Коррекционно-развивающая программа (1-4 классы) по сопровождению обучающегося с ТНР (вариант 5.2)
рабочая программа (1 класс)
Коррекционно-развивающая программа (1-4 классы) по сопровождению обучающегося с ТНР (вариант 5.2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТНР 5.2 | 70.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казеннное общеобразовательное
учреждение «Круглянская средняя общеобразовательная школа»
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО Протокол №1 от 30.08.24 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР_________________ | «УТВЕРЖДЕНО» И.о. директора школы _________ Приказ № ____ От «30» 08. 2024 г. |
Коррекционно-развивающая программа (1-4 классы)
по сопровождению обучающегося с ТНР
(вариант 5.2)
Рабочая программа разработана педагогом-психологом
Якименко Е.Н.
2024
Содержание
- Пояснительная записка 3
- Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи 4
- Планируемые результаты 7
- Принципы и направления реализации программы 8
- Условия реализации программы… 9
- Содержание программы 11
- План коррекционной работы с обучающимися
с тяжелыми нарушениями речи 14
Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начального общего образования (далее – НОО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР)
- это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Целью данной программы является формирование у обучающихся общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально- личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Программа предусматривает формирование у обучающихся с ТНР: способов деятельности, применяемых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; формирование основ гражданской идентичности личности, ее ценностно-смысловой сферы; развитие умения учиться.
Задачи программы:
- Развитие психических процессов у детей с ТНР;
- Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
- Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка
- Обеспечивать формирование и достижение планируемых результатов освоения программы, подбирая, совершенствуя и систематизируя методы работы педагога- психолога в соответствии с программным содержанием;
- формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;
- обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с ТНР;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
В основу данной программы положены следующие нормативные документы:
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция РФ.
- Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
- Федеральный закон ≪Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации≫ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ
6. СанПиН 2.4.2.3648-20.
- АООП НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МКОУ «Круглянская СОШ».
- Этический кодекс педагога-психолога.
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. №514н.
- Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2016 г. № 02-01-81/2940 «Методические рекомендации по организации специальных условий получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключениями ПМПК».
2. Психолого-педагогические особенности развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2)
Все психические процессы у ребёнка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В.Запорожец и др.)
Вопрос соотношения недоразвития речевых и познавательных процессов при нарушениях речи должен решаться дифференцированно, так как группа детей с нарушениями речи достаточно полиморфна и отличается многообразием форм. Каждой из них может соответствовать своя картина несформированности познавательной сферы, что зависит от выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы.
Обучающиеся с ТНР - дети с выраженными речевыми/языковыми (коммуникативными) расстройствами – представляют собой разнородную группу не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию/отсутствию сопутствующих нарушений.
Вариант 5.2 предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие.
Это обучающиеся, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не имеющие общего недоразвития речи при тяжѐлой степени выраженности заикания.
Несмотря на различную природу, механизм речевого дефекта, у этих детей отмечаются типичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении речевой функциональной системы.
Нарушения в формировании речевой деятельности обучающихся негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах.
Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность задании. У части обучающихся с ТНР низкая активность припоминания может сочетаться с дефицитарностью познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
У детей с недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и, наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах предметов, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений.
Обучающимся с ТНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движении, снижением скорости и ловкости движении, трудностью реализации сложных
двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движении (общих,мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных).
Обучающихся с ТНР отличает выраженная диссоциация между речевым и психическим развитием. Психическое развитие этих детей протекает, как правило, более благополучно, чем развитие речи. Для них характерна критичность кречевой недостаточности. 8 Первичная системная речевая недостаточность тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения речевого дефекта их интеллектуальное развитие приближается к нормативному.
Нарушения устной речи обучающихся с ТНР приводят возникновению нарушении письменной речи (дисграфии и дислексии), т.к. письмо и чтение осуществляются только на основе достаточно высокого развития устной речи, и нарушения устной и письменной речи являются результатом воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной и составляющего патологический механизм
Дети с общим недоразвитием речи по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников:
- для них характерна быстрая истощаемость процессов воображения;
- отмечаются использование штампов в работе, однообразность;
- детям требуется значительно больше времени для включения в работу, в процессе работы отмечается увеличение длительности пауз;
- наблюдается истощение деятельности.
