Не бойся, я с тобой! Проработка детских страхов
статья

Данная статья  рассматривает  перживания  страхов, как возрсатную норму и  неизбежную часть равития ребенка. В статье перечислены сновные виды и причины страхов у детей, а также даны рекомендации для родителей, как помочь ребенку, переживающему тот или иной страх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Не бойся, я с тобой! Проработка детских страхов»

Кочнева Татьяна Ивановна

Страх — нормальная эмоция любого человека, вызванная потребностью сохранения жизни или жизненных ценностей. Эта эмоция является не только нормой, но и необходимостью, так как помогает нам избежать ошибок или даже опасности.

Особенность детских страхов в том, что они, как правило, не связаны с реальной угрозой, а являются отражением той информации, которую дети получают от взрослых и пропускают через призму своей фантазии. Страхи — неизбежная часть развития.

Виды детских страхов:

  • Ситуационные (на основе собственного опыта). Такие страхи вполне логичны — они возникают в результате пережитых стрессовых ситуаций: укус собаки (или просто собака напугала), болезненная процедура в больнице. Не удивительно, что после этого ребенок будет бояться попасть в такую ситуацию снова.
  • Личностно-обусловленные (фантазийные). Фантазия детей безгранична, а если она подкреплена прочитанными сказками и просмотренными мультиками, ожидание появления монстров под кроватью — вполне нормальное явление.
  • Внушенные. К сожалению, это наиболее распространенные страхи у детей. Нередко мы слышим, как родители говорят: «Спи, а то чужой дядя, волк, бабайка унесет», «Не ходи — упадешь, попадешь под машину, тебя ограбят…». И получается так, что подтекстом в таких предостережениях всегда звучит: «Ты попадешь в опасность, а я не приду к тебе на помощь, потому что виноват будешь только ты». Кроме того, повышенная тревожность может передаться ребенку, если в семье постоянно идут разговоры о том, как опасно ходить по улицам, как вредно смотреть современное кино (читать книги), что кругом война и смерть, что все продукты низкого качества и несут в себе опасность. Иными словами, мы сами учим своих детей бояться.

Почему возникают страхи?

  • Генетическая предрасположенность, тип темперамента. Некоторые дети с рождения обладают повышенной чувствительностью и эмоциональностью.
  • Гиперопека. Чрезмерный контроль рано или поздно приведет к тому, что ребенок начнет бояться всего подряд: животных, улицы, чужих детей и взрослых и т.д. Несомненно, такой ребенок будет более «удобным», потому что он все время рядом и никуда не лезет, но это помешает ему нормально социализироваться.
  • Напряженная обстановка дома. Пьющие члены семьи (и, соответственно, опасные), неблагополучные отношения между родителями, излишняя строгость по отношению к ребенку — все это может привести к постоянному чувству тревоги и нервозности.
  • Стрессовые события. Развод родителей, травма, длительное лечение в больнице.

Три группы страхов:

  1. Страх быть ничем обращен к человеку, как к биологическому существу и несет угрозу телу и физическому Я: страхи смерти, нападения, стихии, войны, боли, глубины, высоты.
  2. Страх быть ни с кем несет угрозу утраты отношений - лишения общества людей: страхи темноты, одиночества, при засыпании, потеряться, открытого и закрытого пространства.
  3. Страх быть никем или не тем несет угрозу ущерба социальному или психологическому статусу личности: страхи опоздать, не оправдать надежды, получить плохую оценку, незнакомых людей, наказания, разочаровать родителей.

Как помочь ребенку? Рекомендации родителям:

Страх темноты: «Я не вижу, что там, поэтому чувствую себя незащищенным». Большинство детей боятся темноты— это страх перед неизвестным.

Рекомендация: научить ребенка дружить с темнотой. Оставляйте включенным на ночь свет, зажигайте ночник в спальне, позволяя таким образом ребенку самому контролировать количество света. Помогите ребенку понять тьму— выбирайтесь на ночные прогулки, рассказывайте о таких вещах, которые можно наблюдать только в темноте: луна, светлячки, пение сверчков и т.д.

Монстры: «Они прячутся под моей кроватью, и ждут удобного случая, чтобы причинить мне боль».

Рекомендации: загляните перед сном во все «опасные» уголки комнаты. Придумайте

«отгонялку чудовищ». Например, наберите в распылитель волшебной воды и распыляйте ее в комнате каждый раз перед сном. Повесить над кроватью значок «Монстров нет!».

