру не летает!
Очень странная газета!
Все решим проблемы разом:
Мы её наполним газом!
-Газированной газете
Газ нужней всего на свете?
-Нет сказать я должен ей
Буква «А» всего нужней!
Как работает это стихотворение?
-использование забавного, нелепого сюжета – газета, из которой выходит газ, после чего становится похожей на марку;
-использование «помощника» - слова «газ», где нужный звук отчётливо слышен;
-«насыщение» текста звуком [а];
- непосредственно названная вслух буква, которую нужно написать;
- написание буквы жирным шрифтом;
- забавный рисунок.
Пока мы прочитали стихотворение и рассмотрели рисунок, мы повторили написание словарного слова семью различными способами. И это не монотонное многократное повторение, а гораздо более эффективно. Информация сохраняется в разных отделах памяти. Если забудется что- то одно, потянув за «ниточку», можно восстановить забытые «узелки» памяти.
Помимо текстов можно использовать ребусы, одиночные слова, которые возникают в представлении детей при чтении словарных слов. Например,
СОРОКА – 40 А
СТОЛИЦА- 100 ЛИЦ
К
КАСТРЮЛЯ
Ш
А
Постепенно ребёнок становится в состоянии сам создавать ассоциативные связи, превращать трудный материал в доступный для себя и других. Ребята ведут ассоциативные словарики с 1 класса. Делают рисунки, придумывают сказки, стихи. В «Неправильных правилах» В.В.Агафонова содержится более 100 «упрямых» слов.
Двуполушарный подход к изучению каждой темы позволяет расширить объём программного материала без повышения нагрузки на учащихся.
Практически все школьные учебники апеллируют только к логическому мышлению, только к левому полушарию. А математика даже не подлежит обсуждению! Однако и на этом «логическом» предмете можно успешно осуществлять двуполушарный подход, внести эмоциональное, образное, художественное начало. Помогут в этом комплекты демонстрационных наглядных пособий, разработанные педагогом новатором Н.В.Петкевич, удостоенные «Золотой медали ВДНХ», премии Всесоюзного конкурса на лучшие образцы оборудования для школ. Цветовая яркость и графическая чёткость создают эмоциональный фон, обеспечивающий фиксацию невербальной (образной) информации правым полушарием, которое отправляет её на логическую доработку в левое.
На уроке создаются условия для восприятия информации соответственно индивидуальным особенностям и четырём естественным этапам: сенсорно-моторному, символьному, логическому и лингвистическому. (Ж.Пиаже) Учитель получает возможность обеспечить яркое чёткое предъявление информации, её многократное повторение и ассоциативные связи, как необходимые условия запоминания, что создаёт у учащихся ситуацию успеха.
Наряду с демонстрационными материалами широко используются индивидуальные. Древние греки говорили, что из трёх способов получения знаний самый лучший – сделать самому, второй - увидеть, как это делает другой, третий - наименее продуктивный - услышать об этом от кого-то, поэтому некоторые пособия для индивидуальной работы ученики делают своими руками. На уроках математики можно использовать комплекты:
«Изучение чисел первого и второго десятка»
«Суперпапка". Математика от1до20»
«Таблицу умножения учим с увлечением»
Методика проведения мастерских предусматривает обязательную реорганизацию пространства. Коллективные способы обучения - это те активные диалоговые формы обучения, без которых не обойтись на современном уроке. Ныне существующий способ обучения введён в советские школы Яном Амосом Каменским и его сподвижниками более 300 лет назад. В системе традиционного обучения основной организационной формой является урок. Для урока созданы кабинеты и определено число учеников в классе. В учебном плане предусматривается число уроков в год по каждой учебной дисциплине. Оплата труда учителя зависит от поурочной недельной нагрузки. В научной литературе и педагогической практике уроки классифицируются по способу передачи информации (урок-лекция, урок-беседа, урок-экскурсия, урок-повторение), по дидактическим целям (вводный, обобщающий, повторение), по применяемым методикам, по видам деятельности учащихся (урок-практикум, урок-игра), по типам контроля (зачёт, опрос), по возрастным особенностям учащихся. Поиск активных форм обучения во многом связан с уроком.
