Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы младших школьников
план-конспект на тему

План-конспект развивающего занятия

«Лаборатория дружбы»

Уровень образования: 

ü начальное общее образование;

ü специальное (коррекционное) образование.

Обучающихся  в группе: 

 8-10 человек.

Краткое описание: 

 Данный конспект предназначен  для подгрупповой  работы. Это одно занятие из цикла по развитию эмоциональной и коммуникативной сферы детей. Может быть использовано в работе с дошкольниками, младшими школьниками с нормой развития и детьми с ЗПР. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект развивающего занятия

«Лаборатория дружбы»

Уровень образования: 

  • начальное общее образование;
  • специальное (коррекционное) образование.

Обучающихся  в группе: 

 8-10 человек.

Краткое описание: 

 Данный конспект предназначен  для подгрупповой  работы. Это одно занятие из цикла по развитию эмоциональной и коммуникативной сферы детей. Может быть использовано в работе с дошкольниками, младшими школьниками с нормой развития и детьми с ЗПР.

Цель:

  • Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы младших школьников (классификация эмоций, развитие коммуникативных навыков).

Задачи:

  • Закрепить умение узнавать эмоции других людей.
  • Научить понимать своё эмоциональное состояние и других.
  • Моделирование эмоций.
  • Создание возможности для самовыражения, научить регулировать свое поведение в коллективе.

Оснащение:

Набор пиктограмм эмоций,  карандаши, фломастеры, бумага.

 Продолжительность занятия: 20 минут

Ход занятия

(Занятие проводится в кабинете педагога-психолога, подготовлены атрибуты лаборатории: на двери висит табличка «Психологическая лаборатория общения», педагог-психолог и учитель – логопед в белых халатах – как ученые, рабочие места для детей подготовлены заранее).

Психолог. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались нашей дружной компанией, чтобы продолжить наш важный научный эксперимент и  поговорить о важном слове, без которого мы не сможем существовать и развиваться в правильном направлении. Это слово «ОБЩЕНИЕ». Знаете что это такое?

Дети отвечают.

Приветствие

Психолог. Чтобы понять наверняка обозначение слова ОБЩЕНИЕ и узнать на каком же мы уровне общения, мы с вами сегодня превращаемся в настоящих ученых! Наша работа в психологической лаборатории будет состоять из нескольких научных экспериментов! Вы готовы приступить к заданиям?

Дети. Да!

Психолог. Здорово! Итак, 1 эксперимент называется «Радуга эмоций!» 

(Цель - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции радости, правильно их выражать, полноценно переживать. Время выполнения -  7 минут.)

-Что же это за слово такое ЭМОЦИИ? Вспомните, какие эмоции чаще всего вы испытывали за эту неделю?

(При обсуждении эмоционального опыта учащихся желательно добиться информации от каждого участника. Чем больше будет проанализировано чувств и жизненных ситуаций, тем лучше. После обсуждения ребята приходят к выводу: все люди иногда бывают злыми и раздражительными, а иногда добрыми и веселыми, «внутри нас живут» наши друзья и наши враги — эмоции.)

Дети отвечают.

Психолог.  (Обобщая ответы детей, даем  следующее определение:)  эмоции — это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас.

Сейчас я вам буду показывать картинки, на которых изображены разные ситуации из нашей жизни. Ваша задача - описать эти ситуации и назвать эмоции, которые могут испытывать изображенные герои! Задание вам понятно?

Дети. Да!

(Психолог по очереди демонстрирует картинки и наблюдает за ответами детей)

Психолог. Вы – настоящие эксперты! А теперь, чтобы укрепить свои знания мы с вами пройдем настоящий экзамен!!! Вы готовы? Не боитесь?

Дети. Готовы! Не боимся!

(Заранее подготовлены фотокарточки с изображением эмоций и подписи)

Психолог. Настоящие ученые! Тогда слушайте задание: перед вами перепутанные карточки с фотографиями эмоции и их названиями. Ваша задача – выбрать каждому себе 1 эмоцию и найти ее подпись! Задание понятно?

Дети. Да!

Психолог. Тогда приступайте!

(Дети выполняют задание, в это время психолог  следит за правильностью выполнения и корректирует возникающие проблемы.)

Психолог.  Итак, ребята, время вышло! Все справились с заданием?

Дети. Да!

Психолог. Молодцы и умницы!!! Вот мы с вами и проделали 1 и очень важный эксперимент, который открыл нам новою сторону общения!

