Упражнения на развитие внимания с учителем-дефектологом с детьми 1-4 классов
методическая разработка
Коррекционные и развивающие упражнения на развитие внимания на занятиях с учителем- дефектологом в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_na_razvitie_vnimaniya.docx | 613.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционные и развивающие упражнения на развитие внимания.
- Упражнение на развитие способности к переключению внимания.
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка, и т. д. Он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.
Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение.
В третьей серии можно объединить первое и второе задания, то есть ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встает при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.
Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Особенно интересно проведение подобных игр с группой детей, когда проявляется соревновательность между детьми.
- Упражнение на развитие концентрации внимания.
Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10-15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.
В первом задании ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.
Во втором задании ребенку последовательно показывают неоконченные картинки и просят назвать то, что не дорисовано, либо то, что перепутано.
В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.
По всем трем заданиям оценивается результативность - число правильно названных различий, число названных недостающих деталей и нелепостей, а также число деталей, правильно раскрашенных.
- Упражнение на развитие произвольного внимания.
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий и седьмой треугольники". Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответьте, что пусть он делает так, как понял.
Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.
- Упражнение на развитие объема внимания.
Для проведения этого упражнения необходимы два рисунка.
На верхнем рисунке в 8 квадратах определенным образом расставлены точки. Ребенка просят посмотреть на первый квадрат (остальные 7 квадратов закрываются) и постараться точно так же расставить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и дать ребенку рисунок с пустыми квадратами).
Время показа одной карточки -- 1-2 секунды, на воспроизведение точек ребенку отводится не более 15 секунд.
Объем внимания ребенка определяется числом точек, которые он смог правильно вопроизвести на любой из карточек (выбирается та из них, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).
- «Пуговицы».
Цель: Развитие внимания, логического мышления и ориентация в пространстве.
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листком бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится интересней и сложней.
- Игра "Смотри внимательнее"
Концентрация внимания и достаточно долгое удержание сосредоточенности достигается в играх-соревнованиях. Перед учащимися ставят цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы. В течение одной - двух минут показывают несколько из них (например, карандаши, запонки, камешки, бусы, ручки и др.). затем их закрывают и предлагают детям подробно описать каждый предмет, его величину, цвет. Эту же игру можно проводить с участием самих ребят, т.е. рассматривать непосредственно своих товарищей и отмечать, какие изменения произошли в их одежде, их расположении и т.д. Еще один вариант – предложив рассмотреть несколько предметов, затем, после того как дети закроют глаза, убрать некоторые из них, поменять местами или, наоборот, добавить.
Коррекционные и развивающие упражнения на развитие памяти.
- Упражнение на развитие зрительной памяти.
Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение двух секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же.
Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.
Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.
- Игра на развитие памяти: "Я положил в мешок".
В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок.
Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова, объединенные по общему признаку (фрукты, овощи и т. д.): "В саду у бабушки растут груши, сливы..." (Порядок тот же.)
В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.
- Игра "Я - фотоаппарат".
Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д.
Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.
Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в детектива или в разведчика.
- Игра "Что нового".
(Форма проведения – групповая)
Цель: развитие умения концентрироваться на деталях, развитие памяти.
Ход игры: Взрослый рисует начало рисунка, потом дети по очереди подрисовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, другие закрывают глаза, и открывают их по команде взрослого. Чем дольше длиться игра, тем сложнее и интереснее искать новые детали.
Приемы, помогающие запоминанию.
1. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.
То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное.
Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.
Например, называете семь фраз.
1. Мальчику холодно.
2. Девочка плачет.
3. Папа сердится.
4. Бабушка отдыхает.
5. Мама читает.
6. Дети гуляют.
7. Пора спать.
К каждой фразе ребенок делает рисунок. Если он спрашивает: "А что рисовать?", объясните, что он сам может выбрать, что именно изобразить. Главное, чтобы это помогло вспомнить все семь фраз.
После того, как к каждой фразе сделан рисунок, предложите ребенку точно воспроизвести все семь фраз, дословно их повторить. Если возникают трудности, помогите подсказкой.
На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, сколько фраз повторяет ребенок через день, помогают ли ему рисунки. Если вспоминаются 6-7 фраз — это очень хороший результат.
2. Прочитайте ребенку небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: "О чем этот рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. Попросите ребенка снова сделать пересказ, и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.
3. Известны различные приемы, облегчающие запоминание. Например, цвета светового спектра - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый - легко запоминаются с помощью фразы: "Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны" (первые буквы слов напоминают названия цветов спектра).
