Открытое занятие "Секреты общения"
план-конспект занятия (4 класс)
Опорный конструкт занятия с элементами тренинга для обучающихся 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_sekrety_obshcheniya.doc | 64 КБ |
pamyatka.docx | 244.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами тренинга для обучающихся 4 класса по теме: «Секреты общения»
Опорный конструкт занятия по программе, реализуемой в 4 классе «Вместе играем и развиваемся»
Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего подростка.
Задачи:
1. Создать условия для обучающихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.
2. Научить навыкам позитивного общения обучающихся.
3. Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.
4. Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.
Используемые материалы:
- презентация PowerPoint;
- картинки на каждого участника в виде солнца, звезды, тучи;
- карточки со словами к упражнению «Крокодил»;
- Цветные карандаши;
- Листы А4;
- Памятки на каждого ребенка о секретах и правилах общения.
План занятия:
- Приветствие. Упражнение «Плечо к плечу». Упражнение «Барометр настроения»
- Введение в тему. Информационный блок (что такое общение, способы общения)
- Основное содержание занятия. Упражнение «Крокодил». Упражнение «Картина четырех художников». Упражнение «Пять ключей общения».
- Подведение итогов занятия, рефлексия. Упражнение «Барометр настроения».
Контингент: обучающиеся 4 «В» класса
Литература:
1. Карандашев, В.Н. Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы / В.Н. Карандашев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 319 с.
2. Пилипко, Н.В. Приглашение в мир общения (часть 1). - М.: УЦ «Перспектива», 1999 – 112с.
3. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие для педагогов и школьных психологов/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 544 с.
4. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). - 9-е изд. - М.: Генезис, 2018. - 312 с.
Секреты общения
1. Организационный момент
1.1. Приветствие
Цель: создание позитивного психологического климата в группе
Ведущий здоровается с участниками занятия и предлагает поприветствовать друг друга, выполнив следующее упражнение.
Упражнение «Плечом к плечу»
Ведущий:
«Ребята, вы сегодня, конечно, уже приветствовали друг друга. Я предлагаю вам поздороваться без слов, прикосновениями. Встаньте, пожалуйста, в круг. Поприветствуйте своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями». После этого ведущий просит детей «поздороваться» плечами, мизинцами рук, пятками, коленями, кончиками ботинок и т. п.
1.2. Разминка
Участники рассаживаются на свои места.
Упражнение «Барометр настроения»
Цель: диагностика психоэмоционального состояния.
Психолог: А с каким настроением вы пришли на наше занятие?
Выбирает пожалуйста, карточку, обозначающее ваше эмоциональное состояние:
- солнышко – радостное настроение,
- звездочку– настроение спокойное, нейтральное,
- тучку– плохое настроение и прикрепите его на экран настроения.
На нашем занятии мы с вами постараемся, чтобы у всех было хорошее настроение.
(Психолог диагностирует по выбранной карточке эмоциональное состояние ребенка)
2. Введение в тему. Информационный блок
Ведущий открывает на доске тему занятия: «Секреты общения» и эпиграф к уроку:
«Единственная известная мне роскошь —
это роскошь человеческого общения»
Антуан де Сент-Экзюпери
Как вы понимаете эту фразу? (ответы детей)
«Человек может обойтись без многого – но не без человека!» Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова.
Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся.
Сегодня мы продолжим с вами учиться правильно общаться, ладить друг с другом и окружающими нас людьми., чтобы не оказаться в ситуации одиночества.
А что же такое общение? (ответы детей)
Общение – это связь между людьми, в ходе которой происходит обмен информацией и эмоциями, и проявляющаяся во взаимодействии, взаимопонимании, взаимовлиянии.
Общение - это и вчерашний разговор по телефону, беседа на уроке с учителем или одноклассником, и ссора с родителями из-за нежелания выполнять домашнее задание, запретов на игры за компьютером. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми. Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Без общения мы не смогли бы услышать бабушкины сказки, сходить с друзьями в поход, понять объяснение учителя и многое другое. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, школе, на улице.
Дискуссия "Способы общения"
Давайте подумаем, как люди общаются друг с другом, какими способами? (ответы детей)
Язык — самый распространенный способ общения человека. Одну и ту же фразу человек может сказать по-разному.
Задание для детей: Скажите фразу с разной интонацией (весело, грустно, испуганно, со злостью): «У меня в кармане дырка!»
А как люди выражают свои мысли и настроение? (ответы детей)
Молодцы, вы назвали много разных способов общения.
Самый распространенный способ общения — жесты. Жест — это движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь.
