родительское собрание
консультация (1, 2, 3, 4 класс)
Родительское собрание Тема: «Семья и школа: взгляд в одном направлении»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 109.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема: «Семья и школа: взгляд в одном направлении»
Ход собрания.
- Добрый день, уважаемые родители!
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
видеоролик
-Мы не зря начали наше сегодняшнее родительское собрание с видеоролика о семье. Ведь именно семья является первой социальной «ячейкой», в которую попадает ребенок после рождения.
Мы часто слышим эти слова – нравственность, безнравственный поступок, высоконравственный человек. Нравственные качества не передаются по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные, их надо воспитывать. Каким образом их воспитывать – мы сегодня и будем вести разговор.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Насколько нравственными, добрыми, порядочными будут ваши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества, а нам с вами в этом обществе жить.
Как вы думаете, какой фактор из представленных на слайде играет главную роль в воспитании?
Давайте посмотрим на социологические данные: влияние улицы – 10%. влияние школы – 20% - СМИ – 30% семья – 40%.
Таким образом, мы видим: семья является главным институтом воспитания. Здесь ребенок рождается, здесь он получает новые знания об окружающем мире, здесь формируются начальные критерии оценки добра, истины, красоты. Другими словами начинается процесс воспитания. Именно в семье ребенок первоначально узнает о правилах поведения, которые затем превратятся в нравственные чувства и привычки.
Говоря о нравственном воспитании ребенка в семье, необходимо четко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего их детства.
Какие, как вы думаете? устный опрос присутствующих)
Доброта честность порядочность воспитанность трудолюбие
«Среди многих ценных человеческих качеств главный показатель развитости человеческого в человеке - доброта.
Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.
Важнейшим условием развития нравственных качеств у ребенка является также воспитание трудолюбия.
Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.
Во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.
В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.
Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
В заключение мне хотелось бы дать вам небольшие рекомендации, которые, я надеюсь, помогут вам в формировании нравственных качеств у ваших детей.
- Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро.
При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.
2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность....»
3) Воздействие словом, но не упреками
Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника.
Ролик
Основное зло в том, что упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
4) минимум наказаний и порицаний
Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям.
5) Ограждение ребёнка от контакта с безнравственными людьми.
Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
Родители несут в свою семью мудрость общения, которая перешла к ним из глубин поколений, из их собственного детства. В своих действиях мы почти всегда воспроизводим педагогический опыт, который приобрели, невольно подражая своим отцам и матерям, своим бабушкам и дедушкам. Поэтому берегите свои семейные ценности, умножайте добрые традиции, берегите себя и детей…
6) Разговор по душам
ролик
Общение занимает центральное место в жизни любого человека: мы не можем жить вне социума, а значит, и без общения.
Самое дорогое и самое сложное в наше время – это общение. Как так получилось, что исконно человеческое стремление и умение общаться в современном мире оказалось в дефиците?
С одной стороны причина, естественно, в техническом прогрессе. Другая причина – это ускоренный темп современной жизни. У наших детей остается очень мало времени на общение с родителями. У родителей зачастую не хватает времени даже на общение друг с другом, а ведь от того, какая у нас обстановка дома, зависит мир и спокойствие во всем нашем мире». Мы сетуем по поводу своей занятости и нехватки времени, но ведь в общении важно не количество, а качество проведенного вместе времени.
По среднестатистическим данным, ребенок получает в день только 12,5 минуты на общение с родителями. Из этого времени 8,5 минут родители отводят на разного рода наставления, замечания и споры со своими детьми. На доверительное дружеское неформальное общение остается всего лишь 4 минуты в день!
Ужасающие статистические данные, не так ли?
По наблюдениям психологов у больше половины детей, которые признаются в том, что им не хватает общения в семье, повышается тревожность и агрессия, снижается самооценка и успеваемость в школе.
Если родители по тем или иным причинам мало общаются со своим ребенком, то у него могут возникнуть серьезные проблемы – при чем, недостаток родительского внимания отражается не только на настоящей, но и на его будущей жизни.
И здесь необходимо сказать о последствиях, к которым приводит нехватка общения.
КОМПЛЕКСЫ
Отсутствие родительского внимания приводит к тому, что ребенок растет неуверенной и закомплексованной личностью. Важно интересоваться детьми, помогать им преодолевать трудности и демонстрировать поддержку – особенно в те моменты, когда ребенок подавлен или переживает из-за неудачи. Когда родители мало общаются с ребенком, они чувствуют себя ненужными.
ПРОБЛЕМЫ С УЧЕБОЙ
Довольно часто трудности в школе испытывают дети, которые не чувствовали родительского участия и поддержки. Такие дети не могут рассчитывать на реальную поддержку самых близких людей. Ненужные дети просто не способны найти в себе силы «подтянуть» оценки. Распространена ситуация, когда родители ругают детей за плохие оценки, однако даже не задумываются о том, что проблемы с учебой ребенка – их вина.
ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ
Именно родители являются ключевым «рычагом» в том, как развивается их ребенок, ведь они начинают взаимодействовать с малышом с первого дня его жизни. Родители учат ребенка, как выражать эмоции, решать задачи и проблемы в соответствии с его возрастом, получать опыт и справляться с негативом. И это лишь некоторые вещи, которым учат родители. Если ребенок лишен внимания и общения с родителями, он будет хуже развиваться – в эмоциональном и интеллектуальном плане.
Пять шагов, позволяющих наладить общение в семье
– Общайтесь на равных, искренне интересуйтесь мнением ребенка и других членов семьи.
– В общении должно быть понимание и принятие, ведь у каждого члена семьи есть свои индивидуальные особенности.
– Каждый день уделяйте хотя бы немного внимания каждому члену семьи. Иногда достаточно и пяти минут для откровенного разговора.
