КТП по предметно-практическим действиям 2й класс
календарно-тематическое планирование (2 класс)
формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ppd_2a.docx | 60.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Утверждаю: Приказ №172 от 31 августа 2021г. Директор ___________/Дюг С.А./ | Согласовано: Зам.директора по УВР:______________ /Вдовенкова И.В./ «31» августа 2021г. | Принята на педагогическом совете протокол №1 от «31» августа 2021г. | Рассмотрено: на заседании МО «31» августа 2021г. _______________ Мартыненкова Л.В. |
Рабочая программа учебного предмета
«Предметно-практические действия»
для обучающихся
2 «А» класса
на 2021/2022 учебный год
Программу составила:
Катасонова Ю.С.
учитель начальных классов
первая категория
г. Смоленск
2021г.
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения данному предмету:
Программа составлена на основе:
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
- Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М. Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ, 2014 год.
- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
- УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г №2080
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Цель: формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Основные задачи:
- формировать положительное отношение обучающегося к занятиям;
- формировать устойчивую мотивацию к выполнению заданий;
- формировать и развивать целенаправленные действия;
- развивать планирование и контроль деятельности;
- развивать способность применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Наряду с вышеуказанными задачами на занятиях коррекционного курса «Предметно – практические действия» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- развитие пространственного представления;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Программа адресована обучающимся 2 «А» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Программа коррекционного курса «Предметно – практические действия» предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.
В образовании детей особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми детям в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей (графика и письмо, математические представления и конструирование, изобразительная деятельность, трудовое обучение), а также с возрастными и психофизическими особенностями развития учащихся.
Процесс обучения неразрывно связан с решением задач специальных (коррекционных) образовательных учреждений – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность.
Основные направления коррекционной работы:
- Коррекция переключаемости и распределения внимания.
- Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
- Коррекция слухового и зрительного восприятия.
- Коррекция произвольного внимания.
- Коррекция мышц мелкой моторики.
- Развитие самостоятельности, аккуратности
Планируемые результаты освоения учебного материала во 2 «А» классе.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
-формирование минимального интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;- овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;- минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;- минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
- формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;
- овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
-умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
- потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами
-использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью.
-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).
- уметь захватывать и удерживать предмет;
-уметь сминать лист бумаги;
- уметь открывать емкости для хранения;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака;
- уметь отбирать крупы (единичные представители круп).
Достаточный уровень:
- освоение простых действий с предметами и материалами.
-умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
-умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;
- уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;
-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы
-выполнять последовательно организованные движения;
-играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;
- уметь погружать руки в сухой бассейн ;
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;
- уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;
- уметь сортировать крупы (3 вида);
- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям.
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- узнавать материалы на ощупь, по звуку;
- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- играть с конструктивными материалами.
- формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте.
- формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;
- формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы;
- формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана.
Содержание учебного предмета.
Содержание курса состоит из следующих разделов:
1.Модуль «Волшебные пальчики».
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков. Выполнение простых подражательных движений за учителем по инструкции «делай вместе»: движения рук, кистей. Выполнение подражательных действий со сменой вида движения («Стучим — прячем»: смена легкого постукивания ребрами ладоней по столу и быстрого убирания рук за спину вслед за движением учителя).
1.1.Игры с пальчиками с речевым сопровождением; упражнение «Пальчиковые шаги».
1.2. Игры и упражнения с массажные мячики, прищепками разных цветов.и т.д.
1.3.Игры и упражнения со стеклянными камушками «Марблс»,шариками «Кабашен» и т.д.
1.4. Игры с сыпучими материалами, пальчиковый бассейн. природный материал (орехи, косточки, семечки, семена гороха, фасоли, риса, гречки и т. д.).
1.5.Графические упражнения: штриховка, обводка, дорисовка картинки, соединение по точкам, продолжение ряда.
Цель модуля – формирование и развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи
1. Выявить уровень сформированности мелкой моторики и графомоторных навыков у детей на входе в программу.
2. Развивать умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; умение владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах).
3. Развивать мелкую моторику и графомоторные навыки: плавность, точность, скоординированность движений рук.
4. Формировать зрительно-моторную координацию.
5. Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.
2. Модуль. «Предметно – манипулятивные действия».
Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
2.1. Цвет. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одного цвета из 6—10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие и т. д.).
Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющемуся образцу).
Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) из 8—12 предметов всех указанных цветов (без названия цветов).
Три цвета: красный, синий, желтый — уметь выбрать по названию, давать предметы названного цвета. Самостоятельно правильно называть красный цвет, четко соотнося только с предметами красного цвета.
2.2. Форма. Выбор по образцу и инструкции: «Дай такой» одной формы из 6—10 предметов, двух контрастных объемных форм без их названия, шар-параллелепипед («брусок», «кирпичик»-), куб— конус («башенка»).
Группировка по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор, раздача по образцу).
Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок», «кирпичик») из 8— 12 предметов всех указанных форм (без названия форм).
Выбор предметов одной формы из б—10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг — квадрат, круг — треугольник по образцу и инструкции «Дай такой».
Раскладывание этих плоскостных форм.
Самостоятельно называть, правильно соотнося с соответствующими формами: шарик, кубик, круг, квадрат.
2.3. Величина. Выбор одинаковых по величине предметов из 6—10 предметов двух контрастных величии (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие) по образцу и инструкции «Дай такой».
Группировка различных парных предметов по величине (раскладывание в большую коробку — больших предметов, и маленькую — маленьких; нанизывание колец одного размера на стержень при выборе их из двух размеров резко контрастных — больших и маленьких, затем нанизывание на другой стержень оставшихся колец другого размера).
Использование приема наложения предметов для их сравнения по величине.
Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие крышки к коробкам, баночкам, игрушки — к таре, мячи или шары — к отверстиям разного диаметра).
Понимать, находить и показывать предметы большие и маленькие, показывать, какой предмет больше, а какой меньше. Самостоятельно называть величины: большой, маленький.
2.4. Дидактические игры. «Подбор к фону»: размещение мелких цветных предметов (бусины, пуговицы, кубики, детали мозаики, игрушечные ложки, пилки и пр.) на цветные круги, тарелочки соответствующего цвета, при выборе их из предметов разного цвета.
«Разложи в ряд» (по цвету): размещение мелких цветных предметов на цветные бумажные ленты соответствующего цвета, располагая их в ряд («ленты», «дорожки»); чередование предметов по цвету через один, выкладывая их в ряд (красный — синий — красный — синий и т. д.).
«Грибки»: подбор бутылочек («грибков») определенного цвета к соответствующему цветовому полю игрового столика, окрашенного в четыре основных цвета, размещение (втыкание) втулочек в отверстия столика.
«Предметное цветовое лото»: размещение цветных кубиков на розданных детям таблицах соответствующих цветов, с учетом расположения контуров нарисованных на таблицах квадратов. (Размер грани кубика соответствует размеру квадрата на таблице).
«Куда подходит»: размещение плоскостных вкладок типа доски Сегена (3—5 фигур на доске).
«Разложи в ряд» (по форме, по величине): чередование предметов по форме через один, выкладывая их в ряд (круг — квадрат — круг — квадрат и т. д.); чередование предметов по величине через одни, выкладывая их в ряд (большой — маленький — большой — маленький и т. д.). «Что лишнее»: исключение «лишнего» предмета из нескольких однородных (по цвету, форме, величине).
«Не урони»: перенос недостаточно устойчивого предмета на листе картона, бумаги с постепенным уменьшением устойчивости предмета (кубик, карандаш, шарик).
«Чудесный мешочек»: узнавать наощупь один из хорошо известных детям бытовых или игровых предметов (ключ, ложка, расческа и т. д.): узнавать наощупь предметы, положенные в матерчатый мешок: находить наощупь названный предмет при выборе из нескольких, положенных в мешок; различать наощупь величину предметом, (из двух предметов, резко контрастных по величине). (II полугодие).
Все действия уметь производить как правой, так и левой рукой. Учить определять предметы сначала правой, затем левой рукой.
«Что убрали», «Что изменилось» — запоминать и называть предметы, игрушки или значительные изменения в них.
3. Модуль. «Элементарное конструирование».
Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу.
Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х частей, разрезанных по вертикали или горизонтали.
Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета (не больше 3—4) простейших комбинаций при зрительном диктанте, учитывая не только форму, но и цвет, и величину фигур.
Постройки из детских наборов строительного материала (по показу и одновременной словесной инструкции сопряжено с учителем):башня из 4-х кубов одинакового размера; дорожка из брусков одинакового размера; башня из трех кубов разного размера (по убывающей величине); башня из 5-ти кубов разного размера (по убывающей величине).
