Работа педагога-психолога в составе психолого - медико - педагогической комиссии по определению (уточнению) маршрута обучения ребенка (статья)
статья

Владимирова Ирина Михайловна

В статье рассмотрены важные аспекты деятельности педагога-психолога в составе психолого-медико-педагогической комиссии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_pedagoga.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Работа педагога-психолога в составе психолого - медико - педагогической комиссии по определению (уточнению) маршрута обучения ребенка

(Владимирова И.М., педагог психолог ГБУ ЦДК СПб)

К основным направлениям деятельности специалиста-психолога в консультативно-диагностическом центре можно отнести:

- работу в составе психолого - медико - педагогической комиссии по определению (уточнению) образовательного маршрута детей (подростков) в дошкольном учреждении и школе;

- работу в составе психолого - медико - педагогической комиссия по получению рекомендаций для проведению государственной итоговой аттестации;

- консультативную практику;

- образовательную и развивающую работу с группами детей и подростков (реализацию программ дополнительного образования).

При этом, работа психолога с составе психолого - медико - педагогической комиссии является приоритетным направлением деятельности и предъявляет наиболее высокие требования к уровню профессионального мастерства специалиста.

В рамках данного направления деятельности педагог-психолог проводит психологическое диагностическое исследование и готовит по его результатам экспертное заключение.

Блок методик исследования подбирается специалистом после знакомства с имеющимися документами и в зависимости от возраста ребенка; степени нарушения его познавательной деятельности; организации процесса исследования (изолированное предварительное исследование, изолированное исследование в день комиссии, совместный осмотр специалистов). Хотелось бы отметить, что для получения полноценного результата приоритетным является заблаговременное изолированное исследование.

Процедура диагностического исследования предполагает:

-  знакомство с имеющейся информацией о ребенке (документами);

- продумывание схемы исследования и подготовку методик;

- представление специалиста ребенку и его семье, информирование о регламенте работы;

- выяснение запроса родителей, сбор анамнестической информации о ребенке;

- установление психологического контакта с ребенком и родителями;

- проведение исследования ребенка в присутствии родителей;

- обратную связь родителям.

В работе психологи наиболее часто используют следующие методы:

- наблюдение;

- структурированную беседу (в том числе, сбор анамнестической информации);

- стандартизированные методики (батарею тестов Д.Векслера, экспресс-тест диагностики вербального интеллекта Дж. Слоссона, тест Дж. Равена);

- методики качественного анализа познавательной деятельности (методики для исследования внимания, памяти, общих представлений, различных видов мышления, графической деятельности и другие).

Специфичным для деятельности психолога является использование тестов.

Психологический тест - стандартизированная методика, направленная на измерение индивидуальных свойств и качеств человека. Первые батареи интеллектуальных тестов были созданы для разделения обучаемых и необучаемых детей.

Тестовые методики ценны тем, что их результаты соотносятся с классификаторами болезней и позволяют психологу сделать вывод об уровне интеллектуального развития ребенка, не ставя диагноза.

Тестирование представляет собой измерительную процедуру и предполагает однозначность условий проведения, использование одних и тех же инструкций, лимитов времени, критериев оценки ответов, процедур анализа и обработки результатов, соотнесения с возрастными нормами.

Для проведения полноценного исследования требуется отдельное изолированное помещение и достаточное время (в среднем 1,5 часа).

Тестирования в ходе совместных осмотров нецелесообразно (невалидно, ненадежно). К преимуществам изолированного психологического исследования относится то, что:

- снижаются эффекты дезадаптации и полевого поведения ребенка;

- устанавливается более полноценный контакт с ребенком и родителями;

- повышается качество результатов психологического исследования;

- родители воспринимают работу специалиста как более надежную, достоверную и эффективную;

Структура психологического заключения вариативна, но обычно включает следующую информацию:

- дату проведения, ФИО специалиста;

- общую информацию о ребенке (фамилию, имя, отчество, возраст, образовательную организацию);

 - кем направлен, причину направления (обращения);

- данные о родителях, их запрос (жалобы и психологические проблемы);

- краткий анамнез жизни и развития ребенка;

 - поведение ребенка в ходе обследования и отношение к нему;

 - особенности организации контакта со специалистом;

- описание наблюдаемых качеств эмоционально-волевой сферы;

- характеристику динамических особенностей познавательной деятельности и познавательных психических процессов,

- оценку результативности интеллектуальной деятельности (данные по субтестам, цифровые показатели, характеристику соответствующего уровня интеллектуального развития);

- рекомендации по психологической коррекции и развитию ребенка.

В случае качественного анализа познавательной деятельности указывается причина, по которой не проводилась количественная (тестовая оценка) способностей интеллекта. В качестве таковых причин могут быть:

- возраст ребенка

- грубые расстройства познавательной деятельности.

Определенную сложность представляет организация исследования дошкольника, предполагающая качественный анализ его познавательной деятельности. В подобных случаях для обоснования диагностического вывода исследуются:

- познавательное развитие ребенка (понимание цели задания, обучаемость, характер помощи, познавательная активность, наглядно-действенно, наглядно-образное, предпосылки словесно-логического мышления, изобразительная деятельность, понимаемая и активная речь, внимание, память, общие представления);

- социально-эмоциональное развитие (характер контакта со специалистом и сопровождающим взрослым, эмоциональное состояние, умение подчиняться требованиям взрослого, реакция на похвалу и порицание).

В ходе исследования обязательна амортизация неудач, положительная обратная связь ребенку для повышения его мотивации.

К особым случаям, предъявляющим повышенные требования к деятельности специалиста относятся ситуации, когда ребенок ранее неоднократно был обследован с использованием стандартизированных методик, а для коллегиального решения требуется количественная оценка уровня интеллекта; родители не сообщили, что ребенок недавно был обследован с использованием той или иной методики, либо он обучен; специалистами других центров ребенок обследован частично (проведено несколько субтестов); ребенок не вступает в полноценный контакт (не владеет русским языком, имеет сенсорные нарушения, аутизм, не общается с мужчинами (женщинами), ведет себя агрессивно, отказывается от деятельности и прочее).

Результаты психологической диагностики сопоставляются с данными параллельного исследования ребенка специалистами других профилей (дефектологов, логопедов, психиатров). В случае совпадения (пересечения) мнений точность прогноза относительно наиболее уместного маршрута обучения ребенка существенно повышается.

В целом, работа педагога-психолога в составе психолого - медико - педагогической комиссии является существенным и актуальным направлением его деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое представление на обучающегося для психолого-медико-педагогической комиссии

Педагогическое представление на обучающегосядля психолого-медико-педагогической комиссии (характеристика)...

характеристика для психолого-медико-педагогической комиссии

характеристика для психолого-медико-педагогической комиссии...

Характеристика ученицы для представления на психолого-медико-педагогическую комиссию.

Данный материал  можно использовать в качестве образца для написания характеристики на учащихся для представления на  психолого-медико-педагогическую комиссию....

Адаптированная основная образовательная программа учащегося с ОВЗ в ГБОУ ВЛГ № 1389 с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комиссии(ЦПМПК), логопедической службы ГБОУ ВЛГ №1389.

В материале представлена Адаптированная основная образовательная программа  учащегося с ОВЗ в ГБОУ ВЛГ № 1389 с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и(или) психолог...

Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комисси

Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) п...

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей 3 - 18 лет

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей 3 - 18 лет...

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей раннего возраста

Диагностический материал, используемый государственной психолого-медико-педагогической комиссией для обследования детей раннего возраста...