– Чаще рассказывайте о своих чувствах и переживаниях, это подчеркнет ваше доверительное отношение к каждому члену семьи.
– Уважайте личное пространство.
– Не стесняйтесь обратиться к психологу, если чувствуете, что сами не справляетесь.
Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво.
Очень важно поговорить сегодня о жестокости, которая стала привычной в детской среде. Часто жестокость у детей выступает средством достижения какой-нибудь цели, возможности отнять у другого ребенка что-либо или как способ самоутвердиться среди сверстников.
Причиной детской жестокости, в первую очередь, являются неприязненные отношения в семье, когда родители сами проявляют жестокость по отношению к своим детям, между супругами часто возникают ссоры, сопровождающиеся хамством, оскорблением и криками. Дети усваивают горький опыт своих родителей. А иногда ребенок просто не знает, как себя вести, так как у него отсутствуют навыки культурного поведения.
Причиной жестокости у современных детей могут быть компьютерные игры. Чаще всего детей привлекают отрицательные герои, которые сильные, могущественные и грубые. И, конечно, на проявление жестокости у детей оказывает влияние наше телевидение, где очень много убийств, насилия, крови.
Задача родителей – никогда не проявлять по отношению к своим детям грубость и жестокость, чаще включать в общение добрые слова и ласку, а также научить детей уступать, договариваться и управлять своими эмоциями и, конечно, родителям необходимо более внимательно относиться к покупке компьютерных игр и выбору телепередач для просмотра детьми.
- В память о нашем собрании нам хотелось бы раздать вам небольшие памятки, которые мы надеемся помогут вам в формировании нравственных качеств у ваших детей.
Благодарим всех за работу! И в заключении небольшое четверостишие:
Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего мы – родители,
А все остальное – потом!
- Удачи вам, дорогие родители!
30 ПОЗИТИВНЫХ ФРАЗ, КОТОРЫЕ ЕЖЕДНЕВНО НУЖНО ГОВОРИТЬ РЕБЕНКУ, ПО МНЕНИЮ ПСИХОЛОГОВ
Я благодарна за то, что ты у меня есть
Ты – моя гордость
Ты говоришь потрясающие слова!
У тебя отличные идеи
Я счастлива, что я – твоя мама
Твое мнение имеет значение
Мы тебя любим
Я верю в тебя
Я верю тебе
Я знаю, что ты очень стараешься
Я принимаю тебя таким, какой ты есть
Ты был(а) прав(а)
Ты делаешь меня счастливой
Ты очень креативный!
Мне с тобой весело
Не бойся быть собой
Ты очень любопытный!
Расскажи мне эту историю, мне очень интересно
Твоим друзьям повезло, что ты у них есть
С тобой всегда весело и интересно
Я доверяю тебе
Ты потрясающий человек!
Спасибо тебе за то, что ты такой
Я ценю тебя
Я прощаю тебя
Ты отлично выглядишь!
Это был смелый поступок
Мы все совершаем ошибки
Если не получилось сегодня, обязательно получится завтра
Я люблю тебя
6 способов нравственного воспитания
1. Личный пример
Дети часто ориентируются не на нравоучения, а на поступки родителей. Если у взрослых слова расходятся с делом, например, родители запрещают драться, но сами бьют детей, ребёнок будет считать правильным именно такое поведение. Поэтому важно самим демонстрировать поведение, которое вы ждёте от своих детей.
2. Положительное подкрепление
Замечайте то поведение, которое вы хотите видеть чаще, хвалите и благодарите ребёнка за него. Одобрение взрослых поможет ребёнку увидеть, что он поступает правильно.
Однако если ребёнок делает что-то, что вам не нравится, не оскорбляйте его и не навешивайте ярлыки «оболтус, безалаберный, вырастешь преступником», не отказывайте ребёнку в любви (такого плохого мальчика я не буду любить). Для того чтобы желаемое поведение закрепилось и перешло в личные убеждения, необходимо время.
3. Взаимодействие с эмоциями
В основе нравственности лежит отзывчивость и способность понимать, что чувствуют другие, поэтому важно не запрещать ребёнку испытывать эмоции, а, наоборот, интересоваться тем, что чувствует ребёнок и рассказывать о себе. «Почему ты расстроился? Что ты чувствуешь? Я очень испугалась, когда ты задержался после школы, а твой телефон не отвечал». Это поможет детям развить эмпатию и научиться понимать себя и других.
4. Книги и фильмы
То, что ребёнок смотрит и читает, существенно влияет на его развитие. Хорошие мультфильмы могут уменьшать асоциальное поведение и улучшать результаты обучения в школе. Поэтому важно внимательно относиться к тому, чем увлечены ваши дети. Полезной традицией может стать совместный просмотр фильмов и чтение (причём читать можно даже с подростками). Это не только сблизит вас, но и даст возможность обсудить прочитанное, сделать акцент на тех качествах, которые вы хотите видеть в своих детях. Например: «Помнишь, в мультфильме Флип взял в магазине леденец без спроса и не заплатил? Как думаешь, почему он его взял? … И мне кажется, что он ему очень понравился. Как теперь Флипу исправить ситуацию? … Да, согласен, а в будущем он мог бы попросить маму или папу купить леденец».
5. Примеры других людей
Школьники могут копировать не только поступки родителей, но и поведение посторонних. Например, если дети наблюдают агрессивное поведение, то и сами ведут себя агрессивно. Эту закономерность хорошо демонстрирует эксперимент с куклой Бобо. Поэтому чаще знакомьте детей с биографиями людей, чьи качества вам кажутся достойными, делайте акцент на этих качествах, обсуждайте их с ребёнком. Важно именно разговаривать со школьником, а не поучать или читать нотации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...