Многие авторы отмечают у детей с ТНР недостаточные устойчивость, объем внимания, ограниченные возможности его распределения.
Нарушение слухового восприятия отмечается у всех детей с нарушением речи. При общем недоразвитии речи восприятие сформировано недостаточно и имеет ряд особенностей, которые выражаются:
- В нарушении целостности восприятия. Дети затрудняются сложить разрезную картинку, точно выполнить конструирование по образцу из палочек и строительного материала; характерным является неточное расположение деталей в рисунке, либо фигуры в пространстве.
- Дети испытывают трудности при соотнесении с сенсорными эталонами; при соотнесении этих образцов-эталонов с предметами окружающего мира.
- Нарушено восприятие собственной схемы тела. Наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле.
- Пространственные ориентировки. Важно отметить, что при ТНР у детей нарушено формирование пространственных представлений. Затрудняются в дифференциации понятий
«справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела.
Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Особые образовательные потребности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:
- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
- получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени
выраженности его речевого недоразвития;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей
- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
- координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
- получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов;
- обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.
3. Описание места курса в учебном плане
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Важно и создание условий, в максимальной степени способствующих развитию ребенка.
Продолжительность индивидуальных занятий до 25-40 минут.
Планируемые результаты
- Стабильная динамика физического и нервно–психического развития
- Ученик обладает продуктивным и более устойчивым вниманием,
- развита слуховая, тактильная и зрительная память, образное и логическое мышление, мелкая моторика рук;
- владение диалогической и монологической формами речи, умеет задавать вопросы и грамотно отвечает на них;
- владение культурно – гигиеническими навыками, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
- эмоционально отзывчив, откликается на эмоции близких людей, сверстников, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
- в репертуар речи входят вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью, умеет договариваться; умеет планировать свои действия;
- владение первичными представлениями о себе и собственной принадлежности, семье и распределении семейных обязанностей, обществе, государстве, мире и природе;
- владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий;
- овладение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять ими;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
5.Принципы и направления реализации программы
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми нарушениями речи осуществляется на основе комплексного взаимодействия различных специалистов и родителей (законных представителей).
В основу формирования АООП НОО обучающихся в МКОУ «Круглянская СОШ» положены следующие принципы:
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса,
- принцип ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;
- принцип сотрудничества с семьей.
Основные направления деятельности:
- Диагностическое направление
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у обучающихся с ТНР особых потребностей в адаптации к освоению адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого- медико-педагогической помощи в условиях образовательной организации;
Коррекционно-развивающее направаление
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом, речевом развитии обучающихся с ТНР;
Консультативное направление
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ТНР в освоении адаптированной основной образовательной программы начального образования, специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ТНР;
Информационно-просветительское направление
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с ТНР, со всеми его участниками - сверстниками, родителями (законными представителями).
6.Условия реализации программы
- Психолого-педагогическое обеспечение
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, учёт индивидуальных особенностей ребёнка, соблюдение комфортного психоэмоционального режима, использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
- обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ТНР, введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника, использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;
- дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка, комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно- гигиенических правил и норм;
- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации коррекционной работы с обучающимися с ТНР педагог-психолог использует диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления его профессиональной деятельности.
