Особенности работы с детьми с РАС
консультация
Особенные дети-особенный подход. Узнавать. Понимать. Принимать.
Они видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют «странности» в поведении и нарушения речи. Родители и воспитатели часто принимают их за одаренных детей со своими особенностями, но врачи уже давно определили их диагноз — «расстройство аутистического спектра»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_detmi_s_ras.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Особенные дети-особенный подход. Узнавать. Понимать. Принимать.
Они видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют «странности» в поведении и нарушения речи. Родители и воспитатели часто принимают их за одаренных детей со своими особенностями, но врачи уже давно определили их диагноз — «расстройство аутистического спектра».
Слайд 2. Расстройство аутистического спектра (РАС)– это нарушение нейропсихического развития, характеризующееся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Эти качественные аномалии являются общими чертами функционирования индивида во всех ситуациях и могут значительно различаться по степени выраженности.
В России распространенность составляет один случай на 100 детей, но официальный диагноз получают гораздо меньшее количество людей. РАС диагностируется во всех расовых, этнических и социально-экономических группах, в пять раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. На данный момент причины болезни не известны, но предполагается, что оно возникает вследствие сложного взаимодействия между генетическими, эпигенетическими и экологическими факторами
Слайд 3. Какие же признаки РАС самые распространенные?
Проблемы с социальными контактами. Ребенку трудно смотреть в глаза, он не реагирует на имя, разговаривает только в узком кругу людей, избегает телесного контакта, общается формально, не проявляет интереса словам собеседника. Малыши в спектре предпочитают играть в одиночестве, не заводят друзей, затрудняются в выражении своих чувств и понимании чувств других людей.
Одновременно с этим, дети с РАС часто имеют и множество сильных сторон: усидчивость, внимание к деталям, хорошая зрительная и механическая память, склонность к однообразной работе, что может быть полезно в некоторых профессиях.
Слайд 4. На что мы можем опираться при организации обучения детей с РАС?
На первых этапах обучения ребенку с нарушениями предлагается среда и виды деятельности, наилучшим образом адаптированные к его способностям и возможностям. Образовательный маршрут строится с учетом динамической оценки возможностей ребенка при включении в социальную группу.
Интеграционный маршрут ребенка с РАС в образовательной организации:
- Начальный этап (диагностика, определение задач и формы организации обучения учащегося с РАС);
- Этап индивидуального обучения;
- Этап включения в группу (мини-группа: 2-3 ребенка – 1- 2 взрослых);
- Этап группового обучения (специализированный класс малой наполняемости (5-6 учащихся), частичная инклюзия, полная инклюзия).
Дружелюбная среда
Без усилий по созданию дружелюбной среды инклюзия не будет успешной. Создание дружелюбной среды предполагает:
- Работу с детьми по принятию особенностей сверстников (в том числе «Уроки доброты»);
- Обучение всего персонала, контактирующего с особенными учениками (от охранника до завуча);
- Работу с родителями (важный транслятор разных стереотипов);
Подсказки
Типы подсказок (от самой сильной к самой слабой):
- Полная физическая помощь (берем руки ребенка в свои и делаем);
- Частичная физическая помощь;
- Вербальная (говорим);
- Моделинг (взрослый показывает пример/модель);
- Визуальная (пример написания букв/ таблица умножения на столе);
- Жестовая;
- Позиционная / По цвету или размеру.
Для повышения успешности ученика с РАС важно максимально точно определить требования к нему. Все задания сформулированы предельно четко — для новых навыков. Постепенно формулировки приводятся к «обычным».
Слайд 5. Урок без игровых моментов – не урок.
Главная трудность обучения детей с РАС в том, что ребенок смотрит, а не видит, слышит, но не слушает.
Правила работы с аутичными детьми во время игр:
- Принимать ребенка таким, какой он есть
- Исходить из интересов ребенка
- Избегать переутомления ребенка
- Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка
- Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте
- Как можно чаще разговаривать с ребенком
- Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения
- Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.). краткая инструкция
- Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка). Пример с яблоком
Слайд 6. Обратите внимание на слайд.
