Тревожность, буллинг (травля)
консультация
Проблемы тревожности и буллинга, их причины, последствия и способы преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.72 КБ |
![]() | 34.27 КБ |
![]() | 15.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Как мотивировать ребёнка учиться: простые способы, которые вам помогут
Наверняка каждый родитель хоть раз задавался вопросом — как приучить ребёнка к самостоятельности без нервотрёпки и разочарований? Как научить детей с радостью выполнять домашнее задание, сделать процесс обучения увлекательным для самих детей.
В последние годы практика педагогов показывает, что число детей, не стремящихся к получению знаний, постоянно растёт. Она появляется даже у учащихся в начальных классах.
Нежелание учиться проявляется в том, что дети забывают выполнить домашние задания, в учебниках и на партах у них беспорядок, на уроках они рисуют, смотрят в окно, разговаривают с одноклассниками, в классе им скучно. Такие дети могут обвинять учителей в своих плохих оценках, но чаще всего неуспеваемость их совсем не волнует.
Почему дети не хотят учиться? Даже педагоги со стажем не всегда готовы однозначно ответить на этот вопрос, но мы попробуем дать максимально простые и действенные способы для мотивации вашего ребёнка.
Причины, по которым дети не хотят учиться, разные, их довольно много. Разберём некоторые из них.
Что влияет на нежелание учиться
1. Ребёнок мал для школы. Родители думают, что их дети готовы к школе, если видят, что они много знают для своего возраста. Но даже если ваш ребёнок достаточно умный, и вы думаете не водить его лишний год в детский сад, это не означает, что он психологически готов к школе. Скорее всего, ребёнок не сможет подчиняться определённым правилам. К тому же маленьким детям сложнее сидеть длительное время на уроках без движений.
2. Конфликты с учителями. Зачастую даже сами учителя не подозревают о конфликте со своими воспитанниками. Они могут заметить, что у ученика плохая успеваемость, изменилось его поведение, хотя, как кажется педагогу, конфликта как такового не было. На самом деле, ребёнок мог услышать неприятные слова в свой адрес или затаить обиду на поведение учителя. Ребёнок может чувствовать себя подавленным, ощущать страх, у него вырабатывается негативное отношение к педагогу. В большинстве случаев дети не хотят рассказывать родителям о своих страхах, связанных со школой, это консервирует конфликт и связанные с ним сложности.
3. Конфликты с учениками. Если такая проблема уже сложилась, то выровнять её без последствий для ребенка бывает очень сложно.
4. Физические дефекты. Например, заикание, дрожание конечностей и другие. Детям очень сложно свыкнуться с мыслью, что они чем-то отличаются от сверстников. Особенно тяжело становится в тех случаях, когда недостатки вызывают издевательства и смех со стороны одноклассников. Зная о своей проблеме, ребёнок не хочет становиться центром внимания, чувствовать себя униженным и лишний раз появляться в школе.
5. Внутрисемейные конфликты. Скандалы между родителями и другими членами семьи. Часто такой ребенок из-за переживаний замыкается в себе, у него пропадает не только мотивация к обучению, он редко интересуется вообще чем-либо.
6. Давление на ребенка со стороны родителей и родственников. Мы ставим детям завышенные планки, отправляя их в самые лучшие школы, где ведется обучение на более высоком уровне, записываем в различные секции. Только представьте, в какое количество секций родители пытаются отдать своих чад, не беря в расчет мнение самих детей. Родители кричат, возмущаются, ругают детей, если те приносят плохие оценки или просто не дотягивают до результатов своих одногруппников. Подумайте, возможно вы слишком давите на детей, заставляя их делать то, чего они не хотят.
Какие факторы влияют на интерес к учёбе
1. Интерес к изучаемым предметам. Часто у детей пропадает интерес к изучению некоторых предметов только потому, что они кажутся детям скучными. Однако нужно дать понять ребёнку, что на всех уроках дают нужную информацию, которая развивает разные навыки, поэтому важно изучать все предметы. Существует много дисциплин, изучение которых требует большего труда. В этом случае нужно найти другую мотивацию. Многое зависит от преподавателя, умеющего простым языком объяснять сложные вещи и так упрощать процесс изучения.
2. Способ изучения предметов. В начальных классах детям намного проще обучаться с помощью активных методов, обсуждений и игровой формы. Преподавателю стоит обратить внимание, что задания типа «переписываем учебники» и «работаем самостоятельно» снижают интерес к предмету, а творческие и различные необычные, наоборот, повышают.
