Методическая разработка к занятию "В мире эмоций" 4 класс
план-конспект урока (4 класс)
Методическая разработка занятия «В мире эмоций», представляет собой подборку игровых упражнений, направленных на развитие у детей способности к формированию логического мышления и осмыслению причинно-следственных связей, создание мотивационных ситуаций, поддержание заинтересованности к изучаемой теме. Занятие проходит в игровой форме, что способствует развитию познавательного интереса.
Методическая разработка занятия «В мире эмоций» раскрывает теоретический аспект и практическое применение полученных знаний по теме на практике. Специально подобранные вопросы и задания, выполняемые в командах, создают возможности для развития:
-интеллектуальных и коммуникативных учебных действий;
-творческой и поисково-исследовательской активности обучающихся.
Даная методическая разработка предназначена для педагогов-психологов, учителей начальных классов коррекционных школ, обучающихся начального школьного коррекционного образования, родителей (законных представителей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabot.k_zanyatiyu_v_mire_emotsiydoc.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«УЧИТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ РОССИИ – 2023»
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
«В МИРЕ ЭМОЦИЙ»
Гулюгина Наталья Ивановна
Педагог-психолог
номинация «Специалист сопровождения»
начальная школа
Внеурочная учебная деятельность
«Психокоррекция» (подгрупповое занятие в 4 классе)
ГБОУ школа №663 Московского района
Санкт-Петербурга
2023г.
Пояснительная записка
Методическая разработка занятия «В мире эмоций», представляет собой подборку игровых упражнений, направленных на развитие у детей способности к формированию логического мышления и осмыслению причинно-следственных связей, создание мотивационных ситуаций, поддержание заинтересованности к изучаемой теме. Занятие проходит в игровой форме, что способствует развитию познавательного интереса.
Методическая разработка занятия «В мире эмоций» раскрывает теоретический аспект и практическое применение полученных знаний по теме на практике. Специально подобранные вопросы и задания, выполняемые в командах, создают возможности для развития:
-интеллектуальных и коммуникативных учебных действий;
-творческой и поисково-исследовательской активности обучающихся.
Даная методическая разработка предназначена для педагогов-психологов, учителей начальных классов коррекционных школ, обучающихся начального школьного коррекционного образования, родителей (законных представителей).
Методическое обоснование
В младшем школьном возрасте может возникнуть огромное количество проблем и нарушений развития. Для структурирования психологической поддержки необходимо четко определить ее цель – психологическое здоровье младших школьников, а затем определить формы психологической поддержки.
Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно эмоционально-волевому развитию. То, в какой мере учащиеся умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.
При обучении и проведении занятия необходимо учитывать особенности обучающихся.
Цель:
Создать условия для получения обучающимися представлений о мире чувств и эмоций.
Задачи
Коррекционные:
- развивать эмоционально-чувственный мир детей;
- развивать коммуникативные навыки детей;
- развивать познавательные процессы (элементы логического мышления, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь, воображение);
- развивать элементарные навыки самооценки.
Развивающие:
- развивать эмпатию;
- воспитывать чувство взаимопонимания и сплочения между учащимися, умение взаимодействовать в паре;
- воспитывать умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение допустимыми способами.
Образовательные:
- расширить представления детей о видах эмоциональных состояний и мимических способах их выражения;
- учить умению вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;
- обучать умению регулировать своё эмоциональное состояние;
- учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
Учиться самостоятельно оценивать результаты своей деятельности; осознавать роль эмоций в жизни человека.
Регулятивные УУД:
Учиться выражать свои чувства в отношении педагога и одноклассников; работать по предложенному плану.
Познавательные УУД:
Находить ответы на вопросы в различных источниках: картинках, рисунках; делать выводы в результате совместной работы с одноклассниками; включаться в творческую деятельность под руководством психолога; строить речевые высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД:
Учиться понимать эмоции, чувства, настроения, их мимические проявления, а также передавать эмоциональное состояние свое и чужое; договариваться с одноклассниками, работать в парах, коллективно.
