Занятия по арт-терапии
план-конспект

Качан Нэля Ивановна

Конспекты занятий по арт-терапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия по арт-терапии

Групповое занятие  «Уважай чужой талант»

Цель: Развитие коммуникативных навыков, творческого потенциала, эффективной эмпатии.

Задачи: Помочь обучающимся осознать свои желания, мысли, качества, которые способствуют взаимопониманию, способности понять и принять чужое мнение, активизировать фантазию, довести начатое до конца.

Схема занятия: - приветствие (знакомство с глиной);

                           - вводная часть (создание настроения);

                           - основная часть (коллективная лепка);

                           - обсуждение;

                           - релаксация (мытьё рук в тёплой воде)

Возраст 8-10 лет, количество – 12 человек.

Материал: глина, доски, стеки, передники, аудиозаписи музыки

Ход работы: педагог предлагает сесть за общий стол, выполнить ритуал знакомства с глиной: «Здравствуй, глина, я Маша» - произносит обучающийся и ставит себе на рабочую доску подготовленную глину (и так все 12 человек

Педагог может оставаться в стороне или участвовать в игре наравне со всеми. Перед началом работы он говорит примерно следующее: ≪Сначала положите перед собой кусок глины и сделайте из него все что захотите.

В этой игре нет правил: вы можете слепить какую-нибудь непонятную форму, лицо или животное — все, что придет вам на ум. Годится любая фигура. Когда закончите, возьмите палочку и напишите на основании фигуры свои инициалы. После этого вы должны передать свое изделие тому, кто сидит слева. Получив чужое изделие, вы можете изменить его по своему усмотрению. Вы не должны лишь ломать фигуру или переделывать ее до неузнаваемости. После этого вы передадите ее дальше влево по кругу. Каждой фигурой вы будете заниматься по несколько минут. Это будет повторяться до тех пор, пока вы не получите назад собственную работу.

Таким образом, каждый член группы имеет возможность внести что-то свое в работы других. В конце занятия целесообразно провести обсуждение, акцентируя внимание на чувствах детей в момент, когда они получили свою работу обратно: ведь она могла измениться до неузнаваемости. Тогда каждому, возможно, предстояло что-то в себе преодолеть и прийти к осознанию коллективного авторства своей работы, как и работ всех участников группы. Далее в обсуждении легко перейти к взаимоотношениям членов группы. Через несколько дней, когда изделия затвердеют, работу с ними можно продолжить — их можно раскрасить. Процесс активизирует предложение определиться, кто какие работы будет разрисовывать. А можно предложить каждому выбрать для себя одно из изделий и взять его домой.

. При обсуждении педагог интересуется:

- понравилась ли та фигур, которая получилась в процессе лепки?

- почему понравилась, не понравилась?

- что чувствовали, когда лепили?

- что почувствовали, когда увидели результат?

- совпал ли он с ожидаемым замыслом? Лучше, хуже?

- что хочется переделать?

В заключение педагог предлагает вместе убрать рабочие места и помыть руки в тёплой воде под звуки природы в общей ёмкости, пожимая руки друг другу, благодарить за помощь в лепке.

Материалы, рекомендации по организации (как хранить, что понадобиться)

Фартуки, миски для воды (пластик), стеки . шпатели, лопаточки (металлические!), нарукавники, клеенка на стол (можно и на пол), досочки для лепки или ящики, материалы для игры в глине – камешки (натуральные или искусственные), грабельки, палочки, зубочистки – главное чтобы все материалы были достаточно прочные!

«Глиняные каракули»:

В качестве средства индивидуальной игровой терапии техника глиняных каракулей наиболее ценна в работе с детьми и подростками, испытывающими затруднения и страх перед рисованием, а также с теми, сознанию которых довлеют навязанные культурой шаблонные представления о ≪красивом≫ и ≪безобразном≫, заставляющие их считать, что ничего хорошего они нарисовать не могут. Такие дети, как правило, боятся выражать себя в художественном творчестве.

Их опасения перед работой с глиной становятся менее выраженными, если, объясняя вначале условия игры, не требовать от них создания какого-либо изображения.

Описание техники:

Игра начинается с того, что школьник  и педагог  берут по куску мягкой глины (если вы планируете потом разукрашивать фигурки, глина должна быть чуть подсохшая – так она быстрее затвердевает и можно быстрее приступать к ее раскрашиванию).

Затем я предлагаю ребенку попытаться вылепить 4-5 любых фигур разной формы и говорю, что сам буду делать примерно то же самое (неплохо иметь под рукой несколько простейших инструментов для работы с глиной — это даст дополнительные возможности поэкспериментировать).

Педагог  и ребенок начинают лепить. Так протекает первый этап работы.

