Методическая разработка к занятию "В мире эмоций" 4 класс
план-конспект урока (4 класс)

Гулюгина Н.И.

Методическая разработка занятия «В мире эмоций», представляет собой подборку игровых упражнений, направленных на развитие у детей способности к формированию логического мышления и осмыслению причинно-следственных связей, создание мотивационных ситуаций, поддержание заинтересованности к изучаемой теме. Занятие проходит в игровой форме, что способствует развитию познавательного интереса.

Методическая разработка занятия «В мире эмоций» раскрывает теоретический аспект и практическое применение полученных знаний по теме на практике. Специально подобранные вопросы и задания, выполняемые в командах, создают возможности для развития:

-интеллектуальных и коммуникативных учебных действий;

-творческой и поисково-исследовательской активности обучающихся.

Даная методическая разработка предназначена для педагогов-психологов, учителей начальных классов коррекционных школ, обучающихся начального школьного коррекционного образования, родителей (законных представителей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabot.k_zanyatiyu_v_mire_emotsiydoc.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

«УЧИТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ РОССИИ – 2023»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

«В МИРЕ ЭМОЦИЙ»

Гулюгина Наталья Ивановна

Педагог-психолог

номинация «Специалист сопровождения»
начальная школа

Внеурочная учебная деятельность

«Психокоррекция» (подгрупповое занятие в 4 классе)


ГБОУ школа №663 Московского района

Санкт-Петербурга

2023г.


Пояснительная записка

Методическая разработка занятия «В мире эмоций», представляет собой подборку игровых упражнений, направленных на развитие у детей способности к формированию логического мышления и осмыслению причинно-следственных связей, создание мотивационных ситуаций, поддержание заинтересованности к изучаемой теме. Занятие проходит в игровой форме, что способствует развитию познавательного интереса.

Методическая разработка занятия «В мире эмоций» раскрывает теоретический аспект и практическое применение полученных знаний по теме на практике. Специально подобранные вопросы и задания, выполняемые в командах, создают возможности для развития:

-интеллектуальных и коммуникативных учебных действий;

-творческой и поисково-исследовательской активности обучающихся.

Даная методическая разработка предназначена для педагогов-психологов, учителей начальных классов коррекционных школ, обучающихся начального школьного коррекционного образования, родителей (законных представителей).

Методическое обоснование

В младшем школьном возрасте может возникнуть огромное количество проблем и нарушений развития. Для структурирования психологической поддержки необходимо четко определить ее цель – психологическое здоровье младших школьников, а затем определить формы психологической поддержки.

Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно эмоционально-волевому развитию. То, в какой мере учащиеся умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.

При обучении и проведении занятия необходимо учитывать особенности обучающихся.

Цель:

Создать условия для получения обучающимися представлений о мире чувств и эмоций.

Задачи

Коррекционные:

  • развивать эмоционально-чувственный мир детей;
  • развивать коммуникативные навыки детей;
  • развивать познавательные процессы (элементы логического мышления, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь, воображение);
  • развивать элементарные навыки самооценки.

Развивающие:

  • развивать эмпатию;
  • воспитывать чувство взаимопонимания и сплочения между учащимися, умение взаимодействовать в паре;
  • воспитывать умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение допустимыми способами.

Образовательные:

  • расширить представления детей о видах эмоциональных состояний и мимических способах их выражения;
  • учить умению вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание;
  • обучать умению регулировать своё эмоциональное состояние;
  • учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

Учиться самостоятельно оценивать результаты своей деятельности; осознавать роль эмоций в жизни человека.

Регулятивные УУД:

Учиться выражать свои чувства в отношении педагога и одноклассников; работать по предложенному плану.

Познавательные УУД:

Находить ответы на вопросы в различных источниках: картинках, рисунках; делать выводы в результате совместной работы с одноклассниками; включаться в творческую деятельность под руководством психолога; строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

Учиться понимать эмоции, чувства, настроения, их мимические проявления, а также передавать эмоциональное состояние свое и чужое; договариваться с одноклассниками, работать в парах, коллективно.

