Программа «Уроки здоровья»
рабочая программа (4 класс)
Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд, а ребёнок и подавно.
Последние десятилетия характеризовались тенденцией к ухудшению показателей состояния здоровья подрастающего поколения.
По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Не секрет, что здоровье детей за годы обучения в школе ухудшается в 5 – 6 раз, поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proogramma_uroki_zdorovya.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»
Программа «Уроки здоровья»
Программу составила
учитель высшей категории
Фирсова Е.В..
Смоленск 2020
Информация о программе:
В основу программы были положены разработки занятий по валеологии для учащихся младших классов Обуховой Л.А. и Лемяскиной Н.А.
Тип программы: модифицированная
Направление деятельности: социально-педагогическая и спортивно-оздоровительная
Уровень освоения: долгосрочная; срок реализации программы - 4 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд, а ребёнок и подавно.
Последние десятилетия характеризовались тенденцией к ухудшению показателей состояния здоровья подрастающего поколения.
По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Не секрет, что здоровье детей за годы обучения в школе ухудшается в 5 – 6 раз, поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания.
Мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие понимания у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. С раннего детства необходимо воспитывать в ребёнке уважительное отношение к своему здоровью. Школа и семья должны помочь ребёнку научиться любить себя, своё тело, своё здоровье.
Значимость образования состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью, научить их выбирать здоровый образ жизни.
«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, заменить их нельзя ничем, » – считал Н.М. Амосов. С этим утверждением нельзя не согласиться. Опыт показывает, что развитием своего здоровья, совершенствованием физических возможностей организма, человек занимается с удовольствием. Разумеется, необходимо помочь найти каждому обучающемуся свой путь к здоровью.
Актуальность программы.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с младшего школьного возраста (и ранее), поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
ПОСТАВЛЕНЫ ЗАДАЧИ:
- организовать творческую активность и самостоятельное экспериментирование детей на занятиях;
- формировать двигательный режим школьников, который обеспечит активный отдых и удовлетворит естественную потребность в движениях;
- воспитывать социально адаптированную и гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества;
- формировать коллектив.
ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА:
- укрепление здоровья школьников, формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды;
- социальное формирование личности с учётом её фактора развития, воспитание человека с творческими способностями, что предусматривает нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности;
- корректировку и развитие психических свойств личности детей.
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА.
Программа ориентирована не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимые для развития навыков ребенка.
Содержание занятий подразумевает введение сказочных и игровых сюжетов и персонажей. Игра на занятии позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы здоровья духовного. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Занятия требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта.
Форма проведения занятий: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры, комплекс упражнений, общение с природой, динамические часы, экскурсия и др.
На занятиях используются различные методы и приемы обучения:
Методы | Приемы |
Объяснительно-иллюстративные | Рассказ, демонстрация, беседа, экскурсия |
Репродуктивные | Практическое занятие, деловая или ролевая игра, викторина, обмен опытом |
Эвристические | Творческое задание |
Оценка результатов деятельности.
На самих занятиях используются словесные одобрения. На поставлены вопросы дети могут давать любые ответы, без страха включаться в обсуждение разных вопросов, учиться отстаивать свое мнение и прислушиваться к другим.
В конце каждого года обучения проводятся обобщающие уроки, на которых в игровой и непринужденной форме проверяются знания, умения и навыки учащихся по программе. Родители на собраниях отвечают на вопросы анкет, где отмечают положительные или отрицательные изменения у детей в отношении к своему здоровья, в соблюдении норм гигиены, в проявлении эмоционально-волевых качеств характера.
Школьным психологом также ежегодно исследуются уровень воспитанности обучающихся и эмоционально-волевая сфера детей.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
№ | Название темы |
1. | Дружи с водой |
2 | Забота о глазах. |
3 | Уход за ушами |
4 | Уход за зубами |
5 | Уход за руками и ногами |
6 | Работа о коже |
7 | Как следует питаться |
8 | Как сделать сон полезным |
9 | Настроение в школе |
10 | Настроение после школы |
11 | Поведение в школе |
12 | Вредные привычки |
13 | Как закаляться.. Обливание и обтирание |
14 | И снова о гигиене |
15 | О пользе витаминов |
16 | Наша безопасность |
17 | Народные подвижные игры |
Программа рассчитана на четыре года для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Рекомендуемое количество учащихся в группе 12 человек.
Занятия проходят 1 раза в неделю по одному часу. В год – 34 часа.
