Занятия психолога по коррекции и развитию коммуникативных навыков.
рабочая программа
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
коррекционный курс «В гостях у сказки»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятия психолога по коррекции и развитию коммуникативных навыков | 37.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 12»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
коррекционный курс «В гостях у сказки»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(2 вариант)
Количество часов на изучение: 68 ч.
Количество часов в неделю: 2 ч.
на 2022 – 2023 учебный год
г.Ачинск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» на первом этапе обучения для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости обусловлено необходимостью коррекции у них познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер.
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки», рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися, составлена в соответствии с духовно-нравственным направлением, которое обеспечивает нравственное развитие обучающихся в единстве урочной деятельности.
Программа предусматривает организацию и проведение специальных внеурочных мероприятий по посещению интерактивных театрализованных представлений, творческую деятельность по изготовлению различных предметов для настольного театра, иллюстраций к сказкам, а также организацию инсценировок изученных сказок. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир сказок. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Содержание программы курса «В гостях у сказки» создаёт возможность для духовно-нравственного воспитания учащихся. Данная программа направлена на социально-эмоциональное, творческое, нравственное, познавательное и общекультурное развитие личности, а также на расширение социальных контактов учащихся.
Цель – содействовать развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы обучающихся через знакомство со сказками.
Задачи:
- развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам творческой деятельности;
- формирование умения взаимодействовать в группе в процессе игровой и творческой деятельности;
- формирование потребности в эмоциональном общении посредством сказки;
- формирование умение использовать полученные во время занятий навыки для участия в представлениях;
- формирование навыков вербального и невербального общения;
- развитие внимания, памяти;
- развитие мелкой и крупной моторики, координации движений.
Организация занятий
Занятия проводятся согласно учебному плану и расписанию занятий. Форма проведения занятий (индивидуальная) рекомендуется ПМПК образовательного учреждения после проведения диагностики обучающихся.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
Данная программа реализуется в рамках курса внеурочной деятельности в форме индивидуальных занятий во второй половине дня.
Количество учебных часов, отведенных на реализацию данной программы, в соответствии с учебным планом: 2 р. В неделю, 68 часов.
Виды деятельности:
1. Беседа, рассказ учителя.
2. Слушание.
3. Просмотр видеофильмов и мультфильмов.
4.Озвучивание героев с помощью средств альтернативной коммуникации, инсценировка.
5. Театрализация.
6. Лепка
7. Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
9. Изготовление масок, силуэтов персонажей для театра теней и др.
10. Просмотр интерактивных театрализованных представлений.
Планируемые результаты
Возможные предметные результаты освоения рабочей программы:
- понимает обращенную речь, понимает смысл рисунков, графических символов;
- умеет пользоваться средствами альтернативной коммуникации: использование предметов, жеста, взглядов, шумовых, голосовых подражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- имеет опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми;
Возможные личностные результаты освоения рабочей программы включают:
- получает удовольствие от результатов индивидуальной деятельности;
- использует способы художественного, творческого самовыражения;
- взаимодействует с педагогом в творческой деятельности.
Критерии эффективности занятий.
Оценка эффективности программы внеурочной деятельности осуществляется в ходе текущей и промежуточной аттестации в форме тестирования или наблюдения, а также на основе анализа творческих работ обучающегося и собеседования с родителями (лицами, замещающими родителей), педагогами.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа включает в себя следующие разделы:
Раздел 1. «Фольклорные сказки» включает знакомство со следующими русскими народными сказками: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Мороз и заяц», «Маша и медведь» и другие. Изучение фольклорной сказки включает знакомство со сказкой (чтение книги, просмотр мультфильма, выделение героев), изготовление героев сказки в сказочной мастерской (раскрашивание по трафарету, изготовление поделок, лепка и т.д.), инсценировку сказки, просмотр спектакля.