Существует другой подход к трактовке понятия «организационная форма учебного процесса», его автор кандидат педагогических наук Виктор Кузьмич Дьяченко. Он рассмотрел четыре структуры общения людей в обществе:
- опосредованное – «один человек без непосредственного контакта с другим»
- «два человека – пара, общение в паре»
- «три человека и больше - общение в малой или большой группе»
- «общение в динамических парах»
В соответствии со структурой общения В.К.Дьяченко предложил рассматривать индивидуально-обособленную, индивидуальную, групповую и коллективную организационные формы учебного процесса.
В традиционном обучении в основном используется групповая работа - урок и индивидуальную – домашнюю работу.
В парной организационной форме передача информации осуществляется от одного человека к другому. Однако в традиционном способе обучения нарушен триединый принцип получения, усвоения и передачи информации и опыта. Ученики чаще всего не участвуют в их передаче. Включить учеников в активное усвоение и передачу информации и опыта удаётся при организации обучения в парах сменного состава.
Коллективная форма обучения - ученик работает с одним товарищем, потом с другим, с третьим. В паре они могут помогать друг другу усваивать новые знания или тренировать один другого. Каждый ученик получает возможность передать товарищу то, чему научился и что узнал сам. Один обучает многих, многие обучают одного. Между учениками устанавливаются новые связи, меняются их обязанности и функции, виды деятельности. Не ставить ученика в жёсткую зависимость от учителя, и позволяет добиться такая организация работы. Наиболее известны 10 методик коллективного способа обучения. В начальной школе, возможно, использовать некоторые из них.
- Взаимообмен заданиями. Роли детей меняются в ходе работы: сначала один партнёр становится «учителем» другой «учеником», затем наоборот. В паре сменного состава каждый ученик побывает в разных ролях несколько раз. До начала работы каждый ученик обладал некоторыми знаниями. Часть этих знаний он передал партнёру и получил от него новые знания. Например, по теме «Правописание безударных гласных». Во второй паре каждый передаёт товарищу лишь ту информацию, которую только что узнал от предыдущего партнёра, а не всё то, что знал до этого сам. Здесь необходимо отметить, что при работе в парах ученики практически всё время объясняются устно, поэтому в классе стоит постоянный шум. Задача учителя научиться слушать одновременно несколько пар, направлять работу отдельных учащихся и управлять процессом в целом. На этих уроках ребята должны научиться работать в шуме. Необходимо отрегулировать громкость своего голоса так, чтобы партнёр слышал тебя и в то же время не мешал другому. Научиться сидеть так, чтобы было удобно общаться: повернуться к соседу, сесть свободнее, передвинуть стул, положить книгу по-другому и т.д. Это очень непросто для младшего школьника.
- Методисты рекомендуют перед тем, как перейти к работе в парах сменного состава, научить детей работать в постоянных парах. На традиционных уроках сильные ученики помогают и контролируют слабых (без озвучивания этой цели). Однако этих навыков недостаточно. Необходимо создавать условия для равноправия в диалоговом общении, поэтому учитель должен периодически менять состав пар. В парах постоянного состава можно использовать приём - изучение текста. Вначале ребята читают текст друг другу вслух: один читает, другой слушает. После чтения анализ, ответы на вопросы.
Взаимные диктанты ученики могут подготовить сами дома, либо составить на уроке совместно с учителем, либо диктовать подготовленный учителем. Это зависит от уровня класса
- Просто диктант. Ученики диктуют друг другу и учатся правильно писать словарные слова, термины, формулы. Затем меняются тетрадями для проверки. Можно сверяться с образцом.
- Диктант с последующими устными комментариями. Обязанность одного ученика в паре – продиктовать, затем проверить, затем выслушать объяснения. (Правило, значение слов, алгоритм работы и т.д.). Затем меняются ролями.