3. Восприятие информации. Некоторые дети лучше воспринимают информацию через зрение, другие через слух, третьи через изображения. Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Родители могут сами подбирать способы обучения ребёнка, если поймут его особенности восприятия информации.
4. Интерес учителя. Когда педагог заинтересовывает учеников личным примером, показывает положительное отношение к предмету, то дети тоже испытывают интерес к тому, что им преподают. Когда они знают, что на занятиях они услышат что-то смешное или интересное, то с радостью будут ожидать этих предметов.
Какие бывают виды мотивации
Для успешного обучения мотивация является одним из самых важных условий. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
- познавательные, то есть стремление больше знать, стать эрудированным;
- коммуникативные — расширение круга общения через повышение интеллектуального уровня и новых знакомств;
- эмоциональные;
- саморазвитие — раскрытие своих способностей и талантов;
- позиция школьника;
- достижения;
- внешние — поощрения, наказания.
Кроме этого, мотивы делятся на внешние (социальные) и внутренние (познавательные). Пример внешней мотивации: «Надо сдать экзамен, потому чтобы родители не ругали». Внутренняя мотивация: «Мне очень нравятся уроки литературы, поэтому я читаю в любую свободную минуту, с каждой прочитанной книгой узнаю что-то новое».
Есть еще два вида мотивации — устойчивая и неустойчивая. Пример устойчивой мотивации: «Со дня поступления в школу рисования я ни разу не пожалела, что выбрала именно эту секцию». Неустойчивая: «Сходила на концерт, тоже захотела играть на каком-то инструменте, начала заниматься, через какое-то время бросила».
Чаще всего мотивация у детей бывает неустойчивая в силу того, что они очень эмоциональные. Новыми эмоциями и впечатлениями очень легко перебить старые
Ребенку, который не заинтересован в обучении, очень сложно применить полученные знания на практике, а отсутствие мотивации к учебному процессу приводит к хронической неуспеваемости. Почему так происходит? Часто виноваты сами родители.
Безусловно, только вы сами можете выбирать, как правильно воспитывать вашего ребёнка, но именно от этого выбора зависит его и ваша жизнь. Не все родители осознают, какие ошибки они совершают в процессе мотивации своих чад. Рассмотрим не все, но самые актуальные из них, которые встречаются среди родителей чаще всего.
1. Занижение самооценки вашего ребенка, программирование на неуспех. Такое происходит, когда вы говорите ребенку, что из него не выйдет ничего хорошего, что он станет дворником, если не будет хорошо учиться. Подобные слова приводят к занижению самооценки, при любых неудачах ребёнок отпускает руки, завершает начатое при малейших проблемах.
2. Обман и запугивание. Если вы будете использовать такие методы, связь и доверие между вами и вашим ребёнком будет разрушены.
3. Завышенные требования, не учитывание возможностей ребенка. Родитель может думать, что ребёнок ленится или «нарочно не учится», в то время как могут быть конкретные причины (особенности умственного развития, заболевания, усталость).
4. Подарки в обмен на хорошую успеваемость. В таком методе есть много минусов. У ребенка быстро развивается привыкание получать то, чего он хочет, посредством хороших оценок. В будущем он может начать требовать вознаграждение и выполнять ваши просьбы только после получения желаемого. Такие дети нацелены только на получение презентов, а не на хорошую учебу.
5. Мотивация успехом. Зачастую родители уверяют ребенка в том, что все его действия должны быть направлены на успех и высокий статус в обществе. В будущем из таких детей вырастают люди, которые делают всё ради успеха и денег, а не потому что это приносит им положительные эмоции или направлено на помощь близким.
6. Чрезмерная нагрузка разными занятиями и секциями. Современные родители любят максимально плотно планировать график детей, чтобы те ежедневно проводили свое время с пользой. Детская психика может не выдержать такой нагрузки, так вы получите полное отсутствие интереса к занятиям.
Как повысить мотивацию к учёбе
1. Обучайте ребёнка в игровой форме
Игра — это уникальный инструмент педагогического воздействия. Если ребёнок не хочет учиться или у него что-то не получается, вы всегда можете придумать игру, при выполнении которой он сможет выполнить данные вами задания.
Это могут быть интеллектуальные игры-упражнения, игры-тренинги, основанные на соревновании. Школьникам они показывают уровень их подготовленности и тренированности. Путём сравнения с противоположной командой ученики сами видят свои пробелы в знаниях, это побуждает в них познавательную активность.
Игровая форма не предполагает стандартного оценивания ученика, поэтому можно вызвать интерес даже у отстающих детей.
2. Поддерживайте ребёнка в его увлечениях
Не навязывайте свои любимые занятия, позвольте ему заниматься своим хобби. Помогите детям открыть их скрытые таланты или развить уже имеющиеся, пусть они свободно выбирают то, что их увлекает.
3. Маленькие поощрения, а не большие награды
Поощряйте ребенка, хвалите за результат, но не стоит это делать в денежной форме и в виде дорогих подарков. Иначе настанет время, когда ребёнок захочет продать вам результаты своего труда подороже. Например, гораздо лучше работает правило «За каждое правильное задание — 1 конфетка», чем «За каждую пятерку в дневнике — торт». Конфетка — это своего рода гарантия, что трудновыполнимое домашнее задание происходит в атмосфере доверия, что само по себе уже является мотивацией.
4. Интересуйтесь тем, что ребёнок изучил в школе, а не его оценками
Покажите ему, как можно применить полученные знания, обсуждайте вместе его рассказы. Как можно чаще побуждайте ребенка к размышлению, обсуждению. Помните, что любые оценки — вещь субъективная, это не показатель знания вашего ребенка, а всего лишь его оценка со стороны педагогов.
Ребенок не обязан быть отличником, он имеет право получать плохие отметки. Если же он сам расстроился из-за двойки — поддержите и никогда не ругайте. Ведь в первую очередь вы должны быть ему другом и напарником.
5. Минимизируйте стрессы
Расскажите детям, как вы сами преодолевали трудности в школе, как справлялись со сложными задачами. Покажите, чего вы достигли сейчас, когда прошли этот путь. Вместе поговорите о своих неудачах и страхах.
Ребёнок всегда должен знать, что его услышат, а проблемы не будут преувеличены. Объясните, что стресс является неотъемлемой частью жизни, научите с ним справляться, чтобы в будущем ребёнок сам смог преодолевать его.
Мотивация к обучению развивается не за один день, иногда на это требуется много сил и времени. Если вы что-то упустили при воспитании своего ребёнка, никогда не поздно начать выстраивать ваши отношения на основе доверия и понимания.
Не мотивируйте ребёнка далекими и призрачными целями, непонятными для его возраста. Каждый родитель должен найти, в чем заключается потенциал их детей. Пробуйте раскрыть его таланты с разных сторон, давайте ему возможность проявить себя. Ищите в своих детях задатки к какому-либо роду деятельности, показывайте на своем примере, что мы всю жизнь учимся новому, что в жизни много всего интересного.
Не забывайте, что ни в коем случае нельзя бить, унижать, кричать на ребёнка, ведь школа рано или поздно закончится, а ваши отношения останутся. Согласно исследованиям Е. Н. Волковой, у большинства детей, живущих в семьях, в которых применяются тяжелые физические, эмоциональные, и другие виды насилия, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память, процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, речь беднеет, появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, процессы школьной адаптации труднее протекают.
Представьте, каким человеком будет ваш ребёнок в конце учебного пути. Время, потраченное на учебу, очень ценно для его формирования как личности, не упускайте его!

Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Как научить актив класса помогать новеньким и отстающим.
(алгоритм для педагогов)
Описываемый метод помогает новым или непопулярным ученикам влиться в коллектив. Он корректирует уже существующую групповую динамику и помогает создать новую историю взаимоотношений в классе.
Когда в класс приходит новенький, дети настороженно принимают «чужака», присматриваются к нему и постепенно формируют общее мнение. Какими бы личностными характеристиками ни обладал новичок и какое бы положение он ни занимал в предыдущем коллективе, ему сложно адаптироваться, даже если он старается скрывать это за дерзким и высокомерным поведением. Другие варианты защитного поведения: отстраненность, равнодушие, стеснительность либо навязчивость в общении. После ученик либо адаптируется, либо занимает положение «изолированного» или «отверженного».
Негативный статус «изолированного» или «отверженного» ученика еще вызывают трудности в обучении. Когда ученик не может показывать те же результаты, что и сверстники, то он невольно занимает особое положение в классе. Часто это дети с более низкой скоростью мыслительных процессов или трудностями поведения и дисциплины. В случае, если педагоги склонны давать им негативные комментарии и замечания, навешивать ярлыки, они автоматически приобретают положение «изгоя» в среде сверстников. Предлагаем памятку, как адаптировать ученика в коллективе.
