Струп-тест и таблица Шульте на уроках в начальной школе
учебно-методический материал (3 класс)

Использование приёмов нейрогимнастики на уроках русского языка и математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

На основе собственного  педагогического  опыта  и наблюдения за учебной деятельностью младших школьников на уроках по основным дисциплинам  отмечается снижение мозговой активности, быстрая утомляемость и отсутствие мотивации из-за неудач в обучении.

Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу.

Левое полушарие отвечает за:

  • логика, память;
  • за логическое мышление;
  • оперирует фактами и терминами;
  • анализ информации, делает вывод;
  • отвечает за правую половину тела.

А правое полушарие отвечает за:

  • обработка невербальной информации, эмоциональность;
  • музыкальные и художественные способности;
  • ориентация в пространстве;
  • способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток);
  • обработка большого количества информации одновременно, интуиция;
  • воображение;
  • отвечает за левую половину тела.

Обучая левое полушарие,
вы обучаете только левое полушарие.
Обучая правое полушарие,
вы обучаете весь мозг!
                               И.Соньер

Анализ  психолого-педагогической и методической литературы выявил, что современной  педагогической  технологией, способной повлиять на активизацию мозговой деятельности,  детей является  нейрогимнастика.

Шамиль Ахмадуллин считает, что это технология развития функций мозга детей и взрослых, ориентированная на эффективное формирование интеллекта, межполушарных связей головного мозга, улучшение внимания, ориентации в пространстве.  

Другими словами, это комплекс упражнений для активации мозговой деятельности человека и формирования новых нейронных связей. 

Для младших школьников ценность нейрогимнастики заключается в оптимизации работы нервной системы, улучшении разных видов памяти для лучшего восприятия и запоминания информации по разным учебным предметам, избавлении от чувства тревоги и стресса. 

Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.

Как правило, сначала бывает трудно, но через несколько минут наступает согласование полушарий и упражнения выполняются автоматически.

Гимнастика мозга, или нейрогимнастика, — это комплекс простых движений, которые активизируют самые разнообразные умственные процессы. Известно, что правое полушарие мозга координирует работу левой половины тела, и наоборот; а передаёт сигналы из одного полушария в другое мозолистое тело, состоящее из миллионов нервных волокон.

Нейроупражнения подбираются таким образом, чтобы оба полушария «научились» работать согласованно — так ученик  лучше воспринимает информацию и выполняет любую умственную работу более продуктивно. В комплексе с дыхательной гимнастикой и другими видами упражнений такая «зарядка» для мозга даёт поразительный эффект:

  • развивает речь и мышление;
  • улучшает кровообращение;
  • улучшает память и внимание;
  • помогает устранить дислексию (трудности в обучении чтению) и дисграфию (трудности в обучении письму);
  • повышает скорость обработки информации;
  • развивает общую и мелкую моторику и т.д.

Вариантов выполнения упражнений нейрогимнастики существует достаточное количество, их подбор следует   ориентировать  на контингент учащихся.

 Приведу  несколько примеров  из собственного опыта проведения нейрогимнастики в третьем классе.  

На уроках русского языка в словарной работе  использую корректурные пробы – это замечательный материал для развития зрительного внимания и памяти, позволяет оценить объём и концентрацию внимания.  Это задания на поиск, исправление, корректировку некоторой информации (картинки, цифры, буквы). Количество просмотренных букв указывает на объём внимания, а количество сделанных ошибок — на его концентрацию.  

Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания. Предлагаю ученикам  на бланке с буквами в каждом ряду левой рукой вычеркнуть такие же буквы, как та, с которой начинается ряд. Затем найти по горизонтали и вертикали слова и записать в словарик. Время работы со словарными словами — 10 минут. 

 Данное упражнение развивает зрительное  внимание,  закрепляет  образ слова, активизирует межполушарное воздействие.

А

К

К

О

Р

И

Д

О

Р

А

К

О

С

Т

Ю

М

О

Р

Ё

Л

О

Н

А

В

О

С

Т

О

К

А

Г

Ц

В

О

С

Х

О

Д

О

К

У

Е

А

О

Р

Е

Х

А

С

О

Р

Р

А

Ш

О

Ф

Ё

Р

Т

Л

Е

Т

Т

О

П

О

Р

А

Ё

О

Ц

Г

О

Р

Я

Ч

И

Й

Р

С

По математике при закреплении таблицы умножения на любое число, в данном случае на 4, ученикам предлагается левой рукой закрасить клетку, которая соответствует второму множителю (количество слагаемых) в таблице умножения на 4 и в последнюю графу правой рукой написать чему равно произведение  чисел.