- Задания с последующим устным выполнением. Ученику продиктован или показан на карточке арифметический пример или задача. Он записывает в тетрадь, а решает устно. Или, продиктованы и записаны географические названия. Теперь пойти и показать на карте, глобусе.
- Задания с последующим письменным выполнением. Продиктовать предложение, составить схему, сделать синтаксический разбор.
- Запутанные задания, заведомо содержащие избыточные или недостаточные условия, неверно употреблённые термины, неправильные окончания, нелепые выражения типа: стихотворение И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Методика А.Г.Ривина. Поскольку поток информации и дефицит времени неуклонно возрастают, сегодня необходимы более рациональные способы обучения. Методика Ривина – шаг в этом направлении. Суть её в поабзацном изучения текста.
- Лучшее предложение запиши в тетрадь.
- Объясни их значение своими словами или воспользуйтесь справочной литературой.
- Ответь на вопросы, составленные учителем, товарищем или данные в книге.
- составь предложения с новыми словами, убедись в правильном их употреблении. Научись писать новые слова.
Данный алгоритм примерный, его готовит учитель исходя из изучаемой темы.
-Если ключевого слова нет, назови основные объекты (предметы, явления, персонажи, события), о которых идёт речь в абзаце.
-Заполни таблицу, сделай чертёж, рисунок и т.д.
-Найди в тексте новые слова и словосочетания.
-Найди слова, которые выражают главную мысль абзаца. Устно объясни, почему ты так считаешь.
Под абзацем подразумевается часть текста до 12 строчек, содержащая законченную мысль, которую можно передать одним предложением. Можно предложить следующие действия:
-Приведите примеры из своей практики.
Сначала ученик, назовём его Дима, работает сам над своим текстом. Он записывает число, название темы и делит страницу на 4 части.
-Составь вопросы для товарища.
-Составь предложение с ключевым словом.
-Установите связи с изученным ранее материалом, с жизнью.
Что значит «изучить абзац»
Номер абзаца | О чем абзац | Основные понятия абзаца | С кем работал |
Прочитав текст, Дима приглашает партнёра.
Дима и Наташа образуют пару. У каждого свой текст. Сначала они будут изучать Наташину тему. Наташа читает текст вслух, Дима слушает. Дима предлагает Наташе прочитать новые слова и объяснить их значение. Затем Наташа составляет предложение, выражающее суть абзаца. Предложение обсуждается, возникают другие варианты, ученики спорят. Наконец, предложение нравится обоим, и Дима записывает его в Наташину тетрадь, в графу «О чём абзац». Затем пара продолжает работать над усвоением абзаца: Наташа учится писать новые слова, учит формулировки. Дима её тренирует. Работают с чертежами, таблицами, картами, приводят примеры и т.д. Заканчивают эту работу записью в третью графу. По взаимному согласию (Наташа хорошо усвоила этот абзац!) прекращают работу. Теперь Дима будет изучать первый абзац своей темы, а Наташа будет ему помогать. Последовательность может быть другой. Бывает такой текст, что ученикам легче сначала выписать информацию в третью графу, а потом выделить главную суть абзаца.
Алгоритм работы при изучении темы по методике Ривина
- Получить текст.
- Подготовить к работе тетрадь.
- Если необходимо, прочитать весь текст.
- Прочитать алгоритм работы
- Проверить выделены ли абзацы. Если учитель не выделил абзацы, ученики должны сделать это сами.
- Пригласить партнёра.
- Назвать ему тему и указать, какую работу в паре вы должны выполнить:
- если абзацы выделены учителем, значит надо сформулировать, о чем абзац и выполнить указанные действия для усвоения его содержания;
- выделить абзац, озаглавить его, выполнить указанные действия для его усвоения;
- выделить абзац, озаглавить его, самим решить, какие действия надо выполнить для его усвоения.
- Прочитать вслух выделенный абзац или часть текста и выделить абзац самим.
- Выписать новые слова и работать над их усвоением.
- Сформулировать предложение, выражающее главную суть абзаца. Обсудить его. Пусть партнёр запишет его в твою тетрадь во вторую графу.
- Работать над усвоением абзаца.