Когда ≪разминка≫ закончена, педагог говорит, что нужно поменяться фигурками.- ≪Я возьму твои, а ты — мои. Ты объединишь мои фигурки любым образом, а я сделаю то же самое с твоими. Если захочешь, можешь взять еще глины≫.

Теперь ребенок и педагог пытаются создать образы, комбинируя чужие формы. Получив готовые фигуры (в особенности, если речь идет о сделанных учителем), ребенок чувствует себя более уверенно в создании образа. Он вряд ли ощущал бы себя так, если бы начал работать ≪с нуля≫. Этот этап может занимать всего несколько минут или все оставшееся время занятия — в зависимости от темперамента ребенка.

По завершении работы педагог и ребенок рассматривают то, что получилось, и обсуждают свои изделия. Обсуждение строится таким образом, чтобы, акцентируя внимание на полученных изделиях как продуктах совместного творчества, попытаться оценить их в контексте взаимоотношений клиента и психотерапевта. Через несколько дней после того, как изделия высохнут, можно предложить ребенку раскрасить их. Эта дополнительная стадия позволяет точнее разобраться в том, каковы были творческие намерения ребенка.

                  Творческая лаборатория « Игра с цветом»  

Цель:  Освоить новый изобразительный метод, который дает обучающимся свободу для цветовых вариаций, развивает фантазию, творческий поиск.

Задачи: Цветовыми пятнами передать

видимые формы окружающего мира, добиться создания не просто каракулей, но изображений.

Техническое оснащение: акриловые краски,  баночки для разных цветов, ватман, клеенка.

Ход работы:      Не больше 3-х обучающихся поочередно размещаются на плоскости клеенки, расстеленной на полу.

Каждый выбирает и работает с понравившимися ему цветом ( расфасованным в баночках).

   На начальной ступени дети капают краской хаотично, создавая композицию от центра. Их действия не нацелены на достижение художественного результата, но сам процесс должен вызывать у ребенка эмоционально-положительную реакцию.

 Полученные цветовые композиции переносятся на бумагу посредствам наложения ее на красочные сюжеты.

Манипулирование художественными средствами на следующем этапе уже  позволяет юным художникам открыть возможности передачи  собственного  отношения, своего творческого замысла.

На третьем этапе у ребенка появляется способность общения на языке искусства, открытого на основе собственного видения, что бы осознанно создавать выразительные композиции.

После освоения данной техники, обучающимся можно предложить работать по темам:

1 этап- разноцветные пятна;

           -цветные полоски;

           -силуэты;

             -дуги;

2 этап- ветер;

            -зимний лес;

           -звездное небо;

          - цветы лета;

3 этап- волшебные звери;

           -подводное царство;

           -разноцветные бабочки.

Занятия с «живым» (кинетическим) песком.

         Песок кинетический состоит из 2 % силикона, 98% песка.

           Песок не содержит бактерий, абсолютно безопасен, ингредиенты       обеспечивают пластичность, вязкость, рассыпчатость.

         Срок годности песка 5 лет, не допускается применять воду.

    Рекомендуется для работы с агрессивными, гиперактивными и напротив,    застенчивыми детьми от 1 года.

              Применяется:  

     -В развивающих целях. (развитие активности, любознательности, мышления, концентрация внимания, памяти, воображения, повышает мотивацию к занятиям.)

     -Коррекция эмоционально-волевой сферы. (расслабление, успокоение, налаживание тактильной  чувствительности, подготовка к ролевым играм,

     -Социализация в обществе.

 

Подходит как для индивидуальной, так и групповой терапии и творческих занятий.

 Начинать работу с кинетическим песком можно с простейших  упражнений «Втыкалочки» -предложить ребятам проделывать дырочки,

    «секретики»,  куличики, формочки; тренировать разные захваты рук  (отрывать кусочки и складывать в коробочку). Дети сами интуитивно отрабатывают данные упражнения за определенный период времени и начинают скучать. Это означает, что следует усложнить задания с песком, предложить поработать с темами:

                              -магазин;

                               -кафе;

                               -парикмахерская;

                               -автопортрет;

                               -подарок;

                               -праздник;

                               -волшебное животное;

                               -подводный мир и т. д.

        Данные занятия проходят в группе.

          Для арт-терапии возможна работа в парах ( родитель-ребенок), например, предложить слепить совместную скульптуру, в одном варианте пара работает молча, или наоборот, позволительно обсуждение.

          Как вариант проработка такого чувства как обида: мять песок и проговаривать: « Я прощаю тебя ( себя) за…( обида)..

          Вариант проработки чувства страха: « возьми столько песка, сколько весит твой страх…давай разделим его на маленькие кучки, каждую кучку превратим во что-то приятное…и страх все уменьшается ..и исчезает совсем!» И т.д.