Выполнять эти постройки из одноцветных деталей, одновременно выбирая их из массы разноцветных; строить из разноцветных деталей по имеющемуся образцу или по словесной инструкции (например, стены дома зеленые, крыша красная).По окончании работы постройки обыгрываются.
Работа с мозаикой: Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).
Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета.
Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов.
Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент: красным — синий — красный — синий и т. д.
Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики:«Курочка и цыплята» (один белый элемент мозаики и два желтых, расположены в ряд);«Башня и флаг» (три белых вертикально в ряд и один красный наверху);«Белочка и грибок» (три зеленых элемента, расположенные треугольником и рядом внизу один красный элемент).
4. Модуль. «Дидактические игры».
Дидактические игры на развитие зрительного внимания.
«Что убрали», «Что изменилось» — запоминать и называть предметы, игрушки или значительные изменения в них.«Парные картинки». «Найди такой же».«Картинное лото» (мебель, транспорт, птицы, цветы).
«Цветовое лото», закрепление основных цветов и их названий.
«Геометрическое лото», закрепление геометрических фигур.
Дидактические игры на развитие ориентировки в пространстве
«Поиск в окружающем»: быстро находить предмет, спрятанный на виду у детей за экран или какой-либо предмет;
- находить в обстановке класса и приносить учителю предметы, игрушки, парные с предметом, игрушкой, показанными учителем;
- находить в обстановке класса и приносить предметы, игрушки по показанной учителем картинке (мяч на картинке - принести мяч — игрушку);
- находить в обстановке класса и приносить предметы, игрушки с заданным признаком - определенного цвета, формы, величины, по образцу, показанному учителем. (Игра проводится параллельно с прохождением данного признака в других видах деятельности, как закрепление).
Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности.
«Чудесный мешочек»: узнавать наощупь один из хорошо известных детям бытовых или игровых предметов (ключ, ложка, расческа и т. д.): узнавать наощупь предметы, положенные в матерчатый мешок: находить наощупь названный предмет при выборе из нескольких, положенных в мешок; различать наощупь величину предметом, (из двух предметов, резко контрастных по величине). (II полугодие).
Все действия уметь производить как правой, так и левой рукой. Учить определять предметы сначала правой, затем левой рукой.
Дидактические игры на закрепление родовых понятий (игрушки, посуда, одежда и т.д.).
«Что лишнее»: исключение «лишнего» предмета из нескольких однородных (по цвету, форме, величине).
Календарно-тематическое планирование
По предмету « Предметно-практические действия» на 2021/2022 учебный год
2 «А» класс
Учитель: Катасонова Ю.С. 2ч в неделю; 68 ч за год
Количество часов: 32ч на первое полугодие 36ч на второе полугодие
Всего 32ч., в неделю 2 ч. Всего 36 ч., в неделю 2 ч.
Административных контрольных работ - (всего за уч. год).
Плановых контрольных (самостоятельных) работ __,
Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. Москва, «Просвещение» 2014 год Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
№ п\п | Содержание тем | Кол – во часов. | Дата проведения |
1. | Модуль «Волшебные пальчики». Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков. | 20ч | |
1.1.Игры с пальчиками с речевым сопровождением; | 3 ч. | ||
1.2. Игры и упражнения с массажные мячики, прищепками разных цветов.и т.д. | 2ч. | ||
1.3.Игры и упражнения со стеклянными камушками «Марблс»,шариками «Кабашен», гелиевыми шариками. | 1 ч. | ||
1.4. Игры с сыпучими материалами, пальчиковый бассейн. природный материал (орехи, косточки, семечки, семена гороха, фасоли, риса, гречки и т. д.). | 7 ч. | ||
1.5.Графические упражнения: штриховка, обводка, дорисовка картинки, соединение по точкам, продолжение ряда; | 7 ч. | ||
2. | Модуль. «Предметно – манипулятивные действия». Выбор предметов по заданным признакам, названия основных цветов и величин. | 20ч | |
