Таблицы по русскому языку для начальной школы.
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Материал содержит правила по русскому языку в виде таблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._zapomni.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. | |
Виды предложений по ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ: ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ –предложения, в которых о чём-либо сообщается (повествуется). В конце этих предложений ставится точка или восклицательный знак. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ (Наступило долгожданное лето !) (Наступила осень.) ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ – предложения, в которых о чём – либо спрашивается. В конце этих предложений ставится вопросительный знак. ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ – предложения , в которых побуждают к действию (просят, приказывают, советуют) В конце этих предложений ставится точка или восклицательный знак. ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ (Берегите природу!) (Откройте дверь.) | Виды предложений по ИНТОНАЦИИ: ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ – предложения, в которых выражены сильные чувства. В конце этих предложений ставится восклицательный знак. НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ - предложения, которые, произносятся спокойна, без эмоций. В конце этих предложений ставится точка. |
ОБРАЩЕНИЕ – это слово (или сочетание слов), которое называет того, к кому обращаются. В предложении обращение отделяется от других слов запятой. (Ребята,давайте жить дружно!) | НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имени существительного - это когда оно стоит в ЕДИНСТВЕННОМ числе и ИМЕНИТЕЛЬНОМ падеже. (Кот, книга, очки, ребята, дом, правило) |
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫпредложения ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ (о чём говорится) (что говорится о подлежащем) ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫпредложения (поясняют главные члены и другие второстепенные) ГРАМАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА– это подлежащее и сказуемое | |
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ–это предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Грамматическая основа может состоять : - из двух главных членов. (весело чирикает воробей) - из одного главного члена (подлежащего или сказуемого) (Зима. Замело всё снегом. ) | СЛОЖНОЕ ПРРЕДЛОЖЕНИЕ– это предложение , которое состоит из нескольких простых предложений. Простые предложения в нем отделяются друг от друга запятой. (Наступила зима, выпал первый снег.) |
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ состоит из главного и зависимого слова. Лиса (какая?) хитрая. | ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ–это часть речи, которая обозначает количество предметов или их порядок и отвечает на вопрос СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? (Сколько? Пять, сто. Который? Пятый, сотый.) |
ОДНОКОРЕННЫЕ слова- это слова, которые имеют одинаковый корень и сходное лексическое значение. Соль – солёный – солить. Чтобы найти корень надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. | КОРЕНЬ – это главная значимая часть слова. В корне заключено ОБЩЕЕ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Чтобы найти корень надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. |
ОСНОВА СЛОВА– это часть слова без окончания. В основе заключено лексическое значение слова. Чтобы найти основу надо отделить окончание. | ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова, которая образует форму и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Чтобы найти окончание надо изменить форму слова. |
ПРИСТАВКА– это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. (ДО-, ПО-, ПРО-, О-, ОБ-, ОТ-, ПОД-, НА-, НАД-, ЗА-, ПРЕД-, ПЕРЕ-, ПРИ-, ВЫ-,В-, У-,С- и т.д.)) Чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. | СУФФИКС – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. (-ИШК-, -К-, -УШК-, -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ИСТ-, -ЩИК-, -ЁР-, -НИК-, - ЧИК-, -ТЕЛЬ-, -АРЬ-, -ИР-, -ОЧК-, -ЕЧК-, и т.д.) |
ПРЕДЛОГ – это самостоятельная часть речи, пишется раздельно с другими словами. Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос. (Цветы стоят (в чём?) в вазе. Цветы стоят в красивой вазе.)
| Правописание суффиксов –ИК-/-ЕК-. - в суффиксе –ИК-при изменении формы слова гласная сохраняется (билетИК – билетИКи, билетИКа) - в суффиксе –ЕК-при изменении формы слова гласная исчезает. (ГорошЕК–горошКа – горошКи) |
Правописание суффикса -ОК-. После шипящих под ударением в суффиксе –ОК- пишется буква О. (СнежОК, каблучОК, пушОК, | |
Непроизносимый согласный звук. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звуки в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо. (Место – местность, опоздать – поздний) |
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
сущ., мест. Подлежащее | кто? что? | ______________ |
гл. Сказуемое | что делает? что сделает? | ______________ |
прил. Определение | какой? чей? и другие | |
сущ., мест. Дополнение | вопросы косвенных падежей | _ _ _ _ _ _ |
сущ., наречие Обстоятельство | места – где? куда? откуда? времени - когда? образа действия – как? | _ . __ . __ . __ |
ПАДЕЖИ
Именительный | это кто? что? | предлогов не бывает |
Родительный | нет кого? чего? | без, у, от, до, с, из, около |
Дательный | дать кому? чему? | к, по |
Винительный | вижу кого? что? | на, в, во, за, про, под |
Творительный | доволен кем? чем? | с, за, под, перед, над |
Предложный | говорить о ком? о чём? | о, об, в, на, при |
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
Ж.р. -а М.р. -я | М.р. - , -ь С.р. -о, -е | Ж.р. - ь | |
падеж | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Р.п. Д.п. П.п. | - И - Е - Е | - - - Е | -И -И -И |
СКЛОНЕНИЕ ПАДЕЖНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ОКОНЧАНИЯ СУЩ.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Дремлет чуткий камыш.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
1. Часть речи. 2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?). Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение. Непостоянные признаки: падеж; число. 3. Синтаксическая роль: Подлежащее. Сказуемое. Дополнение. Обстоятельство. Камыш – сущ. (что?). Н.ф. – какмыш. Неодуш., нариц., м.р, в И.п.., в ед.ч. Подлеж. | 1. Часть речи 2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?) Постоянные признаки: ( пока не знакомы). Непостоянные признаки: число, род (в ед.ч.), падеж. 3. Синтаксическая роль: Сказуемое. Определение. Чуткий – прил. (какой?). Н.ф. – чуткий. В м.р., в ед.ч., в И.п. Втор.чл. | 1. Часть речи 2. Морфологические признаки: Н.ф. (неопределенная форма – что делать? что сделать?) Постоянные признаки: совершенный или несовершенный вид; спряжение. Непостоянные признаки: число, время, лицо (если есть), род (если есть). 3. Синтаксическая роль: Сказуемое. Дремлет – гл. (что делает?). Н.ф. – дремать. В наст. вр., в ед.ч. Сказ. |
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
- Поставить глагол в н.ф. (что делать? что сделать?)