Раздел 2. «Авторские сказки» включает знакомство со следующими авторскими сказками: «Мойдодыр» К.И. Чуковский, «Очень голодная гусеница» Эрик Карл и другие. Сказки данного раздела адаптируются для понимания, излагаются в сокращенном виде. Изучение авторской сказки включает знакомство со сказкой (чтение книги, просмотр мультфильма, выделение героев), изготовление героев сказки в сказочной мастерской (раскрашивание по трафарету, изготовление поделок, лепка и т.д.), инсценировку сказки, просмотр спектакля.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема урока | Основные виды деятельности | ||||
Количество часов | Дата проведения | |||||
Введение – 1 час | ||||||
1 | Мониторинг на начало года | Диагностика | ||||
Фольклорные сказки (16 часов) | ||||||
2 | Русская народная сказка «Курочка Ряба». Знакомство. | Слушание. Выделение героев. Просмотр мультфильма. | ||||
3 | Сказочная мастерская. Герои сказки «Курочка Ряба» | Рисование гуашью «Золотое яичко». | ||||
4 | Инсценировка сказки «Курочка Ряба» | Распределение ролей, инсценировка сказки | ||||
5 | Просмотр спектакля «Курочка Ряба» | Просмотр. Кукольный театр. | ||||
6 | Русская народная сказка «Колобок». Знакомство. | Слушание. Выделение героев. Просмотр мультфильма. | ||||
7 | Сказочная мастерская. Герои сказки «Колобок» | Изготовление мягкой игрушки «Репка» бесшовным методом. | ||||
8 | Инсценировка сказки «Колобок» | Распределение ролей, инсценировка сказки | ||||
9 | Просмотр спектакля «Колобок» | Просмотр. Кукольный театр. | ||||
10 | Русская народная сказка «Теремок». Знакомство. | Слушание. Выделение героев. Просмотр мультфильма. | ||||
11 | Сказочная мастерская. «Теремок» | Раскрашивание трафарета «Теремок» восковыми мелками. | ||||
12 | Инсценировка сказки «Теремок» | Распределение ролей, инсценировка сказки | ||||
13 | Просмотр спектакля «Теремок» | Просмотр. Кукольный театр. | ||||
14 | Знакомство со сказкой «Маша и медведь». | Слушание. Выделение героев. Просмотр мультфильма. | ||||
15 | Сказочная мастерская. Герои сказки «Маша и медведь» | Лепка из пластилина «медведь». | ||||
16 | Инсценировка сказки «Маша и медведь» | Распределение ролей, инсценировка сказки | ||||
17 | Просмотр спектакля «Маша и медведь» | Просмотр. Кукольный театр. | ||||
Авторские сказки (16 часов) | ||||||
18 | Эрик Карл «Очень голодная гусеница». Знакомство. | Слушание. Выделение героев. Просмотр мультфильма. | ||||
19 | Сказочная мастерская. Герои сказки «Очень голодная гусеница» | Изготовление мягкой игрушки «Гусеница» бесшовным методом. | ||||
20 | Инсценировка сказки «Очень голодная гусеница» | Распределение ролей, инсценировка сказки | ||||
21 | Просмотр спектакля «Очень голодная гусеница» | Просмотр. Кукольный театр. | ||||
22 | К.И. Чуковский «Мойдодыр». Знакомство. | Слушание. Выделение героев. Просмотр мультфильма. | ||||
23 | Сказочная мастерская. Герои сказки «Мойдодыр» | Раскрашивание трафарета «Мойдодыр» восковыми мелками. | ||||
24 | Инсценировка сказки «Мойдодыр» | Распределение ролей, инсценировка сказки | ||||
25 | Просмотр спектакля «Мойдодыр» | Просмотр. Кукольный театр. | ||||
26 | В.Г. Сутеев «Три котенка». Знакомство. | Слушание. Выделение героев. Просмотр мультфильма. | ||||
27 | Сказочная мастерская. Герои сказки «Три котенка» | Раскрашивание аппликация «Три котенка». | ||||
28 | Инсценировка сказки «Три котенка» | Распределение ролей, инсценировка сказки | ||||
29 | Просмотр спектакля «Три котенка» | Просмотр. Кукольный театр. | ||||
30 | С.А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Знакомство. | Слушание. Выделение героев. Просмотр мультфильма. | ||||
31 | Сказочная мастерская. Герои сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» | Изготовление пластилиновой картины «Золотая рыбка» восковыми мелками. | ||||
32 | Инсценировка сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» | Распределение ролей, инсценировка сказки | ||||
33 | Просмотр спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке» | Просмотр. Кукольный театр. | ||||
34 | Мониторинг на конец года | Диагностика |
Фольклорные сказки (16 часов) | ||||
35 | Русская народная сказка «Репка». Знакомство. | Слушание. Выделение героев. Просмотр мультфильма. | ||
36 | Сказочная мастерская. Герои сказки «Репка» | Изготовление мягкой игрушки «Репка» бесшовным методом. | ||
37 | Инсценировка сказки «Репка» | Распределение ролей, инсценировка сказки | ||
38 | Просмотр спектакля «Репка» | Просмотр. Кукольный театр. | ||
39 | Русская народная сказка «Кот и петух». Знакомство. | Слушание. Выделение героев. Просмотр мультфильма. | ||
40 | Сказочная мастерская. Герои сказки «Кот и петух» | Рисование восковыми мелками «Петушок» | ||
41 | Инсценировка сказки «Кот и петух» | Распределение ролей, инсценировка сказки | ||
42 | Просмотр спектакля «Кот и петух» | Просмотр. Кукольный театр. | ||