2.1 Цвет. | 5ч | ||
2.2. Форма. | 5ч | ||
2.3. Величина. | 5ч. | ||
2.4. Дидактические игры (цвет ,форма, величина). | 5ч. | ||
3. | Модуль. «Элементарное конструирование». Складывание простейших фигур по показу и по образцу. | 13ч | |
3.1.Упражнения со счетными палочками. | 5ч | ||
3.2. Разрезные картины, пазлы, кубики с картинками. | 4ч | ||
3.3.Строительный материал. | 2ч | ||
3.4. Работа с мозаикой. | 2 ч. | ||
4. | Модуль. «Дидактические игры». | 25 ч.-15 | |
4.1. Дидактические игры на развитие зрительного внимания. | 2 ч. | ||
4.2. Дидактические игры на развитие ориентировки в пространстве. | 3 ч. | ||
4.3.Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности. | 5ч. | ||
4.4. Дидактические игры на закрепление родовых понятий (игрушки, посуда, одежда и тд). | 5 ч. |
№ п\п | Содержание тем | Кол- во часов | Дата проведения | |||
По плану | По факту | |||||
1 четверть – 18 часов | ||||||
1.Модуль «Волшебные пальчики». Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков. | ||||||
1.1.Игры с пальчиками с речевым сопровождением; | ||||||
1 | Упражнения на развитие мелких мышц руки и пальцев рук («Замочек», «Пальчики здороваются», «Птички», «Молоток»). | 1 | 01.09 | |||
2 | Упражнения на развитие мелких мышц руки и пальцев рук ( Зайчики, Улитка, Колечки, «Кулачки-ладошки»). | 1 | 03.09 | |||
3 | Раскраски и пальчиковый театр. Развитие мышц руки и пальцев рук. | 1 | 08.09 | |||
1.2. Игры и упражнения с массажные мячики, прищепками разных цветов.и т.д. | ||||||
4 | Самомассаж пальцев. Упражнения прищепками. («Птички прилетели», «Цветы», «Кто что ест»). | 1 | 10.09 | |||
5 | Самомассаж пальцев. Упражнения прищепками. ("Прищепки на корзинке", "Разноцветные прищепки") | 1 | 15.09 | |||
1.3.Игры и упражнения со стеклянными камушками «Марблс», шариками «Кабашен», гелиевыми шариками. | ||||||
6 | Игры и упражнения с гелиевыми шариками. | 1 | 17.09 | |||
1.4. Игры с сыпучими материалами, пальчиковый бассейн. природный материал (орехи, косточки, семечки, семена гороха, фасоли, риса, гречки и т. д.). | ||||||
7 | Самомассаж «Орешки». Игры и упражнения с орехами (грецкие, фундук). | 1 | 22.09 | |||
8 | Самомассаж «Шишки на тарелке». Игры и упражнения с шишками. | 1 | 24.09 | |||
9 | Самомассаж «Каштаны». Игры и упражнения с каштанами. | 1 | 29.09 | |||
10 | Сухой бассейн с фасолью. Игры и упражнения с фасолью. | 1 | 01.10 | |||
11 | Сухой бассейн с горохом. Игры и упражнения с горохом. | 1 | 06.10 | |||
12 | Сухой бассейн с манкой. Рисование по манке. | 1 | 08.10 | |||
13 | Сухой бассейн с манкой. Рисование по манке. | 1 | 13.10 | |||
1.5.Графические упражнения: штриховка, обводка, дорисовка картинки, соединение по точкам, продолжение ряда; | ||||||
14 | Длинные и короткие вертикальные и наклонные линии, сверху вниз, снизу вверх; горизонтальные линии слева направо, соединяя между собой точки. Упражнения «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты» и т.п. | 1 | 15.10 | |||
15 | Прямые линии в разных направлениях, но и волнистые, и ломаные линии. Упражнения «Пчелка летит с цветка на цветок», «Самолет улетает в небо», «Непослушный мяч» и т.п. | 1 | 20.10 | |||
16 | Штриховка контура различными способами штриховки: горизонтальным, вертикальным, по диагонали, волнистыми и ломаными линиями, круговыми и петлями. | 1 | 22.10 | |||
17 | Штриховки спирального вида в разном направлении: начинать с края и заканчивать в центре спирали и наоборот. | 1 | 27.10 | |||
18 | Упражнения на развитие координации движений кисти – соединение точек одной линией или обведение по контуру (домашние и дикие животные). | 1 | 29.10 | |||
2 четверть - 14часов | ||||||
19 | Упражнения на развитие координации движений кисти – соединение точек одной линией или обведение по контуру (деревья, фрукты, рыбы и т.д.). | 1 | 10.11 | |||
20 | Дорисовка изображения (пририсовать бантик кошке, яблоки на колючках ежу, солнышко над горами и т.д.). | 1 | 12.11 | |||
2. Модуль. «Предметно – манипулятивные действия». Выбор предметов по заданным признакам, названия основных цветов и величин. | ||||||
2.1 Цвет. | ||||||
