Сохранить доверие детей…
статья
В детстве мы не раз давали себе обещание не повторять ошибок своих родителей, когда вырастем. Кто из нас не говорил себе: "Я никогда не буду поступать так с собственным ребенком"?
Но когда появляются дети, нам не помогают, ни данные себе когда-то обещания, ни кипы книг по детской психологии и педагогике, ни советы друзей, а уже тем более бабушек…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranit_doverie_detey.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Банникова Наталья Анатольевна
учитель начальных классов
МАОУ Лицей №159
г. Новосибирск
Сохранить доверие детей…
«Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его» Константин Дмитриевич Ушинский
В детстве мы не раз давали себе обещание не повторять ошибок своих родителей, когда вырастем. Кто из нас не говорил себе: "Я никогда не буду поступать так с собственным ребенком"? Но когда появляются дети, нам не помогают, ни данные себе когда-то обещания, ни кипы книг по детской психологии и педагогике, ни советы друзей, а уже тем более бабушек… Ошибки в воспитании приводят к тому, что дети становятся скрытными и неуправляемыми, а детская агрессия часто даже накаляет отношения в семье!
Для многих не будет откровением, что дети копируют поведение своих родителей, дедушек и бабушек. Но мало кто понимает, что именно наше поведение и есть воспитание наших детей. Что бы мы им не говорили, какие бы классические или новомодные системы воспитания не опробовали на своих чадах, истина всегда будет в том, что за образец дети берут поведение взрослых. А что станет с этим "ребёнком" в ближайшее время? Вернее, кем он станет? Каким взрослым? Какие ценности, идеалы сможет он передать уже своим детям? А ведь он их к нам и приведёт учиться...
Любой психолог скажет, что основы человека, его психика, мотивы поведения закладываются в детстве в семье. И когда мы учим ребенка, что надо не обманывать, соблюдать обещания, не грубить, но при этом на глазах у ребенка ссоримся, ловчим, изворачиваемся, лжем, - наши нравоучения производят обратный эффект. Слова вообще вторичны, основное личный пример. Наблюдаемый ребенком вариант поведения, со временем, записывается в его сознании, как норма. Так формируется личность.
Молодежь часто называют «потерянным поколением». Но кто его «потерял»? Взрослые, от которых часто можно услышать фразу: «Я его так не воспитывал!» При этом в понятие воспитания они вкладывают свои нравоучения, кружки и секции куда, водили детей. Но воспитание - это только наш жизненный пример, наша жизнь. А ведь проблемы начинаются ещё в детском саду. Родители уже на воспитателей рукой машут - "Вы - воспитатели, вы и воспитывайте! Вам за это деньги платят, а не мне". И вот как потом разговаривать с этим человеком? Неудивительно, что в школе с такими родителями и детьми возникают серьезные проблемы. Трудно «достучаться» до них...
Сейчас все жалуются, что дети не хотят учиться, не хотят общаться, сидят с утра до вечера в интернете. С малолетства употребляют наркотики, многие связаны с криминалом. Очень часто можно услышать от родителей, что они ничего не могут поделать со своими детьми и складывается впечатление, что в школу они отправляют их на "исправление". А затем начинают осуждать, ненавидеть, обвинять своих детей и даже выгонять из дома. Превращают себя в неких страдальцев, измученных собственными детьми, и при этом еще ностальгически вздыхают: «Вот в наше время было по-другому».
Но что видят наши дети? Что в мире все построено на потреблении, на желании иметь больше и больше, любой ценой. Даже раньше ребенок видел, что рост благосостояния не обеспечивали любовь и добрые отношения в семье. И этот мир рухнул. Вместе со всеми кумирами общества потребления. И к чему теперь стремиться ребенку? Он уже понимает, что наши ценности - лживы и ненадежны. А другого мира для него нет. Только тот, который создали мы, взрослые. И дети закрываются в лучшем случае в виртуальном мире интернета. В худшем - уходят в наркотики. Отсюда апатия и депрессия среди молодежи.
В обществе должна быть идея, цель, которая объединяет народ. Тогда и семья будет частью этого общества. Сейчас нет таких целей, общество разбито на мелкие кусочки, где дети часто никого не интересуют. Семья сваливает на школу, школа на семью, результат - то, что имеем. Из всего этого можно сделать только один вывод - прежде чем требовать от детей, нам нужно измениться самим. Кто-то скажет, что в нашем мире это невозможно. Ведь каждый стремится обмануть каждого. Конкуренция, прибыль - это стиль и девиз современной жизни.
Однако общество потребления не оправдало себя. Всё чаще люди начинают задумываться о духовности. Мы оказались в дырявой лодке, которую уже не спасти. Нужно скорее плыть к берегу, пока есть силы и возможности. И строить мир на новых взаимоотношениях - добра, поддержки, взаимопомощи. А если в семье сохранены уважительные отношения друг к другу и желания помочь рядом живущему, ребенок вырастет нормальным человеком. Но, к сожалению, зачастую порядочность - это только видимость.
Общество не испытывает дефицита материальных благ. Дефицит в мире - это дефицит доверия друг другу. В таком мире жить невозможно, и мы теряем доверие своих детей. Ведь чему можно научиться у взрослых, которые создали такой неприглядный мир? Дети не прощают лжи никому - ни обществу, ни самым близким людям... Ну и свобода слова в СМИ, к сожалению, понимается как вседозволенность.
Так как же нам надо жить? Во все времена существовали неопровержимые понятия нравственности, общечеловеческие ценности, понятные каждому. Когда-то ученик спросил Конфуция: «Можно ли всю жизнь руководствоваться, одним словом?» Учитель ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Мы тоже можем и должны соблюдать «Золотое правило нравственности».
Только при соблюдении этого несложного правила возникнут честные отношения, поддержка, стабильность. И мы сможем соединить наши желания, распространить их на окружающих. Так давайте же подавать пример друг другу. И не только ради себя, но ради наших детей и внуков. И это будет самая лучшая система воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод , позволяющий сохранить здоровье детей на уроках в начальной школе
Разработка раскрывает некоторые аспекты применения игровой технологии на уроках в начальной школе. Приведены примерные конспекты уроков, построенных на основе данной технологии....
памятки родителям о сохранности жизни детей
памятки по сохранности жизни детей во время каникул...
Родительское собрание "Проблемы построения взаимоотношений родителей и детей, основанных на доверии друг к другу"
рассмотрение психологических ситуаций, нахождение правильного решения. Научить родителей доверять своим детям....
Акция "Дети говорят телефону доверия "Да!" урок.
Информировать учеников, для чего предназначен и как работает телефон доверия; мотивировать обращаться на телефон доверия в трудных жизненных ситуациях....
Окажите доверие вашим детям
В помощь родителям...
Семь заповедей, чтобы сохранить жизнь детям...
Памятка для родителей...
Детям о телефоне Доверия
Вариант информационного урока "Телефон Доверия" помогает обеспечению безопасности жизни и здоровья детей для учащихся младших классов: мотивирует обр...