При запоминании, например, номера телефона можно придумать какие-нибудь близкие ребенку аналогии к каждой цифре.
4. Из 10 слов ребенок может запомнить 5-6. Попробуйте применить так называемую смысловую систему, и результаты улучшатся.
Пример: называются 10 слов: ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь
Теперь попытайтесь организовать этот ряд слов в одну смысловую систему, которая запоминается легче:
Ночью в лесу в дом через окно влез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон - он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе ожог, как от огня.
Экспериментируйте дальше, только вместе с ребенком.
В естественном стремлении развить память ребенка имейте в виду: независимо от того, хорошая или плохая у него память, перегружать ее вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придется использовать на практике и, следовательно, они будут быстро забыты ребенком, — это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство, напряжение.
Коррекционные и развивающие упражнения на развитие воображения.
- Игра "Пантомима".
Эта игра предназначена для развития воображения и творческих способностей.
Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-нибудь действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание).
Поиграйте в "угадайку": ребенок угадывает, что вы изображаете, а затем наоборот - вы должны догадаться, что изображает ребенок.
- Упражнение на развитие зрительного воображения.
Ребенку предлагается рисунок с разными незаконченными изображениями, которые он должен дорисовать. Стимулируйте фантазию ребенка.
- Упражнение "Точки".
Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок.
Предложите ему самому нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать можно любое количество точек.
- Упражнение "Комбинирование".
Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат. Каждую фигуру можно использовать многократно, а какую-то фигуру не использовать вообще. Размеры фигур можно менять.
- Упражнение на развитие вербального (словесного) воображения.
Предложите ребенку игру: "Попробуй представить, что будет, если..., Например, представь себе, что кошки научились говорить! Или открыли детский сад для собачек" и т. д.
Чем больше развита фантазия у ребенка, тем больше он предлагает интересных и оригинальных вариантов.
- Игра "Разговор с руками".
(Форма проведения – индивидуальная).
Цель: научить контролировать свои действия, развитие воображения.
Ход игры: обвести на листе силуэт ладоней. Затем предложить ребенку «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, шляпы, причёски. Можно раскрасить определенным цветом каждый пальчик. После выполнения этой работы можно начать беседу с пальчиками, спросить: «Как вас зовут?» (может ребёнок придумает свои имена пальчикам), «Что вы любите делать?», «Чего вы не любите?», «Какие вы?». При этом необходимо подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить что), но иногда не слушаются своего хозяина.
* Беседу очень подходяще провести после драки между детьми.
Коррекционные и развивающие упражнения на развитие восприятия.
- Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур.
Ребенку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур. Попросите назвать фигуры, которые знает ребенок, подскажите ему названия тех фигур, которые он еще не знает.
В следующий раз попросите его нарисовать те фигуры, которые вы ему назовете (круг, квадрат, прямоугольник, четырехугольник, треугольник, эллипс, трапеция).
- Упражнение на развитие точности восприятия: «Дорисуй фигуры».
Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их. После этого пусть ребенок назовет фигуры.
- Упражнение на развитие цветоразличения.
Подберите разноцветные картонки, кубики, карандаши, фломастеры, лоскутки и т. д. Попросите ребенка назвать цвета, подскажите ему, если он не справляется. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока ребенок не освоит эту цветовую гамму.
- Упражнение на развитие восприятия длительности временного интервала.
Покажите ребенку секундомер или часы с секундной стрелкой, пусть он проследит движение стрелки по кругу и поймет, что такое 1 минута.
Затем попросите его отвернуться и посидеть тихо в течение одной минуты. Когда минута, по его мнению, пройдет, он должен сообщить об этом (ребенок не должен видеть часы или секундомер).
Далее предлагаете ему проделать три задания, каждое - за 1 минуту:
- разрезать бумагу ножницами на полоски - 3 см шириной (заранее подготовить лист бумаги, разлинованный по ширине);
- нарисовать какие-нибудь фигуры (например, геометрические);
- перенести палочки с одного стола на другой и сложить их в коробочку.
Каждый раз давайте команду к началу действия, а ребенок сам должен прекратить выполнение, как только, по его мнению, минута пройдет.
- Упражнение "Часы".
Учите ребенка определять время по часам. На рисунке изображены часы с двумя циферблатами (часовым и минутным). Лучше сделать такие часы из картона.