А теперь с эмоцией радости мы продолжим наши эксперименты! Все согласны?

Дети. Да!

Психолог. Отлично! 2 эксперимент называется «Хитрая буква!». (психогимнастика, цель – снятие мышечных зажимов и эмоционального напряжения. Время выполнения: 3 минуты). Слова, с помощью которых мы общаемся, состоят из чего?

Дети. Из букв!

Психолог. Правильно! Вам необходимо внимательно слушать задания, которые для нас подготовили буковки из нашего алфавита! Вы готовы?

Дети: Да!

1. Описать в воздухе букву «А», «О» правой ногой.

2. Описать в воздухе букву «У», «Ю» левой ногой.

3. Описать в воздухе подбородком свое имя.

5. Сцепив руки в замок, вытянув вперед, написать в воздухе: «Мама».

Психолог. Как у вас все здорово и правильно получается, не удалось буквам нас перехитрить! Вот и закончился уже 2 эксперимент! Давайте похвалим себя и поаплодируем друг другу!

Ну а теперь никакие хитренькие буквы не помешают нам выполнить 3 – последний эксперимент! Вы готовы?

Дети. Да. Готовы!

Психолог. Здорово! 3 эксперимент называется «Групповой портрет». (Цель: "Групповой портрет" дает возможность отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в группе. Задача — нарисовать общий портрет, на котором присутствует каждый ребенок — усиливает у детей чувство принадлежности к группе. В этой игре, наряду со способностью к кооперации развиваются навыки наблюдательности и творческого самовыражения. Время выполнения – 5 минут.)

(Заранее подготовлены группе большой лист бумаги (как минимум размером A3, лучше - лист ватмана) и восковые мелки или карандаши)

Психолог. Дорогие ученые! Мы с вами должны нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, попросите кого-нибудь из группы сделать это. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет вашей картины. Когда мы нарисуем наш портрет мы откроем еще одну грань общения!

(Когда группа нарисует свой портрет, нужно провести подробное представление  картины.)

Психолог. Посмотрите, какая замечательная картина у нас получилась! Вам понравилось?

Дети.  Да!

Психолог. Ребята, а давайте теперь проговорим, что мы узнали об общении из 3 эксперимента и всего занятия?

Дети. Мы узнали, что общение – это сотрудничество между двумя и более людьми, в котором очень важно уметь договорится с собеседником. Если мы правильно будем показывать свои эмоции, то собеседник будет лучше понимать наше состояние, так же мы должны правильно «читать» или узнавать эмоции собеседника. 

Психолог. Юные ученые – вы все правильно сказали. Общение и дружба – это одна из самых важных сторон нашей жизни! Пришло время узнать на каком же мы с вами уровне общения находимся? Вы готовы?

Дети. Да!

Психолог. Мы с вами выполнили все эксперименты и получим заслуженную награду!

(Каждый ребенок получает от психолога по кристаллу, затем все дети опускают кристаллы в емкость со шкалой уровня общения.)

Психолог. Прекрасно! Посмотрите, мы с вами на очень высоком уровне находимся, мы -  настоящие эксперты в общении! Давайте похвалим себя и поаплодируем друг другу!  Мы желаем вам только приятного общения и самых приятных эмоций от него! А пока наша лаборатория закрывается до новых экспериментов. До свидания! До скорых встреч!

Список литературы:

  1. Баженова О.В. Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников./ Баженова О.В. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 192 с.
  2. Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей. / Кряжева Н.Л. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 192 с.
  3. Методические рекомендации по проведению программы для администраторов школы, школьных психологов, социальных педагогов, дефектологов / Под общей ред. А.А. Михеевой, - М.: Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского, 2005 – 125 с.
  4. Крюкова С.В., Слободянник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие.- М.: «Генезис», 1999 – 198 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника

Методика экспресс - диагностики доктора психологических наук, профессора  Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»...

статья "Особенности эмоционально - волевой сферы младших школьников"

Положительные эмоции учащихся мл.школьного возраста, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоциональн...

Из опыта работы: " Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОВЗ"

У детей с нарушением интеллекта наблюдается патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы возд...

Статья «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников»

Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе, к новому коллективу и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс? С первого дня пребывания в школе необходимо укреплять психику ребе...

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Рабочая программа "Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер младших школьников"

Авторско-составительская программа. Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер у младших школьников. (2020-2021 учебный год)....