СОБИРАЕМ ГОЛОВОЛОМКИ
Цель: развитие коммуникативных склонностей ребенка. Собирать головоломки - один из любимых видов деятельности многих аутичных детей, поэтому данная игра доставляет им большое удовольствие.
Содержание: сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок. Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее.»
Слайд 7. КТО ОН?
Цель: развитие представлений и воображения ребенка.
Содержание: Взрослый поочередно показывает на картинке атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер, дрессировщик, милиционер и т.д.) Ребенок должен отгадать, кто это был и найти картинку с изображением этого представителя на месте его работы.
Слайд 8. ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК
Цель: Игра способствует развития тактильных ощущений, формированию навыков связной речи. В основе данной игры лежит один из любимых видов деятельности аутичных детей - разглядывание и изучение новых предметов.
Содержание: Красиво оформленный сундучок содержит различные мелкие предметы. Надо доставать из сундучка их, рассматривать, играть с ними. Перебирать в сундучке предметы очень нравится детям.
Можно построить занятия на закрепление свойств предметов.
Фантазировать: где это пригодится и т.д.
Слайд 9. ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ
Цель: научить распознавать и показывать различные ощущения и действия, познакомить со словами-антонимами.
Взрослый говорит:
Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом),
а вот я захожу в ворота ... (взрослый пригибается) Какие?
Ребенок должен назвать антоним к слову “высокие”.
Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает) ...
Какой пакет?
Я перехожу широкую реку (показывает),
а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)... Какой?
Я иду медленно, а вот я иду... Как?
Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне...
Слайд 10. ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
Цель: развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым.
Содержание: На левую руку ребенку надевают волшебный "мешочек", в котором находятся геометрические фигурки. Мешочек должен быть чуть больше ладошки.
На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге его контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравниваемся с нарисованной, раскрашивается тем же цветом, что и оригинал.
Желательно, чтобы ребенок произносил вслух название фигуры, цвета и те действия, которые производит.
Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники, затем- двух форм, трех форм, четырех форм и т.д.
Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: "Выбери такой предмет, как я тебе покажу".
Или более сложный вариант: «Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке» - в этом случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.
Слайд11. Игры со светом и тенями
Можно придумать несложный сюжет и организовать целый «театр теней», для чего использовать приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.
Игры с крупами
Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту».
Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)
Для работы с пластичными материалами следует обучить ребенка некоторым навыкам работы с ними:
· Мнем и отщипываем.
· Надавливаем и размазываем.
· Скатываем шарики, раскатываем колбаски.
· Режем на кусочки.
Пластилиновые картинки
При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные «картины» из пластилина.
Показ игр на липучках.
Слайд 12. Завершая свое выступление хотелось бы предложить Вам взглянуть на мир глазами ребенка с РАС:
Посыл от ребенка с РАС
«Я лучше понимаю медленную, спокойную, четкую, краткую речь. Меня тревожит неопределенность и внезапные изменения, в такие моменты спокойно объясните мне, что происходит, и я успокоюсь. Я не люблю спешить, мне комфортно знать, какие события и когда будут происходить в течение дня.
Я не слышу вас издалека (дальше 1м), если чем-то очень занят, и услышу ваш голос лучше, если вы дотронетесь до моего плеча и спокойно скажете: «Ваня», находясь в поле моего зрения. Я путаюсь в местоимениях (ты, я, его, моя), но помню имена, поэтому лучше говорить: «Ваня, дай Соне варежку» вместо «так ты ей отдай ее». Я очень хочу общаться с людьми, но я затрудняюсь говорить, как вы, мне проще задать математический вопрос, когда в действительности я бы хотел сказать «давай поговорим или поиграем!». Спасибо за терпение!»
Слайд 13. А Вам спасибо за внимание!
Янушко Е.А. - Игры с аутичным ребенком
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»
Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги...
Психологическая и социокультурная реабилитационная работа с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ.
Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, сопсобствующих развитию ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём в этом плане обязате...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Справка о работе учителя начальных классов Никовской Н.Д с детьми «группы риска», дезадаптационными детьми и детьми с низким уровнем воспитанности
Работа педагога с детьми "группы риска"...
Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, с социально запущенными детьми.»
Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе...
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...
Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением
Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...