Авторская программа уроков Здоровья
рабочая программа на тему
Данную программу можно использовать как в урочной. так и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_urokov_zdorovya.doc | 291 КБ |
Предварительный просмотр:
для учащихся 1 – 4 классов
Автор: учитель начальных классов ГБОУ ЦО № 1601
Чигнева Людмила Витальевна
Пояснительная записка
Здоровье, говорил русский ученый – физиолог И.П.Павлов, – это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек.
Здоровье каждого человека не только его личное дело. Это величайшая общественная ценность, общенародное достояние.
Итак, здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Быть здоровым, значит нужно иметь определенные знания, умения и навыки в области гигиены, здорового образа жизни, медицинской помощи, нужно научиться не вредить своему организму.
В последние годы наблюдается нарастающая тенденция ухудшения состояния здоровья учащихся. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Самый главный путь к здоровью – предупреждение заболевания, так называемая профилактика болезни.
Одним из путей профилактики роста заболеваний, воспитания здорового образа жизни, формирования у учащихся собственной ответственности за свое здоровье является разработка этой программы уроков здоровья для 1-4 классов.
Данная программа позволяет последовательно решать задачи по здоровому образу жизни на протяжении всех лет обучения в начальной школе, формировать у учащихся целостный подход к состоянию здоровья на основе здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе.
Цель программы:
развивать культуру здоровья у детей и подростков;
научить школьников ответственно относиться к своему здоровью;
научить распределять физические нагрузки в разный период физиологического развития (правильно и рационально составлять режим дня);
помочь детям с ослабленным здоровьем адаптироваться в школьной среде, используя специальные физические упражнения;
научить детей оценивать свое физическое развитие и уровень физической подготовленности;
привлечь родителей в помощи укрепления здоровья своих детей;
помочь школьникам стать здоровыми и счастливыми.
Задачи программы:
- Формирование мотивационно-ценностного отношения к ЗОЖ, установки на самопознание, саморазвитие.
- Ознакомление с правилами личной и общественной гигиены, безопасности жизнедеятельности.
- Воспитание осознания того, что человек является частью природы и космоса, воспитание природосберегающего поведения детей.
- Формирование представлений о своем нравственно-духовном, психофизическом состоянии здоровья как личном и общественном достоянии.
- Приобретение опыта методов и форм здоровьесберегающей работы для достижения оптимального уровня жизнедеятельности.
Организация обучения и виды деятельности
- Основными формами организации являются лекции, семинары, групповая и парная работа, практические занятия.
- Основные формы обучения – урочная (нетрадиционные и интегрированные уроки), внеурочная (игровые приемы).
- дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- разучивание и прослушивание песен;
- подвижные игры;
- физические упражнения и ежедневная утренняя зарядка;
- рисование и лепка.
Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Уроки содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки — упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Проведение уроков Здоровья исключает академический стиль назидания и указания. Это скорее всего совместное размышление об образе жизни, попутные советы, путешествие в тайны своей сущности, связанное с многими открытиями. Важно, чтобы в учебном процессе у каждого ребенка формировалось настроение особой радости, нежности к самому себе, а через себя — к другим.
Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста. Предлагаемые темы и разделы рассчитаны на 4 года обучения: 1-й год — 32 часа, 2-й, 3-й и 4-й год — по 34 часа. Они взаимосвязаны между собой, и каждый последующий год обучения разработан с учетом уже имеющихся знаний.
При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы, основным элементом которых является игровая педагогика. Игра — это один из способов развития в ребенке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности, достоинства.
В ходе реализации программы этому виду деятельности придается особое значение. Игра часто присутствует во время учебной деятельности и согласуется с темами уроков: «Путешествие по пищеварительному тоннелю» (ролевая игра), «Угадай меня» — к теме «Кожа — орган осязания», «Угадай по запаху» - к теме «Hoc — орган обоняния» и др. Итоговые уроки по закреплению полученных знаний рекомендуется проводить в форме блицтурниров, КВНов, праздников.
Использование на уроках различных игровых моментов позволяет удовлетворить базовые возрастные потребности ребенка в игре, подражании, движении, практическом действии. Это способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы урока. Кроме этого, предполагается проведение подвижных, развивающих и психотехнических игр.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня гигиенических знаний, сознательного поведения учащихся;
- Формирование мотивации, практических знаний и умений по обеспечению здорового образа жизни;
- Улучшение показателей здоровья;
- Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья учащихся;
- Снижение количества ситуаций, представляющих опасность для здоровья младших школьников;
- Решение проблемы: «Человек – образ жизни – образование – здоровье».
Принципы построения программы:
Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформированные в Законе «Об образовании».
Программа уроков Здоровья основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников.
- Принцип сознательности нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
- Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
- Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
- Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
- Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
- Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
- Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
- Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
- Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
- Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Структура программы «Уроков здоровья»
1 класс (32 часа)
1. Введение (3 ч)
2. Физическое здоровье и здоровый образ жизни (10 ч)
3. Психическое здоровье (6 ч)
4. Нравственно-духовное здоровье человека (5 ч)
5. Основы доврачебной помощи (8 ч)
2 класс (34 часа)
1. Введение (4 ч)
2. Физическое здоровье и здоровый образ жизни (10 ч)
3. Психическое здоровье (6 ч)
4. Нравственно-духовное здоровье человека (5 ч)
5. Основы доврачебной помощи (9 ч)
3 класс (34 часа)
1. Введение (3 ч)
2. Физическое здоровье и здоровый образ жизни (12 ч)
3. Психическое здоровье (5 ч)
4. Нравственно-духовное здоровье человека (7 ч)
5. Основы доврачебной помощи (9 ч)
4 класс (34 часа)
1. Введение (2 ч)
2. Физическое здоровье и здоровый образ жизни (12 ч)
3. Психическое здоровье (5 ч)
4. Нравственно-духовное здоровье человека (8 ч)
5. Основы доврачебной помощи (7 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся:
К концу 1-го года обучения дети должны знать:
— по каким законам ребенок появляется в этот мир;
— о событиях, предшествующих его появлению;
— о строении своего тела;
— о том, что полезно и что вредно позвоночнику;
— о полезных и вредных для растущего организма продуктах;
— правила гигиенического ухода за телом;
— об опасности вредных привычек.