Предметные результаты:

-расширение круга понимаемых эмоций, чувств, настроения.

-снижение психического и эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона.

-повышение уровня самоконтроля и самооценки.

Учащиеся научатся:

  • понимать эмоции других людей и правильно их выражать, контролировать свои эмоции;
  • использовать индивидуальные способы и формы снятия внутреннего напряжения;
  • правилам взаимодействия в коллективе.

Описание педагогических технологий, применяемых на занятии:

Технология адаптивного обучения позволяет эффективно осуществлять коррекционно-развивающую работу, с детьми с ОВЗ. У обучающихся повышается мотивационная способность поэтапного самостоятельного образовательного процесса, они пошагово приучаются к самостоятельной работе, приобретают навыки учебной деятельности, как работа с текстом, дидактическим материалом и оборудованием.

Технология интерактивного обучения - смена различных видов деятельности, которая при включении вербальных функций снижает у обучающихся с ОВЗ тревожность, утомляемость, замкнутость, развивает коммуникативные способности.

Технология игрового обучения - различные игровые приемы, которые позволяют обучающимся включаться во взаимодействие с одноклассниками и педагогом, достигая определенных учебных задач. При этом у обучающихся развиваются внимание, память, речь, мышление, и коммуникативные способности, проявляются лидерские и творческие способности, что особенно значимо при обучении детей с ОВЗ.

Технология проблемного обучения – развитие способности самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и находить правильный ответ, при которой обучающиеся с ОВЗ получают навыки работы с информацией, макетами, оборудованием. У них активизируются психические функции, развивается мышление, приобретается жизненный опыт.

Здоровьеформирующие образовательные технологии - формирование, сохранение, совершенствование, укрепление здоровья обучающихся, которые позволяют сохранить работоспособность обучающихся на всех этапах урока, снижают утомляемость, повышают мотивацию, дают возможности для релаксации и перестройки функций, развивают здоровьесберегающие навыки.

Технология развивающего обучения - направлена на развитие всей целостной совокупности качеств личности, что особенно важно для обучающихся с нарушением интеллектуальных функций.

Оборудование и материалы к занятию:

Мультимидийная доска, ноутбук, ватман, клей, чистый лист, разрезные части эмоций, лист с распечатанной картинкой компьютера.

Название этапа, цель

Время

Содержание этапа

Форма работы

Здоровьесберегающие аспекты урока

Деятельность педагога-психолога

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Ритуал приветствия.

Вхождение в тему.

Цель:

Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

5 мин

-Здравствуйте ребята!

Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение.

-А с каким настроением вы пришли? (ответы обучающихся)

-Я готовилась к занятию не одна, у меня был помощник, но что бы с ним познакомиться надо отгадать загадку.

-Мне помогал мой робот-компьютер, я его ласково называю Сима. Давайте я вас с ним познакомлю, скажете ему свои имена, сначала полное, а потом ласковое.

Приветствуют педагога-психолога, проявляют интерес к происходящему, принимают правила поведения на занятие

Фронтальная, индивидуальная

Создание доброжелательного микроклимата.

Снятие эмоционального напряжения обучающихся

Актуализация знаний и жизненного опыта обучающихся. Самоопределение в деятельности.

Цель:

2) актуализировать мыслительные операции.

10 мин

Сима говорит: «Ребята, мне очень приятно с вами познакомиться, когда я слушал ваш разговор, мне было не понятно одно слово «настроение». Что это такое за странное «настроение»?

-Давайте объясним Симе что настроение - это и есть эмоции, которые мы с вами испытываем.

Ребята, какие эмоции вы знаете?

( Ответы детей)

-Ребята, как много вы знаете эмоций!

