Таблицы по русскому языку для начальной школы.
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Смыкалова Наталья Сергеевна

Материал содержит правила по русскому языку в виде таблиц. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk._zapomni.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДЛОЖЕНИЕ  – это  слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Слова в предложении связаны по смыслу.

Виды предложений по

ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ:

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ –предложения, в  которых о чём-либо сообщается (повествуется).  В конце этих предложений ставится точка или восклицательный знак.

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ                 НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ

(Наступило долгожданное лето !)       (Наступила осень.)

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ – предложения,  в которых  о чём  – либо спрашивается.  

В конце этих предложений ставится вопросительный знак.

ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ предложения , в которых побуждают к действию (просят, приказывают,  советуют)

В конце этих предложений ставится точка или восклицательный знак.

ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ            НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ

(Берегите природу!)        (Откройте дверь.)

Виды предложений по

ИНТОНАЦИИ:

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ – предложения, в которых выражены сильные чувства.

В конце этих предложений  ставится восклицательный знак.

НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ  - предложения, которые, произносятся спокойна, без  эмоций.

В конце этих предложений ставится точка.

ОБРАЩЕНИЕ – это слово  (или  сочетание слов), которое  называет того, к кому обращаются.  В предложении  обращение отделяется от других слов запятой.

(Ребята,давайте жить дружно!)

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имени существительного  - это когда оно стоит в ЕДИНСТВЕННОМ числе и ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже.

(Кот, книга, очки, ребята, дом, правило)

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫпредложения

ПОДЛЕЖАЩЕЕ  СКАЗУЕМОЕ

(о чём говорится)                  (что говорится о подлежащем)

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫпредложения

(поясняют главные члены и другие второстепенные)

ГРАМАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА– это подлежащее и сказуемое

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ–это предложение, в котором есть  только одна грамматическая основа.

Грамматическая основа может состоять :

- из двух главных членов.

(весело чирикает воробей)

- из одного главного члена (подлежащего или сказуемого)

(Зима.  Замело всё снегом. )

СЛОЖНОЕ ПРРЕДЛОЖЕНИЕ– это предложение , которое состоит из нескольких простых предложений.  Простые предложения в нем отделяются друг от друга запятой.

(Наступила зима, выпал первый снег.)

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ состоит из главного и зависимого слова.

Лиса (какая?) хитрая.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ–это часть речи, которая  обозначает количество предметов или их порядок и отвечает на вопрос  СКОЛЬКО?  КОТОРЫЙ?

(Сколько? Пять, сто.

Который? Пятый, сотый.)

ОДНОКОРЕННЫЕ слова- это слова, которые имеют одинаковый корень и сходное лексическое значение.

Соль – солёный – солить.

Чтобы найти корень надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

КОРЕНЬ – это главная значимая часть слова. В корне заключено ОБЩЕЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Чтобы найти корень надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

ОСНОВА СЛОВА– это часть слова без окончания. В основе заключено лексическое значение слова.

Чтобы найти основу надо отделить окончание.

ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова, которая образует форму и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Чтобы  найти  окончание надо изменить форму слова.

ПРИСТАВКА– это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

(ДО-, ПО-, ПРО-, О-, ОБ-, ОТ-, ПОД-, НА-, НАД-, ЗА-, ПРЕД-, ПЕРЕ-, ПРИ-, ВЫ-,В-, У-,С- и т.д.))

Чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.

СУФФИКС – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

(-ИШК-, -К-, -УШК-, -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ИСТ-, -ЩИК-, -ЁР-, -НИК-, - ЧИК-, -ТЕЛЬ-, -АРЬ-, -ИР-, -ОЧК-, -ЕЧК-,  и т.д.)

ПРЕДЛОГ – это самостоятельная часть речи, пишется раздельно с другими словами. Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос.

(Цветы стоят (в чём?) в вазе.

Цветы стоят в красивой вазе.)


ПРЕДЛОГИ никогда НЕ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ с глаголом.

Правописание суффиксов –ИК-/-ЕК-.

- в суффиксе –ИК-при изменении формы слова гласная сохраняется

(билетИК – билетИКи,  билетИКа)

- в суффиксе –ЕК-при изменении формы слова гласная исчезает.

(ГорошЕК–горошКа – горошКи)

Правописание  суффикса -ОК-.

После шипящих под ударением в  суффиксе –ОК- пишется буква О.

(СнежОК,  каблучОК,  пушОК,

Непроизносимый согласный звук.

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звуки в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

(Место – местность, опоздать – поздний)

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

          сущ.,  мест.

    Подлежащее

кто? что?                          

    ______________

              гл.

    Сказуемое

что делает?   что сделает?

    ______________

            прил.

   Определение

какой?   чей? и другие

        сущ.,  мест.

   Дополнение

вопросы косвенных падежей

   _  _  _   _  _  _

         сущ.,  наречие

  Обстоятельство

      места – где? куда? откуда?

времени -  когда?

образа действия – как?

  _ . __ . __ . __

ПАДЕЖИ

     Именительный

это                          кто?    что?

предлогов не бывает

     Родительный

нет                          кого?   чего?

без, у, от, до, с, из, около

     Дательный

дать                        кому?  чему?

           к, по

    Винительный

вижу                       кого?   что?

на, в, во, за, про, под

   Творительный

доволен                  кем?    чем?

с, за, под, перед, над

   Предложный

говорить             о ком?   о чём?

о, об, в, на, при

  1 скл.

  2 скл.

  3 скл.

Ж.р.  

М.р.  

