Предоставление педагогического опыта
материал
Тема педагогического опыта: «Применение сказкотерапии в сенсорной комнате для развития личностных особенностей у детей с нарушениями интеллекта»
Автор педагогического опыта: Ибрагимова Ирина Владимировна, педагог-психолог ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность педагогического опыта
Последние несколько лет модернизация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является важной задачей в системе образования. Обеспечиваются широкие возможности развития особенных детей. Современные подходы в системе школьного образования диктуют необходимость поиска эффективных форм коррекционной работы в любом учреждении, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности, дети с интеллектуальными нарушениями,
Развитие всех психических процессов у детей с интеллектуальными нарушениями отличается качественным своеобразием, Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие высших психических функций. Нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Развитие сенсорной сферы детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется недостаточной устойчивостью, прерывистостью, малой дифференцированностью.
В ходе работы, у меня возникла необходимость находить оптимальные подходы в организации деятельности, чтобы не перегружать ребёнка, и тем самым не усугублять имеющиеся у него проблемы со здоровьем.
Основная идея педагогического опыта
Следствием поиска решения поставленных задач в процессе коррекционной работы стало широкое использование возможностей сенсорной комнаты, в которой можно органично сочетать процесс занятия с увлекательной для ребёнка игрой.
Сенсорная комната – это особая среда, в которой создана комфортная атмосфера. Она используется для формирования и повышения тактильной чувствительности, достижения положительных эмоций, восстановления работы вестибулярного аппарата. Занятия в сенсорном помещении являются одновременно развлекательными и развивающими, что обеспечивает всестороннее развитие детей с нарушениями интеллекта.
Теоретическая база опыта
Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К. -Г. Юнга и М. -Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова.
В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: психологов и педагогов. Появились сказкотерапевтические программы Г. Азовцевой, А. Лисиной, Т. Речицкой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Освещение опыта работы с детьми с нарушениями интеллекта посредством сказкотерапии представлено в трудах Астапов В.М., Микадзе Ю.В.
Новизна
Всем специалистам, работающим с детьми в сенсорной комнате, известно, что стимуляция осуществляется за счёт современного реабилитационного оборудования: это пузырьковая колонна, фиброоптические волокна, тактильные панно, проекторы и т.д. Но чтобы это оборудование использовалось максимально эффективно, его работу я органично сочетаю с интересными для детей развивающими заданиями, используя разнообразный дидактический и игровой материал.
Начальный опыт проведения занятий в сенсорной комнате показал слабую эффективность простого манипулирования, пассивного взаимодействия с реабилитационным оборудованием, что подтверждает одно из главных положений возрастной психологии: развитие психических процессов эффективно только в деятельности.
Именно в специально организованной для психологической работы сенсорной комнате взаимодействие между ребенком и интерактивной-сказочной средой осуществляется наиболее гармонично. Эта среда в определенной мере вступает в виртуальное взаимодействие с ребенком, и он, откликаясь на это взаимодействие, начинает по-иному воспринимать окружающее пространство. Оно «обволакивает» его, «провоцирует» в хорошем смысле этого слова к взаимодействию на основе чувственного опыта. Такое взаимодействие ненавязчиво вовлекает в интересную и увлекательную деятельность. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между психологом и учеником.
Технология опыта
Преимущества использования сказок в работе с детьми:
- наличие волшебства и тайны;
- отсутствие в сказках нравоучений;
- лёгкость восприятия информации;
- победа добра;
- подходит детям разного возраста, с различным уровнем интеллектуального и речевого развития.
Занятия проходят в виде увлекательного «путешествия» с определёнными ритуалами и со своим сюжетом, пронизанным общей нитью, с необходимостью решения ребёнком некой проблемной ситуации. Развитие сюжета, содержание занятия зависят от поставленных целей, программного материала. Использование здоровьесберегающих технологий на таком «занятии-путешествии» также вписывается в общую сюжетную линию сказочного сюжета.
Со сказками можно работать в различных направлениях:
- Анализ сказки, где необходимо интерпритировать то, что лежит в основе сказки, поведении героев.
- Рассказывание сказки, при котором ребенок рассказывает сказку от первого лица, третьего лица, сказочного героя.
- Переделывание сказок, например, переделать конец, или добавить нового сказочного героя.
Хотелось бы отметить, что проведение сказкотерапии всё же является методом терапии, следовательно имеет определённую структуру занятия:
1. Ритуал входа в сказку, который позволяет создать настрой на совместную работу и расположить ребёнка к себе.
2. Обогащение опыта ребенка через рассказывание сказки
3. Интеграция, которая показывает взаимосвязь нового опыта с реальной жизнью.
4. Ритуал выхода из сказки.
Результативность опыта
Хочется отметить положительное влияние занятий в условиях сенсорной комнаты, т.к. у детей опосредованное познание пространства происходит в процессе погружения в «ирреальность».
В заключение можно сказать, что в результате работы со сказкой в условиях сенсорной комнаты у детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями снижается психоэмоциональное напряжение; формируются представления о положительных и отрицательных эмоциях; появляется уверенность в себе, а такжепостепенно накапливается сенсорный опыт, который впоследствии становится основой формирования разнообразных видов детской деятельности.