21 | Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одного цвета из 6—10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие и т. д.). | 1 | 17.11 | |||
22 | Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющемуся образцу). | 1 | 19.11 | |||
23 | Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) из 8—12 предметов всех указанных цветов (без названия цветов). | 1 | 24.11 | |||
24 | Три цвета: красный, синий, желтый — уметь выбрать по названию, давать предметы названного цвета. Самостоятельно называть цвет, четко соотнося цвета с предметами. | 1 | 26.11 | |||
25 | Распознавание основных цветов в ближайшем окружении, названия основных цветов. | 1 | 01.12 | |||
2.2. Форма. | ||||||
26 | Выбор предметов одной формы из б—8 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг — квадрат, круг — треугольник по образцу и инструкции «Дай такой же». | 1 | 03.12 | |||
27 | Раскладывание, подбор, раздача по образцу контрастных плоскостных форм. | 1 | 08.12 | |||
28 | Выбор по образцу и инструкции: «Дай такой же» одной формы из 6—8 предметов, двух контрастных объемных форм без их названия, шар -параллелепипед («брусок», «кирпичик»-), куб — конус («башенка»). | 1 | 10.12 | |||
29 | Группировка по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор, раздача по образцу). | 1 | 15.12 | |||
30 | Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок», «кирпичик») из 8— 10 предметов всех указанных форм (без названия форм). | 1 | 17.12 | |||
2.3. Величина. | ||||||
31 | Использование приема наложения предметов для их сравнения по величине. | 1 | 22.12 | |||
32 | Выбор одинаковых по величине предметов из 6—10 предметов двух контрастных величии (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие) по образцу и инструкции «Дай такой же». | 1 | 24.12 | |||
3 четверть - 20 часов | ||||||
33 | Группировка различных парных предметов по величине (раскладывание в большую коробку — больших предметов, и маленькую — маленьких). | 1 | 12.01 | |||
34 | Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие крышки к коробкам, баночкам, игрушки — к таре, мячи или шары — к отверстиям разного диаметра). | 1 | 14.01 | |||
35 | Понимать, находить и показывать предметы большие и маленькие, показывать, какой предмет больше, а какой меньше. Самостоятельно называть величины: большой, маленький. | 1 | 19.01 | |||
2.4. Дидактические игры (цвет ,форма, величина). Формирование умения действовать с предметами разного цвета, формы, величины. | ||||||
36 | «Разложи в ряд» (по форме, по величине): чередование предметов по форме через один, выкладывая их в ряд (круг — квадрат — круг — квадрат и т. д.); чередование предметов по величине через одни, выкладывая их в ряд (большой — маленький — большой — маленький и т. д.). | 1 | 21.01 | |||
37 | «Что лишнее»: исключение, «лишнего» предмета из нескольких однородных (по цвету, форме, величине). | 1 | 26.01 | |||
38 | Выбор недостающего предмета по заданию «Дай такой, какого у меня нет» из предметов определенного цвета, формы, величины. | 1 | 28.01 | |||
39 | «Чудесный мешочек»: находить наощупь названный предмет при выборе из нескольких, положенных в мешок; различать наощупь величину предметом, (из двух предметов, резко контрастных по величине) | 1 | 02.02 | |||
40 | «Что убрали», «Что изменилось» — запоминать и называть предметы, игрушки или значительные изменения в них. | 1 | 04.02 | |||
3.Модуль. «Элементарное конструирование». Складывание простейших фигур по показу и по образцу. | ||||||
3.1.Упражнения со счетными палочками. | ||||||
41 | Складывание из счетных палочек фигур по образцу (стул, кровать, стол). | 1 | 09.02 | |||
42 | Складывание из счетных палочек фигур по (дом, лестница). | 1 | 11.02 | |||
43 | Складывание из счетных палочек знакомых букв. | 1 | 16.02 | |||
44 | Складывание из счетных палочек цифр по образцу и при представлению. | 1 | 18.02 | |||
45 | Складывание из счетных палочек фигур, узоров, букв и цифр. | 1 | 02.03 | |||
3.2. Разрезные картины, пазлы, кубики с картинками. | ||||||
46 | Складывание разрезных картинок из 3-4 частей. | 1 | 04.03 | |||
47 | Складывание простых крупных паззлов с опорой на образец. | 1 | 09.03 | |||
48 | Складывание крупных пазлов с опорой на картинку (умение работать парами, группой). | 1 | 11.03 | |||
49 | Складывание картинки из 4 кубиков с картинками. | 1 | 16.03 | |||
3.3.Строительный материал. | ||||||
50 | Постройки из строительного материала с усложнением (двухэтажный дом с дорожкой и забором). | 1 | 18. 03 | |||
51 | Постройки из набора строительного материала (автомобиль, поезд). | 1 | 23.03 | |||
3.4. Работа с мозаикой. | ||||||
52 | Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов мозаики. | 1 | 25.03 | |||
4 четверть - 16 часов | ||||||
53 | Выкладывание из мозаики «чередующихся рядов» (красный - 2 синих - красный). | 1 | 06.04 | |||
4. Модуль. «Дидактические игры». | ||||||
4.1. Дидактические игры на развитие зрительного внимания. | ||||||
54 | «Парные картинки». «Найди такой же». Умение выбирать из 5-7 предметов нужный и называть его. | 1 | 08.04 | |||
55 | «Парные картинки». Умение выбирать нужный предмет, описывать цвет, форму предмета. | 1 | 13.04 | |||
4.2. Дидактические игры на развитие ориентировки в пространстве. | ||||||
56 | «Поиск в окружении». Поиск в ближайшем окружении предметов заданной формы. | 1 | 15.04 | |||
57 58 | «Поиск в окружении». Поиск в ближайшем окружении предметов заданного цвета. | 1 1 | 20.04 22.04 | |||
4.3.Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности. | ||||||
59 | «Чудесный мешочек». Различение на ощупь геометрических форм (куб, шар, брусок). | 1 | 27.04 | |||
60 | «Чудесный мешочек». различать наощупь величину предметом, (из двух предметов, резко контрастных по величине). | 1 | 29.04 | |||
61 | «Чудесный мешочек». Различение на ощупь один из хорошо известных детям бытовых или игровых предметов. | 1 | 04.05. | |||
62 | «Чудесный мешочек». Различение на ощупь знакомых предметов по словесному описанию. | 1 | 06.05 | |||
63 | «Чудесный мешочек». Различение на ощупь знакомых предметов по словесному описанию. | 1 | 11.05 | |||
4.4. Дидактические игры на закрепление родовых понятий (игрушки, посуда, одежда и т.д.). | ||||||
64 | «Что лишнее»: исключение лишней картинки из 4-х картинок (игрушки). | 1 | 13.05 | |||
65 | «Что лишнее»: исключение лишней картинки из 4-х картинок (посуда). | 1 | 18.05 | |||
66 | «Что лишнее»: исключение лишней картинки из 4-х картинок (одежда). | 1 | 20.05 | |||
67 | «Что лишнее»: исключение лишней картинки из 4-х картинок (животные). | 1 | 25.05 | |||
68 | «Парные картинки» различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне ( шапка-шляпа, платье-сарафан, свитер-безрукавка, брюки-шорты, носки-гольфы). | 1 | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предметно-практическому обучению в 1 классе по теме "Лиса ловит зайца"
Уроки ППО создают глухим детям наиболее благоприятные условия для овладения словесной речью, обеспечивая реализацию ведущего принципа данной системы - связи речевого развития с деятельностью. Ус...
Рабочая учебная программа по курсу «Предметно-практическое обучение» во 2 классе
Решение широкого спектра разноплановых задач оказывается возможным благодаря специфике ППО. На уроках ППО школьники занимаются различными видами предметно-практической деятельности: лепкой, аппликаци...
" Жизнь первобытных людей" Презентация к уроку предметно-практического обучения в 4 классе школы 1 вида
Данный материал поможет учителю расширить представления учащихся по данной теме....
Урок предметно-практического обучения в подготовительном классе в школе Iи II вида.
Работа с мозаикой. Цветок из мозаики....
Рабочая программа по курсу "Предметно - практические действия", 1 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Предметно - практические действия", 1 класс, II вариант...
Рабочая программа по курсу "Предметно - практические действия", 2 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Предметно - практические действия", 2 класс, II вариант...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предметно-практическим действиям 1- б класс
Предметно-практическая деятельность является первым этапом системы трудового обучения учащихся....