М.р. -  ,  -ь

С.р.  -о,  -е

Ж.р. - ь

падеж

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

Д.п.

П.п.

 - И

 - Е

 - Е

     -

     -

   - Е

   -И

   -И

   -И

           СКЛОНЕНИЕ                                                     ПАДЕЖНЫЕ                           СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ                                       ОКОНЧАНИЯ   СУЩ.                                                                      

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Дремлет чуткий камыш.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

1. Часть речи.

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?).

Постоянные признаки:

собственное или нарицательное;

одушевленное или неодушевленное;

род; склонение.

Непостоянные признаки:

падеж; число.

3.  Синтаксическая роль:

Подлежащее. Сказуемое.

Дополнение. Обстоятельство.

Камыш – сущ. (что?). Н.ф. – какмыш. Неодуш., нариц., м.р, в И.п.., в ед.ч. Подлеж.

1. Часть речи

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?)

Постоянные признаки:

( пока не знакомы).

Непостоянные признаки:

число, род (в ед.ч.), падеж.

3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое. Определение.

Чуткий – прил. (какой?). Н.ф. – чуткий. В м.р., в ед.ч., в И.п. Втор.чл.

1. Часть речи

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (неопределенная форма –

что делать? что сделать?)

Постоянные признаки:

совершенный или несовершенный вид; спряжение.

Непостоянные признаки:

число, время, лицо (если есть),

 род (если есть).

3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое.

Дремлет – гл. (что делает?). Н.ф. – дремать. В наст. вр., в ед.ч. Сказ.

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

  1. Поставить глагол в н.ф. (что делать? что сделать?)
  2. Посмотреть на гласную перед -ть

                I спряжение

                       II спряжение

Глаголы-исключения: брить, стелить

- ать  !             - ять      лаять

- еть  !                           блеять

- оть                              сеять       

 -уть                              веять

- ыть                             таять

                                      надеяться

                                     кашлять и др.

                             - ить

 

Глаголы - исключения:

 4 гл. – ать:        слышать, дышать,

                             держать, гнать;

 7 гл. – еть:        смотреть, видеть,

                            обидеть, ненавидеть,

                           зависеть, терпеть, вертеть.

                                         

ед.ч.                       мн. ч.

ед.ч.                       мн. ч.

.

2л.

3л.

– у, -ю                      - ем

– ешь                       - ете

– ет                         - ют, -ут

.

2л.

3л.

– у, -ю                      - им

– ишь                       - ите

– ит                         - ат, -ят

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

          сущ.,  мест.

    Подлежащее

кто? что?                          

     гл., сущ., прил.

    Сказуемое

       что делает?   что сделает?

что (кто) это такое?   каков?  

            прил.

   Определение

какой?   чей? и другие

        сущ.,  мест.

   Дополнение

вопросы косвенных падежей

         сущ.,  наречие

  Обстоятельство

      места – где? куда? откуда?

времени -  когда?

образа действия – как?

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

 По цели высказывания:

повествовательное

побудительное

вопросительное

 По интонации:

восклицательное

невосклицательное

 По наличию главных членов:

простое, сложное

односоставное, двусоставное

 По наличию второстепенных членов:

распространенное

нераспространенное      

Осложненное или неосложненное:

однородные члены 

обращение                                  

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

       Прямая речь после слов автора

         Прямая речь перед словами автора

А: ,,П.”

А: ,,П?”

А: ,,П!”

,,П,” – а.

,,П?” – а.

,,П!” – а.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Дремлет чуткий камыш.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

1. Часть речи.

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?).

Постоянные признаки:

собственное или нарицательное;

одушевленное или неодушевленное;

род; склонение.

Непостоянные признаки:

падеж; число.

3.  Синтаксическая роль:

Подлежащее. Сказуемое.

Дополнение. Обстоятельство.

Камыш – сущ. (что?). Н.ф. – какмыш. Неодуш., нариц., м.р, в И.п.., в ед.ч. Подлеж.

1. Часть речи

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?)

Постоянные признаки:

( пока не знакомы).

Непостоянные признаки:

число, род (в ед.ч.), падеж.

3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое. Определение.

Чуткий – прил. (какой?). Н.ф. – чуткий. В м.р., в ед.ч., в И.п. Втор.чл.

1. Часть речи

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (неопределенная форма –

что делать? что сделать?)

Постоянные признаки:

совершенный или несовершенный вид; спряжение.

Непостоянные признаки:

число, время, лицо (если есть),

 род (если есть).

3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое.

Дремлет – гл. (что делает?). Н.ф. – дремать. В наст. вр., в ед.ч. Сказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные таблицы по русскому языку в начальной школе

Предлагаю попробовать и  использовать в своей работе таблицы сжатых опорных конспектов по русскому языку.В своей практике на протяжении ряда лет я применяю технологию опорных конспектов В.Ф...

Правила по русскому языку для начальной школы в таблицах и схемах

Данный материал поможет учащимся изучать и закреплять темы по русскому языку с 1 по 4 классы...

Правила по русскому языку в начальной школе в таблицах и схемах.

Правила по русскому языку в начальной школе в таблицах и схемах....

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...

Мини-таблицы по русскому языку в начальной школе

Дидактический материал  по русскому языку для 1-4 классов .Очень актуален и полезен при  изучении тем  и при закреплении.Учащиеся легко запоминают по таблице  правописание орфограм...

Таблицы по русскому языку для начальной школы

Данное пособие для учащихся начальной школы превращает сложные правила в просотые, которые просты для запоминания...