К концу 2-го года обучения дети должны знать:
— название частей тела, основных внутренних органов и систем, их функции и назначение (уметь находить их);
— строение скелета, упражнения роста;
— правила рационального питания;
— как заботиться о сердце и органах дыхания;
— об органах чувств, их строении и функциях.
Должны уметь:
— выполнять правила и упражнения, позволяющие укрепить осанку, полезные для сердца и легких;
— выполнять правила сохранения зрения и слуха;
— находить биологически активные точки от зубной боли, простуды, антистрессовую точку.
К концу 3-го года обучения дети должны знать:
— о существовании биологических часов у живых организмов;
— о сбалансированности между всеми системами тела;
— о способностях мозга и значении сна и отдыха;
— о значении иммунитета и прививок;
— правила первой помощи при травмах, ожогах, отравлении;
— значение лекарственных трав;
— правила закаливания. Биологически активные зоны (БАЗ);
— свой рост и развитие как жизненный процесс, которому благоприятствует разумное поведение. Здоровый образ жизни (ЗОЖ).
К концу 4-го года обучения дети должны знать:
- что такое здоровье, стиль жизни, его значение для сохранения и укрепления здоровья;
- режим дня, основы правильного питания, правила личной и общественной гигиены и их влияние на состояние здоровья человека;
- вредные и полезные привычки, их последствия;
- название и расположение частей тела, органов и систем тела человека, функционирование внутренних органов;
- виды двигательной активности, комплексы физических упражнений полезные для работы сердца, легких, суставов, стопы, глаз, позвоночника (на осанку);
- правила поведения с разными людьми, их выражение чувств;
- позитивные и негативные качества личности, их влияние на состояние здоровья человека;
- средства и методы предупреждения и преодоления утомления и переутомления;
- происхождение человека;
- влияние природы и окружающего мира на состояние здоровья человека.
Должны уметь:
- следить за своим состоянием здоровья;
- определять частоту сердечных сокращений, вес, рост, окружность грудной клетки, жизненную силу легких, силу мышц рук, спины, уровень физической подготовленности по показателям педагогических тестов;
- вести дневник «Здоровья», карту физического состояния;
- соблюдать режим дня, питания, двигательной активности;
- выполнять правила личной и общественной гигиены;
- определять, что вредно и полезно, описывать деятельность основных частей тела человека;
- строить отношения в семье, со сверстниками, обществе, природе, проявлять такт в общении с людьми обоего пола, реагировать на разные настроения людей;
- применять средства и методы по преодолению утомления и переутомления;
- соблюдать профилактические мероприятия по предупреждению распространенных инфекционных заболеваний.
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
— гуманность;
— вежливость;
— трудолюбие;
— физическая культура;
— честность;
— любознательность;
— а также уровень развития межличностных отношений в коллективе.
Содержание программы «Уроков здоровья»
1 класс (32 часа)
1. Введение (3 часа)
1.1. Человек как продукт эволюции. Человек – дитя живой природы. Рождение жизни на Земле. Организм и окружающая среда.
1.2. Понятие о человеке. Как, где и когда появились на Земле наши предки.
1.3. Когда болеет природа, болеет и человек. Луга, леса. Правила пребывания в природе.
2. Физическое здоровье и ЗОЖ (10 часов)
2.1. Понятие о здоровье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым. Понятие о здоровом образе жизни. Здороваться не будешь – здоровья не получишь. Волшебные слова.
2.2. Здоровье – это когда ты весел и все у тебя получается. Арттерапия. Рефлексия.
2.3. Режим дня – это… Можно ли быть всегда бодрым и работоспособным. Режим дня первоклассника.
2.4. Для чего я ем. Я ем, чтобы жить, а живу, чтобы есть. Продукты, которые едят в стране здоровья. Сладкая страничка. Разнообразное питание. Жевательная резинка – польза или вред. Гигиена питания.
2.5. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Сколько часов в сутки вы двигаетесь? Активные перемены. Игры подвижные и спортивные. Работа сердца. Что такое пульс?
2.6. Без чего нельзя и дня прожить. Свежий воздух и движение. Гиподинамия. Ежедневные прогулки на свежем воздухе. Проветривание перед сном.
2.7. Осанка по заказу. Дерево жизни. Его строение и функции. Защита жизненных органов. Спинной мозг – основа движения. Связки и хрящи. Гибкость позвоночника. Физические упражнения на гибкость. Правила их выполнения. Как правильно сидеть, спать, передвигаться.
2.8. Что такое правильная осанка. Осанка человека. В чем она проявляется и от чего зависит. Привычка правильно держать свое тело. Красивая и стройная фигура человека. Способы определения правильной осанки. Физические упражнения на формирование осанки. Упражнения при начальной стадии искривления позвоночника.
2.9. Если хочешь быть здоровым – закаляйся. Охлаждение и перегревание. Закаливание воздухом. Закаливающие действия воды. Водные процедуры: умывание, обтирание, мытье ног, душ, купание в открытом водоеме.
2.10. Культурно-гигиенические основы здоровья. Микробы. Уроки Мойдодыра. Что такое микробы? Микробы – друзья, микробы – враги. Где любят жить микробы. Что такое хорошо и что такое плохо. Как проникают микробы в организм человека. Почему надо мыть руки 100 раз в день?
3. Психическое здоровье (6 часов)
3.1. Эмоции приятные и неприятные, их отличия.
3.2. Плохое и хорошее настроение, как оно выражается?
3.3. Релаксация (расслабление).
3.4. Игры и упражнения на релаксацию. Расслабление. Умение расслабляться.
3.5. Улыбайтесь. Здоровье – это когда ты весел. Смех без причины. Цирк и клоуны. Какой смех полезен.
3.6. Волшебные слова. Арттерапия. Рефлексия. Упражнения на расслабление.
4. Нравственно-духовное здоровье (5 часов)
4.1. История моей семьи. Моя родословная. Путешествие в тайну моего рождения. Дневник здоровья «Я родился». Откуда берутся дети. Удивительные превращения, которые пережил каждый. Дневник здоровья «Воспоминания моих родителей».
4.2. Мое имя: что оно означает, кто и почему меня так назвали?
4.3. Что означает моя фамилия. Что такое честь фамилии.
4.4. Почему я похож на маму. Папу…
4.5. А знаешь, откуда берутся маленькие детки?
А вот почему я похож на маму, папу, бабушку, дедушку.
5. Основы доврачебной помощи (8 часов)
5.1. Органы чувств. Какие органы чувств мы знаем. За что они отвечают?
5.2. Уход за кожей. Ожоги. Первая помощь.
5.3. Уход за волосами и ногтями. Расческа – предмет индивидуального пользования. Дезинфекция.
5.4. Берегите зубы. Заболевание зубов – кариес! Привила ухода за зубами.
5.5. Попадание острых предметов в органы зрения, дыхания, слуха. Уход за ушами. Как чистить уши. Как защитить свои уши.
5.6. Один дома. Бытовые травмы. Первая и взаимопомощь.
5.7. Причины возникновения и пути передачи инфекционных заболеваний. Здоровье, что это такое. Признаки болезни, признаки здоровья. Наследственные заболевания. Анкета для бабушки и дедушки. Что мешает человеку быть здоровым.
5.8. Принципы предупреждения инфекций. Прививки. Нужно ли делать прививки от гриппа?
2 класс (34 часа)
1. Введение (4 часа)
1.1. Развитие жизни на Земле. Жизнь в древнем мире, выход организмов на сушу, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого. Первобытный человек. Появление человека современного типа.
1.2. Природные силы и человек. Солнце, Луна, звезды. Поклонение Солнцу в древности. Луна – вечернее светило.
1.3. Влияние небесных светил на организм человека. Связь между месяцем рождения, чертами характера и здоровьем человека. Влияние месяца рождения на здоровье и характер человека. Учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека.
1.4. Влияние экологических факторов на здоровье человека. Экологические факторы, влияющие на здоровье человека. Химические загрязнения среды и здоровье человека. Проблема промышленного производства. Состояние воздушного бассейна. Здоровье населения - важнейший показатель экологического благополучия человека.
2. Физическое здоровье и ЗОЖ (10 часов)
2.1. Познай себя. Организм человека. Функции основных органов и систем.
2.2. Всему начало – клетка. Волшебная клеточка (клеточное строение). Из чего мы сделаны? Сколько в тебе воды? Дневник здоровья «Я взрослею и расту» (измерение веса).
2.3. Всем, кто хочет быть здоров. Здоровье – что это такое? Признаки болезни, признаки здоровья. Наследственные заболевания. Анкета для бабушки и дедушки.
2.4. Что такое образ жизни? Что мешает человеку быть здоровым. Почему и как ремонтируется мой организм. Как живут клетки. Люблю ли я ходить в школу (самоанализ).
2.5. Загрязнение среды обитания, вредные привычки. Отказ от вредных привычек. Понятие «сидячего образа жизни». Курение, алкоголь.
2.6. Твой режим дня. Что такое режим дня. Как правильно его спланировать и организовать. Составление режима дня. Обсуждение и выбор правильного режима дня.
2.7. Пять дел перед сном: проветри комнату, умойся, почисть зубы, вымой ноги, выпей стакан молока или кефира. Памятка. Как правильно просыпаться? Как поддерживать бодрое, рабочее состояние после сна.
2.8. Органы пищеварения. Белки, жиры, углеводы – строительный материал организма. Здоровое меню. «Злые продукты».
2.9. Витамины, витамины… Для чего нужны витамины? Лучшие витамины – из природы. Продукты, богатые витаминами. Как лучше всего сохранить витамины в продуктах питания.
2.10. Щедрые лучи солнца, целительные силы воды. Водные процедуры – ходьба босиком по мокрым дорожкам, обширное умывание, обливание стоп, обтирание, душ. Активность солнца. Тепловые лучи и ультрафиолетовые. Их влияние на организм. Перегрев организма или солнечный удар.
3. Психическое здоровье (6 часов)
3.1. Избегайте ссор. Что такое спор, дискуссия? Спорь по правилам. Не спеши сказать сам, выслушай другого. Криком спор не разрешить. Чем сердиться – лучше помириться. Арттерапия. Психотехнические игры и упражнения.
3.2. Внутренняя улыбка. Учись быть добрым, внимательным, отзывчивым. Учись быть добрым, внимательным, отзывчивым.
