Рабочая программа психологических занятий по развитию коммуникативной сферы
рабочая программа (1, 2 класс)

Данилова Агния Владимировна

Данная рабочая программа разработана на основе сфхожих программ. Предназначена для младших школьников с ОВЗ (ЗПР, ТНР).

Рассчитана на 26 занятий (одно в неделю в течении 7 месяцев).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_razvitiya_kommunikativnoy_sfery.docx47.12 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа

психологических занятий

по развитию коммуникативной сферы

 

 

 

 

Составитель:              

Данилова Агния Владимировна, педагог-психолог

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2024


Содержание рабочей программы 

 

Оглавление

Страницы

Титульный лист

1

Содержание рабочей программы  

2

Пояснительная записка

3

Планируемые образовательные результаты    

4

Тематическое планирование

5

Календарно-тематическое планирование

6

Методическое обеспечение

12

Лист корректировки

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Пояснительная записка

Данная программа направлена на развитие коммуникативных навыков, формирование навыков общения как со взрослыми, так и с одноклассниками, развитие навыка рефлексии и положительных личностных качеств обучающегося.  

Все это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным внешним факторам и создает условия для полноценного развития личности, успешного усвоения учебного материала.

Цель психологических занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Программа рассчитана на 26 занятий в год (1 занятие в неделю, продолжительностью 30 минут).

 

 

Цель и задачи программы

Цель программы: развитие коммуникативных навыков младших школьников

Задачи программы:

  1. Обогащение поведенческого репертуара учащихся социально приемлемыми навыками взаимодействия в игровой ситуации, ситуации повседневного общения.
  2. Развитие средств невербального общения.
  3. Формирование умений сотрудничать, работать в группе.
  4. Обучение приемлемым способам выражения просьбы, слушания

Организация занятий: 

Психологические занятия проводятся педагогом-психологом в групповой форме.

Планирование занятий осуществляется из расчёта 26 занятия в год (в течении 7 месяцев – с октября по апрель включительно). Занятия проводятся в течение года еженедельно: по 1 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 30 минут.

 

 

 

 


Планируемые результаты освоения программы

  1. Повышение активности, инициативности и мотивации обучающихся на занятиях;
  2. Повышение социальной компетенции (конструктивное общение и

взаимодействие в группе)

  1. Изменение и стабилизация эмоционального фона с преобладанием

положительных эмоций

  1. Повышение уровня доверия и эмоциональной открытости обучающихся.
  2. Владение навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми.

 

 

 

 

 

 

 


Тематическое планирование 

 

п\п

Направления работы

Кол-во часов

Форма организации занятия

1

Установление контакта

2

Групповая:

Однонаправленная/комбинированная

2

Умение знакомиться

Умение сотрудничать

10

3

Умение активно слушать

Умение перерабатывать и сообщать информацию

8

4

Умение работать в команде

4

5

Рефлексия. Повторение

2

 

Формы проведения занятий и виды деятельности

Однонаправленные занятия

Посвящены только одному направлению

Комбинированные занятия

Включают несколько компонентов в различных сочетаниях из двух-трех разделов

  1. Установление контакта. Эффективность психологических занятий напрямую зависит от атмосферы, отношения обучающихся к процессу развития личностных навыков. На этом этапе обучающиеся знакомятся с психологом, обсуждают свои интересы, выражают свое отношение к факту участи я в занятиях. На основании полученных данных психолог проводит дальнейшую работу по развитию и коррекции коммуникативной сферы обучающихся.
  2. Умение знакомиться, умение сотрудничать. Данное направление позволяет обучающимся познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде; направлено на развитие умения подражать в ситуации коммуникации со сверстником.
  3. Умение активно слушать. Умение перерабатывать и сообщать информацию.
    Данное направление направлено на развитие вербальной и невербальной коммуникации с помощью выразительных движений и речи; также оно позволяет развить навыки анализа и синтеза информации и применять его в общении.
  4. Умение работать в команде. Данное направление формирует положительные эмоции при общении; развивает у детей дружеские чувства и желания коллективного творчества, знакомит с приёмами общения, развивает базовые коммуникативные умения.
  5. Рефлексия. Повторение. Данное направление работы позволяет повторить и закрепить полученные навыки, а также помогает развить навык рефлексии. Обучающиеся должны сами оценить свои успехи в освоении программы.

