Трудности, встречающиеся при обучении в начальной школе.
консультация (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_vstrechayushchiesya_pri_obuchenii_v_nachalnoy_shkole.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности, встречающиеся при обучении в начальной школе.
Почти 70% учащихся, по подсчётом экспертов, не могут грамотно и понятно читать и писать. При том, что умственное развитие у них в норме. Дислексия и дисграфия - отклонения, которые раньше считались психическими, теперь становятся социальными. И одна из причин - это развитие современных технологий. Телевизор заменил детям книжку, а компьютер и интернет – живое общение.
Обычно, когда люди слышат слово дислексия, они думают только о проблемах с чтением, письмом, правописанием и математикой, которые имеются у ребенка в школе. У одних это ассоциируется только с переворачиванием слов и букв, у других - только с отстающими учениками. Однако почти все считают, что это некоторая форма неспособности к обучению, но неспособность к обучению - это только одна грань дислексии.
Что же такое Дислексия? Дислексия неразрывно связана с письменной речью. Дислексия это нарушение письменной речи. Пока есть письменность, будет и дислексия. В обществе, не имеющем письменности, нет и дислексии по определению. Дислексия - стойкая, избирательная неспособность к обучению какому-либо предмету, связанному с письменностью. Дислексия это не заболевание, это особенность строения головного мозга, это другое мировосприятие, это другой взгляд на привычные вещи. Дислексию надо корректировать, а не лечить.
Дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению, включает в себя:
- неспособность читать - дислексия;
- неспособность писать - дисграфия;
- неспособность считать - дискалькулия;
- нарушение координации - диспраксия.
Неспособность читать в свою очередь может характеризоваться:
- неспособностью понимать буквы и символы. Что проявляется в виде неспособности читать вообще - алексия;
- неспособностью понимать слова. Что проявляется в виде затруднений при чтении некоторых слов, искажении или проглатывании частей слов, несогласованности по роду, числу, падежу. Темп чтения при этом не равномерный и изменяется от почти беглого до полной остановки;
- неспособностью понимать текст. Техника чтения соответствует возрасту, но смысл прочитанного утерян. Дислектик не способен пересказать то, что прочитал.
Неспособность писать так же имеет разные грани и может характеризоваться:
- неспособностью писать буквы и символы - аграфия;
- неспособностью чисто писать. Дислектик делает много помарок, путает, подменяет буквы. Ошибки как правило нелепые и не связаны с грамматикой, например путает буквы: и-у;
- неспособностью грамотно писать - дисорфография. Дислектик пишет, как слышит. При этом правила языка знает наизусть, но не использует их.
Неспособность считать характеризуется:
- неспособностью понимать цифры. Вероятно, связано с неспособностью понимать буквы и символы при чтении;
- неспособностью понимать и выполнять действия над числами - акалькулия;
- неспособностью понимать смысл задачи. При этом действия с числами выполняет в уме без проблем. Однако задачи, описанные текстом вызывают затруднения. Вероятно, связано с неспособностью понимать текст при чтении.
Нарушение координации характеризуется:
- неуклюжестью, неспособностью выполнять какие-либо действия, например: играть в футбол, завязывать шнурки, чистить зубы и т.п.
- всегда сопровождаются дефицитом внимания (СДВ или СДВГ).
Нарушение слуховой ориентации характеризуется сложностями в понимании инструкции.
Основные способности, характерные для всех дислектиков:
- Они могут использовать способность мозга изменять и создавать восприятия (основная способность).
- Они в высокой степени осознают окружающую их обстановку.
- Они более любопытны, чем обычные люди.
- Они мыслят, в основном, образами, а не словами.
- У них высоко развита интуиция и проницательность.
- Они думают и воспринимают в многомерном представлении (используя все органы чувств).
- Они могут воспринимать мысль как реальность.
- У них яркое воображение.
Эти восемь основных способностей, если они не подавлены или не разрушены родителями или воспитательным процессом, дадут в результате две характеристики: интеллект выше среднего уровня и чрезвычайно высоко развитые творческие способности. Из них может возникнуть настоящий дар дислексии - дар мастерства.
Существует ряд проблем, с которыми в той или иной мере сталкивается каждый дислектик:
- задержка в развитии способности читать, писать, запоминать орфографию, трудности с математикой;
- дезориентация в пространстве, дезорганизация;
- трудности с восприятием информации;
- трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано;
- неуклюжесть или нарушение координации;
- синдром дефицита внимания (СДВ), иногда сопровождаемый гиперактивностью (СДВГ).
Считается, что причиной дислексии является наследственность или родовая/психическая/физиологическая травма. Определенно одно - ребенок в этом не виноват. По предположениям нейропсихологов, дислексия вызвана отклонениями (нарушениями) нейронных связей между полушариями мозга. Известно, что область мозга ответственная за расшифровывание текста находится в правом полушарии, а область мозга ответственная за смысловое понимание этого текста - в левом. В свою очередь, область мозга ответственная за моторику правой руки находится в левом полушарии, а область мозга ответственная за грамматику - в правом. Эта несвязанность (или недостаточная связанность) полушарий и порождает проблемы с чтением и правописанием.
Ребенок с признаками дислексии нормален в интеллектуальном отношении. Но случайному наблюдателю бросится в глаза несоответствие поведения такого ребенка его возрасту. Часто эмоциональная зрелость 17-летнего подростка соответствует 13 годам (ребенок выглядит инфантильным), он никак не может оправдать ожидания родственников, учителей и одноклассников. Родители таких детей, как правило, испытывают противоречивые чувства: гнев, смущение, сочувствие, замешательство, непонимание.
Очень важно как можно раньше распознать эти состояния, помочь ребенку и скорректировать его на самом первом этапе обучения, тогда дислексия перестанет быть помехой при чтении, письме и при выполнении других жизненно важных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Мультидисциплинарный подход к диагностике причин трудностей школьного обучения в начальной школе
«Мультидисциплинарное исследование учащихся младших классов с трудностями школьного обучения»В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке проблемы трудностей школьного обуче...
Трудности работы над проектом в начальной школе. Из опыта работы
Очень люблю вводить в свою работу новые формы работы с учениками. С 2011 года в школе работаю над созданием проектов. Эта работа очень трудоёмкая иногда не всегда получаю 100% результат....
Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.
В документе содержатся рекомендации по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении....
Психологические аспекты преодоления трудностей в обучении учащихся начальной школы в союзе с их родителями
В помощь родителям учащихся с трудностями в обучении....
Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении....
Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении....