Особенности работы с детьми с РАС
консультация

Шмакова Анастасия Владимировна

Особенные дети-особенный подход. Узнавать. Понимать. Принимать.

Они видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют «странности» в поведении и нарушения речи. Родители и воспитатели часто принимают их за одаренных детей со своими особенностями, но врачи уже давно определили их диагноз — «расстройство аутистического спектра»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_detmi_s_ras.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1. Особенные дети-особенный подход. Узнавать. Понимать. Принимать.

Они видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют «странности» в поведении и нарушения речи. Родители и воспитатели часто принимают их за одаренных детей со своими особенностями, но врачи уже давно определили их диагноз — «расстройство аутистического спектра».

Слайд 2. Расстройство аутистического спектра (РАС)– это нарушение нейропсихического развития, характеризующееся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Эти качественные аномалии являются общими чертами функционирования индивида во всех ситуациях и могут значительно различаться по степени выраженности.

В России распространенность составляет один случай на 100 детей, но официальный диагноз получают гораздо меньшее количество людей. РАС диагностируется во всех расовых, этнических и социально-экономических группах, в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. На данный момент причины болезни не известны, но предполагается, что оно возникает вследствие сложного взаимодействия между генетическими, эпигенетическими и экологическими факторами

Слайд 3. Какие же признаки РАС самые распространенные?

Проблемы с социальными контактами. Ребенку трудно смотреть в глаза, он не реагирует на имя, разговаривает только в узком кругу людей, избегает телесного контакта, общается формально, не проявляет интереса словам собеседника. Малыши в спектре предпочитают играть в одиночестве, не заводят друзей, затрудняются в выражении своих чувств и понимании чувств других людей.

Одновременно с этим, дети с РАС часто имеют и множество сильных сторон: усидчивость, внимание к деталям, хорошая зрительная и механическая память, склонность к однообразной работе, что может быть полезно в некоторых профессиях.

Слайд 4. На что мы можем опираться при организации обучения детей с РАС?

 На первых этапах обучения ребенку с нарушениями предлагается среда и виды деятельности, наилучшим образом адаптированные к его способностям и возможностям. Образовательный маршрут строится с учетом динамической оценки возможностей ребенка при включении в социальную группу.

Интеграционный маршрут ребенка с РАС в образовательной организации:

  1. Начальный этап (диагностика, определение задач и формы организации обучения учащегося с РАС);  
  2. Этап индивидуального обучения;  
  3. Этап включения в группу (мини-группа: 2-3 ребенка – 1- 2 взрослых);
  4. Этап группового обучения (специализированный класс малой наполняемости (5-6 учащихся), частичная инклюзия, полная инклюзия).

Дружелюбная среда

Без усилий по созданию дружелюбной среды инклюзия не будет успешной. Создание дружелюбной среды предполагает:

  1. Работу с детьми по принятию особенностей сверстников (в том числе «Уроки доброты»);
  2. Обучение всего персонала, контактирующего с особенными учениками (от охранника до завуча);
  3. Работу с родителями (важный транслятор разных стереотипов);

Подсказки

Типы подсказок (от самой сильной к самой слабой):

  1. Полная физическая помощь (берем руки ребенка в свои и делаем);
  2. Частичная физическая помощь;
  3. Вербальная (говорим);
  4. Моделинг (взрослый показывает пример/модель);
  5. Визуальная (пример написания букв/ таблица умножения на столе);
  6. Жестовая;
  7. Позиционная / По цвету или размеру.

Для повышения успешности ученика с РАС важно максимально точно определить требования к нему. Все задания сформулированы предельно четко — для новых навыков. Постепенно формулировки приводятся к «обычным».

Слайд 5. Урок без игровых моментов – не урок.

Главная трудность обучения детей с РАС в том, что ребенок смотрит, а не видит, слышит, но не слушает.

Правила работы с аутичными детьми во время игр:

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть
  2. Исходить из интересов ребенка
  3. Избегать переутомления ребенка
  4. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка
  5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте
  6. Как можно чаще разговаривать с ребенком
  7. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения
  8. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.). краткая инструкция
  9. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка). Пример с яблоком 

Слайд 6. Обратите внимание на слайд.  

СОБИРАЕМ ГОЛОВОЛОМКИ

Цель: развитие коммуникативных склонностей ребенка. Собирать головоломки - один из любимых видов деятельности многих аутичных детей, поэтому данная игра доставляет им большое удовольствие.

Содержание: сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок. Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее.»

Слайд 7. КТО ОН?

Цель: развитие представлений и воображения ребенка.

Содержание: Взрослый поочередно показывает на картинке атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер, дрессировщик, милиционер и т.д.) Ребенок должен отгадать, кто это был и найти картинку с изображением этого представителя на месте его работы.

Слайд 8. ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК

Цель: Игра способствует развития тактильных ощущений, формированию навыков связной речи. В основе данной игры лежит один из любимых видов деятельности аутичных детей - разглядывание и изучение новых предметов.

Содержание: Красиво оформленный сундучок содержит различные мелкие предметы. Надо доставать из сундучка их, рассматривать, играть с ними. Перебирать в сундучке предметы очень нравится детям.

Можно построить занятия на закрепление свойств предметов.

Фантазировать: где это пригодится и т.д.

Слайд 9. ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ

Цель: научить распознавать и показывать различные ощущения и действия, познакомить со словами-антонимами.

Взрослый говорит:

Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом),

а вот я захожу в ворота ... (взрослый пригибается) Какие?

Ребенок должен назвать антоним к слову “высокие”.

Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает) ...

Какой пакет?

Я перехожу широкую реку (показывает),

 а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)... Какой?

Я иду медленно, а вот я иду... Как?

Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне... 

Слайд 10. ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

Цель: развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым.

Содержание: На левую руку ребенку надевают волшебный "мешочек", в котором находятся геометрические фигурки. Мешочек должен быть чуть больше ладошки.

На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге его контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравниваемся с нарисованной, раскрашивается тем же цветом, что и оригинал.

Желательно, чтобы ребенок произносил вслух название фигуры, цвета и те действия, которые производит.

Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники, затем- двух форм, трех форм, четырех форм и т.д.

Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: "Выбери такой предмет, как я тебе покажу".

Или более сложный вариант: «Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке» - в этом случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.  

Слайд11. Игры со светом и тенями

Можно придумать несложный сюжет и организовать целый «театр теней», для чего использовать приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.      

Игры с крупами

Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту».

Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)

Для работы с пластичными материалами следует обучить ребенка некоторым навыкам работы с ними:

·         Мнем и отщипываем.

·         Надавливаем и размазываем.

·         Скатываем шарики, раскатываем колбаски.

·         Режем на кусочки.

Пластилиновые картинки

При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные «картины» из пластилина.

Показ игр на липучках.

Слайд 12. Завершая свое выступление хотелось бы предложить Вам взглянуть на мир глазами ребенка с РАС:

Посыл от ребенка с РАС  

«Я лучше понимаю медленную, спокойную, четкую, краткую речь. Меня тревожит неопределенность и внезапные изменения, в такие моменты спокойно объясните мне, что происходит, и я успокоюсь. Я не люблю спешить, мне комфортно знать, какие события и когда будут происходить в течение дня.

Я не слышу вас издалека (дальше 1м), если чем-то очень занят, и услышу ваш голос лучше, если вы дотронетесь до моего плеча и спокойно скажете: «Ваня», находясь в поле моего зрения. Я путаюсь в местоимениях (ты, я, его, моя), но помню имена, поэтому лучше говорить: «Ваня, дай Соне варежку» вместо «так ты ей отдай ее». Я очень хочу общаться с людьми, но я затрудняюсь говорить, как вы, мне проще задать математический вопрос, когда в действительности я бы хотел сказать «давай поговорим или поиграем!». Спасибо за терпение!»

Слайд 13. А Вам спасибо за внимание!

Янушко Е.А. - Игры с аутичным ребенком

Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом эффективная методика игровых занятий с особыми детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги...

Психологическая и социокультурная реабилитационная работа с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ.

Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, сопсобствующих развитию ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём  в этом плане обязате...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, с социально запущенными детьми.»

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе...

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...