3.3. Твои мысли и поступки. Учись уступать другому. Прощай ближнего. «Семь раз отмерь – один раз отрежь» (прежде чем сделать, обдумай).
3.4. Психотехнические игры и упражнения. Рефлексия.
3.5. Эмоции и контроль над ними. Эмоции — это состояния сознания. Почему важно контролировать собственные эмоциональные состояния? Методы психической саморегуляции: сон, водные процедуры, хобби, физические упражнения и спорт, смена обстановки.
3.6. Психологические склонности к приобретению вредных привычек. Люди разные, а привычки одинаковые. Привычка – вторая натура?
4. Нравственно-духовное здоровье (5 часов)
4.1. Моя семья. Семейные традиции, праздники. Моя родословная. Семейное древо. Мы любим друг друга. Дружная семья гору сдвинет.
4.2. Путешествие в тайну моего рождения. Как живет малыш внутри мамы. Как получает питательные вещества и кислород малыш. О развитии зародыша, который переходит в плод. Что может повредить ребенку. Эмоциональное состояние мамы и здоровье ребенка.
4.3. Я ищу подружку, друга. Несколько советов найти и сберечь друга. Как люди знакомятся. Почему не все становятся друзьями? Волшебные слова.
4.4. Старшие или младшие братья и сестры. Всегда ли я добр и щедр с ними? Умею ли я с ними общаться? Ваши отношения с ними. Забота о других.
4.5. Я, ты, мы. Школа общения. Психотехнические игры и упражнения. Тесты.
5. Основы доврачебной помощи (9 часов)
5.1. Никто не заботится о тебе лучше, чем ты сам. Методика определения массы и роста тела. Частоты сердечных сокращений, силы мышц рук, спины. Заполнение карты физического состояния, анализ данных.
5.2. Здоровые зубы, как ухаживать за ними.
5.3. Как нужно заботиться о глазах. Глаза – зеркало души. Забота о глазах. Как беречь глаза. Попала Маринке в глаз соринка (как промыть глаза). Гимнастерка для глаз.
5.4. Заболевания органов дыхания. Простуда. Насморк. Как дышат животные? Почему легкие так назвали. Что полезно и что вредно моим легким. Курительная машина (о вреде курения). Дневник здоровья «Мой любимый запах».
5.5. Раны и травмы.
5.6. Кожа – «пограничник» организма. У кого кожа самая толстая? Случаи, когда коже угрожает опасность. Правила ухода за кожей рук, ног, тела. Микробы и мыло. Вполне серьезный тест (о гигиене).
5.7. Позвоночник – ключ к здоровью. Осанка по заказу. Скелет человека, или почему мы не падаем. Как соединен скелет? Дневник здоровья «Я взрослею и расту» (измерение роста). Карлики, великаны.
5.8. Для чего нужен скелет, суставы? Какими свойствами должны обладать кости? Как долго растут кости? Как вырасти стройным и здоровым. Упражнения роста. Кто сильнее — слон или муравей? Для чего человеку мышцы? Правила тренировки мышц. Мышечные перегрузки.
5.9. Аптечка первой помощи. Что должно быть в ней?
3 класс (34 часа)
1. Введение (3часа)
1.1. Человек сознательный. На заре человечества. В начале – полулюди – полу животные. В конце – люди, такие же, как мы, творцы и созидатели.
1.2. Современный человек. Новое понимание мира. Попытайся понять природу. Живи по ее законам: натуральная пища, дождевая вода, свежий воздух и солнечный свет.
1.3. Душа человеческая. Организм человека и работа его органов. Психология – наука о душе человека. Что говорит мой внутренний голос.
2. Физическое здоровье и ЗОЖ (12 часов)
2.1. Организм человека и работа его органов. Внутренние органы человека. За что отвечает каждый орган?
2.2. Здоровье – это красота. Физическое совершенство. Красота поведения.
2.3. Как спланировать свой день? Умело распределяй умственный и физический труд с отдыхом.
2.4. Зачем мы спим по 25 лет. Крепкий, глубокий сон – залог бодрости, свежести и хорошей трудоспособности на весь день. Как работает организм человека во время сна?
2.5. Основы рационального питания. Что значит правильно питаться. К чему приводит переедание, привычка есть много сладкого. Зачем едят растения (вегетарианство). Кто придумал жевательную резинку. Зубы и как их беречь. Зеленая аптека.
2.6. Что нужно знать о пищеварении? С чего начинается пищеварение? Путешествие по пищеварительному тоннелю (ролевая игра). Как найти слюнные железы. Почему возникает чувство голода?
2.7. Минеральные вещества. Что такое макро- и микроэлементы? Их содержание в пищевых продуктах. Потребность и удовлетворение человеком в суточном рационе. Правила хорошего поведения во время приема пищи.
2.8. Сердце под защитой. Как устроена сердечная мышца. Эта замечательная жидкость — кровь. Если ли кладовые крови? Селезенка. Реки «Вена» и «Артерия». Как очищается кровь? Как заботиться о сердце? Болезнь, которой болеют только мальчики.
2.9. Зачем мы дышим. Кашель и чихание - наша защита. Инородные тела в дыхательных путях. Почему правильно дышать носом? Частота дыхания, от чего она зависит. Дыхательные упражнения, снимающие нервное возбуждение. Что разрушает легкие? Чем опасно курение? Вредные вещества, содержащиеся в табаке.
2.10. Бегайте ради жизни. Мышцы. Как развивать мускулатуру. Движение и умственная деятельность. Азбука оздоровительного бега. Тренировка дыхания.