- Прекратить работу по взаимному согласию.
- Пусть партнёр впишет в твою тетрадь в третью графу необходимую информацию , а в четвёртую–свою фамилию.
- Поблагодарить его.
- Приступить к работе с текстом партнёра.
Как работает ученик с новым партнёром
Дима закончил работу с Наташей и сел в пару с Сашей. Они решили, что сначала Дима будет изучать свою тему, Саша поможет ему. Саша изучал другой материал, и о Диминой теме ничего на знает. Поэтому Дима должен познакомить товарища с тем, что он изучает.
Он называет ему тему и пересказывает содержание абзаца, который он изучал с Наташей. При этом он пользуется не текстом, а записями в тетради. У Саши могут возникнуть вопросы, Дима должен ему на них ответить. Затем они работают по алгоритму, начиная с пункта 7.
Когда Дима встретиться с третьим партнёром, он сначала расскажет ему содержание двух первых абзацев, ответит на вопросы. И только после этого они приступят к изучению следующей «порции» материала.
Четвёртому он расскажет сначала содержание трёх первых абзацев.
Контроль и учёт.
На период изучения тем в классе вывешивается своеобразный листок учёта «Экран изучения тем». Он помогает учитывать работу каждого ученика и видеть ход изучения всех тем в классе. После изучения тем можно провести зачёт и оценить работу учеников.
Как ученик изучает вторую и следующие темы.
Когда Дима начинает изучать вторую тему, она для него уже не столь нова.
ОН познакомился с ней немного, когда работал в паре с Сашей или Наташей. Для отдельных частей текста ему не нужны помощники. Он может ответить на вопросы сам. При изучении следующей темы у Димы увеличивается объём самостоятельной работы. И может случиться так, что для усвоения следующей темы он никого не будет приглашать и всё сделает сам.
На что нужно обратить внимание.
- У школьников трудно и медленно формируется навык поабзацного чтения. Учителю необходимо набраться терпения, продумывать сначала тексты для постоянных пар, не завышать требований в начале работы, постепенно усложнять алгоритм.
2.Содержание темы, изученной по этой методике,
запоминается прочно и надолго.
3. Для изучения по методике Ривина нужно тщательно подбирать тексты. Не заставлять учеников запоминать малозначащие события, факты, термины.
4.В начальных классах поабзацному чтению можно на уроках литературного чтения, окружающего мира, истории, теоретических тем по математике и русскому языку.
5.В методических объединениях учителей можно организовать изучение статей, брошюр, пособий.
6.По этой методике можно изучать с одной группой детей в одном помещении несколько разных текстов. Такая необходимость возникает в группах продленного дня, малокомплектных школах, летних лагерях.
7. На внеклассных мероприятиях можно знакомить ребят с научными гипотезами, проблемами. Проводить дискуссии по нравственным и этическим проблемам.
Малую группу или пару составляет сам учитель. В каждом классе есть несколько условных уровней подготовленности учащихся: самые сильные, сильные, средние, слабые, очень слабые. В начале работы в сменных парах, группах должны быть двух соседних уровней. Группы и пары сформированы. Как их рассадить?
Можно предложить несколько вариантов:
а) если столы в классе легко сдвигаются
б) если столы закреплены
в) если есть индивидуальные столики или парты
Для выполнения некоторых заданий класс можно не делить на группы. На пример работу можно организовать по вариантам. Каждый вариант получает своё задание. К каждому ряду добавляется по одному свободному столу. Пусть ученик А выполнил задание и готов обменяться информацией с товарищем. Он встаёт и садиться за свободный стол. Ученик В, из другого варианта тоже закончил работу. Он садиться рядом, получается пара. В классе появились два свободных места, их могут занять для работы в паре и т.д.
При такой организации работы не происходит потери времени на ожидание партнёра, так как в классе всегда найдутся двое, которые выполнят работу одновременно и смогут образовать пару. Сильные ученики всегда заканчивают намного раньше и могут выполнять дополнительные задания или помогать более слабым ученикам.
