Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
статья
Здоровьесберегающие технологии в школе - мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_almanah.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Азангулова Н.И.,педагог- психолог;
Безрукова И.Н., учитель – логопед
.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа-интернат № 1
основного общего образования г.Томска
Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
Здоровьесберегающие технологии — это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
В настоящее время образовательный процесс рассматривается через призму сохранения психического и физического здоровья детей. Акцент в новых подходах делается на комплексное сопровождение, на комплексное применение коррекционных методов.
Известные нам современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления.
Первое - когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ (высшие психические функции).
Второе направление - методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы, они направлены на восстановление контакта с собственным телом, а также на снятие телесных напряжений.
Нейропсихология соединила эти два направления и предлагает применять их в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния, а опирается на современное представление о закономерностях развития и строение мозговой организации ВПФ в онтогенезе.
Коррекция с применением нейропсихологических методов всегда должна начинаться с двигательных методов, (снизу-вверх) так как закрепление телесных навыков предполагает извне таких психических функций, как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции. На основе этого создаются базовые предпосылки для полноценного участия этих психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
Подбирая специализированные упражнения можно оказать целенаправленное влияние, преимущественно изменять определенные функции организма, а через изменения функции - воздействовать на восстановление поврежденной системы. Своевременность образования и полноценность функциональных систем являются психофизиологической основой высших психических функций, психических форм деятельности и успешности обучения ребенка.
Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов упражнений:
- упражнения - растяжки; дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения;
- упражнения для артикуляционного аппарата;
- перекрестные реципрокные телесные упражнения; упражнения для развития мелкой моторики рук;
- упражнения релаксационные;
- упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;
- упражнения с правилами и т.д.
Общие рекомендации по выполнению специальных упражнений.
1. Дыхательные упражнения оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям. После выполнения дыхательных упражнений можно приступить к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению стато-кинетического уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.
2. Массаж и самомассаж. Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем - руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.
3. Растяжки - система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.
4. Релаксация может проводиться как в начале или середине занятия, так и в конце, с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.
Релаксация - это расслабление. Релаксационные упражнения направлены на расслабление различных групп мышц. Во время релаксации сердечные и дыхательные процессы, давление нормализуются, стабилизируется приток крови к мышцам и активизируется работа головного мозга, восстанавливается нервно-психическое равновесие и человек чувствует себя отдохнувшим и полным сил.
5. Глазодвигательные упражнения. Упражнения улучшают мыслительную деятельность влияют на функции речи, внимания и памяти, облегчают процесс письма. При выполнении упражнений голова всегда фиксирована
6.Пальчиковая гимнастика. В основе методики лежит раздражение активных точек организма, расположенных на руках. Игры и упражнения с пальчиками тренируют не только мелкую моторику, но и стимулируют речь (формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев), пространственное мышление, воображение, стабилизируют внимание, предотвращают утомление в мозговых центрах, снижают нервное и мышечное напряжение - поэтому пальчиковая гимнастика не должна быть молчаливой, она сопровождается скороговорками, стишками.
Мы, педагоги, работающие в школе –интернате №1 наблюдая за детьми из социально неблагополучных семей отметили, что таким детям не очень сложно адаптироваться в коллективе, найти свое место среди одноклассников, а сложно сформировать правильные отношения с учителями и привыкнуть к режиму учреждения. В семье, зачастую детям не уделяют должного внимания, они испытывают недостаток любви и ласки. На этом фоне они испытывают стресс, что приводит их к нервным срывам и агрессии.
На наше образовательное учреждение возложены конкретные обязательства как воспитательные, учебные, так и по охране здоровья детей. В нашем образовательном учреждение 50 % детей с ОВЗ. Педагоги нашей школы не первый год применяют нейропсихологические методы коррекции в развитии детей. Каждый урок или занятие всегда начинается с различных видов упражнений, что позволяет добиваться положительных результатов в формировании учебных, речевых навыков и развитии процессов познавательной деятельности.
Внедрение здоровьесберегающих технологий актуально в период учебы ребенка в школе, так как это время совпадает с активным ростом и развитием молодого организма. Большую часть своего времени ученик проводит в стенах школы- интерната и его организм не всегда способен справляться с нагрузками и противостоять влиянию негативных факторов.
Состояние здоровья подрастающего поколения важный показатель благополучия общества и государства. Об этом гласит закон «Об образовании РФ» 273- ФЗ Статья 41, в котором одним из критериев является «проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Здоровьесберегающие технологии в школе - мощная система, которая поможет сохранить детское здоровье.
Список литературы:
1.Вассерман Л.И., Дорофеева С.А. , Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. С - Петербург, 1997.
2.Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2008.
3.Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.
4.Скворцов И. А. Детство нервной системы. М., 1995.
5.Скворцов И. А., Адашинская Г. А., Нефедова И. В. Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации...
Особенности организации индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В данной статье представлены из опыта работы материалы по организации индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья...
Технологии работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Информация для работы с родителями, воспитывающими детей -инвалидов....
Выступление на педсовете по теме «Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Маркова Г.А., январь, 2013г.
Выступление на педсовете по теме "Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...
Использование здоровьесберегающих технологий при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
В презентации описан опыт работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье описывается технология раскрепощенного развития детей, разработанная русским учёным, врачом, создателем нового направления в науке – здоров...
Статья Использование современных педагогических информационно -коммуникационных технологий в процессе обучения истории детей с ограниченными возможностями здоровья
В докладе рассматриваются возможности применения ИКТ в образовательной и воспитательной работе на базе коррекционной школы . Особенности применения ИКТ технологий, на примере ...