2.11. Как правильно стоять, ходить, сидеть. Царственная осанка — залог здоровья. Как следить за осанкой при ходьбе, сидении, сне. Масса тела и рост. Что такое межпозвоночные диски. Плоскостопие, сколиоз. Для чего нужен костный мозг? Упражнения для профилактики сколиоза.
2.12. Ступени закаливания. Принципы закаливания – постепенность увеличения закаливающих воздействий, систематичность, учет индивидуальных особенностей организма, необходимость положительной эмоциональной настроенности по отношению закаливания, многофакторность, полиградационность, учет предшествующей деятельности или состояния организма.
3. Психическое здоровье (5 часов)
3.1. Составляющие психического состояния здоровья.
3.2. Гнев, страх, тревожность, презрение, отвращение, радость, стыд, чувство вины и их влияние на здоровье.
3.3. Причины конфликтов и их влияние на здоровье.
3.4. Курение. Токсикомания.
3.5. Воспитай силу воли. Учись жить с самим собой.
4. Нравственно-духовное здоровье (7 часов)
4.1. Моя семья. Как было у наших предков? Досуг в кругу семьи.
4.2. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
4.3. Я – девочка, я – мальчик. Общее и различное между мальчиками и девочками.
4.4. Советы для мальчиков. Семь заповедей девочек.
4.5. По одежке встречают…
4.6. Возлюби ближнего…
4.7. Я дома и в школе. Нормы поведения в обществе.
5. Основы доврачебной помощи (7 часов)
5.1. Почему мы болеем? Микробы и пути их проникновения в организм. Строение и функции кожи. Что угрожает коже. Кожа — броня организма, орган осязания. Что было бы, если бы кожа не чувствовала боли? Игра «Угадай меня».
5.2. Предупреждение инфекционных заболеваний. Если я заболел, что делать. Наружный, и внутренний нос. С чем связан тембр голоса человека? Профилактика насморка, гигиена носа. История носового платка. Мои любимые запахи (творческое задание). Игра «Узнай по запаху». Загадки о носе.
5.3. Какого ухода требуют уши. Как беречь уши? У кого самые чувствительные уши? Каким образом мы слышим. Шум и слух. Строение и работа слухового аппарата. Болезни уха и причины, которые их вызывают. Как беречь свой слух и уши. «Похлопаем ушами» - гимнастика для ушей.
5.4. Органы чувств. Чудесное яблоко. Строение и работа глаза. Что защищает глаза. Болезни глаз. Кому нужны очки? Откуда берутся слезы? Соблюдение правил гигиены при чтении. Гимнастика для глаз. Мой любимый цвет (творческое задание).
5.5. Умеешь ли ты мыть руки? «От простой воды и мыла у микробов тают силы».
5.6. «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».
5.7. Сигналы тревоги. «Если случится с кем то беда, помощь сумею я вызвать всегда».
4 класс (34 часа)
1. Введение (2 часа)
1.1. Человек создатель и разрушитель. Как человек использует окружающую среду. Охрана природы.
1.2. Что такое экология? Человек будущего. Как мы можем помочь природе.
2. Физическое здоровье и ЗОЖ (12 часов)
2.1. Люби природу. Здоровье находится в природе. Что такое биологические часы? Биологические часы у растений и животных. Процессы, происходящие в организме в течение суток. Снижение температуры тела, восстановление сил, дыхание и сердцебиение, повышение температуры тела. «Совы», «жаворонки»,
«голуби». Продолжительность жизни живых организмов. Режим дня, зачем он нужен (самоанализ).
2.2. Почему я такой? Почему мы все разные? Влияние климата, среды, характера на внешность людей.
2.3. Я думаю, что здоровье – это… Каковы признаки здоровья? Понятие о здоровом образе жизни, его значение для формирования, сохранения и укрепления здоровья. Составляющие здорового образа жизни.
2.4. Внутренние часы организма. Понятие о биоритмах. Твое хобби. Имеешь ли ты время на хобби?
2.5. Сон и сновидения. Сон необходим для здоровья. Как бороться с бессоницей? Что такое сновидения?
2.6. Питание и вес. Что такое ожирение? А полезно ли голодание? Конвейер наоборот: белки, жиры, углеводы, витамины, для чего они необходимы. Почему в желудке бывают язвы? Что такое муцин? «Любимая» болезнь курильщика. Когда бывает «острый» живот? Аппендицит. Как помогают пищеварению поджелудочная железа и печень? Признаки пищевого отравления.
2.7. Существуют ли новые методы питания? Вегетарианство, сыроедение, очковая диета, раздельное питание, питание преимущественно одним продуктом и т.д.
2.8. Вода. Вода – источник жизни. Питьевой режим. Вода бывает разная. Какую воду следует пить? Когда и сколько воды надо здоровому человеку.
2.9. Как относятся к пище йоги. Главное в питании не калории. Переедание. Законы правильного питания: не переедать, есть простую пищу, тщательно пережевывать пищу, не разговаривать во время приема пищи.
2.10. Вредные привычки. Разговоры за обедом. Поел или перекусил. Ем только вкусное. Кто они – всеядные. Ем чаще и малыми дозами.
2.11. Вечный труженик. Кровеносная система. Волшебная восьмерка. Малый и большой круг кровообращения. Кровяное давление. Элементы крови, группа крови, донор. Как остановить носовое, капиллярное, венозное, артериальное кровотечения? Бывает ли смерть не навсегда? А. Паре - отец современной хирургии.
2.12. Клетки крови. Гемоглобин. Группа крови. Кровь может свертываться.
