Психологические особенности готовности к школе старших дошкольников с задержкой психического развития.
статья

Anastasiia Karpenko

Статья о психологической готовности к школе старших дошкольников с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности готовности к школе старших дошкольников с задержкой психического развития.

Переход детей с задержкой психического развития от положения, воспитывающегося в семье или в дошкольных учреждениях в атмосферу школьного обучения предъявляет более сложные требования к их интеллектуальным возможностям, чем требовались до этого перехода. У подавляющего большинства детей с ЗПР уже в самом начале обучения, в первые недели проявляется заметная школьная дезадаптация.

Подходящее решение задач, поставленных перед развитием личности ребенка, рост эффективности учебного процесса во многом определяются тем, правильно ли оценивается и учитывается уровень его подготовленности к процессу школьного обучения.

Д.Б. Эльконин обозначил следующие основные условия готовности ребенка к школе: сформированная способность к игровой деятельности; начатки учебных навыков, таких, как способность действовать в соответствии с заданным образцом, слушать и выполнять инструкцию; дисциплинированность, способность подчиняться порядку и требованиям со стороны взрослого.

Л.А. Венгер отмечает то, что психологическая готовность ребенка к обучению допускает определённый уровень развития различных познавательных процессов и познавательных интересов, то есть уровень умственного развития ребёнка.

 Л.А. Ясюкова, говоря о готовности к школе, рекомендует рассматривать ее не только как средство обучаться в первом классе, но несколько шире — как способ обучения и развития в рамках всей современной школы. Она предлагает диагностический комплекс, который поможет понять и оценить способности ребенка и предугадать проблемы в контексте того, что представляет из себя российская современная школа, включая программы, методы и уровень преподавания, а также общие режимные и организационные моменты.

Таким образом, при всех отличиях в формулировках, ученых объединяет понимание, что готовность к обучению в школе — это целый комплекс конкретных психических качеств и системы определенных знаний и навыков, являющихся наиболее важными предпосылками для удачного и наиболее легкого включения в школьную жизнь.

К элементам, относящимся к психологической готовности к школе, можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность. Теория и практика наглядно демонстрируют, что дети с задержкой психического развития (ЗПР) не подготовлены к началу школы, если оценивать их по объёму знаний и навыков; они испытывают сложности в обучении, которые усугубляются ослабленным состоянием нервной системы: отмечается у них нервное истощение, из-за быстрого утомления и низкой работоспособности. У.В. Ульенкова выявила важные различия в выполнении заданий по образцу и по вербальной инструкции между детьми с развитием, находящимся в пределах нормы и детьми с ЗПР. У таких детей была отмечена низкая способность к обучению (сравнивая с нормой), отсутствие к занятиям познавательного интереса, самодисциплины и контроля, критического отношения к результатам деятельности. Анализ показал, что важны такие показатели готовности к обучению в школе, как сформированное устойчивое отношения к познавательной деятельности, достаточность самоконтроля на разных этапах выполнения заданий и речевая саморегуляция, которые у детей с ЗПР отсутствуют. Поэтому, готовность детей с ЗПР к школьному обучению характеризуется средним уровнем планирования, когда действия ребенка связываются с целью лишь чуть-чуть; низким уровнем самоконтроля; несформированностью мотивации; недоразвитием интеллектуальной деятельности, когда дети могут выполнить лишь очень простую логическую операцию, а реализовать сложную (проанализировать, связать и установить причинно-следственную связь) затрудняются. Дети с ЗПР быстро утомляются, нередко они просто перестают делать начатое задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛАТЕРАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье раскрываются результаты проведенного исследования.Ключевые слова: асимметрия психических функций, структура индивидуального латерального профиля....

Особенности реализации инклюзивного образования для детей с задержкой психического развития.

Используя данный опыт можно создать условия для решения проблем, связанных с обучением детей с ЗПР. Для этого необходимо  активизировать внимание, развивать наглядно-образное и словесно-логическо...

Исследование особенностей связной письменной речи у учащихся с задержкой психического развития

Данный материал содержит результаты исследования письменной речи учащихся с ОВЗ (ЗПР)....

Особенности внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Недостатки внимания как сосредоточения деятельности субъекта на каком-либо объекте отмечаются всеми исследователями в качестве характерного признака задержки психического развития. В той или иной мере...

Квест-технология как средство развития произвольного внимания старших дошкольников с задержкой психического развития.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ИННОВАЦИИ. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции 14-15 ноября 2019 года....

«Особенности наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития и пути коррекции»

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом по образованию и воспитанию подрастающего поколения, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей с от...

Особенности проведения уроков по физической культуре с младшими школьниками, имеющими особенности в развитии (задержка психического развития).

У школьника с ЗПР могут возникнуть трудности при усвоении программного материала по физической культуре. У учащихся могут наблюдаться нарушения пространственной ориентировки, дети затрудняются в поним...