Обучающие вспоминают и перечисляют эмоции и чувства, перечисляя их качества и отличительные признаки

Фронтальная, индивидуальная

Формирование у обучающихся положительной внутренней мотивации.

Создание ситуации успеха.

Основная часть.

Упражнение - Шифровальщики "Отгадай чувство", запиши на листочке

Цель:

- активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

7 мин

Сима говорит: «Ребята, я загуглил какие еще бывают эмоции, но у меня произошел сбой программы, помогите мне расшифровать слова.»

Адибо, , аторбод, гротсов, хартс, еинелвиду, венг.

«Расшифровывают» слова и записывают на листе

Индивидуальная

фронтальная

Формирование у обучающихся положительной внутренней мотивации.

Создание ситуации успеха

Упражнение «Кривое зеркало»

Цель:

-развивать способность детей действовать согласованно, используя при этом невербальные средства общения (мимика, пантомимика, жесты»

3 мин.

Сима говорит: «Про эмоции я все понял, только не понятно как они выглядят.»

-Ребята, с помощью чего мы определяем, какую эмоцию испытывает человек? ( Ответы детей)

-Давайте теперь с помощью мимики покажем Симе эмоции.

Обучающиеся делятся на пары. Один ребенок получает карточку с эмоцией, которую он должен показать. Задача напарника отгадать и показать эмоцию.

Работа в паре

Обучающиеся получают положительный эмоциональный настрой

Игра «Собери эмоцию»

Цель:

-построение обучающимися проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению.

7 мин.

Сима говорит: «Ребята, я увидел как много разных эмоций испытывают люди. К сожалению у меня нет такой функции, даже программу не скачать. А я бы очень хотел иметь свои возможности как у вас. Подарите мне на рабочий стол позитивную эмоцию. Я был бы очень вам благодарен.

Обучающимся необходимо собрать из разрезанных частей эмоцию «Радость».

Сима говорит: «Ух ты, вот это у меня теперь радость на мониторе!

Ребята, спасибо вам за эту встречу, я отключаюсь, чтобы обновить свою операционную систему, но надеюсь на новую встречу!»

Разрезные части лица, клей, ватман на доске

Индивидуальна, фронтальная

Обучающиеся получают положительный эмоциональный настрой

Рефлексия.

Цель:

-оценить собственную деятельность на уроке

8 мин.

Вы знаете, что каждое настроение имеет свой окрас. Как вы думаете, какого цвета любовь, а радость? Я надеюсь, что наше занятие вам понравилось. Передайте пожалуйста с помощью цвета свое настроение монитору компьютера.

Каждый обучающийся получает напечатанный на листе бумаги компьютер.

Фронтальная

Самоанализ деятельности, оценивание настроения, эмоционального восприятия учебного материала путем цветотерапии.

Список используемых источников:

  1. Анохин П.К. Эмоции / Психология эмоций. -М., 1993. С.181-187.
  2. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности. СПб., 2005. - 288с
  3. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000. - 192с.
  4. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. — М.: Айрис- пресс, 2006. дошкольников. — СПб. Речь, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

ТЕМА: «ПРИРОДА ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ»   - Посмотри, мой милый друг,   Что находится вокруг?   Небо светло-голубое,   Солнце светит золотое,   Ветер листьями играет,   Ту...

Методическая разработка о окружающему миру . 1 класс УМК "Школа России""Как Зайчонок к зиме готовился"

Инсценировка. Осень. Как звери к зиме готовятся. Ребята с удовольствием разыгрывают эту пьесу. Можно использовать на уроках и во внеклассной работе....

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...

Методическая разработка по "Окружающему миру" 3 класс. Школа России.

Методическая разработка по "Окружающему миру" 3 класс. Школа России....

Методическая разработка по окружающему миру(4 класс) по теме : "Архитектурные памятники XXIV века"

Цель: изучить архитектурные памятники 18 века.Задачи:                -организовать изучение архитектуры 18 века;            ...