Учебно-тематический план 1 года обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Тема | Количество часов | Дата |
1. | Дружи с водой. Советы Доктора Воды: особенности организма и забота о своем здоровье. Как вода помогает избавиться от микробов. Практические занятия Игра «Друзья Вода и Мыло». Инсценировка отрывка из сказки «Мойдодыр» К. Чуковского. | 2 | |
2. | Забота о глазах. Глаза – главные помощники человека. Правила бережного отношения к зрению. Практические занятия Гимнастика для глаз. Игра «Полезно-вредно». Проведение опыта «Воздействие света на зрачок глаза» | 2 | |
3. | Уход за ушами. Чтобы уши слышали: как сберечь органы слуха. Практические занятия Самомассаж ушей. Опыт «Звучащий предмет» | 2 | |
4. | Уход за зубами. Почему зубы болят. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку здоровой. Практические занятия Упражнение «Спрятанный сахар». Практикум «чистка зубов». Оздоровительная минутка. | 2 | |
5. | Уход за руками и ногами « Рабочие инструменты человека»: руки и ноги. Уход за ногтями. Практические занятия Игра-соревнование «Кто больше?». Динамический час. Конкурс знатоков пословиц и поговорок. | 2 | |
6. | Забота о коже. Зачем человеку кожа. Надежная защита организма. Если кожа повреждена. Правила ухода за кожей. Практические занятия Игра «Угадай-ка». Опыты «Почувствуй предмет». Практикум: оказание первой помощи при повреждениях кожных покровов. | 2 | |
7. | Как следует питаться. Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Я выбираю кашу! Практические занятия Занятие-обсуждение по стихотворению С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала». Игра «Что разрушает здоровье». Упражнения «Деревце», «Гора». | 2 | |
8. | Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство. Гигиена сна. Практические занятия Игра «Плохо - хорошо» (по гигиене сна). Анализ стихотворения С.Михалкова «Не спать» | 2 | |
9. | Настроение в школе. Беседа «От чего зависит настроение». Практические занятия Динамический час Упражнения «Азбука волшебных слов», «Сотвори солнце в себе». | 2 | |
10. | Настроение после школы. Беседа с активным слушанием «Как создать хорошее настроение». Практические занятия Анкетирование «Любишь – не любишь» Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». | 2 | |
11. | Поведение в школе. Правила поведения в школе «Я – ученик» Практические занятия Игра «Какой ты ученик». Анализ стихотворения Б.Заходера «Перемена». Игра-практикум «В столовой». | 2 | |
12. | Вредные привычки. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Практические занятия Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка. Анализ ситуаций. | 2 | |
13. | Как закаляться. Обтирание и обливание. Если хочешь быть здоров - закаляйся! Шесть признаков здорового и закаленного человека. Практические занятия Классная выставка «Мы дружим с физкультурой и спортом». Игра «Эрудит» | 2 | |
14. | И снова о гигиене. Анализ «Вредных советов» Г. Остера и «Очень правдивой истории» Л. Яхнина. Практические занятия Викторина «Чистота и здоровье». Игры «Письма», «Отгадай-ка!» | 2 | |
15. | О пользе витаминов. Беседа «Что я знаю про витамины». Просмотр видеофильма по теме. Практические занятия Инсценировка «Спор овощей». Игры «Вершки и корешки», «Кто больше?» Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин» | 2 | |
16. | Наша безопасность. Беседа «Очень подозрительный тип». Основные правила личной безопасности. Практические занятия Практикум «Один дома», «Встреча на улице». | 2 | |
17. | Народные подвижные игры. Просмотр слайдов и лекция о народных подвижных играх. Практические занятия | 2 | |
ИТОГО: | 34 ч |
Предполагаемые результаты:
К концу 1 года обучения учащиеся должны
знать:
- основные правила гигиены;
- правила рационального питания;
- основы организации труда и отдыха;
- способы управления своим поведением;
- меры предосторожности при обращении с бытовыми электроприборами, купании на открытой воде;
- о пользе витаминов.
- уметь:
- применять на практике правила ухода за своим телом;
- рационально организовывать свое рабочее время и досуг;
- уметь управлять своим поведением в различных ситуациях;
- применять на практике меры предосторожности при обращении с бытовыми электроприборами, купании на открытой воде.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема | Количество часов | Дата | |||
Почему мы болеем. | 2 | |||||
Кто и как предохраняет нас от болезней? | 2 | |||||
Кто нас лечит. | 2 | |||||
Прививки от болезней. | 2 | |||||
Что нужно знать о лекарствах | 2 | |||||
Как избежать отравлений. | 2 | |||||
Первая помощи при отравлении жидкостями, пищей, парами газом | 2 | |||||
Правила безопасного поведения на улице, в транспорте. | 2 | |||||
Правила обращения с огнем. | 2 | |||||
Как уберечься от поражения электрическим током. | 2 | |||||
Травма. | 2 | |||||
Предосторожности при обращении с животными | 2 | |||||
Если укусила змея. | 2 | |||||
Безопасность при любой погоде. | 2 | |||||
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. | 2 | |||||
Правила безопасного поведения в доме. | 2 | |||||
Первая помощь при травмах. | 2 | |||||
Итого: | 34 ч |
К концу 2 года обучения учащиеся должны
знать:
- основные причины и признаки распространенных детских болезней;
- названия специальностей некоторых врачей, направления их работы;
- значение прививок, лекарственных средств;
- как избежать отравлений и как оказать первую помощь;
- как оказать первую помощь при обморожении, тепловом ударе,
травме, ушибе или порезе, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос;
- меры предосторожности при общении с животными.