Числа, обозначающие часы, не должны задевать круг с минутными делениями и закрываться часовой стрелкой. Часовую стрелку нужно сделать толстой и короткой, а минутную - тонкой и длинной, чтобы она шла по черточкам минут. Обратите внимание ребенка на то, что стрелки разные, что крутятся они всегда в одном направлении. (Ребенок должен уметь разбираться в числах.)
Если ребенок знаком с числами до 12, то он учится определять сначала только "сколько часов?" Для этого вы ставите всегда большую стрелку на 12, а маленькую передвигаете на час и каждый раз спрашивайте ребенка: "Который час?"
После того как ребенок овладеет этим навыком, можно переходить к определению времени и по минутам. (Но сначала убедитесь в умении ребенка распознавать цифры, обозначающие минуты.)
Устанавливаете маленькую стрелку на 9 часов, а большую на 3 минуты и спрашиваете ребенка:
"Сколько часов и сколько минут показывают часы?"
Далее передвигаете минутную стрелку на следующее деление. Теперь часы показывают 9 часов и 4 минуты. И так двигаетесь дальше.
Обучая ребенка определению времени по часам, вы одновременно рассказываете ему о том, что такое сутки (сколько часов в сутках), что такое час (сколько минут в часе), что такое минута, как можно использовать это знание в своей жизни и играх.
- Упражнение на развитие представлений о частях суток.
Подготовить рисунки, посвященные каждому времени суток, - утро, день, вечер, ночь. Затем ребенку задают вопросы: "Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?" и т. д.
После этого покажите ребенку картинки и спросите, о каком времени суток идет речь на каждой. Ребенок справляется с этим заданием. После этого предложите ему разложить самостоятельно эти картинки в соответствии с последовательностью частей суток. Расспросите подробнее, что делает ребенок в каждую часть суток.
- Упражнение на развитие представлений о временах года.
Выучите с ребенком стихотворение или отрывок из него.
Четверо художников,
Столько же картин!
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга. -
У осин заснеженных
Ветки, как рога...
У второго - синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева.
Первые проталинки,
Первая трава.
На картине третьего
Красок и не счесть:
Желтая, зеленая,
Голубая есть...
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака.
А четвертый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные
Спелые плоды.
Всюду бусы-ягоды
Зреют по лесам...
Кто же те художники?
Догадайся сам.
(Е. Трутнева).
Покажите ребенку 4 картинки с изображением явлений природы в четырех временах года. Например, приметы осени: гроздь рябины; желтый лист; кочан капусты; белка делает запасы; дети в осенней одежде идут с корзинками в лесу; деревья с желтыми листьями; убранное поле, астра.
Расспросите ребенка о временах года: "Когда бывает снег? Когда опадают листья с деревьев? Когда появляются подснежники? Когда птицы вьют гнезда?" и т. д. Через 1-2 дня ребенку последовательно показывают 4 картинки с изображением времен года и просят назвать, какое время года изображено, и объяснить, почему он так думает.
Если ребенок затрудняется в определении времен года, продолжайте эту игру дальше, подготовьте другие картинки (хорошо бы - юмористические), постарайтесь вносить разнообразие в вопросы.
Такой же подход можно использовать и в развитии у ребенка представлений о месяцах.
- Упражнение на развитие пространственных представлений.
Подготовьте заранее: 5 игрушек (например, куклу, зайчика, мишку, уточку, лису); картинки с изображением 9 предметов, расположенных столбиками по 3; лист бумаги в клеточку, карандаш.
Предложите ребенку выполнить несколько заданий:
1. Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо.
2. На столе перед ребенком располагают игрушки следующим образом: в центре - мишка, справа - уточка, слева - заяц, впереди - кукла, сзади - лиса, и просят ответить на вопросы о расположении игрушек: "Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка позади мишки? Какая игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?"
3. Ребенку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: "Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?"
4. Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник, ниже - прямоугольник, над треугольником - 2 маленьких кружка, под прямоугольником - маленький кружок. Задание ребенок выполняет последовательно.
5. Игрушки располагают слева и справа, впереди и позади ребенка на расстоянии 40-50 сантиметров от него и предлагают рассказать, где какая игрушка стоит.
6. Ребенку предлагают встать в центре комнаты и рассказать, что находится слева, справа, впереди, сзади от него.
Наблюдайте за ребенком в ходе выполнения заданий, определите, как зависят особенности восприятия пространства от точки отсчета, удаленности объектов и т. д.
Предложите ребенку решить задачу. Мама, папа и Маша сидели на скамейке. В каком порядке они сидели, если известно, что мама сидела справа от Маши, а папа - справа от мамы.