Наладить взаимоотношения в коллективе поможет неформальный актив класса. Это ученики с наиболее высоким статусом среди сверстников. Метод называется «Команды под прикрытием», его разработали зарубежные психологи Билл Хаббард, Сью Янг, Майкл Уильямс. Применять метод «Команды под прикрытием» можно, чтобы вести коррекцию травли и сложной адаптации новых учеников, изменить
характер отношений в детском коллективе и создать безопасную поддерживающую среду. В методе пять шагов.
Шаг 1
Подробно изучить историю отвергаемого ребенка
Психолог приглашает ребенка на консультацию, во время которой безоценочно и внимательно слушает его. Он обсуждает с ним успешные и неудачные способы влиться в коллектив. Отдельно проговаривает все эпизоды травли, где он был жертвой, и его отношения в классе без нее.
Шаг 2
Сформировать «Команду под прикрытием»
Классный руководитель совместно с психологом и отвергаемым ребенком выбирает из класса 6 человек: 2 обидчиков и 4 популярных учеников. Популярные ученики должны обладать авторитетом в классе и ни разу не участвовать в травле или отвержении ребенка. Все происходит в ситуации секретности, имена членов команды и ее цель держатся в секрете. Далее классный руководитель и психолог приглашают команду на беседу и рассказывают им о проблеме: помочь адаптироваться однокласснику или пресечь травлю. Взрослые акцентируют внимание учащихся на важности миссии, которую им доверяют. Как правило, ребятам очень нравится атмосфера таинственности и льстит возможность оказаться в числе избранных. Они с удовольствием включаются в работу, придумывают название команды. Команде также сообщают, что успешность их работы оценивает отвергаемый ребенок. Так педагог изменяет баланс и ставит отвергаемого ребенка в сильную позицию.
Шаг 3
Создать план действий
На этом этапе каждый член команды предлагает свои способы, которые могут изменить отношение одноклассников к отвергаемому ребенку. Взрослые помогают выбрать наиболее удачные и реалистичные из них. Например, члены команды могут здороваться с ребенком, улыбаться ему, приглашать в разговор и игру. Важно создавать и поддерживать атмосферу сочувствия и сопереживания страданиям ребенка, опираться на личный опыт детей, когда они испытывали подобные чувства ненужности и отвержения.
Шаг 4
Контролировать изменения
В течение двух-трех недель классный руководитель и психолог поочередно приглашают на беседу отвергаемого ребенка и членов команды. Их просят поделиться своими наблюдениями и рассказать, какие изменения они видят. Об основных изменениях рассказывает сам ребенок. Психолог помогает ему распознавать позитивные инициативы окружающих, фиксировать их и правильно реагировать. Затем команда корректирует план по необходимости.
Шаг 5
Отпраздновать успех
Работа команды создает новую, более благоприятную историю взаимоотношений в коллективе. Отвергаемый ученик получает возможность проявить себя без страхов и опасений. Классный руководитель поощряет эти изменения, предлагает их отпраздновать. В классе можно организовать чаепитие, наградить команду грамотами или подарками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шкала тревожности СирсаШкала тревожности Сирса
Оценку в качестве эксперта проводит учитель или знающий данного учащегося психолог....
Родительское собрание. Буллинг или школьная травля.
При формировании коллектива в школе дети сталкиваются с проблемами в общении со сверстниками, старшеклассниками и порой не могут расказать о них взрослым. Как по поведению ребёнка понять, ч...

Тревожный ребенок: причины, признаки тревожности и советы родителям по их устранению
Советы родителям, воспитателям - как помочь тревожному ребенку....

Тревожный ребенок: причины, признаки тревожности и советы родителям по их устранению
Как снять тревожность у ребенка? Советы родителям и педагогам...

Тревожный ребенок: причины, признаки тревожности и советы родителям по их устранению
Советы родителям и педагогам по снятию тревожности у ребенка...
Проблема: школьная тревожность. Особенности поведения тревожного ребенка
В связи с началом школьного обучения у ребенка может появиться школьная тревожность, которая может быть спровоцирована различными факторами. Важно, чтобы учитель умел выявить таких детей, мог понять п...

Презентация "Роль семьи в профилактике тревожных состояний в виде тревожности и страха у детей младшего школьного возраста"
Заседание роди тельского клуба "Острые углы семейного воспитания"...