уметь:
- оказывать первую помощь в случае обморожения, теплового удара,
- травмы, ушиба или пореза, попадания инородных тел в глаз, ухо, нос;
- применять на практике правила безопасного поведения дома, на улице, в транспорте, на воде, с огнем, при общении с животными.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ № | Тема | Количество часов | Дата |
1. | Чего не надо бояться | 2 | |
2. | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. | 2 | |
3. | Почему мы говорим неправду. | 2 | |
4. | Почему мы не слушаемся родителей | 2 | |
5. | Надо уметь сдерживать себя. | 2 | |
6. | Не грызи ногти, не ковыряй в носу. | 2 | |
7. | Как относиться к подаркам? | 2 | |
8. | Как следует относиться к наказаниям | 2 | |
9. | Как нужно одеваться | 2 | |
10. | Как вести себя с незнакомыми людьми. | 2 | |
11. | Как вести себя, если что-то болит. | 2 | |
12. | Как вести себя за столом. | 2 | |
13. | Как вести себя в гостях. | 2 | |
14. | Как вести себя в общественных местах | 2 | |
15. | «Нехорошие слова». Недобрые шутки. | 2 | |
16. | Что делать, если не хочется в школу? | 2 | |
17. | Чем заняться после школы. | 2 | |
ИТОГО: | 34ч |
К концу 3 года обучения учащиеся должны
знать:
- понятие «вредные привычки» и методы борьбы с ними;
- как относиться к наказаниям;
- элементарные правила сервировки стола и поведения за столом;
- как дарить и принимать подарки;
- как воспитывать в себе уверенность, умение слушать и слышать других, умение вежливо общаться, оказывать помощь.
уметь:
- применять на практике методы борьбы с вредными привычками;
- дарить и принимать подарки;
- применять на практике правила поведения за столом;
- вежливо общаться со старшими и сверстниками, оказывать необходимую посильную помощь нуждающимся.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема | Количество часов | Дата | |
1. | Наше здоровье | 2 | ||
2. | Как помочь сохранить себе здоровье | 2 | ||
3. | Что зависит от моего решения. | 2 | ||
4. | Злой волшебник табак. | 2 | ||
5. | Почему некоторые привычки называются вредными. | 2 | ||
6. | Помоги себе сам. | 2 | ||
7. | Злой волшебник алкоголь. | 2 | ||
8. | Злой волшебник наркотик. | 2 | ||
9. | Мы одна семья. | 5 | ||
10. | Итоговые занятия | 13 | ||
Итого: | 34 |
К концу 4 года обучения учащиеся должны
знать:
- значение понятий «здоровье», «эмоции», «чувства», «поступки»;
- как помочь себе сохранить здоровье;
- об опасности для организма в случае приема алкоголя, наркотиков или табакокурения;
- о пользе спорта для растущего организма.
уметь:
- принимать решения (в соответствии с возрастом) и отвечать за них;
- общаться в коллективе;
- применять на практике изученные правила гигиены;
- рационально распределять свое рабочее и свободное время;
- вести здоровый образ жизни.
Форма проведения занятий: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы» и др.), комплекс упражнений, общение с природой, динамические часы, экскурсия и др.
Занятия требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопленных знаний, умений и практического опыта.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведение индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки и динамические часы включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»).
Используемая литература
- Белоножкина О.В. Инсценированные классные часы в начальной школе: как быть здоровым. Волгоград, 2005.
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., 2004.
- Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб., 1997.
- Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПБ., 1996.
- Зайцев Г.К. Школьная валеология; научное обоснование и программное обеспечение. СПб.,1997.
- Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья.1995
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.Твое здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
- Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. Волгоград, 2007
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления: программно-методическое пособие. М., 2002.
- Николаева А. П.. Колесов Д.В.: Уроки профилактики наркомании в школе. М., 2003.
- Образовательные программы дополнительного образования. М., 2004.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. М., 2004.
- Татарникова Л.Т. и др. Я и мое здоровье. Волгоград, 1995.
- Энциклопедия этикета. СПб., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа уроков Здоровья
Данную программу можно использовать как в урочной. так и внеурочной деятельности....
Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья"для младшего школьного возраста
Программа «Уроки здоровья»относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование...
Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья" для младшего школьного возраста
Программа «Уроки здоровья»относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование...
Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья" для младшего школьного возраста
Программа «Уроки здоровья»относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование...
Тестовые задания по дополнительной образовательной программе "Уроки здоровья"
В разработке предложены задания - тесты для реализации педогогического контроля по программе "Уроки здоровья"...
Подвижные игры для реализации дополнительной образовательной программы "Уроки здоровья"
В данной разработке описаны подвижные игры для реализации дополнительной образовательной программы "Уроки здоровья"...
программа "Уроки здоровья"
программа внеурочной деятельности...