- Посмотреть на гласную перед -ть
I спряжение | II спряжение | ||
Глаголы-исключения: брить, стелить - ать ! - ять лаять - еть ! блеять - оть сеять -уть веять - ыть таять надеяться кашлять и др. | - ить
Глаголы - исключения: 4 гл. – ать: слышать, дышать, держать, гнать; 7 гл. – еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
| ||
ед.ч. мн. ч. | ед.ч. мн. ч. | ||
1л. 2л. 3л. | – у, -ю - ем – ешь - ете – ет - ют, -ут | 1л. 2л. 3л. | – у, -ю - им – ишь - ите – ит - ат, -ят |
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
сущ., мест. Подлежащее | кто? что? | |
гл., сущ., прил. Сказуемое | что делает? что сделает? что (кто) это такое? каков? | |
прил. Определение | какой? чей? и другие | |
сущ., мест. Дополнение | вопросы косвенных падежей | |
сущ., наречие Обстоятельство | места – где? куда? откуда? времени - когда? образа действия – как? |
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
По цели высказывания: | повествовательное побудительное вопросительное |
По интонации: | восклицательное невосклицательное |
По наличию главных членов: | простое, сложное односоставное, двусоставное |
По наличию второстепенных членов: | распространенное нераспространенное |
Осложненное или неосложненное: | однородные члены обращение |
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Прямая речь после слов автора | Прямая речь перед словами автора |
А: ,,П.” А: ,,П?” А: ,,П!” | ,,П,” – а. ,,П?” – а. ,,П!” – а. |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Дремлет чуткий камыш.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
1. Часть речи. 2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?). Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение. Непостоянные признаки: падеж; число. 3. Синтаксическая роль: Подлежащее. Сказуемое. Дополнение. Обстоятельство. Камыш – сущ. (что?). Н.ф. – какмыш. Неодуш., нариц., м.р, в И.п.., в ед.ч. Подлеж. | 1. Часть речи 2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?) Постоянные признаки: ( пока не знакомы). Непостоянные признаки: число, род (в ед.ч.), падеж. 3. Синтаксическая роль: Сказуемое. Определение. Чуткий – прил. (какой?). Н.ф. – чуткий. В м.р., в ед.ч., в И.п. Втор.чл. | 1. Часть речи 2. Морфологические признаки: Н.ф. (неопределенная форма – что делать? что сделать?) Постоянные признаки: совершенный или несовершенный вид; спряжение. Непостоянные признаки: число, время, лицо (если есть), род (если есть). 3. Синтаксическая роль: Сказуемое. Дремлет – гл. (что делает?). Н.ф. – дремать. В наст. вр., в ед.ч. Сказ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорные таблицы по русскому языку в начальной школе
Предлагаю попробовать и использовать в своей работе таблицы сжатых опорных конспектов по русскому языку.В своей практике на протяжении ряда лет я применяю технологию опорных конспектов В.Ф...
Правила по русскому языку для начальной школы в таблицах и схемах
Данный материал поможет учащимся изучать и закреплять темы по русскому языку с 1 по 4 классы...
Электронный таблицы по русскому языку для начальной школы
Электронные таблицы для 1-4 классов...
Правила по русскому языку в начальной школе в таблицах и схемах.
Правила по русскому языку в начальной школе в таблицах и схемах....
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...
Мини-таблицы по русскому языку в начальной школе
Дидактический материал по русскому языку для 1-4 классов .Очень актуален и полезен при изучении тем и при закреплении.Учащиеся легко запоминают по таблице правописание орфограм...
Таблицы по русскому языку для начальной школы
Данное пособие для учащихся начальной школы превращает сложные правила в просотые, которые просты для запоминания...