Организовывать работу, используя коллективные способы обучения, необходимо в классе с хорошо сформированным коллективом. Поэтому учителю необходимо провести большую подготовительную работу. Начинать работу в группах нужно с 1 класса на внеклассных мероприятиях, классных часах. Постепенно приучая детей к диалогу, умению слушать друг друга, уважать мнение другого человека, принимать чужие недостатки и особенности. Но результат стоит того. Значительно повышается эффективность обучения, ребята приходят в основную школу более подготовленные, уверенные в себе, владеющие современными формами добывании и усвоения знаний.
Итак, подведём некоторые итоги. Приступая к организации педагогических мастерских, необходимо помнить о некоторых особенностях.
Педагогические мастерские это нестандартная форма организации учебно – воспитательного процесса, которая позволяет создать атмосферу поиска, приобщает ребёнка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельной и творческой деятельности.
- Совершенно изменяется роль учителя. На традиционном уроке учитель учит, заранее зная как надо, а как не надо. Ученику волей-неволей приходится подстраиваться, ориентироваться на учителя. К тому же в конце урока учитель даст оценку его работы. Хочешь получить хорошую оценку - делай так, как говорит учитель. Мастерская предполагает равенство всех участников, включая учителя. Даже самая лучшая традиционная форма несёт в себе принцип «делай, как я» или «делай лучше меня». Закон мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта». Учитель и ученики – единомышленники. Осуществляется принцип радуги, когда в коллективном открытии признаётся значимость каждого. Происходит «совместное думание». Каждый имеет право на ошибку. Учитель не передаёт информацию, а только организовывает процесс поиска нового знания и является соучастником этого процесса.
- Очень сложный о многотрудный процесс подготовительный процесс. На первый взгляд: учитель просто наблюдает, где-то координирует, слегка помогает, как бы сильно не напрягается. Одним словом остается в тени. На самом деле за видимой легкостью и непринуждённостью скрывается огромная работа учителя: определить тему мастерской, подобрать интересный материал, тщательно продумать все этапы мастерской, подготовить обширный раздаточный материал, продумать чередование индивидуальной и коллективной работы.
- Некоторая неопределённость результата. Так как учитель подключает эмоциональную сферу ребёнка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в решении проблемы, то важен не столько результат, сколько сам процесс поиска знания. Мастерскую нужно «прожить». Дети идут методом проб и ошибок, исходя из своих чувств и собственного опыта.
- Безоценочная деятельность, отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Французские педагоги считают всё это ложными стимулами и заменяют их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием. Они считают, что похвала и порицание растят рабство. Мастер не даёт ни хорошей, ни плохой оценки деятельности ученика.
- Взаимоотношения в коллективе. Работая в мастерской, ребята учатся слушать и слышать, проявлять интерес и внимание друг к другу, радоваться идеям и успехам товарищей, бережно и рационально распоряжаться своей свободой, приобщаться к культуре поведения, учатся быть терпимее друг к другу.
- Реорганизация пространства. Движение по классу и рабочий шум неизбежны. Мастеру совершенно необходимо управлять этим процессом.
Хочется обратить внимание на то, что в форме мастерских можно проводить не только уроки, но и классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, педагогические советы.
Одно из замечательных качеств мастерской- то ощущение свободы, творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают её участники.
Алгоритм проведения мастерской.
1.Индуктор - ввожу, навожу, побуждаю. Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Это может быть слово, предмет, образ, музыка, рисунок, воспоминание.
II.Работа с материалом.
- Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка.
- Социоконструкция - построение этих элементов группой.
- Социализация - все, что сделано в группе, в паре, индивидуально, должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны.
- Афиширование - вывешивание «произведений»- работ учеников в аудитории и ознакомление с ними.
- разрыв - внутреннее осознание участников мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, обращению к дополнительным источникам информации.
III.Рефлексия- самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства, знания и мироощущения.
Очень люблю одну притчу. На мой взгляд, она очень точно передаёт суть нашей работы.
Притча
Однажды маленький мальчик отправился в школу.
