Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.
материал

Постольник Татьяна Викторовна
Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки должно сопровождаться целой системой мер по ее дальнейшему предотвращению.  
Лизинский В.М.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.

Подготовила:

учитель-дефектолог

Постольник Т.В.

Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки должно сопровождаться целой системой мер по ее дальнейшему предотвращению.  

Лизинский В.М.

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ, – это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать обучающихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория обучающихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися.

Давайте рассмотрим феноменологию трудностей, которые могут возникнуть у учащихся начальной школы:

- пропуск букв в письменных работах, орфографические ошибки;

- трудности в решении математических задач, нетвердое знание таблицы

умножения;

- затруднения при пересказе текста;

- непонимание объяснений учителя.

Многие исследователи отмечают невнимательность, рассеянность и неусидчивость младших школьников.

Ю.К. Бабанский разработал систему мер по предупреждению неуспеваемости школьников, в основе которой лежит диагностика «реальных возможностей школьников», установление доминирующих причин этого явления и оптимальное использование средств педагогического воздействия.

В педагогической практике обучающихся, испытывающих трудности при обучении, разделяют на три группы:

1) низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению;

2) высокое качество мыслительной деятельности с отрицательным отношением к учению;

3) низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Цели обучения, содержание образования, технологии, методы и средства, используемые в работе с неуспевающими школьниками, не могут быть принципиально иными, чем с обычными учащимися. Работа с детьми, испытывающими трудности в обучении, требует от учителей умения оказывать коррекционную помощь, осуществлять педагогическую поддержку.

Стратегия преодоления неуспеваемости должна выстраиваться с учетом типов неуспевающих школьников, то есть доминирующей причины неуспеваемости и знания той помощи, которая нужна каждому ученику.

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности.

Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д.

Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. При работе с такими детьми необходима помощь педагога-психолога и дефектолога. Они принимают участие в проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми.

Основная работа учителя по преодолению неуспеваемости этой группы учащихся должна быть направлена на формирование у них приемов познавательной деятельности, то есть тех механизмов, которые обеспечивают усвоение учебного материала.

При планировании урока можно подготовить задания доказать какое-то положение; провести сравнение объектов, явлений, процессов; сделать выводы и обобщения; выделить главную мысль в прочитанном тексте; составить краткий или развернутый план параграфа.

Ученикам необходимо давать алгоритмы решения учебных заданий. Например, если на уроке учащимся поручают задание сравнить два предмета,

события, явления, то учитель должен подойти к слабоуспевающим и дать им развернутую инструкцию по выполнению приема сравнения.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: «Ты удовлетворен результатом?»; вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой»). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания.

Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит давать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

Работа с учащимися, не желающими учиться. Стратегия преодоления неуспеваемости учащихся второй группы, у которых высокая обучаемость сочетается с отсутствием интереса к обучению, строится по-другому. Эти учащиеся приходят в школу с большим желанием учиться и в начальных классах входят в число успевающих. Но по мере перехода из класса в класс в силу разных причин они теряют интерес к обучению и постепенно оказываются в числе отстающих.

Работа с такими учащимися должна быть направлена на преодоление отрицательного отношения к учению и формирование положительного к нему отношения. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно.

Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Задача педагога в этом случае: помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний; развивать ответственность; поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся. Достижение этой цели требует разработки и реализации на уроке целой системы мер:

1. Занимательность изложения, в ходе которого сообщаются яркие факты, приводятся примеры из истории науки, техники, жизни выдающихся людей науки, демонстрируются наглядные пособия, схемы, чертежи, прослушиваются записи музыкальных и литературных произведений, фрагменты документальных и научно-популярных фильмов, вызывающих и поддерживающих у учащихся интерес к уроку. Занимательность изложения подразумевает эмоционально окрашенную речь учителя, управление познавательной деятельностью учащихся, ясность, доступность, логичность и четкость объяснения учителя.

