Коррекционно - развивающий курс "Предметно - практическая деятельность"
материал
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционный курс «Предметно – практическая деятельность»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 12»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционный курс «Предметно – практическая деятельность»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(2 вариант)
Количество часов на изучение: 34 ч.
Количество часов в неделю: 1ч.
на 2022 – 2023 учебный год
Ачинск
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе нормативно – правовых документов:
1. Приказ министерства образования Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 – п. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) МБОУ «Школа № 12»
3. Учебный план МБОУ «Школа № 12»
Цель программы:
формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
∙ знакомство с различными материалами и предметами;
∙ формирование приемов элементарной предметной деятельности;
∙ формирование навыков продуктивной деятельности.
Краткая характеристика коррекционного курса:
Программно-методический материал включает 2 раздела «Действия с материалами», «Действия с предметами». Коррекционная направленность:
Занятия по данной программе способствуют более эффективному освоению АООП за счет формирования приемов предметно-практической деятельности. В процессе обучения происходит знакомство с различными предметами и материалами и осваиваются действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «предметно-практические действия» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционной работы и входит в образовательную область. Является частью учебного плана.
Количество часов: в неделю - 1ч, в год - 34 ч.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса «предметно-практические действия»
Личностные результаты:
∙ социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
Предметные результаты. Действия с материалами.
Минимальный уровень
∙ умеет сминать материал (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная и др.) пальцами;
∙ умеет разрывать материал (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя;
∙ умеет разминать материал (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) одной рукой;
∙ умеет пересыпать, перемешивать материал (крупа, песок, земля, мелкие предметы), используя инструмент (лопатка, стаканчик и др.).
Достаточный уровень
∙ умеет придавать материалу (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) заданную форму;
∙ сортирует мелкие предметы (горох, фасоль, кофе-бобы);
∙ умеет сматывать материал (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).
Действия с предметами
Минимальный уровень
∙ умеет перекатывать круглый предмет (от себя, из руки в руку);
∙ умеет держать мяч/воздушный шарик;
∙ умеет вращать предмет (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.);
∙ умеет нажимать на предмет (юла, рычаг др.) всей кистью (пальцем);
∙ умеет сжимать предмет (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами);
∙ умеет выжимать (губка, полотенце) двумя руками в противоположные стороны;
∙ умеет вставлять мелкие предметы в узкие отверстия (мозаика, копилка и др.);
∙ умеет сортировать предметы (материалов) по толщине;
∙ умеет нанизывать предметы (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить);
∙ умеет сортировать предметы (одинаковые/ разные, цвет, величина, форма и др.);
Достаточный уровень
∙ умеет продергивать нити (иглы с нитью) в узкое отверстие;
∙ умеет завязывать шнурки;
∙ умеет сортировать предметы по функциям и области применения (посуда, одежда, обувь, предметы гигиены).
№ | Наименование разделов и тем коррекционного курса | Содержание тем коррекционного курса |
1 | Действия с материалами. | Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.) |
2 | Действия с предметами. | Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить). |
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол- во часов | Дата проведения |
1 | Диагностика диапазона двигательной активности действий с предметами, действий с материалами. | 2 | |
2 | Выполнение подражательных движений по словесной инструкции «делаем вместе». | 1 | |
3 | Выполнение подражательных движений рук. Воспроизведение действий, движений изображенных на 1 картинке. | 1 | |
4 | Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук | 1 | |
5 | Узнавание предметов на ощупь. | 1 | |
6 | Узнавание предмета по словесной инструкции учителя. | 1 | |
7 | Нанизывание колец пирамиды с учетом размера. | 1 | |
8 | Открывание и закрывание флаконов с завинчивающимися крышками. | 1 | |
9 | Собирание матрешки. | 1 | |
10 | Упражнения в сминании бумаги. Шарик из бумаги | 1 | |
11 | Упражнения в отрывании кусочков от бумаги | 2 | |
12 | Упражнения в разрывании различных материалов (вата, природный материал). | 2 | |
13 | Упражнения в наматывании нитки на карандаш. | 2 | |
14 | Упражнения в наматывании веревки в клубок | 1 | |
15 | Упражнения в наматывании шерстяных ниток в клубок. | 1 | |
16 | Узнавание, различение и называние предметов по цвету. «Картинное цветовое лото». | 1 | |
17 | Группировка предметов по цвету и раскладывание по коробкам. | 2 | |
18 | Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | 1 | |
19 | Сравнение предметов. Нахождение такого же предмета в группе других предметов по качественному 1 признаку (цвет, размер, форма). | 1 | |
20 | Сравнение предметов путем их наложения и приложения: большой-маленький. | 1 | |
21 | Сравнение предметов путем их наложения и приложения: длинный – короткий. | 1 | |
22 | Сравнение предметов путем их наложения и приложения: широкий - узкий . | 1 | |
23 | Сравнение предметов путем их наложения и приложения: толстый – тонкий. | 1 | |
24 | Упражнения в разминании материалов (пластилин, тесто, глина). | 2 | |
25 | Размазывание материала руками. | 1 | |
26 | Расплющивание куска пластилина между ладоней ( лепёшка). | 1 | |
27 | Лепка по показу и словесной инструкции: шары большой и маленький. | 1 | |
28 | Лепка по показу и словесной инструкции: палочка длинная, короткая | 1 | |
29 | Аппликация «Первые листочки» | 1 | |
30 | ИТОГО |
Описание материально-технического обеспечения:
∙ Компьютер
∙ Разработки мультимедийных презентаций.
∙ Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся
∙ Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец.(коррекц.)образоват.учреждений VIII вида/ Л.А.Митиева , Э.Я. Удалова.-М.:Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно – практическая деятельность» (для незрячих)
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса«Предметно – практическая деятельность»Рабочая программа учебного курса создана на основе федерального компонента государствен...
Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».
образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...
Коррекционно-развивающее занятие внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «По следам Бременских музыкантов» для обучающихся 2 класса
Коррекционно-развивающее занятие внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «По следам Бременских музыкантов» разработано для обучающихся 2 класса образовательных...
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...
Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия для учащихся 1 классов, 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....
Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия для учащихся 4 классов 2 вариант УП (обучение на дому).
Рабочая программа по коррекционно-развивающим курсам: сенсорное развитие и предметно-практические действия предназначена для учащихся 4 классов 2 вариант УП для обучающихся на дому....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...