4

8

12

16

20

24

28

32

36

40

6

12

18

24

30

36

42

48

54

60

Такая работа улучшает понимание алгоритма действий при делении двузначного числа на двузначное. 51:17        72:18

4

14

12

34

40

24

30

26

21

35

22

10

 4

14

41

15

16

27

45

20

36

28

32

8

28

В данной таблице предлагается сосредоточить внимание в центре и найти все произведения чисел из таблицы  умножения на 4. Данные упражнения развивают внимание и самоконтроль. Ученик старается оценить все ячейки, выбирая необходимое. Это способствует тому, что в дальнейшем он будет получать информацию не последовательно, а как несколько фрагментов одновременно. Концентрация на таблице может улучшить концентрацию внимания, что, в дальнейшем значительно повысит работоспособность. 

Тест Струпа – это чтение по порядку слов - названий цветов, а потом называние цвета шрифта. Эффект Струпа  заключается  в противоречивости информации, которую получает мозг. Если бы это был просто набор букв, мы без труда назвали бы, каким цветом они написаны. Но то, что слово обозначает цвет, который отличается от цвета шрифта – вот это и приводит к столкновению информации.Если человек может быстро переключиться с чтения слов на называние цветов, значит, его когнитивное мышление достаточно гибкое. За чтение и узнавание цветов отвечают разные доли мозга. Мы прочитываем слово быстрее, чем можем распознать, вспомнить и назвать цвет. То есть, реакция между прочитыванием и называнием проходит быстрее, чем между распознаванием цветов и называнием. Кроме того, для нашего мозга алгоритм «прочитать и назвать» более привычен, так как в жизни он используется явно чаще, и мозг просто идет проторенной дорожкой. Именно поэтому такие задачи на основе теста Струпа являются основой упражнений по саморазвитию и тренировке мозга.

куда

ругала

однажды

два 

кормить

заботливая

холодная

родила

другая

кутенка

бегала

верная

Малька

хозяйка

деревня 

поплыла

провинилась

наступила

мамаша

вода

весна

река

разлилась

не испугалась

щенята

По чтению ребятам предлагается таблица со словами из произведения Василия Белова «Малька провинилась».  

1 задание: Прочитай цвет шрифта каждого слова, начиная с самого последнего. Время-20 секунд.

2.Найди центральную ячейку, назови главную героиню произведения.

3.Зафиксируй внимание на центральном секторе. Назови глаголы, которые относятся к Мальке.

4. Составь отрывок из рассказа  по данным словам, используя последовательность событий.

Вариаций вопросов и модификаций таблиц по разным дисциплинам может быть большое количество, со временем можно увеличивать время и сложность.

Такие задания повышают уровень концентрации и скорость, с которой ученик  включается в поставленную перед ним задачу. 

Работа с таблицами учит, глядя на точку, охватить большой объём текста, что значительно упрощает поиск информации в блоке, развивает  способность школьника к сосредоточенности,  устойчивость внимания ребёнка, его объёма и умения распределять это внимание между объектами. 

Таким образом, нейрогимнастика является одним из средств активизации деятельности мозговой системы учащихся начальной школы, способствующим лучшему усвоению и запоминанию разнообразной учебной информации, гармонизации нервной системы, избавлению от стресса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные таблицы по русскому языку в начальной школе

Предлагаю попробовать и  использовать в своей работе таблицы сжатых опорных конспектов по русскому языку.В своей практике на протяжении ряда лет я применяю технологию опорных конспектов В.Ф...

Методическая разработка "Опорные таблицы и памятки для учащихся начальной школы"

Собственные методические  разработки  включают в себя опорные таблицы и памятки для учащихся начальной школы по русскому языку и математике...

Работа с таблицами, диаграммами, графиками на уроках в начальной школе

Эффективная форма подачи, систематизации и хранения информациии - схемы, таблицы, диаграммы....

Мини-таблицы по русскому языку в начальной школе

Дидактический материал  по русскому языку для 1-4 классов .Очень актуален и полезен при  изучении тем  и при закреплении.Учащиеся легко запоминают по таблице  правописание орфограм...

Таблицы по русскому языку для начальной школы

Данное пособие для учащихся начальной школы превращает сложные правила в просотые, которые просты для запоминания...

Таблицы по русскому языку для начальной школы.

Материал содержит правила по русскому языку в виде таблиц....