43 | Русская народная сказка «Три медведя» | Слушание. Выделение героев. Просмотр мультфильма. | ||
44 | Сказочная мастерская. «Три медведя» | Аппликация «Три медведя» | ||
45 | Инсценировка сказки «Три медведя» | Распределение ролей, инсценировка сказки | ||
56 | Просмотр спектакля «Три медведя» | Просмотр. Кукольный театр. | ||
47 | Знакомство со сказкой «Заячья избушка». | Слушание. Выделение героев. Просмотр мультфильма. | ||
48 | Сказочная мастерская. Герои сказки «Заячья избушка» | Лепка из пластилина «заяц». | ||
49 | Инсценировка сказки «Заячья избушка» | Распределение ролей, инсценировка сказки | ||
50 | Просмотр спектакля «Заячья избушка» | Просмотр. Кукольный театр. | ||
Авторские сказки (16 часов) | ||||
51 | В.Г. Сутеев «Цыпленок и утенок». Знакомство. | Слушание. Выделение героев. Просмотр мультфильма. | ||
52 | Сказочная мастерская. Герои сказки «Цыпленок и утенок» | Аппликация «Цыпленок и утенок» | ||
53 | Инсценировка сказки «Цыпленок и утенок» | Распределение ролей, инсценировка сказки | ||
54 | Просмотр спектакля «Цыпленок и утенок» | Просмотр. Кукольный театр. | ||
55 | К.И. Чуковский «Айболит». Знакомство. | Слушание. Выделение героев. Просмотр мультфильма. | ||
56 | Сказочная мастерская. Герои сказки «Айболит» | Раскрашивание трафарета «Айболит» восковыми мелками. | ||
57 | Инсценировка сказки «Айболит» | Распределение ролей, инсценировка сказки | ||
59 | Просмотр спектакля «Айболит» | Просмотр. Кукольный театр. | ||
60 | В.Г. Сутеев «Яблоко». Знакомство. | Слушание. Выделение героев. Просмотр мультфильма. | ||
61 | Сказочная мастерская. «Яблоко» | Изготовление пластилиновой картины «Яблоко». | ||
62 | Инсценировка сказки «Яблоко» | Распределение ролей, инсценировка сказки | ||
63 | Просмотр спектакля «Яблоко» | Просмотр. Кукольный театр. | ||
64 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка». Знакомство. | Слушание. Выделение героев. Просмотр мультфильма. | ||
65 | Сказочная мастерская. Герои сказки «Серая шейка» | Изготовление поделки «уточка» в технике оригами. | ||
66 | Инсценировка сказки «Серая шейка» | Распределение ролей, инсценировка сказки | ||
67 | Просмотр спектакля «Серая шейка» | Просмотр. Кукольный театр. | ||
68 | Мониторинг на конец года | Диагностика | ||
Итого: |
Материально-техническое обеспечение программы:
1. Книги со сказками (мягкие, картонные, музыкальные, адаптированные (текст заменен пиктограммами).
2. Набор пиктограмм, фотографий, иллюстраций к сказкам.
3. Набор масок сказочных персонажей, костюмов, реквизит для театрализации.
4. Материалы для творчества (бумага, картон, пальчиковые краски, мягкий пластилин, разноцветные салфетки, гофрированная бумага, фольга, вата, перья, блестки, отрезы ткани и др.).
5. Адаптированные инструменты для рисования (губки, кисти различных размеров, штампы, валики, щетки).
6. Фланелеграф, наборы плоскостных сказочных персонажей.
7. Наборы объемных сказочных персонажей (кукол на руку, мягких игрушек и др.).
8. Технические средства альтернативной коммуникации (коммуникативные кнопки).
9. Компьютер, проектор, видеозаписи, аудиозаписи сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развивающего занятия, направленного на развитие коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста.
Цель: содействие социализации детей с ОВЗ в условиях образовательной школы через создание ситуации успеха и благоприятного психологического климата.Задачи:развивать коммуникативные навыки у обуч...
"Развитие коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений в ГПД"
Инновационный педагогический опыт Уваровой В. Н. "Развитие коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений в ГПД"...
Конспект занятия по программе РОСТ 2 класс. Тема: Развитие коммуникативных навыков в командой игре. Викторина «Школьный калейдоскоп».
Викторина для начальных классов является игровым способом проверки знаний учащихся и помогает обнаружить пробелы в образовании...Игра-викторина для младших школьников состоит из вопросов по конк...
Коррекционная программа "Программа коррекции познавательной сферы, коммуникативных навыков, эвс и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр".
Коррекционная программа для работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Может использоваться школьными педагогами-психологами....
Комплекс занятий по развитию коммуникативных навыков для детей 9-10 лет
Каждый из нас живет и работает среди людей. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания общаемся с другими людьми. Играя, ребенок общается. Длящееся многие годы учение также обязательно предпола...
Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с целью профилактики и коррекции социального взаимодействия
Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с целью профилактики и коррекции социального взаимодействия В современной школе, когда нагрузки на детей растут, а воз...