Это был ещё совсем маленький мальчик,
А школа была большая.
Однажды на уроке учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать».
Он любил рисовать. Он умел рисовать тигров, львов, кур и коров, поезда и корабли.
Мальчик взял свою коробку карандашей и начал рисовать.
Но учительница сказала: «Подождите, ещё не время начинать!»
Она ждала, пока все не приготовились.
«Теперь,- сказала учительница, - мы будем рисовать цветы».
«Здорово!»- воскликнул мальчик.
Он любил рисовать цветы. Взял карандаши и начал рисовать великолепные цветы розовым, синим и оранжевым цветом.
Но учительница сказала: «Подождите, я покажу, как нужно делать!»
Она нарисовала красный цветок с зелёным стебельком.
«Вот,- сказала учительница,- теперь вы можете начинать»
Маленький мальчик посмотрел на цветок, нарисованный учительницей.
Затем он посмотрел на свои цветы.
Ему больше понравились свои цветы, но он этого не сказал.
Он просто перевернул листок и нарисовал цветок такой, как у учительницы.
Он был красным с зелёным лепестком.
В следующий раз учительница сказала: «Сегодня мы будем заниматься лепкой».
«Хорошо!» - подумал мальчик. Он любил лепку.
Он умел делать различные штучки из глины: змей, снеговиков, слонов и мышей, самолёты и грузовики.
Но учительница сказала: «Подождите, ещё не время начинать!»
И она ждала до тех пор, пока все не приготовились.
«Теперь мы будем делать блюда».
Мальчик начал их лепить: всевозможных форм и размеров.
Тогда учительница сказала: « Подождите, я покажу, как нужно делать».
И она показала, как нужно делать большое глубокое блюдо.
Маленький мальчик сделал такое блюдо.
Прошло некоторое время, родители мальчика переехали, и ему пришлось поменять школу.
Эта школа была ещё больше прежней.
У неё не было двери, ведущей с улицы прямо в класс.
Он должен был подняться по большим ступенькам и пройти по длинному коридору, чтобы подойти к своему классу.
В первый день учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать».
«Ура! – подумал маленький мальчик и начал ждать, когда учительница скажет, как делать.
Но учительница ничего не сказала, а просто прогуливалась по классу.
Когда она подошла к маленькому мальчику, она спросила: «Ты не хочешь рисовать?»
«Хочу, - ответил мальчик.- А что нужно рисовать?»
«Я не знаю, пока ты этого не нарисуешь»,- сказала учительница.
«А как я буду рисовать?» - спросил мальчик.
«Как хочешь», - сказала учительница.
«И не важно, каким цветом?» - спросил маленький мальчик.
«Не важно, каким цветом, - сказала учительница. – Если бы все сделали одинаковый рисунок, как бы я узнала, кто и что нарисовал?»
«Не знаю», - сказал маленький мальчик.
Он взял карандаши …и начал рисовать красный цветок на зелёном стебле.
Литература:
- Агафонов В.В. Неправильные правила, - М-2004
- Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. - С-Петербург,1995
- Белова Н.И. ,Мухина И.А. Педагогические мастерские:
Теория и практика. - СПб,1998
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Книга для учителя. - М.,1991
- Педагогические мастерские. Из опыта работы учителей начальных классов. - СПб,1997
- Петкевич Н.В. Таблицу умножения учим с увлечением. - Минск,2002
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М,1998
- Соболева О.Л. Русский язык 1-4-классы. - М,2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".
В ходе выступления рассматриваются следующие вопросы: что такое "деятельность", какова её структура, отличительные особенности комбинированного урока в традиционной форме и в соответствии с ФГОС....
Доклад для выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".
Статья используется как дополнение к презентации "Современный урок - современный учитель"....
«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».
Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...
Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.
Современный урок. какой он?...
Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.
С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием современного подхода...
«Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)
В данном материале представлены те изюминки, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока....
"Современный урок современного учителя для современных детей"
Урок - это уникальная форма педагогического общения. В нынешних условиях современный урок – это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности учащи...