Психологический климат в классе.
методическая разработка (4 класс)
Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В КОЛЛЕКТИВЕ (Ф. Фидлер)
Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Ниже представлен бланк методики. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).
На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией).
Пример заполненного бланка методики:
В таблице 2 приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре ты поставишь знак *, тем более выражен этот признак в Вашем коллективе.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1. Дружелюбие | Враждебность | ||||||||
2. Согласие | Несогласие | ||||||||
3.Удовлетворенность | Неудовлетворенность | ||||||||
4. Продуктивность | Непродуктивность | ||||||||
5. Теплота | Холодность | ||||||||
6. Сотрудничество | Несогласованность | ||||||||
7. Взаимоподдержка | Недоброжелательность | ||||||||
8. Увлеченность | Равнодушие | ||||||||
9. Занимательность | Скука | ||||||||
10. Успешность | Безуспешность |
ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНОМ КОЛЛЕКТИВЕ (А.Н.Лутошкин)
Отметь знаком «+» ту оценку некоторого свойства коллектива твоего класса, которая, по-твоему, является правильной. +3 – положительное свойство, описанное слева, проявляется в коллективе всегда; +2 – свойство, описанное слева, проявляется в большинстве случаев; +1 – свойство, описанное слева, проявляется достаточно часто; 0 – затрудняюсь ответить, т.к. противоположные свойства, описанные справа и слева проявляются одинаково часто; - 1 – отрицательное свойство, описанное справа, проявляется достаточно часто; - 2 – свойство, описанное справа, проявляется в большинстве случаев; - 3 – свойство, описанное справа, проявляется в классном коллективе всегда. Итак, оцени состояние вашего классного коллектива в баллах по следующим свойствам
№ п/п | Свойства положительные | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | Свойства отрицательные |
1 | Бодрый жизнерадостный тон настроения | Подавленное, унылое настроение | |||||||
2 | Доброжелательность во взаимоотношениях | Конфликты во взаимоотношениях | |||||||
3 | Взаимное расположение и понимание между мальчиками и девочками | Мальчики и девочки конфликтуют между собой | |||||||
4 | Ученикам класса нравится быть вместе, хочется чаще находиться в коллективе. участвовать, в совместных делах в свободное время | Ученики класса выражают безразличие к более тесному общению, отказываются участвовать в совместных делах в свободное время | |||||||
5 | Успехи и неудачи остальных учеников вызывают сопереживание, искреннее участие и сочувствие всех членов коллектива | Успехи и неудачи отдельных учеников вызывают зависть или злорадство других членов коллектива | |||||||
6 | Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга | Каждый считает свое мнение главным, не слушает других | |||||||
7 | В трудные минуты ученики класса сплачиваются еще больше (один за всех и все за одного) | В трудные минуты ученики класса теряются, ссорятся, обвиняют друг друга. | |||||||
8 | Достижения и неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные | Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у большинства | |||||||
9 | Ученики гордятся тем, что являются учащимися именно этого класса | Ученики недовольны тем, что являются учащимися именно этого класса | |||||||
10 | Ученики относятся участливо и доброжелательно к новым членам коллектива, стараются помочь нм утвердиться, освоиться | Ученики относятся неуважительно, враждебно к новым членам коллектива; новички чувствуют себя чужими, лишними | |||||||
11 | Класс в целом активен, полон энергии | Класс в целом пассивен | |||||||
12 | Совместные дела увлекают всех | Коллектив невозможно поднять на совместное дело | |||||||
13 | В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту. | В коллективе пренебрежительно относятся к слабым, обожают, высмеивают их. |
Обработка результатов
Подсчитывается средний показатель оценки социально-психологического климата учебного коллектива. Интерпретация результатов:
+2 – +3 – высокая степень благоприятности социально-психологического климата учебного коллектива;
0 – +2 – достаточная степень благоприятности социально-психологического климата;
-1 – 0 – недостаточная степень благоприятности социально-психологического климата;
-3 – -1 – неблагоприятный социально психологический климат.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА «ЦВЕТОПИСИ» (А.Н.Лутошкин)
Материал и оборудование: шкала цветового диапазона настроений, набор из 8 цветов, предложенный А.Н.Лутошкиным, в который входят: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный и белый цвета. Комплект цветов составляют из цветной бумаги в виде квадратов размером 3х3 см.
Для определения эмоционального состояния с помощью цвета испытуемым предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования. Шкала цветового диапазона настроений:
красный | восторженное, активное |
оранжевый | радостное, теплое |
желтый | светлое, приятное |
зеленый | спокойное, уравновешенное |
голубой | грустное, печальное |
фиолетовый | тревожное, неудовлетворенное |
черный | крайне неудовлетворенное, унылое, упадочное |
белый | трудно сказать |
Инструкция учащимся: «Посмотрите на шкалу цветового диапазона настроений. Ориентируясь на обозначения цветов этой шкалы, выберите из своего цветового набора тот цвет, который соответствует Вашему настроению сегодня». Диагностика настроений может быть одноразовой, и тогда достаточно однодневного исследования. Но может быть поставлена задача исследовать динамику настроений в период некоторого отрезка времени, и тогда исследования повторяются в течение месяца, четверти или более.
Задача педагога – зафиксировать определенное каждым ребенком настроение в цветоматрице с помощью цветных карандашей или фломастеров. Оперативная цветоматрица настроений участников исследования выглядит следующим образом
Оперативная цветоматрица настроений
N пп | Ф.И.О. участника исследования | Дата исследования | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1 | Иванов Иван Иванович | ||||||||
2 | Петров Петр Петрович | ||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | И т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе
Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе ...
Практико - ориентированный проект " Создание благоприятного социально - психологического климата в классе"
Что способствует созданию благоприятного социально - психологического климата в классе? Как добиться того,чтобы каждый ученик в коллективе чувствовал себя комфортно? ...
Как улучшить психологический климат в классе
Данные рекомендации помогут улучшить психологическую атмосферу в классе, помогут учителю посмотреть на свой стиль общения с учащимися...
Анкеты для учащихся для определения психологического климата в классе
Можно использовать в работе классных руководителей начальных классов, студентам педагогических колледжей и университетов ....
Диагностики оценки психологического климата в классе
Диагностики оценки психологического климата в классе для разных возростов...
Анкета "Психологический климат в классе"
Анкета для родителей "Психологический климат в классе"...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ
Рекомендации по определению психологического климата в классе...