Ночные кошмары: Я боюсь засыпать, потому что мне снятся плохие сны».

Рекомендации: чаще хвалите своего малыша, увеличьте количество подвижных игр на свежем воздухе, оградите его от скандалов, неподходящих видео и разговоров о катастрофах и преступности. Будьте с ним рядом, пока он не заснет, а потом постепенно замените себя на любимую игрушку. Проветривайте детскую и не перекармливайте ребенка на ночь. Ребенок может нарисовать вечером “хороший сон”, и положить рисунок
под подушку, чтобы именно он приснился этой ночью. Если приснился “кошмар”, попросите ребенка подробно рассказать о нем, а еще лучше нарисовать. Задавайте вопросы, пока ребенок не скажет все, что его волнует. Объясните, что страшные сны  никогда не происходят на самом деле.

Боязнь врачей: «Я боюсь врача, потому что он делает мне больно»

Рекомендации: поговорите заранее о ходе процедуры, пообещайте небольшое вознаграждение, во время ожидания отвлекайте его песнями и играми, чтобы снизить напряжение. По возможности присутствуйте вместе с ребенком во время процедуры, а после нее обязательно похвалите его, скажите, какой он смелый и сильный. Позвольте малышу самому побыть в роли доктора. Возможно, вам придется проигрывать одни и те же ситуации снова и снова.

Школьные страхи: Я боюсь не успеть, сделать не то, не так, быть осужденным или наказанным”

Рекомендации: поговорите о том, что конкретно пугает ребенка (это может быть конфликт с педагогом, со сверстниками). Поговорите с педагогом. Проанализируйте, не транслируете ли Вы ребенку свои школьные страхи (излишней тревожностью или контролем).

Семь шагов справиться со страхом:

ШАГ 1: Терпение и анализ.

ШАГ 2: Заинтересованность и спокойствие.

ШАГ 3: Это происходит не только с тобой.

ШАГ 4: Не обвинять и не наказывать.

ШАГ 5: Творчество.

ШАГ 6: Настойчивость.

ШАГ 7: Поощрение даже маленьких побед.

Если Вы видите, что никакие способы не помогают ребенку справиться со страхом - стоит обратиться к специалистам.

Мультфильмы для совместного просмотра:

  • “Ничуть не страшно” (Союзмультфильм, 1981) https://www.youtube.com/watch?v=L8BlCsXbbkQ
  • “Про бегемота, который боялся прививок” (Союзмультфильм, 1966) https://www.youtube.com/watch?v=D_OLlEN1zWo
  • “Дядюшка Ау” (Творческое объединение “Экран”, 1979) https://www.youtube.com/watch?v=mfnJ01pHJHU
  • “Кентервильское привидение” (Союзмультфильм, 1970) https://www.youtube.com/watch?v=T3EvFmqOaK8
  • “Крошка Енот” (Творческое объединение “Экран”, 1974)
  • https://www.youtube.com/watch?v=aRRbw0DGdR4
  • “Лунтик и его друзья. Серия 32. Страх”
  • https://www.youtube.com/watch?v=ROtjxIKRPPg
  • “Лунтик и его друзья. Серия 216. Страх темноты”
  • https://www.youtube.com/watch?v=9UcdBIu44
  • “Монсики. Страх Страхов” (2018)
  • https://www.youtube.com/watch?v=uR6sflntLh4

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.

Программа коррекции тревожности и страхов с использованием куклотерапии. Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Время. Продолжительность кажд...

Детские страхи.

Детские страхи. Что же это такое и как с ними бороться? Именно об этом и пойдёт речь в этой статье. Здесь собраны самые полезные рекомендации ведущих детских психологов и психиатров, даны ответы...

"О детских страхах и фобиях"

Детям свойственно бояться, поскольку они физически слабы, зависимы и не всегда способны себя защитить. В определенные периоды жизни страхи являются естественной реакцией на непонятное, неизвест...

«ДЕТСКИЕ СТРАХИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

Методическое пособие подготовлено для родителей дошкольников, а также родителей детей младшего школьного возраста. В нем затрагиваются вопросы, связанные с причинами возникновения детских страхов и пу...

"Детские страхи".

В статье говорится о видах детских страхов, о причинах и последствиях их возникновения....

"Не бойся, мы с тобой!!

Конспект занятия в школе родительского актива Цель: обеспечить интеграцию семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся, способствовать повышению педагогической культуры родителе...