 

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-

во

часов

Элементы содержания

Установление

правил, создание рабочей атмосферы

 1

Вводное слово ведущего

  1. Знакомство
  2. «Варежки»
  3. Установление правил

Рефлексия результатов занятия

Сплоченность группы, Развитие коммуникативных

навыков.

 1

  1. Ритуал приветствия
  2. «Перечисли правила»
  3. Игра «Рука»
  4. Игра «Дотронься до...»

Рефлексия результатов занятия

Воспитание навыков

партнерского общения,

усиление мотивации к

общению, снятие

тревожности у детей.

 1

  1. Ритуал приветствия
  2. Игра «Помоги Маше»
  3. Психогимнастика
  4. Игра «Стульчики»

Рефлексия результатов занятия

Формирование потребности в общении.

 1

  1. Ритуал приветствия
  2. Психогимнастика
  3. Упражнение «Подарки»
  4. Игра «Покажи эмоцию»

Рефлексия результатов занятия

Формирование

взаимодействия между

взрослыми и детьми,

положительного отношения к

сверстнику.

1

  1. Ритуал приветствия
  2. Повторение прошлых занятий
  3. Психогимнастика
  4. Упражнение «Сделай как Я»

Рефлексия результатов занятия

Обучение детей вербальным и

невербальным способам

коммуникации.

1

  1. Ритуал приветствия
  2. Игра «Ау!»
  3. Психогимнастика
  4. Игра «Дракончики»

Рефлексия результатов занятия

Развивать умение слушать

друг друга, вникать в суть

полученной информации;

1

  1. Ритуал приветствия
  2. Игра «Сломанный телефон»
  1. Психогимнастика
  2. Упражнение «Пойми меня»

Рефлексия результатов занятия

Развивать умение оценивать

других с позиции

доброжелательности,

учитывая личностные

особенности слушателя;

1

  1. Ритуал приветствия
  2. Упражнение «Я бросаю тебе мяч»
  3. Психогимнастика
  4. Игра «Съедобное-несъедобное»

Рефлексия результатов занятия

Повышение

самооценки участников группы

1

  1. Ритуал приветствия
  2. Игра «Встаньте те, кто...»
  3. Упражнение «Ладошка»
  4. «Маяк»

Рефлексия результатов занятия

Развивать умение понимать

друг друга, вникать в суть

полученной информации

1

  1. Ритуал приветствия
  2. Упражнение «Через стекло».
  3. Психогимнастика

Рефлексия результатов занятия

Учить детей устанавливать

«обратную» связь при

взаимодействии друг с

другом, а также с другими

людьми.

1

  1. Ритуал приветствия
  2. Упражнение «Вежливые слова»
  3. Психогимнастика
  4. Правила общения

Рефлексия результатов занятия

Учить ребенка выражать

свои потребности и

намерения с помощью

звуков, жестов

(самообслуживание, прием

пищи, посещение туалета,

игра).

1

  1. Ритуал приветствия
  2. Упражнение «Магазин»
  1. Психогимнастика
  2. Игра «Крокодил»

Рефлексия результатов занятия

Показать важность для

эффективного установления

контакта равенства позиций

участников, отсутствие

между ними барьера.

Развивать умения вести

диалог, получать

информацию.

1

  1. Ритуал приветствия
  2. Беседа
  3. Психогимнастика
  4. Упражнение «Спроси у соседа»

Рефлексия результатов занятия

Формирование умения

вырабатывать, предлагать

друзьям, обсуждать и

соблюдать групповые нормы

и правила.

1

  1. Ритуал приветствия
  2. Упражнение «Придумаю и нарисую правила игры
  3. Психогимнастика

Рефлексия результатов занятия

Развитие коммуникативных

навыков, умения

разговаривать.

1

  1. Ритуал приветствия
  2. Упражнение ««Ладонь в ладонь»
  3. Психогимнастика
  4. Игра «Стульчики»

Рефлексия результатов занятия

Способствовать

формированию

положительных эмоций;

развивать у детей

дружеские чувства и желание коллективного творчества.