Материально-техническое и информационное обеспечение
№ | Оборудование | Количество /шт. |
Техническое обеспечение | ||
1. | Колонки | 1 |
2 | Ноутбук | 1 |
Канцелярские товары | ||
1. | Листы А4 | 2пачки |
2. | Цветные карандаши | 5 пачек |
3. | Фломастеры | 5 пачек |
4. | Клей- карандаш | 3 штуки |
5. | Тетради в клетку | 10 штук |
6. | Цветная бумага | 10 штук |
Необходимое оборудование | ||
1. | Учебный кабинет | 1 |
2. | Стулья | 20 |
3. | Парты | 10 |
4. | Учительский стол | 1 |
5. | Доска | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
1. | Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 240 с. |
2. | Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с. |
3. | Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 2. – М.: Генезис, 2007. – 128 с. |
4. | Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 320 с. |
5. | Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день/4-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. – 336 с. |
6. | Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., «Просвещение», 1972. – 255 с. |
7. | Левин Я.Н. Семнадцать уроков школьного воспитания. - РФ Отдел образования Администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга. 1999 г.- 198 с. |
8. | Методические рекомендации по организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с оособыми образовательными потребностями в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. - Екатеринбург : МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2016. – 68 с. |
9. | Научный журнал «Вопросы психологии». 2008. №4. – 192 с. |
10. | Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 1995. – 239 с. |
11. | Никольсская О. Ребенок с аутизмом в обычной школе / Ольга Никольская, Татьяна Фомина, Светлана Цыпотан. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 2 (8)). |
12. | Осипова Е. Конфликты и методы их преодоления : социально-психологический тренин / Е.Осипова, Е. Чуменко. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 5 (17)). |
13. | Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с коментариями по курсу «Введение в психологию». 3-е издание. М.: Смысл, 1997. – 653 с. |
14. | Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с. |
15. | Швайко Г.С. Игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение,1988 |
Электронно-образовательные ресурсы
7. Содержание программы
Объем программы коррекционной работы с обучающимися с ТНР рассчитан на 9 месяцев. Всего 30 занятия при частоте встреч 1 раз в неделю для обучающихся 1-ых классов и
30 занятия при частоте встреч 1 раз в неделю для обучающихся 2-4 классов. Продолжительность одного занятия для обучающихся 2-4 классов от 25 до 40 минут, для обучающихся 1-ых классов занятие длится не более 35 минут.
Занятия с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи строятся с учетом основных
принципов коррекционной работы:
- Принцип системности коррекционных задач (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических задач (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих задач (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития).
- Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах:
- Началу коррекционной работы должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об возможных причинах дефицитарности развития и строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.
- Реализация коррекционной работы требует от педагога-психолога постоянного контроля динамики изменений в развитии познавательных процессов и личности, поведении, деятельности, эмоциональном состоянии ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить необходимые изменения в коррекционную работу.
- Деятельностный принцип определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, что обеспечивает необходимую основу для положительной динамики в развитии каждого обучающегося.
- Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого обучающегося с ТНР. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для индивидуализации развития.
- Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающихся, раскрытию их возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов (от простого к сложному). Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.
- Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации занятий таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
- Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции обучающихся.
Во время занятий у обучающихся происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
Занятия проходят в индивидуальной форме.
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
На занятиях дети часто сами оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1). Содержание коррекционноразвивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации.
8.Требования к результатам обучения
Для оценки эффективности разработанной программы коррекционной работы с обучающимися с ТНР по развитию познавательных процессов можно использовать мониторинг, отражающий динамику состояния обучающихся:
- Численность/процент выявленных обучающихся, имеющих ТНР своевременно получивших коррекционно-развивающую помощь.
- Численность/процент обучающихся с ТНР качественно освоивших АООП НОО.
- Успешная адаптация обучающихся с ТНР к условиям образовательной организации.
- уменьшение степени выраженности нарушения
Психолого-педагогическая диагностика проводится до начала реализации коррекционной работы и после ее окончания. Критерием эффективности будет служить положительная динамика в развитии познавательных процессов.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый контроль (входная диагностика), позволяющий определить исходный уровень развития познавательных процессов, обучающихся с ТНР по методикам Ахутиной Т.В., Семаго Н.Я., Семаго М.М., Екжановой Е.А.
- Текущий контроль (контрольная диагностика):
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Текущий контроль (контрольная диагностика), позволяющий определить промежуточный уровень развития познавательных процессов по методикам Ахутиной Т.В., Семаго Н.Я., Семаго М.М.