- Упражнение на развитие наблюдательности.
Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы: часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик и еще многое другое.
Проведите эту игру в соревновательной форме: "Кто больше назовет таких предметов?"
Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы разные предметы, и попросите назвать все эти предметы, которые как бы "спрятаны".
Коррекционные и развивающие упражнения на развитие мышления.
- Игра " Упражнения для развития мышления №1"
Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить полученную фразу целиком.
Моряк увидел далекий остров, так взял в руки (лупу, бинокль, очки).
Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить).
Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).
Машина не смогла двигаться дальше, так как у неё сломалось (зеркало, багажник, руль).
Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).
Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.
- Игра " Упражнения для развития мышления №2"
Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.
Цвет: Цыплёнок, лимон, василёк. Огурец, морковь, трава. Халат врача, помидор, снег.
Форма: Телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка.
Величина: Бегемот, муравей, слон. Дом, карандаш, ложка.
Материал: Банка, кастрюля, стакан. Альбом, тетрадь, ручка.
Вкус: Конфета, картошка, варенье. Торт, селёдка, мороженое.
Вес: Вата, гиря, штанга. Мясорубка, перышко, гантели.
- Игра " Упражнения для развития мышления №3"
Цель: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка – часы, колесо -? Стрелка – это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо – часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слова: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.
Стрелка – часы, колесо –
Колесо – круг, ковёр –
Белка – дупло, медведь –
Кофта – шерсть, шуба –
Магазин – продавец, больница –
Рыба - река, птица –
Ваза – стекло, кастрюля-
Молоко – масло, мясо –
Коза – капуста, белка –
Лошадь – сено, кошка –
Чай – печенье, суп –
Стул – спинка, корабль –
Ракета – космос, самолёт –
День – обед, вечер –
Инструмент – работа, кукла –
Охотник – ружьё, рыбак –
Слово – буква, дом –
Ногти – ножницы, борода –
Дождь – сырость, жара –
Лес – деревья, поле –
Лиса – хитрость, заяц –
Палец – кольцо, ухо –
Лимон – кислота, конфета –
Школа – ученик, больница –
Вулкан – извержение, река –
Задача – решение, вопрос –
Писатель – книга, скульптор –
Море – капля, толпа –
Автомобиль – дорога, поезд –
Поезд – станция, самолёт –
Цветок – бутон, листок –
- «Прекрасное далеко».
Цель: развитие воображения, изобразительных навыков, активизация мышления и речи.
Оборудование: лист бумаги и карандаши.
Ход игры: - Ребята, никто из нас не может знать, что нас ждет в будущем. Я имею в виду то далекое будущее, которое наступит лет через 100 или 200. давайте выступим в роли писателей-фантастов и придумаем описание и рисунок. Вы можете нарисовать автомобиль будущего или дом, в котором будут жить люди в будущем. Также можете нарисовать космический корабль, фантастический пейзаж или другую планету, которую предстоит открыть в будущем.
По окончании работы дети рассказывают о своих работах.
- Упражнение: "Соотношение понятий".
Изготовьте картинки, на которых было бы четыре стадии развития ветки - от голой зимой до осыпанной ягодами (плодами) осенью.
Расположите перед ребенком эти картинки в произвольном порядке и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу.
Если для ребенка это задание является трудным, начните с более легкого: пять кружков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру.
Или еще вариант: пять квадратиков, которые следует разместить в обратном порядке - от самого большого до самого маленького.
По аналогии придумайте еще упражнения, которые развивают у ребенка умение соотносить понятия, образовывать аналогии.
Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков "Найди лишнюю картинку".
Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая - лишняя.
Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: "Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?"
Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы). Если вы видите, что ребенку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребенка игровой формой задания.
- Упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
1) Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина...).
2) Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей...).
3) Назови слова, обозначающие зверей.
4) Назови слова, обозначающие домашних животных.
5) Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
6) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.
7) Назови слова, обозначающие водный транспорт.
8) Назови слова, обозначающие овощи.
9) Назови слова, обозначающие фрукты.
- Игра "Как это можно использовать".
Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.
Например, вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.
- Игра "Говори наоборот".
А) Выучите с ребенком стихотворение:
Скажу я слово "высоко",
А ты ответишь - ("низко"),
Скажу я слово "далеко",
А ты ответишь - ("близко"),
Скажу тебе я слово "трус",
Ответишь ты - ("храбрец"),
Теперь "начало" я скажу,
Ну, отвечай - ("конец").