Список литературы
1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. СПб.:Питер, 2008. 384с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб: Речь, 2000. 310с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
Тема педагогического опыта: «Применение сказкотерапии в сенсорной комнате для развития личностных особенностей у детей с нарушениями интеллекта»
Автор педагогического опыта: Ибрагимова Ирина Владимировна, педагог-психолог ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность педагогического опыта
Последние несколько лет модернизация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является важной задачей в системе образования. Обеспечиваются широкие возможности развития особенных детей. Современные подходы в системе школьного образования диктуют необходимость поиска эффективных форм коррекционной работы в любом учреждении, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности, дети с интеллектуальными нарушениями,
Развитие всех психических процессов у детей с интеллектуальными нарушениями отличается качественным своеобразием, Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие высших психических функций. Нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Развитие сенсорной сферы детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется недостаточной устойчивостью, прерывистостью, малой дифференцированностью.
В ходе работы, у меня возникла необходимость находить оптимальные подходы в организации деятельности, чтобы не перегружать ребёнка, и тем самым не усугублять имеющиеся у него проблемы со здоровьем.
Основная идея педагогического опыта
Следствием поиска решения поставленных задач в процессе коррекционной работы стало широкое использование возможностей сенсорной комнаты, в которой можно органично сочетать процесс занятия с увлекательной для ребёнка игрой.
Сенсорная комната – это особая среда, в которой создана комфортная атмосфера. Она используется для формирования и повышения тактильной чувствительности, достижения положительных эмоций, восстановления работы вестибулярного аппарата. Занятия в сенсорном помещении являются одновременно развлекательными и развивающими, что обеспечивает всестороннее развитие детей с нарушениями интеллекта.
Теоретическая база опыта
Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К. -Г. Юнга и М. -Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова.
В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: психологов и педагогов. Появились сказкотерапевтические программы Г. Азовцевой, А. Лисиной, Т. Речицкой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Новизна
Всем специалистам, работающим с детьми в сенсорной комнате, известно, что стимуляция осуществляется за счёт современного реабилитационного оборудования: это пузырьковая колонна, фиброоптические волокна, тактильные панно, проекторы и т.д. Но чтобы это оборудование использовалось максимально эффективно, его работу я органично сочетаю с интересными для детей развивающими заданиями, используя разнообразный дидактический и игровой материал.
Начальный опыт проведения занятий в сенсорной комнате показал слабую эффективность простого манипулирования, пассивного взаимодействия с реабилитационным оборудованием, что подтверждает одно из главных положений возрастной психологии: развитие психических процессов эффективно только в деятельности.
Именно в специально организованной для психологической работы сенсорной комнате взаимодействие между ребенком и интерактивной-сказочной средой осуществляется наиболее гармонично. Эта среда в определенной мере вступает в виртуальное взаимодействие с ребенком, и он, откликаясь на это взаимодействие, начинает по-иному воспринимать окружающее пространство. Оно «обволакивает» его, «провоцирует» в хорошем смысле этого слова к взаимодействию на основе чувственного опыта. Такое взаимодействие ненавязчиво вовлекает в интересную и увлекательную деятельность. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между психологом и учеником.
Технология опыта
Преимущества использования сказок в работе с детьми:
- наличие волшебства и тайны;
- отсутствие в сказках нравоучений;
- лёгкость восприятия информации;
- победа добра;
- подходит детям разного возраста, с различным уровнем интеллектуального и речевого развития.
Занятия проходят в виде увлекательного «путешествия» с определёнными ритуалами и со своим сюжетом, пронизанным общей нитью, с необходимостью решения ребёнком некой проблемной ситуации. Развитие сюжета, содержание занятия зависят от поставленных целей, программного материала. Использование здоровьесберегающих технологий на таком «занятии-путешествии» также вписывается в общую сюжетную линию сказочного сюжета.
Со сказками можно работать в различных направлениях:
- Анализ сказки, где необходимо интерпритировать то, что лежит в основе сказки, поведении героев.
- Рассказывание сказки, при котором ребенок рассказывает сказку от первого лица, третьего лица, сказочного героя.
- Переделывание сказок, например, переделать конец, или добавить нового сказочного героя.
Хотелось бы отметить, что проведение сказкотерапии всё же является методом терапии, следовательно имеет определённую структуру занятия:
1. Ритуал входа в сказку, который позволяет создать настрой на совместную работу и расположить ребёнка к себе.
2. Обогащение опыта ребенка через рассказывание сказки
3. Интеграция, которая показывает взаимосвязь нового опыта с реальной жизнью.
4. Ритуал выхода из сказки.
Результативность опыта
Хочется отметить положительное влияние занятий в условиях сенсорной комнаты, т.к. у детей опосредованное познание пространства происходит в процессе погружения в «ирреальность».
В заключение можно сказать, что в результате работы со сказкой в условиях сенсорной комнаты у детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями снижается психоэмоциональное напряжение; формируются представления о положительных и отрицательных эмоциях; появляется уверенность в себе, а такжепостепенно накапливается сенсорный опыт, который впоследствии становится основой формирования разнообразных видов детской деятельности.
Список литературы
1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. СПб.:Питер, 2008. 384с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб: Речь, 2000. 310с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предоставление собственного инновационного педагогического опыта "Гармоничное развитие личности каждого ребенка с учетом его возраста в условиях ГПД»
Воспитание – одна из стратегических задач образования. Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Ребенок развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/18/picture-553258-1418932376.jpg)
Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/18/picture-553258-1418932376.jpg)
Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...
Форма распространения собственного педагогического опыта. Тема представляемого педагогического опыта
Форма распространения собственного педагогического опыта.Тема представляемого педагогического опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/09/picture-1201935-1581264084.jpg)
Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта
Логопедические методики на уроках в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/18/picture-279693-1676718902.jpg)
Предоставление педагогического опыта
Нравственное становление подрастающего поколения есть важнейшая составляющая развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личност...
Наличие обобщенного актуального педагогического опыта. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов деятельности.
Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня.Одна из главных задач воспитателя ГПД является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников.Цел...