Итоговый контроль (итоговая диагностика), позволяющий определить итоговый уровень развития познавательных процессов по методикам Ахутиной Т.В., Семаго Н.Я., Семаго М.М., Екжановой Е.А.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает педагог-психолог обучающимся при выполнении заданий;
- поведение обучающихся на занятиях(живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий);
- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающихся с ТНР на уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Модель коррекционного занятия с обучающими с ТНР по развитию познавательных процессов
- Разминка (3 минуты).Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. При этом они подготавливают ребенка к активной учебно- познавательной деятельности.
- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления. (12минут – динамическая пауза – 12 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию познавательных процессов, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания.
- Динамическая пауза(3 минуты), проводимая на коррекционно-развивающих занятиях, не только развивает двигательную сферу, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
- Подведение итогов занятия (5 минут).
9. План коррекционной работы с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи
№ п/п | Развиваемые познавательные процессы | Класс | Кол-во часов | |||
1. | Стартовый контроль (входная диагностика) уровня развития мышления, внимания, восприятия, воображения, памяти и мелкой моторики. | 1-4 | 1 | |||
2. | Развитие концентрации внимания. Развитие слухоречевой памяти. Развитие графических навыков. Графический диктант. | 1-4 | 1 | |||
3. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Развитие речи. Графический диктант. | 1-4 | 1 | |||
4. | Тренировка слухоречевой Графический диктант. | памяти. | Развитие | мышления. | 1-4 | 1 |
5. | Тренировка зрительной Графический диктант. | памяти. | Развитие | мышления. | 1-4 | 1 |
6. | Развитие аналитических способностей. Развитие речи. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1-4 | 1 | |||
7. | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1-4 | 1 | |||
8. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1-4 | 1 | |||
9. | Развитие концентрации Графический диктант. | внимания. | Развитие | мышления. | 1-4 | 1 |
10. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1-4 | 1 | |||
11. | Развитие мышления. Развитие речи. Графический диктант. | 1-4 | 1 | |||
12. | Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1-4 | 1 | |||
13. | Совершенствование воображения. Задания развитие пространственного мышления. Рисуем по образцу. | 1-4 | 1 | |||
14. | Развитие логического мышления. Развитие речи. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1-4 | 1 | |||
15. | Развитие концентрации Графический диктант. | внимания. | Развитие | мышления. | 1-4 | 1 |
16. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1-4 | 1 | |||
17. | Текущий контроль (контрольная диагностика) уровня | 1-4 | 1 |
развития мышления, внимания, восприятия, воображения, памяти и мелкой моторики. | |||||
18. | Развитие мышления. Графический диктант. | 1-4 | 1 | ||
19. | Тренировка зрительной мышления.Графический диктант. | памяти. | Развитие | 1-4 | 1 |
20. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1-4 | 1 | ||
21. | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Развитие наглядно-образного мышления. | 1-4 | 1 | ||
22. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1-4 | 1 | ||
23. | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | Развитие | мышления. | 1-4 | 1 |
24. | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1-4 | 1 | ||
25. | Развитие мышления. Графический диктант. | 1-4 | 1 | ||
26. | Тренировка зрительной памяти. Графический диктант. | Развитие | мышления. | 1-4 | 1 |
27. | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1-4 | 1 | ||
28. | Совершенствование воображения. Задания развитие пространственного мышления. Геометрические фигуры. | 1-4 | 1 | ||
29. | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1-4 | 1 | ||
30. | Повторение | 1-4 | 1 |
- Когнитивных процессов
- слухоречевая и зрительно-предметная память;
- восприятие разной модальности, образы-представления;
- пространственные представления ;
- мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое).
- Речь.
- Двигательная сфера.
Работа по формированию слухоречевой и зрительно-предметной памяти направлена на увеличение объема, прочности и точности запоминания и воспроизведения. Это возможно путем формирования опосредованного запоминания, расширения межмодального и межфункционального взаимодействия, усиления произвольной регуляции мнестической деятельности. При формировании наглядно-действенного и вербально-логического мышления
особый акцент следует делать на ориентировочно-исследовательскую деятельность ребенка, его умении работать по образцу и осуществлять перенос способа действия из одной ситуации в другую. Используются методы конструктивной деятельности (с использованием мозаики, конструктора, разрезных картинок), метод понимания сюжетных картинок (в том числе и установление последовательности серии сюжетных картин), метод понимания и пересказа рассказов (метод деления рассказа на смысловые части, метод иллюстрации, метод озаглавливания текстов и частей текста), метод классификации.
Работа над формированием речи осуществляется по следующим направлениям: работа над семантикой слова (значением, предметной отнесенностью), формирование семантических полей, работа над многозначностью слова, увеличение объема обобщенных слов, работа над невербальными компонентами вербальной коммуникации (интонация, ритмика, мелодика речи, мимика, жест), формирование связного речевого высказывания.
Используются методы предметной классификации (работа над предметной номинацией, обобщенными словами, семантическими полями), метод драматизации (работа над невербальными компонентами вербальной коммуникации), метод пересказа; метод классификации картинок и слов (по заданным признакам и свободный, невербальный метод противоположностей (картинки), вербальный метод противоположностей (слова-антонимы). Эти методы способствуют развитию концентрации и распределению произвольного внимания, пониманию взаимосвязи предметов, явлений, организации осознанной деятельности и ее осмыслению.
Методы составления рассказа по картинке, прослушивание (прочтение) коротких рассказов, четверостиший с последующим пересказом смысла произведения. Эти методы направлены на формирование мыслительной деятельности, на развитие номинативной, импрессивной функции речи. Используются упражнения, направленные на развитие фонематического слуха (так как очень часто это звено оказывается несформировано). На начальном этапе, для того чтобы «запустить» фонематический слух, нужно опуститься на ступень ниже, то есть начать работу с формирования неречевых звуков. Таким образом, ребенку дается определенная программа, и тем самым формируется произвольная слуховая регуляция. Упражнения на дифференциацию звуков, например: «Когда я топну ногой – ты присядешь на корточки, когда я хлопну в ладоши – ты подпрыгнешь». То же самое упражнение проводится на различение звука шуршащего пакета и бумаги. Упражнение на различение звуков, записанных на диктофон (бытовые и уличные шумы).
Работа по формированию образной сферы (образов-представлений и перцепторных образов) должна быть направлена на повышение точности и полноты восприятия, увеличение богатства, полноты, широты образов-представлений, формирование способности вычленения существенных признаков предметов, развитие семантики образно-предметной и речевой сфер. Здесь возможно применение следующих методов: метод рисования (дорисовывание абстрактных фигур до любых предметов, рисование предметов по слову-наименованию, свободные и направленные образные ассоциации), метод вербального описания предметов, метод тактильного опознания предметов.
Для формирования пространственных представлений и схемы тела применяются следующие методы: метод рисования (рисование геометрических фигур по образцу и по речевой инструкции), метод конструктивной деятельности (мозаика, составление разрезной картинки по образцу, конструктор), вербальные методы в сочетании с методами рисования (раскрашивание картинок по заданной инструкции, рисование по точкам), конструктивнорисуночные методы (графический диктант на бумаге, затем ребенок сам ходит по речевой инструкции специалиста), метод игр (настольные игры: домино, лабиринты, парочки; подвижные игры: игра с мячом).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание коррекционно-развивающей работы и осуществление личностно-ориентированного подхода к обучающимся по АООП вариант 2, на занятиях учителя-дефектолога
Доклад . Областной дистанционный семинар "Пути дифференциации учащихся по ступени самостоятельности выполнения заданий на уроках в начальной школе"...
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)» для обучающихся с ОВЗ основного общего образования, вариант 5.1, 5.2. (1-4 класс)
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)» для обучающихся с ОВЗ основного общего образования, вариант 7.1, 7.2. (1-4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА«Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)»для обучающихся с ОВЗ основного общего образован...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 1
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями....
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 3 класса Вариант 7.1
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...