Задание для детей: поздороваться друг с соседом с помощью жеста (без слов), изобразить в воздухе фигуру …
Иногда мы в разговоре непроизвольно делаем те или иные жесты, по ним мы можем определить состояние человека.
Например:
смыкаем кончики пальцев обеих рук — уверенность в себе;
скрещиваем руки — негативное оборонное состояние;
руки в боки — агрессия, наступление и т.д.
Но кроме жестов при общении мы «используем» выражение нашего лица — мимику. Мимика — это работа мышц лица, выражающая человеческое состояние.
Задание для детей: представьте, что на столе стоит стакан с жидкостью. При помощи мимики изобразите, какая на вкус жидкость в стакане, так, чтобы класс догадался о вкусе жидкости (сладкая, кислая, горячая, горькая)
Подведем итоги:
Способы общения | |
вербальные (словесные) | невербальные (эмоциональные) |
устная речь, письменная речь, интонация | взгляды, выражение лица (мимика), жесты, позы. |
3. Основное содержание занятия
Теперь давайте немного потренируемся.
Упражнение «Крокодил»
Участникам необходимо объяснить своей команде слова, не используя жестов, мимики, пантомимики, однокоренных слов
1 команда: ёлка, музыка, кровать, кукла
2 команда: самолёт, лес, ручка, кошка
Упражнение «Картина четырёх художников»
Каждая команда получает лист бумаги формата А4 и карандаш. Дети вчетвером выполняют следующее задание: держась одновременно за один карандаш и не разговаривая друг с другом, им предстоит нарисовать дом, кошку, цветок. Когда рисунок будет готов, «художники» ставят (опять же не произнося ни слова) одну подпись. Затем работы демонстрируются всем и подводятся итоги.
Вопросы для команды:
- Как они действовали: рисовал кто-то или они менялись ролями?
- Как изъяснялись друг с другом без слов?
- Все ли довольны результатом?
- Как можно достичь единства в чем-либо, избежав неравенства в отношениях?
Теперь мы с вами подошли к разгадке пяти секретов общения, но для того, чтобы их узнать, вам необходимо справиться с некоторыми заданиями.
Упражнение «Пять ключей общения»
1. Исключи повторяющиеся буквы и прочти ключевое слово.
Т П И П С Ж М Т С Я Ж
(имя)
Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же.
2. Расшифруй ключевое слово.
42516253
М Н Е В И А
1 2 3 4 5 6
(внимание)
Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.
3. Чтобы прочитать ключевое слово, расставь слоги в правильной последовательности.
ЛИВЕЖВОСТЬ
(вежливость)
Будь вежлив, и у тебя будет много настоящих друзей.
4. Отгадай шифр и прочти слово.
ИАНАФАОАРАМАААЦАИАЯ
(информация)
Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового.
5. Отгадай ребус
МАНИЕ
(понимание)
Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его.
Теперь вы знаете секреты общения и сможете их применять в своей жизни. А чтобы вы о них не забыли, я приготовила небольшие памятки о правилах и секретах общения.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу. Скажите, что больше всего понравилось на занятии?
Что вы узнали нового и полезного?
Упражнение «Барометр настроения»
Цель: диагностика психоэмоционального состояния.
Психолог: Помните, в начале занятия мы оценивали своё настроение. Я предлагаю повторить это упражнение. Выберите карточку, обозначающее ваше эмоциональное состояние после проведения нашего сегодняшнего занятия. Напомню, что
- солнышко – радостное настроение,
- звездочка– настроение спокойное, нейтральное,
- тучка– плохое настроение и прикрепите его на экран настроения.
Я вижу, что ваше настроение улучшилось и надеюсь, что оно сохранится на долгое время.
Всем спасибо за занятие!
Предварительный просмотр:
Как правильно общаться
- Помни золотое правило: «Относись к людям так, как хочешь, чтоб они относились к тебе»
- Чаще улыбайся.
Ничто не ценится так дорого и не стоит так дёшево, как улыбка.
- Во время разговора не перебивай собеседника.
- Научись уступать другим.
- Если чувствуешь, что не прав, не настаивай на своём.
- Всегда оказывай помощь, если тебя об этом просят, это обязательно к тебе вернётся.
- Никогда не обзывай, не оскорбляй, и не унижай людей.
Постарайся следовать этим советам,
и у тебя всегда будет много друзей.
МБОУ-СОШ №20 г. Орла
Материал подготовила:
педагог-психолог Аленичева М.А.
Десять правил общения
- В первую очередь интересуйтесь другими людьми и делайте это искренне, ваше дело – вторично. Хорошего контакта не будет, если Вас волнуют только собственные дела.
- Будьте хорошим слушателем. Умейте слушать. Часто это бывает более ценным, чем умение говорить. Позвольте сначала высказаться другому человеку, а потом говорите сами, с учетом услышанного.
- Скажи, что ты можешь дать. Люди хотят общаться с теми, кто может принести «пользу». Не расхваливайте себя или качество своих услуг и способностей. Лучше скажите конкретно, что будет иметь человек, если примет Ваши предложения.
- Критикуйте осторожно. Часто критика бывает бумерангом. Критикуйте не личность, а только действия и поступки. Не обвиняйте людей в непонимании, упрямстве, неспособности слушать, в неумении сдерживаться. Перестаньте обвинять вообще!
- Без металла в голосе. Большинство людей не любят, когда им приказывают, напоминают об их обязанностях или говорят с ними в приказном, высокомерном, назидательном или поучительном тоне. Убирайте металлические нотки в своем голосе! Представьте, что перед Вами хороший приятель или человек, желающий им стать. Не возвышайте себя, говорите мягко, спокойно, доверительно.
- И Вы можете быть виноваты. Если случилось нечто приятное, то, каждый желает сделать себя «героем» успеха. Во всякого рода неприятных происшествиях, люди склонны искать причину не в себе, а винить других людей. Научитесь разделять с другими ответственность за случившееся, а лучше ищите причину в себе.
- Хвалите людей. Говорите о достоинствах других людей.
- Сделайте «агрессора» своим другом. Когда мы имеем дело с агрессивным и нетерпимым человеком, как правило, у нас возникают раздражение или обида. Попробуйте войти в его положение.
- Не ссорьтесь. Уважайте мнение другого человека.
Этот принцип вовсе не означает уступки и полное молчание. Будьте выше ссоры. - Улыбайтесь!
Глядя на добродушно улыбающегося человека, даже самые агрессивные люди становятся более миролюбивыми. Искренняя, доброжелательная улыбка не может испортить ни одно лицо, а подавляющее большинство лиц делает более привлекательными.
Успехов в общении!
Для того чтобы своим откровенным мнением не обидеть человека, придерживайтесь следующих правил:
1. Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом попросят.
2. Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человеке в целом (не стоит говорить: «Ты не умеешь общаться!», скажите: «Ты перебиваешь собеседника, не слушаешь его, не стараешься понять его точку зрения»).
3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека (не употребляй оскорбительных слов, не ругай, не обзывай и т.д.).
4. Не давай оценок (ведь ты не выше и не лучше другого человека — вы разные).
5. Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте…», «Ты должен…» — под запретом. Не стоит поучать — пусть человек сам выбирает, как поступить, ему виднее.
ОСНОВА ОТНОШЕНИЯ СОБЕСЕДНИКА К НАМ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ В ПЕРВЫЕ 15 СЕКУНД ОБЩЕНИЯ С НИМ.
Специалистами замечено: чтобы с самого начала знакомства или беседы расположить к себе собеседника, нужно дать ему, как минимум три психологических «плюса», существует, конечно, множество возможных «плюсов», но наиболее универсальные из них: комплимент, улыбка, имя собеседника и поднятие его значимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по культуре общения "Если добрый ты - это хорошо!"
Нашим современным детям так не хватает доброты, тактичности, сочувствия. Поэтому данная тема урока актуальна. Урок содержит практический материал, позволяющий каждому ребёнку задуматься о добре, вежли...
Открытый классный час в 3 классе "Культура общения"
Конспект открытого классного часа и презентация...
Открытый урок. «Этикет общения по телефону».
Мы живем в век информационных перегрузок. Скорость обмена информацией заметно возросла с использованием современных средств связи: радио, телевидения, компьютера, факса, Интернета, телефона....
Открытое занятие педагога-психолога "Общение – наш путь к успеху". 7-й класс
Цель: повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся.Задачи:практически опробовать упражнения, тренирующие коммуникативную гибкость;выработать индивидуальный стиль общения;стимулировать процесс...
Речь и культура общения. Открытый урок
Урок посвящен русскому речевому этикету...Цели урока: Познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение. Развивать навыки обобщения, правильного применения в...
ОТКРЫТЫЙ урок : «Правила безопасности при общении с природой»
ОТКРЫТЫЙ урок : «Правила безопасности при общении с природой»...
Урок закрепления и открытия новых знаний «Язык – главный помощник в общении» , русский язык, 3 класс.
Цель урока: способствовать развитию речи учащихся; познакомить с причинами возникновения трудностей в письменной речи; повторение раздела «лексика».Задачи урока:Личностные: - осознание того, что ...