3. Психическое здоровье (5 часов)
3.1. Характер и настроение. Я и мой характер. Черты характера моего героя. Какой у меня характер?
3.2. Почему бывает разное настроение. Мое настроение в школе и дома.
3.3. Темперамент. Почему люди по-разному реагируют на одинаковые ситуации?
3.4. Личность в коллективе. Причины конфликтов и их влияние на здоровье. Как «принцы» и «принцессы» могут превратиться в «лягушат». Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Почему мы говорим неправду? Почему не слушаемся родителей? Что делать, если не хочется в школу? Люблю ли я ходить в школу (самоанализ).
3.5. Самопознание, самовоспитание, самосовершенствование. Психотехнические игры и упражнения.
4. Нравственно-духовное здоровье (8 часов)
4.1. Нравственные идеалы человека и человечества. Роль семьи и общества в сохранении и укреплении здоровья человека.
4.2. Зачем человек создает семью? Может быть счастлив одинокий человек?
4.3. Обязанности перед близкими. Дом славен трудом. Безделье – мать пороков.
4.4. История семьи. Семейные традиции разных народов. Наша семья.
4.5.Маленькие хитрости. Как изменить отношение к себе? Как избавиться от врагов и приобрести друзей? Не спеши высказывать свои обиды.
4.6. Кому открыть душу? Кто тебя никогда не подведет? Человеку необходимо доверительное общение. Почему мы боимся быть откровенными?
4.7. Поведение в ситуации конфликта. Упрямство. Что такое самокритика. Прислушайся к голосу совести. Извиниться – не значит проиграть.
4.8. Тест на конфликтность. Психотехнические игры и упражнения. Рефлексия.
5. Основы доврачебной помощи (7 часов)
5.1. Мой главнокомандующий — мозг. Что умеет мозг, как он устроен? Нервная система: нервные телеграфисты. Память — величайшая способность мозга (виды памяти). Правши, левши. Враги головного мозга. Стресс и способы выхода из него. Волшебник — сон. Как спят животные? Как готовиться ко сну?
5.2. Массаж. Виды и приемы массажа. Точечный массаж. О чем говорят пальцы на руках. Массаж стоп ног.
5.3. Спорт для здоровья. Виды спорта. Нос, гортань, трахея, бронхи, легкие. Что такое придаточные пазухи? Искусственное дыхание. Виды спорта, развивающие легкие.
5.4. Какой вид спорта выбираю я. Хочу быть сильным, здоровым, храбрым. Олимпийские виды спорта.
5.5. Шаги в сторону. Почему курение вредно.
5.6. Все о закаливании. Виды закаливания. Солнечное голодание. Рахит. Солнечная радиация. Куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач.Советы для укрепления здоровья.
5.7. Алкоголь – злейший враг. Советы мудрого поведения.
Перспективное тематическое планирование уроков здоровья
1 класс (32 часа)
№ урока | Название раздела и тема урока | Форма проведения урока | Дата проведения урока |
1. | Введение (3 часа) Человек как продукт эволюции. Человек – дитя живой природы. | ||
2. | Понятие о человеке. | ||
3. | Как, где и когда появились на Земле наши предки. | Экскурсия в музей | |
4. | Физическое здоровье и ЗОЖ (10 часов) Понятие о здоровье. | ||
5. | Здоровье – это когда ты весел и все у тебя получается. | Ролевая игра | |
6. | Режим дня – это… | ||
7. | Для чего я ем. Я ем, чтобы жить, а живу, чтобы есть. | ||
8. | Быть в движении – значит укреплять здоровье. | ||
9. | Без чего нельзя и дня прожить. Свежий воздух и движение. | Практическое занятие | |
10. | Осанка по заказу. Дерево жизни. | ||
11. | Что такое правильная осанка. | Практическое занятие | |
12. | Если хочешь быть здоровым – закаляйся. | ||
13. | Культурно-гигиенические основы здоровья. Микробы. Уроки Мойдодыра. | блицтурнир | |
14. | Психическое здоровье (6 часов) Эмоции приятные и неприятные, их отличия. | Тренинг | |
15. | Плохое и хорошее настроение, как оно выражается? | Ролевая игра | |
16. | Релаксация (расслабление). | Тренинг | |
17. | Игры и упражнения на релаксацию | Психотехнические игры | |
18. | Улыбайтесь. Здоровье – это когда ты весел. | ||
19. | Волшебные слова. Арттерапия. Рефлексия. | ||
20. | Нравственно-духовное здоровье (5 часов) История моей семьи. Моя родословная. | ||
21. | Мое имя: что оно означает, кто и почему меня так назвали? | ||
22. | Что означает моя фамилия. Что такое честь фамилии. | ||
23. | Почему я похож на маму. Папу… | ||
24. | А знаешь, откуда берутся маленькие детки? | ||
25. | Основы доврачебной помощи (8 часов) Органы чувств. | ||
26. | Уход за кожей. Ожоги. Первая помощь. | Практическое занятие | |
27. | Уход за волосами и ногтями. Расческа – предмет индивидуального пользования. Дезинфекция. | ||
28. | Берегите зубы. Заболевание зубов – кариес! | ||
29. | Попадание острых предметов в органы зрения, дыхания, слуха. | Ролевая игра | |
30. | Один дома. Бытовые травмы. Первая и взаимопомощь. | Практическое занятие | |
31. | Причины возникновения и пути передачи инфекционных заболеваний. | ||
32. | Принципы предупреждения инфекций. Прививки. |
2 класс (34 часа)
№ урока | Название раздела и тема урока | Форма проведения урока | Дата проведения урока |
1. | Введение (4 часа) Развитие жизни на Земле. Жизнь в древнем мире, выход организмов на сушу. Первобытный человек. Появление человека современного типа. | ||
2. | Природные силы и человек. Солнце, Луна, звезды. Поклонение Солнцу. | Экскурсия в музей | |
