Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

Безрукова Ирина Николаевна

Здоровьесберегающие технологии в школе - мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_almanah.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Азангулова Н.И.,педагог- психолог;

Безрукова И.Н., учитель – логопед

.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа-интернат № 1

основного общего образования г.Томска

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей  с ограниченными возможностями здоровья

Здоровьесберегающие технологии — это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

 В настоящее время образовательный процесс рассматривается через призму сохранения психического и физического здоровья детей. Акцент в новых подходах делается на комплексное сопровождение, на комплексное применение коррекционных методов.

Известные нам современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления.

 Первое -  когнитивные методы,  направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ (высшие психические функции).

 Второе направление - методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы, они направлены на восстановление контакта с собственным телом, а также на снятие телесных напряжений.

    Нейропсихология соединила эти два направления и предлагает применять их в  комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния, а опирается на современное представление о закономерностях развития и строение мозговой организации ВПФ в онтогенезе.

Коррекция с применением нейропсихологических методов всегда должна начинаться с двигательных методов, (снизу-вверх) так как закрепление телесных навыков предполагает извне таких психических функций, как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции. На основе этого создаются базовые предпосылки для полноценного участия этих психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Подбирая специализированные упражнения можно оказать целенаправленное влияние,  преимущественно изменять определенные функции организма, а через изменения функции - воздействовать на восстановление поврежденной системы. Своевременность образования и полноценность функциональных систем являются психофизиологической основой высших психических функций, психических форм деятельности и успешности обучения ребенка.

Нейропсихологическая коррекция  предполагает включение различных видов упражнений:

  • упражнения - растяжки; дыхательные упражнения;
  • глазодвигательные упражнения;
  • упражнения для артикуляционного аппарата;
  • перекрестные реципрокные телесные упражнения; упражнения для развития мелкой моторики рук;
  • упражнения релаксационные;
  • упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;
  • упражнения с правилами и т.д.

Общие рекомендации по выполнению специальных упражнений.

1. Дыхательные упражнения оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Дыхание  успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям. После выполнения дыхательных упражнений можно приступить к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению стато-кинетического уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.

2. Массаж и самомассаж. Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем - руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.

3. Растяжки - система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Выполнение растяжек  способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.

4. Релаксация может проводиться как в начале или середине занятия, так и в конце, с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.

Релаксация - это  расслабление. Релаксационные упражнения  направлены на  расслабление различных групп мышц. Во время релаксации сердечные и дыхательные процессы, давление нормализуются, стабилизируется приток крови к мышцам и активизируется работа головного мозга, восстанавливается нервно-психическое равновесие и человек чувствует себя отдохнувшим и полным сил.

5. Глазодвигательные упражнения. Упражнения улучшают мыслительную деятельность влияют на функции речи, внимания и памяти, облегчают процесс письма. При выполнении упражнений голова всегда фиксирована

6.Пальчиковая гимнастика. В основе методики лежит раздражение активных точек организма, расположенных на руках. Игры и упражнения с пальчиками тренируют не только мелкую моторику, но и стимулируют речь (формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев), пространственное мышление, воображение, стабилизируют внимание, предотвращают утомление в мозговых центрах, снижают нервное и мышечное напряжение - поэтому пальчиковая гимнастика не должна быть молчаливой, она сопровождается скороговорками, стишками.

Мы, педагоги, работающие в школе –интернате №1 наблюдая за детьми из социально неблагополучных семей отметили, что таким детям не очень сложно адаптироваться в коллективе, найти свое место среди одноклассников, а сложно сформировать правильные отношения с учителями и привыкнуть к режиму учреждения. В семье, зачастую детям не уделяют должного внимания, они испытывают недостаток любви и ласки. На этом фоне они испытывают стресс, что приводит их к нервным срывам и агрессии.

На наше образовательное учреждение возложены конкретные обязательства как воспитательные, учебные, так и по охране здоровья детей. В нашем образовательном учреждение 50 %  детей с ОВЗ. Педагоги нашей школы не первый год применяют нейропсихологические методы коррекции в развитии детей. Каждый урок или занятие всегда  начинается с различных видов упражнений, что позволяет добиваться положительных результатов в формировании учебных, речевых навыков и развитии процессов познавательной деятельности.

Внедрение здоровьесберегающих технологий актуально в период учебы ребенка в школе, так как это время совпадает с активным ростом и развитием молодого организма. Большую часть своего времени ученик проводит в стенах школы- интерната и  его организм не всегда способен справляться с нагрузками и противостоять влиянию негативных факторов.  

          Состояние здоровья подрастающего поколения  важный показатель благополучия общества и государства. Об этом гласит закон «Об образовании РФ» 273- ФЗ Статья 41, в котором одним из критериев является «проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Здоровьесберегающие технологии в школе - мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.

Список литературы:

1.Вассерман Л.И., Дорофеева С.А. , Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. С - Петербург, 1997.

2.Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2008.

3.Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.

4.Скворцов И. А. Детство нервной системы. М., 1995.

5.Скворцов И. А., Адашинская Г. А., Нефедова И. В. Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации...

Особенности организации индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данной статье представлены из опыта работы материалы по организации индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Информация для работы с родителями, воспитывающими детей -инвалидов....

Выступление на педсовете по теме «Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Маркова Г.А., январь, 2013г.

Выступление на педсовете по теме "Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...

Использование здоровьесберегающих технологий при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

В презентации описан опыт  работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

        В статье описывается  технология раскрепощенного развития детей, разработанная русским учёным, врачом, создателем нового направления в науке – здоров...

Статья Использование современных педагогических информационно -коммуникационных технологий в процессе обучения истории детей с ограниченными возможностями здоровья

В  докладе  рассматриваются возможности  применения ИКТ в образовательной и  воспитательной работе на базе коррекционной школы . Особенности применения ИКТ технологий, на примере ...