1

  1. Ритуал приветствия

Упражнение «Веселый поезд»

Психогимнастика

  1. Игра «Саймон»

Рефлексия результатов занятия

Развитие умения работать в команде

1

  1. Ритуал приветствия
  2. Упражнение «Клубочек»
  3. Психогимнастика
  4. Игра «Дракончики»

Рефлексия результатов занятия

Развитие базовых

коммуникативных умений,

1

  1. Ритуал приветствия
  2. Беседа «Зачем мне учиться?»
  3. Психогимнастика
  4. Игра «что я знаю»

Рефлексия результатов занятия

Развитие базовых

коммуникативных умений.

1

  1. Ритуал приветствия
  2. Упражнение «Картонные башни»
  3. Психогимнастика
  4. Игра «Фанты»

Рефлексия результатов занятия

Развитие эмоционального интеллекта

1

  1. Ритуал приветствия
  2. Упражнение «Что чувствует сосед?»
  3. Психогимнастика
  4. Просмотр серии м/ф 38 попугаев

Рефлексия результатов занятия

Развитие умения

договариваться, работать в

команде.

1

  1. Ритуал приветствия
  2. Упражнение «Небоскрёбы»
  3. Психогимнастика
  4. Игра «Да-нет»

Рефлексия результатов занятия

Формировать представление о дружбе

1

  1. Ритуал приветствия
  2. Беседа «Что такое дружба?»
  3. Просмотр м/ф «Самый большой друг»
  4. Игра «стульчики»

Рефлексия результатов занятия

Знакомство с приемами

общения, развитие базовых

коммуникативных умений.

1

  1. Ритуал приветствия
  2. Упражнение «Передай одним словом»
  3. Психогимнастика
  4. Игра «Крокодил»

Рефлексия результатов занятия

Ответственность и поступки

1

  1. Ритуал приветствия
  2. Просмотр м/ф «Как стать большим»
  3. Психогимнастика
  4. Обсуждение «Кто такой взрослый?»

Рефлексия результатов занятия

Повторение материала – работа в группе

1

 1. Ритуал приветствия

2. Упражнение «Придумай корабль»

3. Психогимнастика

4. Игра по выбору

Рефлексия результатов занятия

Подведение итогов

1

  1. Ритуал приветствия
  2. Беседа о результатах занятий, подведение итогов
  3. Любая игра по желанию детей

Рефлексия результатов занятия

Итого

26

 

Методическое обеспечение

  1. Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г. Москва ТЦ «Сфера»- стр. 65
  2. Дубинина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений – М.: Изд. Книголюб, 2006 – 176 с.
  3. Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г. Москва ТЦ «Сфера»- стр. 61
  4. Мартыненко Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. — М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016 — 64 с.
  5. Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г. Москва ТЦ «Сфера»- стр. 60 с.
  6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва «Просвещение» 1982 – 96 с.
  7. Чеснокова Е.Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г. Москва ТЦ «Сфера» - стр. 126 пособие. М., Айрис-пресс, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Обучение с развлечением» / развитие познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности дошкольника при подготовке к школе/

Данная прграмма предназначена для работы с детьми 6-7- летнего возраста и ориентирована на групповую форму работы.Целью программы является выравнивание стартовых возможностей дошкольников при их посту...

Рабочая программа по развитию познавательной сферы учащихся начальной школы

Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С. Выготского - Б.Д. Эльконина....

Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы младших школьников

План-конспект развивающего занятия«Лаборатория дружбы»Уровень образования: ü начальное общее образование;ü специальное (коррекционное) образование.Обучающихся  в группе:  8-10 чело...

Рабочая программа по развитию коммуникативной деятельности «Тропинка к своему Я» (1-5 классы)

Рабочая программа по развитию коммуникативной деятельности «Тропинка к своему Я» (1-5 классы). Вариант 4.2...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.4)

Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образова...

Рабочая программа "Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер младших школьников"

Авторско-составительская программа. Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер у младших школьников. (2020-2021 учебный год)....