          Работаем с тревожностью: Наша цель – успокоится. Предлагаем ребенку закрыть глаза и почувствовать, где в теле сосредоточена тревога.

     Далее идет взаимодействие с песком. « Делай что хочешь».  Пока руки ребенка работают ни о чем не спрашиваем (при этом он может говорить или молчать), когда руки остановились, спрашиваем: «Что это?» . Например, «Это озеро!»-отвечает ребенок. «Какие ассоциации у тебя связаны с озером? Спроси у озера о своей тревоге». «Все будет хорошо!»-отвечает ребенок.

          Бывают случаи когда школьник отказывается работать с песком.,

     Можно спросить: « А когда ты не хочешь работать с песком, что ты чувствуешь?»

Метод «Глиняное поле» ( индивидуальная работа )

   Ребенок садится  за столом, перед ящиком с низкими бортами, наполненным влажной глиной. Там 8-9 кг, груз нелегкий, но его можно взять в руки, почувствовать его тяжесть. Сидящий за столом закрывает глаза. Его руки трогают и чувствуют глину, они знают, что им делать с глиной. Он полностью отдается ощущениям в своих  руках, тому, как они двигаются и придают глине форму. Рядом с ящиком стоит чаша с водой. Человек закрывает глаза (дети лепят с открытыми глазами, для них естественнно пространство игры), руки касаются глины и педагог предлагает не лепить предмет, а просто взаимодействовать с глиной. Сеанс длится от 20 минут до часа.

                                                    Цели работы:

  -Активизировать жизненные, творческие силы, чтобы раскрыть свой потенциал;

  -Объяснить структуры поведения и устранить препятствия, мешающие процессу изменения;

  -Воспринять жизненные кризисы, конфликты, болезни как требование жизни к развитию, а самого себя - как участника развития;

   -Получить новые знания и прояснить для себя ситуацию и главную тему своей жизни в данный момент, чтобы жить в гармонии и согласии с собой и с другими.

Литература:

  1. AATA, Inc.Souter-Anderson (2010) Touching Clay, Touching What? Dorset: Archive Publishing:
  2. ElbrechtCornelia. TraumaHealing at the Clay Field: A Sensorimotor Art Therapy Approach

  3. HenleyDavid . Clayworks in Art Therapy : Plying the Sacred CircleLondon, 1996

  4. http://drama-in-ecce.com/2012/05/04/the-therapeutic-benefits-of-clay-work-in-play-therapy/

  5. http://www.aboutclay.com/info/history_of_clay.htm

  6. http://www.hebpsy.net/files/mrXujBChRsV8maksZzw1.pdf
  7. Nez David Persephone's return: Archetypal art therapy and the treatment of a survivor of abuse, 2002

  8. Oaklander, V. (1978). Windows to Our Children. New York: The centre for GestaltDevelopment Inc.
  9. Дополнительное образование детей / Под. Ред. О.Е. Лебедева. – М.: Владос, 2000.
  10. Жуковицкая Н.Н.,  Царева Н.П.,   Дикун И.В.,    Малыхина Л.Б. Концепция развития дополнительного образования детей Ленинградской области // Дополнительное образование и воспитание. – М.: «Витязь-М», 2006.  - №11.  – С. 8 – 15.
  11. Малыхина Л.Б., Конасова Н.Ю., Бочманова Н.И.  «Аттестация педагога дополнительного образования». – М.: Планета, 2011.
  12. Назлоян Г. М.  Книга: «Портретный метод психотерапии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами Арт-терапии "Дерево счастья"

Занятие предназначено для учащихся с умеренными нарушениями интелекта в возрасте от 10 до 16 летЦель:  способствовать гармонизации психоэмоционального состояния учащихсяЗадачи:ü...

Использование песочной терапии на логопедических занятиях.

В статье раскрывается суть терапевтического эффекта игры с песком на логопедических занятиях. Предлагаются упражнения по темам: "Деление на слоги", "Ударение", "Развитие речевого дыхания" и др....

Курс занятий коррекционно-развивающего обучения с использованием элементов песочной терапии

     Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира в...

Методические рекомендации порповедению еженедельных занятий по арт-терапии

В рекомендациях дается подробное описание темы, цели,оборудования каждого занятия по арт-терапии. Рекомендавано учителям начальных классов и школьным психологам. ...

Цикл занятий по арт-терапии

МИР ЦВЕТОВ И ЧУВСТВЦикл арт-терапевтических занятийс детьми с умеренной умственной отсталостью.Цели работы:• устранение неэффективного психологического напряжения;• формирование положительного образа ...

Конспект занятия по арт-терапии "Сказочные герои"

Занятие направленное на эмоциональную разгрузку...

Методическая разработка занятия по музыкальной терапии

Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии (ЗПР, СДВГ, РАС, РДА, синдром Дауна, ДЦП и др.)...