Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.
методическая разработка (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekciya_trevozhnosti.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы предоставлены сообществу издательством "Речь" (Санкт-Петербург). Эту и другие книги издательства можно заказать в Интернет-магазине издательства по адресу www.rech.spb.ru
Татаринцева А. Ю., Григорчук М. Ю
Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.
Программа коррекции тревожности и страхов с использованием куклотерапии.
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Время. Продолжительность каждого занятия 40–50 минут.
Материалы. Набор перчаточных кукол «Азбука настроений»[1], кукла-страшила с открывающимся ртом, кукла Страшок, куклы Баба Яга (злая и добрая), куклы на основе платка — Волк и Заяц, карандаши, фломастеры, краски.
Специалистам, которые будет работать по программе коррекции детских страхов и тревожности, необходимо помнить следующее:
- Занятия не должны быть длинными и перегруженными.
- Избавляя ребенка от одного страха, не надо ему навязывать другой.
- Следует чаще использовать в работе образы животных. Сказки о животных хороши тем, что в них отсутствуют прямые нравоучения, назидания, их герои — не люди, что исключает построение прямых аналогий, а в метафорической форме показываются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек.
Занятие 1
Задачи. Знакомство детей друг с другом, создание безопасного, комфортного пространства для последующих занятий.
Материалы. Маленькие предметы для отгадывания, различные мягкие игрушки, куклы, листы бумаги формата А4, цветные карандаши, фломастеры, краски.
Упражнение «Представление от имени кукольного персонажа»
Детям предлагается подойти к стеллажу и выбрать игрушку, которая им больше всего понравится. Далее ребенок сначала представляет свой персонаж, а потом от лица персонажа рассказывает о себе. Ведущий и дети могут задавать дополнительные вопросы, например: «Что ты больше всего любишь?», «О чем ты мечтаешь?» и т. д.
Упражнение «Прятки»
Инструкция. Закрой глаза и открой их тогда, когда тебе будет интересно на что-то посмотреть, посмотри и закрой опять.
Обсуждение. Дети рассказывают, что они увидели (можно также нарисовать появившиеся образы).
Упражнение «Контакт»
Инструкция. Закрой глаза, а я положу тебе в ладошку какой-то предмет, а ты угадай, что это.
Можно устроить соревнование, кто больше предметов отгадает.
Примечание. Если страхи возникают на ранних этапах развития, то новая ситуация вызывает ощущение «нежизни». Детей страшит все новое. При попытке установить с ними контакт, они смотрят в пол или в угол. Для установления контакта с таким ребенком подобные упражнения необходимы и особенно полезны.
Упражнение «Безопасный мир»
Первый этап
На выполнение задания отводится 10–15 минут. Можно работать индивидуально или в группе.
Инструкция. Нарисуй на листе бумаги свой безопасный мир и побудь немного в нем.
Обсуждение. Каждый рассказывает о своем мире. Можно задавать наводящие вопросы, например: Кто здесь хозяин? Ты здесь можешь делать все что угодно? А чей мир тебе еще нравится?
Второй этап
Инструкция. Найди самую опасную сторону в своем мире, и размести там чистый лист бумаги. Нарисуй, что там может быть опасное.
Примечание. Работа с рисунком строится более подробно. Можно задавать наводящие вопросы: Это живое или неживое? На что или на кого это похоже? Если рисунок получается неструктурированным, необходимо играть до тех пор, пока на нем не появятся какие-то обозначенные предметы. Нужно придать им конкретный образ. Где оно живет? Чем занимается? Сколько ног, рук? На каком языке разговаривает? Есть ли друзья? Особенно следует обращать внимание на те вещи, которые означают активность (руки, ноги, зубы, оружие).
Третий этап
Инструкция. Установите контакт с существом.
Примечание. Можно задавать наводящие вопросы: а что ему от тебя надо? Как ты можешь с ним договориться. Как только ребенок пообщается со страшным объектом, опять вернуться в безопасный мир.
[1] Набор состоит из шести перчаточных кукол, выражающих основные эмоции: грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление. Подробнее об особенностях использования данного набора вы можете прочитать в книге «Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда» [Татаринцева А. Ю., 2006].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские страхи.
Детские страхи. Что же это такое и как с ними бороться? Именно об этом и пойдёт речь в этой статье. Здесь собраны самые полезные рекомендации ведущих детских психологов и психиатров, даны ответы...
"О детских страхах и фобиях"
Детям свойственно бояться, поскольку они физически слабы, зависимы и не всегда способны себя защитить. В определенные периоды жизни страхи являются естественной реакцией на непонятное, неизвест...
«ДЕТСКИЕ СТРАХИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»
Методическое пособие подготовлено для родителей дошкольников, а также родителей детей младшего школьного возраста. В нем затрагиваются вопросы, связанные с причинами возникновения детских страхов и пу...
"Детские страхи".
В статье говорится о видах детских страхов, о причинах и последствиях их возникновения....
"Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма".
Выступление на спе.семинаре. В статье раскрывается понятие РДА, специфика построения коррекционной работы,виды помощи и организация занятий....
Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма
Презентация статьи....
Коррекционно-развивающая программа детских страхов и снижения тревожности для детей дошкольного и младшего школьного возраста (5 –12 лет).
Ежегодная диагностика выявляет большое количество детей младшего школьного возраста с признаками тревожности и страхов. Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т. е 10 занятий. Занятия проводя...