Б) Предложите ребенку игру: "Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой - маленький". Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, красивый – безобразный, пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т. д.
Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.
- Игра "Бывает - не бывает".
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч ловить не нужно.
Например, вы говорите: "Кошка варит кашу", и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее.
Ситуации можно предлагать разные:
Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Кошка хочет есть.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Зайчик пошел в школу.
Яблоко соленое.
Бегемот залез на дерево.
Шапочка резиновая.
Дом пошел гулять.
Туфли стеклянные.
На березе выросли шишки.
Волк бродит по лесу.
Волк сидит на дереве.
В кастрюле варится чашка.
Кошка гуляет по крыше.
Собака гуляет по крыше.
Лодка плывет по небу.
Девочка рисует домик.
Домик рисует девочку.
Ночью светит солнце.
Зимой идет снег.
Зимой гремит гром.
Рыба поет песни.
Корова жует траву.
Мальчик виляет хвостом.
Хвост бежит за собакой.
Кошка бежит за мышкой.
Петух играет на скрипке.
Ветер качает деревья.
Деревья водят хоровод.
Писатели пишут книги.
Строитель строит дом.
Водитель ведет троллейбус.
- Игра "Угадай". Загадываете ребенку загадки.
Днем спит,
ночью летает,
прохожих пугает.
Ответ: филин, сова
Ты возьми особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
Ответ: фотоаппарат
Хвостком виляет,
Зубаста, а не лает.
Ответ: щука
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
Ответ: холодильник
В брюхе баня,
В носу - решето,
На голове - пуговица,
Одна рука,
Да и та на спине.
Ответ: чайник
Один пьет,
Другой льет,
Третий растёт.
- Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук.
Комплекс № 1 (гимнастический).
1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.
4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.
6. Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.
7. Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
8.Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.
9. Положите на стол десять - пятнадцать карандашей или палочек. Ребенок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному. Вместо карандашей предложите ребенку собрать пуговицы, горошинки и другие мелкие детали.
10. Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.
11. Дайте ребенку два небольших шарика или два грецких ореха и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую стороны.
А теперь пусть ребенок попробует их перекатывать пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.
12. Покажите ребенку такое упражнение: быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону - с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.
13. Ребенок повторяет за вами различные движения пальцев:
а) руки поднять вверх, пальцы выпрямить, перекрестить указательный средний пальцы;
б) а теперь перекрещиваются безымянный палец и мизинец;
в) делаете колечки: из указательного и большого, из среднего и большого и т. д.;
г) называете любое число от 1 до 10, а ребенок быстро "выбрасывает" соответствующее количество пальцев.
14. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой - средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Комплекс № 2 (рисуночный).
Попросите ребенка найти в каждой картинке рисунок, похожий на образец, и как можно аккуратнее обвести контур похожего рисунка, не отрывая карандаш от бумаги.
Образец:
Задание:
Комплекс № 3 (Игры для развития тонкой моторики пальцев рук)
- Игра "Гребешок".
Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.
Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой - и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.
- Игра "Кошка выпускает коготки".
Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони.
Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.
- Игра "Лесенка".
Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки - готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него - указательный левый - еще две ступеньки готовы.
Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы - последние. Вот и построена лестница.
- Игра "Бег".
Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставляя пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола.
То же упражнение для указательного и безымянного пальцев.
- Игра "Быстрое вращение".
Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения друг вокруг друга, все быстрее и быстрее.
- Игра "Колечки".
Кончик мизинца положить на кончик большого пальца — это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и наконец - указательного и большого — это большое колечко. Все повторить на другой руке.
- Игра "Бумага, ножницы, камень".
Играете вместе с ребенком. В такт словам "бумага, ножницы, камень" встряхиваете сжатыми в кулак руками.
То же самое делает ребенок. Затем вы останавливаетесь на одном из трех слов: если это слово "бумага", то следует выпрямить пальцы (они плотно прижаты друг к другу), если это слово "камень", то рука сжимается в кулак, если слово "ножницы", то все пальцы прижаты к ладони, а указательный и средний выпрямлены и раздвинуты, как ножницы.
бумага камень ножницы
Когда ребенок освоит эту игру, поменяйтесь с ним ролями.
- Игра "Солнце, заборчик, камешки".
Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены — это "солнышко".
Теперь пальцы плотно прижать друг к другу и выпрямить — это "заборчик".
Обе руки сжать в кулаки — это "камешки".