3. | Влияние небесных светил на организм человека. | ||
4. | Влияние экологических факторов на здоровье человека. | ||
5. | Физическое здоровье и ЗОЖ (10 часов) Познай себя. Организм человека. Функции основных органов и систем. | ||
6. | Всему начало – клетка. | ||
7. | Всем, кто хочет быть здоров. Здоровье – что это такое? | ||
8. | Что такое образ жизни? | Ролевая игра | |
9. | Загрязнение среды обитания, вредные привычки. | ||
10. | Твой режим дня. Как правильно его спланировать. | ||
11. | Пять дел перед сном. Памятка. | ||
12. | Органы пищеварения. Белки, жиры, углеводы – строительный материал организма. | ||
13. | Витамины, витамины… Для чего нужны витамины? | Праздник «Витаминный пирог» | |
14. | Щедрые лучи солнца, целительные силы воды. | ||
15. | Психическое здоровье (6 часов) Избегайте ссор. Чем сердиться – лучше помириться. | Ролевая игра | |
16. | Внутренняя улыбка. Учись быть добрым, внимательным, отзывчивым. | ||
17. | Твои мысли и поступки. | ||
18. | Психотехнические игры и упражнения. Рефлексия. | Психотехнические игры | |
19. | Эмоции и контроль над ними. | Ролевая игра | |
20. | Психологические склонности к приобретению вредных привычек. | Тренинг | |
21. | Нравственно-духовное здоровье (5 часов) Моя семья. Семейные традиции, праздники. | ||
22. | Путешествие в тайну моего рождения. | ||
23. | Я ищу подружку, друга. Несколько советов найти и сберечь друга. | Ролевая игра | |
24. | Старшие или младшие братья и сестры. Всегда ли я добр и щедр с ними? | ||
25. | Я, ты, мы. Школа общения. Психотехнические игры и упражнения. Тесты. | Психотехнические игры | |
26. | Основы доврачебной помощи (9 часов) Никто не заботится о тебе лучше, чем ты сам. | ||
27. | Здоровые зубы, как ухаживать за ними. | Практическое занятие | |
28. | Как нужно заботиться о глазах. Глаза – зеркало души. | ||
29. | Заболевания органов дыхания. Простуда. Насморк. | ||
30. | Раны и травмы. | Практическое занятие | |
31. | Кожа – «пограничник» организма. | ||
32. | Позвоночник – ключ к здоровью. Осанка по заказу. | Практическое занятие | |
33. | Отчего иногда мы болеем? | ||
34. | Аптечка первой помощи. Что должно быть в ней? | Практическое занятие |
3 класс (34 часа)
№ урока | Название раздела и тема урока | Форма проведения урока | Дата проведения урока |
1. | Введение (3часа) Человек сознательный. На заре человечества. | ||
2. | Современный человек. Новое понимание мира. | Экскурсия в музей | |
3. | Человек, его здоровье, болезни. Живи по законам природы: натуральная пища, дождевая вода, свежий воздух и солнечный свет. | ||
4. | Физическое здоровье и ЗОЖ (12 часов) Организм человека и работа его органов. | ||
5. | Здоровье – это красота. Внутренняя красота человека. | ||
6. | Как спланировать свой день? | семинар | |
7. | Зачем мы спим по 25 лет. Крепкий, глубокий сон – залог бодрости, свежести и хорошей трудоспособности на весь день. | ||
8. | Основы рационального питания. | ||
9. | Что нужно знать о пищеварении? С чего начинается пищеварение? | Ролевая игра | |
10. | Минеральные вещества. | ||
11. | Сердце под защитой. | ||
12. | Зачем мы дышим. | ||
13. | Бегайте ради жизни. | ||
14. | Как правильно стоять, ходить, сидеть. | Практическое занятие | |
15. | Ступени закаливания. | Практическое занятие | |
16. | Психическое здоровье (5 часов) Составляющие психического состояния здоровья. | ||
17. | Гнев, страх, тревожность, презрение, отвращение, радость, стыд, чувство вины и их влияние на здоровье. | Ролевая игра | |
18. | Причины конфликтов и их влияние на здоровье. | Тренинг | |
19. | Курение. Токсикомания. | ||
20. | Воспитай силу воли. Учись жить с самим собой. | Блицтурнир | |
21. | Нравственно-духовное здоровье (7 часов) Моя семья. Как было у наших предков? Досуг в кругу семьи. | семинар | |
22. | Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. | ||
23. | Я – девочка, я – мальчик. Общее и различное между мальчиками и девочками. | Тренинг | |
24. | Советы для мальчиков. Семь заповедей девочек. | ||
25. | По одежке встречают… | Ролевая игра | |
26. | Возлюби ближнего… | ||
27. | Я дома и в школе. Нормы поведения в обществе. | Практическое занятие | |
28. | Основы доврачебной помощи (7 часов) Почему мы болеем? Микробы и пути их проникновения в организм. | ||
29. | Предупреждение инфекционных заболеваний. Если я заболел, что делать. | семинар | |
30. | Какого ухода требуют уши. Как беречь уши? У кого самые чувствительные уши? | ||
31. | Каким образом мы слышим. Шум и слух. | ||
32. | Умеешь ли ты мыть руки? «От простой воды и мыла у микробов тают силы». | Практическое занятие | |
33. | «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть». | Блицтурнир | |
34. | Сигналы тревоги. «Если случится с кем то беда, помощь сумею я вызвать всегда». | Ролевая игра |
4 класс (34 часа)
№ урока | Название раздела и тема урока | Форма проведения урока | Дата проведения урока |
1. | Введение (2 часа) Человек создатель и разрушитель. | ||
2. | Что такое экология? Человек будущего. | семинар | |
3. | Физическое здоровье и ЗОЖ (12 часов) Люби природу. Здоровье находится в природе. | ||
4. | Почему я такой? Почему мы все разные? | ||
5. | Я думаю, что здоровье – это… Каковы признаки здоровья? | Блицтурнир | |
6. | Внутренние часы организма. | ||
7. | Сон и сновидения. | семинар | |
8. | Питание и вес. Что такое ожирение? А полезно ли голодание? | ||
9. | Существуют ли новые методы питания? Вегетарианство. | ||
10. | Вода. Вода – источник жизни. | ||
11. | Как относятся к пище йоги. | ||
12. | Вредные привычки. Разговоры за обедом. | Ролевая игра | |
13. | Вечный труженик. Кровеносная система. Волшебная восьмерка. | ||
14. | Клетки крови. | ||
15. | Психическое здоровье (5 часов) Характер и настроение. Я и мой характер. | Ролевая игра | |
16. | Почему бывает разное настроение. Мое настроение в школе и дома. | Практическое занятие | |
17. | Темперамент. Почему люди по-разному реагируют на одинаковые ситуации? | Ролевая игра | |
18. | Личность в коллективе. Причины конфликтов и их влияние на здоровье. | Тренинг | |
19. | Самопознание, самовоспитание, самосовершенствование. | Блицтурнир | |
20. | Нравственно-духовное здоровье (8 часов) Нравственные идеалы человека и человечества. | ||
21. | Зачем человек создает семью? Может быть счастлив одинокий человек? | ||
22. | Обязанности перед близкими. Дом славен трудом. | ||
23. | История семьи. Семейные традиции разных народов. Наша семья. | семинар | |
24. | Маленькие хитрости. Как изменить отношение к себе? | ||
25. | Кому открыть душу? Кто тебя никогда не подведет? | Тренинг | |
26. | Поведение в ситуации конфликта. Извиниться – не значит проиграть. | Ролевая игра | |
27. | Тест на конфликтность. Психотехнические игры и упражнения. Рефлексия. | Психотехнические игры | |
28. | Основы доврачебной помощи (7 часов) Мой главнокомандующий — мозг. | ||
29. | Массаж. Виды и приемы массажа. Точечный массаж. | Практическое занятие | |
30. | Спорт для здоровья. Виды спорта. | Практическое занятие | |
31. | Какой вид спорта выбираю я. Хочу быть сильным, здоровым, храбрым. | Практическое занятие | |
32. | Шаги в сторону. Почему курение вредно. | ||
33. | Все о закаливании. | Практическое занятие | |
34. | Алкоголь – злейший враг. Советы мудрого поведения. | КВН |
Список литературы:
- Антропова М.В., Л.М. Кузнецова. Режим дня школьника. М.: Изд. Центр «Вентана-граф».2002.
- Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие. АСТ. Астрель. М. 2003.
- Потапчук А.А. Осанка и физическое здоровье детей. Санкт-Петербург. 2001.
- “Педагогика здоровья”, программа и методическое руководство для учителей начальной школы, М., 1999.
5. “Школа докторов природы или 135 уроков здоровья”, Л.А.Обухова,
Н.А.Лемяскина, М., 2005.
6. Кузьмин Н.С.. Наш семейный доктор. М., Мир книги. 2001.
7. Яшин В. ОБЖ. Здоровый образ жизни. Изд. Айрис-Пресс, 2006.
8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология
здоровья в школе. Издательство: АРКТИ, 2005.
9. Терещева О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ учащихся
общеобразовательной школы. // Теория и практика физической культуры. – 2001,
№ 2. – с. 8 – 12.
10. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней . – М.:
Академия, 2001.
11. Оказание первой помощи при несчастных случаях: Методические рекомендации
/Сост. М.М.Масленников. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.
12. Симкина П.Л. Уроки здоровья. 1 класс: Конспекты уроков. Издательство Амрита-Русь, 2009.
13. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или
Школа докторов природы: 1-4 классы. Издательство "Вако", 2009.
14. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки для здоровья.
Издательство "Вако", 2010.
15. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: 1-4 классы. Издательство "Вако", 2010.
16. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).
М.: Генезис , 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".
Программа формирования здоровья учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...
Авторская программа "Культура здоровья" для учащихся 2-7 классов
Программа рассчитана на учащихся младших классов и среднего звена 5-7 классы. Всего на изучение программы отводится 170 часов, по 32 часа в каждом классе.Структура программы имеет «горизонтальны...
Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья"для младшего школьного возраста
Программа «Уроки здоровья»относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование...
Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья" для младшего школьного возраста
Программа «Уроки здоровья»относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование...
Дополнительная образовательная программа "Уроки здоровья" для младшего школьного возраста
Программа «Уроки здоровья»относится к физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы состоит в укрепление и сохранение здоровья будущего населения. Программа направлена на формирование...
Тестовые задания по дополнительной образовательной программе "Уроки здоровья"
В разработке предложены задания - тесты для реализации педогогического контроля по программе "Уроки здоровья"...
Подвижные игры для реализации дополнительной образовательной программы "Уроки здоровья"
В данной разработке описаны подвижные игры для реализации дополнительной образовательной программы "Уроки здоровья"...