Предметные результаты:
-расширение круга понимаемых эмоций, чувств, настроения.
-снижение психического и эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона.
-повышение уровня самоконтроля и самооценки.
Учащиеся научатся:
- понимать эмоции других людей и правильно их выражать, контролировать свои эмоции;
- использовать индивидуальные способы и формы снятия внутреннего напряжения;
- правилам взаимодействия в коллективе.
Описание педагогических технологий, применяемых на занятии:
Технология адаптивного обучения позволяет эффективно осуществлять коррекционно-развивающую работу, с детьми с ОВЗ. У обучающихся повышается мотивационная способность поэтапного самостоятельного образовательного процесса, они пошагово приучаются к самостоятельной работе, приобретают навыки учебной деятельности, как работа с текстом, дидактическим материалом и оборудованием.
Технология интерактивного обучения - смена различных видов деятельности, которая при включении вербальных функций снижает у обучающихся с ОВЗ тревожность, утомляемость, замкнутость, развивает коммуникативные способности.
Технология игрового обучения - различные игровые приемы, которые позволяют обучающимся включаться во взаимодействие с одноклассниками и педагогом, достигая определенных учебных задач. При этом у обучающихся развиваются внимание, память, речь, мышление, и коммуникативные способности, проявляются лидерские и творческие способности, что особенно значимо при обучении детей с ОВЗ.
Технология проблемного обучения – развитие способности самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и находить правильный ответ, при которой обучающиеся с ОВЗ получают навыки работы с информацией, макетами, оборудованием. У них активизируются психические функции, развивается мышление, приобретается жизненный опыт.
Здоровьеформирующие образовательные технологии - формирование, сохранение, совершенствование, укрепление здоровья обучающихся, которые позволяют сохранить работоспособность обучающихся на всех этапах урока, снижают утомляемость, повышают мотивацию, дают возможности для релаксации и перестройки функций, развивают здоровьесберегающие навыки.
Технология развивающего обучения - направлена на развитие всей целостной совокупности качеств личности, что особенно важно для обучающихся с нарушением интеллектуальных функций.
Оборудование и материалы к занятию:
Мультимидийная доска, ноутбук, ватман, клей, чистый лист, разрезные части эмоций, лист с распечатанной картинкой компьютера.
№ | Название этапа, цель | Время | Содержание этапа | Форма работы | Здоровьесберегающие аспекты урока | |
Деятельность педагога-психолога | Деятельность обучающихся | |||||
Организационный момент | ||||||
Ритуал приветствия. Вхождение в тему. Цель: Повысить познавательную активность и работоспособность детей. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления. включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | 5 мин | -Здравствуйте ребята! Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. -А с каким настроением вы пришли? (ответы обучающихся) -Я готовилась к занятию не одна, у меня был помощник, но что бы с ним познакомиться надо отгадать загадку. -Мне помогал мой робот-компьютер, я его ласково называю Сима. Давайте я вас с ним познакомлю, скажете ему свои имена, сначала полное, а потом ласковое. | Приветствуют педагога-психолога, проявляют интерес к происходящему, принимают правила поведения на занятие | Фронтальная, индивидуальная | Создание доброжелательного микроклимата. Снятие эмоционального напряжения обучающихся | |
Актуализация знаний и жизненного опыта обучающихся. Самоопределение в деятельности. Цель: 2) актуализировать мыслительные операции. | 10 мин | Сима говорит: «Ребята, мне очень приятно с вами познакомиться, когда я слушал ваш разговор, мне было не понятно одно слово «настроение». Что это такое за странное «настроение»? -Давайте объясним Симе что настроение - это и есть эмоции, которые мы с вами испытываем. Ребята, какие эмоции вы знаете? ( Ответы детей) -Ребята, как много вы знаете эмоций! | Обучающие вспоминают и перечисляют эмоции и чувства, перечисляя их качества и отличительные признаки | Фронтальная, индивидуальная | Формирование у обучающихся положительной внутренней мотивации. Создание ситуации успеха. | |
