Сенсорная перегрузка у детей с ОВЗ при различных видах сенсорной чувствительности
статья

 Светлакова Ирина Валентиновна

статье описываются повышенная и пониженная сенсорная чувствительность детей с ОВЗ, предлагаются формы работы по снижению или увеличению сенсорной чувствительности. Особое внимание уделяется сенсолрной перезагрузке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svetlakova_i.v.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорная перегрузка у детей с ОВЗ

при различных видах сенсорной чувствительности

Систему восприятия информации человека называют сенсорной. При её сбое могут наступить очень тяжелые последствия, особенно это касается детей, поскольку их сенсорное восприятие более уязвимо. Примером сильного сбоя сенсорной системы является аутизм (неадекватная реакция ребенка на окружающий мир, замыкание в себе, отсутствие реагирования на внешние воздействия).

Главная задача сенсорной интеграции - это усилить или наоборот уменьшить, а в целом привести к балансу обработку сенсорных сигналов, а также тактильных, вестибулярных, вкусовых и т.д. Иначе мозг не получит нужное количество информации от внешних (окружающий мир) и от внутренних (самоощущение) стимулов. В этом случае можно говорить о сенсорной дезинтеграции.

На наш взгляд, одним из аспектов здоровьесбережения детей с ОВЗ, является соблюдение сенсорного баланса коррекционно-развивающего процесса.

Дети с пониженной чувствительностью к сенсорным стимулам обычно бывают тихими и пассивными, кажется, что они игнорируют стимуляцию, поскольку они никак не реагируют на нее. При контакте со стимулами, на которые обычно реагируют дети, они не обращают на них внимания. Например, когда зовут ребенка по имени, кажется, что он не замечает, что к нему обращаются. Можно позвать ребенка по имени несколько раз подряд, но кажется, что он ничего не слышит. Часто приходится громко произносить имя ребенка несколько раз или вставать прямо перед ним, иначе он не поймет, что вы говорите с ним.

Другой возможный симптом пониженной сенсорной чувствительности – ребенок кажется погруженным в себя. С таким ребенком трудно установить контакт и создается впечатление, что другие люди ему вообще не интересны. Классический симптом низкой сенсорной чувствительности – это гиперчувствительность к прикосновениям и поиск стимуляции с помощью глубокого давления. Часто это связано с плохим осознанием своего тела, быстрой утомляемостью, неверным приложением силы при движениях. Люди с пониженной сенсорной чувствительностью часто не понимают, что какие-то предметы слишком холодные или горячие, классический симптом – отсутствие реакции на боль в случае ушибов, падений, порезов или ссадин.

Дети с пониженной сенсорной чувствительностью кажутся «вялыми и медленными». Кажется, что у таких детей нет мотивации и спонтанного желания играть и исследовать окружающий мир. Они часто кажутся летаргичными и усталыми. В школе кажется, что ребенок с пониженной сенсорной чувствительностью не слушает то, что говорят, и/или дремлет, сидя на стуле. Ему трудно подружиться с другими детьми, потому что он не может поспеть за быстрыми движениями других детей на площадке, либо в тот момент, когда он осознает ситуацию, другой ребенок уже отвлекается на что-то еще. 

Для них характерно:

  • сниженный болевой порог — не чувствует боли, не замечает повреждений кожи, не восприимчив к уколам и другим манипуляциям с телом;
  • имеют склонность к аутоагрессии: щипает, кусают, колют себя, рвут волосы, могут наносить другие повреждения своему телу;
  • не осознают, что делают больно другим, поэтому могут часто нарушать чужие границы: кусают, бьют, щипают других людей или животных;
  • не слышат, не воспринимают с первого раза, когда его зовут по имени или обращаются с вопросом;
  • предпочитают игры, в которых ощущается сильный телесный контакт;
  • испытывают потребность в прижимании, придавливании. Только благодаря этому может ощутить прикосновение;
  • испытывают потребность в «успокаивающих» предметах, прикосновениях: часто трут, гладят поверхности, от которых получают сильное тактильное взаимодействие;
  • стремятся получить впечатления и ощущения извне, которые могли бы означать мощные сенсорные воздействия;
  • предпочитают пищу с сильными вкусовыми добавками;
  • обладают сниженным тактильным восприятием: не различают предметы на ощупь, нуждаются в сильных тактильных прикосновениях;
  • могут путаться и ошибаться при необходимости определить характеристику предмета: не различают форму, цвет, текстуру;
  • затрудняются во время использования канцелярских и столовых приборов;
  • имеют плохой контакт со своим телом, не чувствуют, как «сидит» на нем одежда.