2. Раскрытие ценности усваиваемых на уроке знаний в жизни человека, профессиональной деятельности.

3. Создание ситуации успеха, когда учитель поощряет любой более или менее удачный ответ ученика.

4. Формирование уверенности в своих силах.

5. Организация групповых форм работы, в которых слабоуспевающие учащиеся чувствуют себя более раскованно.

6. Создание на уроке и при выполнении домашнего задания ситуации выбора сложности, форм и видов заданий.

На разных этапах урока работа с неуспевающими обучающимися имеет свои особенности. На этапе проверки выполнения домашнего задания важно чаще спрашивать и терпеливо выслушивать ответ неуспевающего школьника. В случае неудачного ответа воздержаться от отрицательных оценочных суждений в его адрес; чаще поощрять (и отметкой, и оценочными суждениями) ответы слабоуспевающих.

На этапе изучения нового материала могут использоваться приемы:

- попросить слабоуспевающего ученика определить цель урока, теоретическое и практическое значение изучаемой темы, пониманию каких проблем в рамках данного предмета она помогает;

- по ходу рассказа (объяснения, лекции) задавать вопросы учащимся, приглашая их быть активными соучастниками процесса обучения, побуждать учащихся к вопросам учителю по изучаемой на уроке теме;

- попросить учащихся составить план рассказа учителя.

На этапе закрепления вновь изученного материала:

- предложить неуспевающим учащимся задания, соответствующие их познавательным возможностям (выполнение таких заданий укрепляет у них веру в

свои силы);

- подробно объяснить порядок выполнения задания, предупреждая тем самым возможные затруднения в работе;

- предложить выполнить задание (решить задачу) разными способами.

На этапе информирования о домашнем задании следует помнить, что объем и сложность домашнего задания необходимо дифференцировать в зависимости от познавательных возможностей учащихся. Несоразмерность объема и сложности домашнего задания, ведущей к перегрузке, является одной из причин неуспеваемости. Следует напомнить, что для учащихся начальных  классов норма приготовления домашних заданий не должна превышать в 1 классе – часа, во 2-3 классах –1,5 часа, в 4 классе – 2 часов.

Фактически же для выполнения домашней самостоятельной работы учащимся требуется гораздо больше времени.

На этапе информирования о домашнем задании рекомендуется использовать систему мер в работе с неуспевающими школьниками:

- соотносить объем и сложность домашних заданий с возможностями этой группы учащихся;

- поручить слабоуспевающему ученику выступить на следующем уроке с небольшим сообщением;

- дать более развернутую инструкцию о порядке и способах выполнения домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Резервы совершенствования навыка грамотного письма. Система работы в 1-2 классах, направленная на предупреждение ошибок.

В статье описывается система работы по предупреждению орфографических ошибок в 1-2 классах. Материал может быть полезен учителям, работающим по УМК "Гармония"....

Общешкольные меры по предупреждению неуспеваемости младших школьников

Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программы. Младший школьный возраст – это период позити...

«Система дидактических игр и упражнений, направленных на предупреждение дисграфии».

В данной работе предлагается материал по устранению ошибок в письменной речи учащихся в классе коррекции....

ДОКЛАД: Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников. Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников. Пути преодоления неуспеваемости школьников.

На самом деле причин неуспеваемости очень много. Если попробовать предложить, что основной причиной неуспеваемости следует признать неграмотные действия самого учителя, то многое может поменять...

Доклад на тему:"Предупреждение неуспеваемости школьников".

В докладе раскрыты причины неуспеваемости школьников, а также методы и способы преодоления....

Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема. Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Выступление на педагогическом совете. Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема.Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.Проблема неусп...

Дидактические игры и упражнения, направленные на предупреждение и коррекцию зеркальных ошибок письма у младших школьников

Дисграфия – такое нарушение, которое выражается в стойких специфических (т.е. не связанных с применением орфографических правил) ошибках. Возникновение этих ошибок никак не связано с наруше...