Основная часть. | ||||||
Упражнение - Шифровальщики "Отгадай чувство", запиши на листочке Цель: - активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); | 7 мин | Сима говорит: «Ребята, я загуглил какие еще бывают эмоции, но у меня произошел сбой программы, помогите мне расшифровать слова.» Адибо, , аторбод, гротсов, хартс, еинелвиду, венг. | «Расшифровывают» слова и записывают на листе | Индивидуальная фронтальная | Формирование у обучающихся положительной внутренней мотивации. Создание ситуации успеха | |
Упражнение «Кривое зеркало» Цель: -развивать способность детей действовать согласованно, используя при этом невербальные средства общения (мимика, пантомимика, жесты» | 3 мин. | Сима говорит: «Про эмоции я все понял, только не понятно как они выглядят.» -Ребята, с помощью чего мы определяем, какую эмоцию испытывает человек? ( Ответы детей) -Давайте теперь с помощью мимики покажем Симе эмоции. Обучающиеся делятся на пары. Один ребенок получает карточку с эмоцией, которую он должен показать. Задача напарника отгадать и показать эмоцию. | Работа в паре | Обучающиеся получают положительный эмоциональный настрой | ||
Игра «Собери эмоцию» Цель: -построение обучающимися проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению. | 7 мин. | Сима говорит: «Ребята, я увидел как много разных эмоций испытывают люди. К сожалению у меня нет такой функции, даже программу не скачать. А я бы очень хотел иметь свои возможности как у вас. Подарите мне на рабочий стол позитивную эмоцию. Я был бы очень вам благодарен. Обучающимся необходимо собрать из разрезанных частей эмоцию «Радость». Сима говорит: «Ух ты, вот это у меня теперь радость на мониторе! Ребята, спасибо вам за эту встречу, я отключаюсь, чтобы обновить свою операционную систему, но надеюсь на новую встречу!» | Разрезные части лица, клей, ватман на доске | Индивидуальна, фронтальная | Обучающиеся получают положительный эмоциональный настрой | |
Рефлексия. Цель: -оценить собственную деятельность на уроке | 8 мин. | Вы знаете, что каждое настроение имеет свой окрас. Как вы думаете, какого цвета любовь, а радость? Я надеюсь, что наше занятие вам понравилось. Передайте пожалуйста с помощью цвета свое настроение монитору компьютера. | Каждый обучающийся получает напечатанный на листе бумаги компьютер. | Фронтальная | Самоанализ деятельности, оценивание настроения, эмоционального восприятия учебного материала путем цветотерапии. |
Список используемых источников:
- Анохин П.К. Эмоции / Психология эмоций. -М., 1993. С.181-187.
- Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности. СПб., 2005. - 288с
- Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000. - 192с.
- Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. — М.: Айрис- пресс, 2006. дошкольников. — СПб. Речь, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по окружающему миру (2 класс)
ТЕМА: «ПРИРОДА ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ» - Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Ту...
Методическая разработка о окружающему миру . 1 класс УМК "Школа России""Как Зайчонок к зиме готовился"
Инсценировка. Осень. Как звери к зиме готовятся. Ребята с удовольствием разыгрывают эту пьесу. Можно использовать на уроках и во внеклассной работе....
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс
Тема: Родной край. Река Чир....
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...
Методическая разработка по "Окружающему миру" 3 класс. Школа России.
Методическая разработка по "Окружающему миру" 3 класс. Школа России....
Методическая разработка по окружающему миру(4 класс) по теме : "Архитектурные памятники XXIV века"
Цель: изучить архитектурные памятники 18 века.Задачи: -организовать изучение архитектуры 18 века; ...