Дети с высокой чувствительностью к сенсорным стимулам обычно проявляют:

  • испуг или дискомфорт от прикосновений, особенно неожиданных.
  • явный дискомфорт от одежды в целом или определенных её предметов. Ранний (в 6-12 месяцев) отказ от подгузников, яростный протест против одевания в младенчестве. В более старшем возрасте это может выражаться в отказе носить одежду определённой формы или материала (слишком тесную или наоборот свободную, тяжёлую зимнюю, недостаточно мягкую на ощупь или даже просто плотную).
  • постоянный протест против купания, мытья головы, душа, расчесывания волос. Повышенное внимание даже к незначительным повреждениям кожи: укусам комаров, мелким царапинам.
  • нежелание контактировать с незнакомцами, впускать людей в своё личное пространство. Ребёнок категорически отказывается находиться близко к другим людям, не любит стоять в очередях или в толпе, легко выходит из себя в переполненном общественном транспорте.
  • страх грязи, воды, других материалов. Отказ ходить босиком по песку, траве, камням, коврам - всему, что не похоже на чистый гладкий пол. Отказ трогать какие-либо поверхности или субстанции руками и нежелание контактировать с ними. Например, брезгливость относительно игр в песочнице, земле, воде.
  • страх испачкаться и отказ играть с пачкающимися материалами: пластилином, глиной, красками и т.д.
  • повышенная чувствительность к ветру, холоду или жаре — вплоть до кожных реакций вроде сыпи, раздражения.
  • повышенное внимание к шумам и «фоновым», незаметным уху взрослого звукам — тиканью часов, жужжанию компьютера, гулу холодильника, шуму транспорта за окном.
  • излишняя разборчивость в еде. Когда ребёнок с рождения и даже в возрасте старше шести лет готов есть только ограниченный набор продуктов. Если он избегает пищи определённой консистенции или текстуры. Если наотрез отказывается пробовать новые блюда или питаться в незнакомом месте.

Тип сенсорной чувствительности   ребенка необходимо учитывать при организации коррекционно-развивающего процесса.

При высокой чувствительности нужна особенная осторожность, потому что такие дети не любят прикосновений, объятий, ничего жёсткого, плотного, тяжёлого. В таком случае необходимо постепенное ненавязчивое сопровождение и коррекция, чтобы не перегрузить сенсорную систему.

При низкой чувствительности помогут специальное тяжёлое одеяло, спальные мешки, массажные коврики, использование различных по ощущениям материалов: жёстких, мягких, холодных, горячих, мягких, твёрдых и т.д.

Дети с ограниченными возможностями здоровья затрудняются в обработке сенсорной информации. У них наблюдаются такие дисфункции как: проприоцептивные (бессознательное различие ощущений, приходящих от наших суставов, мышц, сухожилий и связок), вестибулярные (чувства от гравитации, регистрации движений головы, передвижения тела в пространстве) и тактильные (ощущение и различение прикосновений).

У детей с ОВЗ наблюдается низкий уровень развития восприятия, нарушения внимания, памяти, мышления, сниженная работоспособность, быстрая утомляемость.  Поэтому важно в процессе коррекционно-развивающего воздействия не допустить сенсорной перегрузки или сенсорной депривации.

Сенсорная перегрузка - это чрезмерная стимуляция одного или нескольких из пяти органов чувств, которыми являются осязание, зрение, слух, обоняние и вкус. В таких ситуациях мозг получает слишком много информации, чтобы быть в состоянии обработать ее должным образом. Сенсорная перегрузка приводит к ощущениям дискомфорта, которые варьируются от слабых до интенсивных. Некоторые люди могут быть более чувствительны к звуку, а другие могут иметь проблемы с зрительными восприятиями.

Общие симптомы включают в себя: неспособность игнорировать громкие звуки, сильные запахи или другие типы сенсорного ввода; чувство дискомфорта; тревога и страх; экстремальная чувствительность к одежде или другим фактурам; чувство подавленности или возбуждения; раздражительность; потеря фокуса; беспокойство, суетливость; стресс.