По вашей команде: "Солнышко", "Заборчик", "Камешки" ребенок (группа детей) показывает пальчиками: солнышко с растопыренными пальчиками, заборчик с прямыми пальчиками или камешки - кулачки. Сначала это упражнение выполняется в медленном темпе, затем все быстрее и быстрее. Чтобы выполнить это задание, ребенок должен быть чрезвычайно внимательным.
По мере освоения ребенком упражнения вносите более сложные элементы: изменяйте последовательность, скорость произнесения слов-команд.
- Игра "Замок".
На двери висит замок (пальцы рук переплетаются, сцепляясь в замок)
Кто открыть его бы смог?
Потянули, (локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетенными
Покрутили, (кисти рук крутятся в разные стороны, не расцепляя пальцев)
Постучали (постукивают друг о друга основания ладоней)
И открыли! (пальцы распрямляются, руки расходятся в разные стороны).
- Игра со спичками.
Укладываете четыре спички (две спички параллельно друг другу, сверху две спички перпендикулярно им) так, чтобы получился квадрат. Ребенок подключается к игре и тоже осторожно накладывает сверху свои спички. Так колодец постепенно растет.
- Упражнение "Угадай, кто я".
Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано: "В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это". Руку не отрывать от бумаги.
Таким же образом по точкам рисовать разные фигуры: животных, цветы, овощи, фрукты, посуду, мебель, машинки (так, чтобы это было не слишком сложно, можно было бы обвести, не отрывая руки, и знакомо ребенку шести лет).
- Игра "Самолеты за облаками".
Эта игра обучает ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Для нее требуются бумага и достаточно мягкий карандаш.
Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг двух из них - облака. Вы говорите ребенку: "Смотри, какие разные облака - одно совсем черное и самолета за ним совсем не видно, а другое - светлое и самолет хорошо виден". Темные и светлые облака вокруг других самолетов ребенок будет рисовать сам. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, человек под проливным дождем и под моросящим, дом - ночью, дом - вечером.
- Упражнение для развития способности к дифференцированию усилий кистей рук.
Покажите ребенку рисунок, на котором есть образец - три геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат). Каждая из этих трех фигур заштрихована по-разному: треугольник очень сильно (с большим нажимом карандаша), круг - средней силы штриховкой и квадрат заштрихован слегка. Задача заключается в том, чтобы степень штриховки каждой фигуры соответствовала образцам. Дайте ребенку простой мягкий карандаш и попросите его выполнить это задание как можно точнее и аккуратнее. Начинайте с одной-двух строк.
Если ребенок отличается медлительностью, то это упражнение можно делать и на время.
- Игра "Я самый меткий".
Ребенок должен проводить линии карандашом, не отрывая руки от бумаги.
1. Быстро пробеги по лабиринту.
2. Найди выход из пещеры (сначала иди в одну сторону, а потом в другую).
- Игра в фантики.
Сделайте из конфетных оберток фантики. Научите своего малыша складывать фантики.
Положите фантик на ноготь большого пальца и щелчком об указательный отправьте его в полет.
Положите фантик на ноготь указательного пальца и щелчком о большой палец отправьте его в полет, и так на каждом пальце.
Многие упражнения из других разделов также развивают тонкую моторику рук, особенно это относится к тем заданиям, в которых ребенок чертит линии, рисует, срисовывает различные фигуры и т. д.
: дождь, земля, растение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения по развитию внимания учащихся в домашних условиях
Данная статья представляет собой практическое пособие для родителей по развитию внимания детей в домашних условиях. Также прилагается памятка для родителей в виде рекомендаций по развитию внимания мл...
Упражнения для развития внимания
Помощь родителям...
Упражнения на развитие внимания
Примеры упражнений на развитие внимания у детей младшего школьного возраста....
Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-дефектолога (воспитателя) с детьми с задержкой психо-речевого развития
Дошкольный возраст – основной период развития личности, который характеризуется становлением целостности сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сферы, становлением основ самосто...
Развитие внимания. Упражнения для развития внимания.
Внимание! – как часто с этим словом обращается учитель к своим ученикам, с тем, чтобы побудить их лучше сосредоточиться на том, что он им говорит и показывает, и организовать их деятельность для...
Упражнения на развитие внимания у учащихся начальных классов на уроках русского языка и математики
В материале представлены упражнения на развитие внимания у учащихся начальной школы на уроках русского языка и математики, которые могут использовать педагоги (логопеды, дефектологи, учителя начальных...
Упражнения на развитие внимания в начальных классах
Приведены некоторые упражнения на развитие внимания на уроказ в начальной школе....