Соответственно, ребёнок не получит достаточных ощущений для формирования адекватного ответа в той или ситуации. Это такие дети, которые слишком сильно бояться, стесняются, пугаются или, наоборот, гиперактивные, не чувствуют границ, не учитывают других людей.

Приемы работы по предупреждению сенсорной перегрузки.

 Умеренное использование ярких (пестрых) предметов в окружающей обстановке будет способствовать профилактике возникновения сенсорной перегрузки. При организации образовательной среды и помещений, в которых находятся дети (например, спальня, столовая и др.) необходимо учитывать определенные требования к комплектации помещений предметами разного внешнего свойства и качества. Следует избегать преобладания в помещении пестрых, ярких предметов, которые могут спровоцировать быстрое утомление детей, способствовать рассеиванию их внимания и, в итоге.

Снижение шумового, светового фонов в помещении. Как правило, сенсорная гиперчувствительность характерна детям с расстройствами аутистического спектра. Тем не менее, аналогичные проблемы могут возникнуть и у детей других нозологических групп. Слишком интенсивный, громкий звук или яркий свет могут негативно сказаться на поведении ребенка. Внезапно появившийся резкий звук пугает ребенка, а длительно присутствующий шум утомляет и раздражает его. Слишком яркий, навязчивый, неестественный свет также вызывает переутомление. Все эти неблагоприятные факторы могут спровоцировать неадекватность поведения ребенка.

Сенсорная диета – современная техника, применяющаяся для ввода сенсорных стимулов, которые необходимы ребенку для сохранения состояния сосредоточенности и концентрации внимания в течение дня. При возникновении сенсорных перегрузок и проблем, детям необходимы стабилизирующие, успокаивающие, фокусирующие действия для того, чтобы успокоиться, снять перенапряжение. Каждый ребенок имеет уникальный набор сенсорных потребностей, что требует подбора индивидуальной «сенсорной диеты». В учреждении образования может быть организована специальная сенсорная комната, позволяющая педагогу нормализировать эмоциональное состояние ребенка. При невозможности организации такого помещения, можно разработать алгоритм сопровождения деятельности ребенка, исключающий сенсорные перегрузки. Следует отметить, что в последнем случае, предупреждение сенсорного переутомления ложится на родителей или законных представителей ребенка. Родители (законные представители) в течение длительного времени фактически помогают перестраивать нервную систему ребенка, он легче переносит незнакомые ощущения, становится терпимее в сложных ситуациях, сокращает уходы в самостимуляции, воспринимает перемены с меньшим стрессом.

По мнению кандидата психологических наук А. И. Мелёхина, сенсорные перегрузки наблюдаются часто у человека с нарушениями сенсорной интеграции, расстройствами, которым сопутствуют нарушения обработки сенсорных сигналов (к ним относится, в  том числе, аутизм). При чрезмерном воздействии какого-нибудь сенсорного стимула, сенсорная система не может с этим справиться, как следствие возникает сенсорная перегрузка. Такое состояние сравнимо с перегрузкой компьютерной системы, пытающейся обработать больше информации, чем вмещает ее оперативная память.

А. И. Мелёхин выделил действия взрослого в отношении ребенка, направленные на преодоление сенсорной перегрузки:

1. Понять, что ребенок перегружен. Для каждого ребенка признаки сенсорной перегрузки индивидуальны. Одни внезапно запаникуют, другие будут проявлять «гиперактивность», третьи замкнутся в себе, а кто-то закатит истерику. Внезапное изменение настроения или всплеск нежелательного поведения, неожиданная потеря привычных навыков (перестает говорить и отвечать на вопросы) могут быть вызваны сенсорной перегрузкой.

2. Помочь справиться с шумом. Перебраться в тихое спокойное место или снизить уровень шума, если наблюдается сенсорная перегрузка у ребенка

3. Не трогать ребенка лишний раз, так как дети с нарушениями сенсорной интеграции не переносят чужие прикосновения. Если ребенок сидит, следует опуститься до его уровня - присесть, встать на колени, но не «нависать».

4. Не говорить слишком много. Вопросы должны быть конкретные, короткие. Подбадривать, утешить, говорить на отвлеченную тему не стоит, так как речь - мощный сенсорный стимул, который невольно усиливает перегрузку, поддержание беседы требует от ребенка дополнительных серьезных усилий.

5. Ослабить воздействие сенсорной стимуляции и успокоиться с помощью капюшона от куртки (надвинуть на лоб), тяжелого одеяла.

6. Не отвечать на агрессию детей в момент перегрузки. Помнить, что в такой момент ребенок просто не может себя контролировать. Не паниковать.

7. Помнить, что после преодоления перегрузки ребенок долгое время может чувствовать себя очень усталым, и сильнее чем обычно реагировать на раздражители пока он полностью не восстановится после перегрузки. Оградить ребенка от дальнейшего стресса.

8. Слушать. Не игнорировать попытки ребенка успокоиться, даже если способ «успокоения» будет выглядеть немного необычно (раскачивания)

В то же время надо учитывать, что пагубно может влиять на здоровье ребенка сенсорная депривация.

Сенсорная депривация - (от лат. sensus - чувство, ощущение и deprivatio - лишение) - продолжительное, более или менее полное лишение человека зрительных, слуховых, тактильных или иных ощущений, подвижности, общения, эмоциональных переживаний.

При недостаточном внимании со стороны взрослого к обогащению сенсорного опыта детей с ОВЗ, представления об окружающем мире у детей обеднены, односторонни, что приводит к трудностям в социальной адаптации.

Эффекты сенсорной депривации описывает в своей классификации             М. Цукерман. К ним относятся:

1) нарушения направленности мышления и способности сосредоточения;

2) «захват» мышления фантазиями и мечтаниями;

3) расстройство ориентации во времени;

4) иллюзии и обманы восприятия;

5) беспокойство и потребность в активности;

6) неприятные соматические ощущения, головные боли, боли в спине, в затылке, в глазах;

7) бредовые идеи, подобные параноидным;

8) галлюцинации;

9) тревогу и страх;

10) целый ряд других реакций, включающих жалобы на клаустрофобию, скуку, особые физические потребности.

При сенсорной депривации нарушается познавательная деятельность. При этом страдают, прежде всего, высшие психические функции: словесно-логическое мышление, опосредованное запоминание, произвольное внимание, речь. Искажение восприятия проявляется в нарушения константности формы, размера, цвета, отсутствии трехмерного восприятия. Оно может привести к возникновению необычных образов и ощущений.

Дефицит внешних стимулов нарушает самосознание, вызывает изменения «схемы тела». Человек может ощущать свое тело или его отдельные части как нарушенные, уменьшенные или увеличенные, странные и т. п.

Таким образом, сенсорная депривация серьезно влияет на функционирование психики человека, вызывает ряд ярко выраженных расстройств. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, в зависимости от нозологии, характерны нарушения высших психических функций. Сложность нарушения при сенсорной депривации, у данной категории детей, еще более усугубляется.

Таким образом, некорректная обработка сенсорной информации влияет на формирование всех психических процессов, эмоциональное и социальное благополучие ребенка, что еще больше усугубляет состояние детей с ОВЗ. Профессиональная психолого-педагогическая помощь специалистов дает возможно сгладить некорректную обработку сенсорной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорная комната как среда развития восприятия различной модальности у детей с целью формирования речи.

Сенсорная комната - это среда, состоящая из различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы чувств и вестибулярные рецепторы. Коррекционная работа в сенсорной комнате направлена на поэтап...

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...

Рабочая программа по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» во 2 классе коррекции VIII вида

Рабочая программа по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процесов во 2 классе коррекции VIII вида"  разработана на 34 часа, содержит цели и задачи. Подробно прописаны виды работ на зан...

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью

Методическая разработка особенностей сенсорного развития и формирование сенсорных эталонов у детей с умеренной умственной отсталостью...

Сенсорная перегрузка детей с РАС

Сенсорная перегрузка детей с расстройствами аутистического спектра...

Консультация для родителей на тему: "Сенсорная перегрузка"

Дети с аутизмом часто очень чувствительны к окружающей обстановке. Эта чувствительность может быть выражена по шкале от 1 до 10 для разных детей, но в целом дети с аутизмом имеют очень чувствительные ...

"Виды сенсорных игр для детей с РАС"

Виды сенсорных игр для детей с расстройством аутистического спектра...