Долгосрочный проект «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ)
проект
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» Н. Кант
«Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский
В настоящее время в условиях обновления образования усиливается его гуманистическая направленность в целях развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе непосредственной образовательной деятельности у детей развиваются внимание, память, восприятие, мышление, но прослеживается дефицит упражнений для развития мелкой моторики рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятии. Главным образом, нарушение моторики сказывается при обучении детей рисованию, подготовки руки к письму. Недоразвитие детской руки приводит к ряду трудностей, возникающих уже на первой неделе обучения ребенка в группе. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна!
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка с ОВЗ. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук положительно влияет на речь ребенка. Если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие в пределах возрастной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ
Долгосрочный проект
«Ловкие пальчики»
(развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ)
1. Название проекта | «Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих ОВЗ» Долгосрочный проект, октябрь- май. |
2. Руководитель проекта | Мирошниченко Ирина Валерьевна |
3. Консультант(ы) проекта | Кошелева Наталья Владимировна |
4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту | Физическое развитие |
5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта | Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественное творчество, предметно – развивающая среда. |
6. Возраст воспитанников, на который рассчитан проект. | Воспитанники (5-6 лет) |
7. Состав проектной группы (Фамилия, Имя воспитанников, группа) | Дети, воспитатели, родители. |
8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой) | Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, |
9. Заказчик проекта | Дети |
10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели) | Развитие и совершенствование мелкой моторики рук в коррекционной работе с детьми, используя традиционные и нетрадиционные методы. |
11. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!) | 1. Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал. 2. Развить речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость. 3. Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста; 4. Развивать тактильную чувствительность и умение оперировать мелкими предметами; |
12. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения) | Почему необходимо развивать мелкую моторику дошкольников? Как способствовать повышению уровня развития мелкой моторики рук у детей? Как привлечь родителей к решению проблемы? |
13. Необходимое оборудование |
|
14. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание) | «Рука – это вышедший наружу мозг человека» Н. Кант «Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский В настоящее время в условиях обновления образования усиливается его гуманистическая направленность в целях развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе непосредственной образовательной деятельности у детей развиваются внимание, память, восприятие, мышление, но прослеживается дефицит упражнений для развития мелкой моторики рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятии. Главным образом, нарушение моторики сказывается при обучении детей рисованию, подготовки руки к письму. Недоразвитие детской руки приводит к ряду трудностей, возникающих уже на первой неделе обучения ребенка в группе. На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна! Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка с ОВЗ. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук положительно влияет на речь ребенка. Если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие в пределах возрастной группы. |
15. Предполагаемые продукт(ы) проекта | Средства достижения поставленных задач: -применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей; -использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.; -информационные листы для родителей; -разучивание стихов, потешек ; -консультации для родителей по теме проекта. Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе. |
16. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа) | 1 этап. Подготовительный. • изучение научно-методической литературы по теме исследования; • изучение понятий касающихся темы проекта; • разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики; • создание предметно – развивающей среды; • создание картотеки пальчиковых игр и упражнений; • изучение полученных результатов, теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми. Литературы, устного народного творчества, фольклора; 2 этап. Основной. Выполнение проекта. ОКТЯБРЬ Игры с песком «Найди шарик» Дидактическая игра «Угости кукол» Массаж рук с помощью подручных предметов (карандаш) Пальчиковая игра «Сорока-сорока» Лепка «Покормим курочку зёрнами» Подвижная игра «Куры и кошка» Упражнения пальчиковой гимнастики «Пчелка» Дидактическая игра «На что похоже» (использование тактильных дощечек) Игры с прищепками «Елочка», «Ежик» Папка - передвижка для родителей «Что такое мелкая моторика» Игры и упражнения для развития мелкой моторики. НОЯБРЬ Игры с песком «Печенье» Массаж рук с помощью подручных предметов (грецкий орех) Дидактическая игра «Волшебные шнурки» Упражнения пальчиковой гимнастики «Пальчики здороваются» Дидактическая игра «Сортируем бусины» Лепка «Блинчики» Подвижная игра «Блин и оладушки» Игры с прищепками «Цветок», «Солнышко» Раскрась картинку Консультация для родителей «Игры с мамой на кухне». ДЕКАБРЬ Игры с песком «Найди игрушку» Дорисуй дождик Массаж рук с помощью подручных предметов (пробки) Д/и «Волшебный мешочек» Упражнения пальчиковой гимнастики «Спрячь в ладошке» Сюжетно - отобразительная игра «Семья» - готовим блинчики Дидактическая игра «Бусы» Лепка «Божья коровка» Пальчиковая гимнастика «Яблочко», «Кораблик» Игры с прищепками «Елочка», «Ежик» ЯНВАРЬ Игры с песком «Рисование на песке» Дидактическая игра «Попробуй расстегни» Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с грецким орехом». Дорисуй ежику колючки Упражнения пальчиковой гимнастики «Пальчики в лесу», «Котёнок» Сюжетно-ролевая игра «Семья» - готовим пирожки Дидактическая игра «Крутится?» (запускание маленького волчка) Игры с прищепками ФЕВРАЛЬ Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с шишками» Игры с песком «Необыкновенные следы» Дидактическая игра «Угости зайчат морковкой» Массаж рук с помощью подручных предметов (карандаш, палочка) Пальчиковая игра с прищепками «Гусь крикливый» Лепка «Покормим курочку и цыплят» Подвижная игра «Зайцы и волк» Упражнения пальчиковой гимнастики «Мой мизинчик» Дидактическая игра «Волшебный мешочек» Игры с прищепками «Елочка и тучка» Папка - передвижка для родителей «Пальчиковые игры для малышей в стихах» МАРТ Игры с песком «Заборчики» Массаж рук с помощью подручных предметов (грецкий орех) Дидактическая игра «Волшебные шнурочки» Упражнения пальчиковой гимнастики «Пальчики в лесу» Дидактическая игра «Бусы для куклы Маши» Лепка «Ладушки, ладушки испечём оладушки» П/игра «Зайка серенький сидит» Игры с прищепками «Цветок», «Солнышко» Раскрась картинку Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка». АПРЕЛЬ Игры с песком «Цветные заборчики» Игровое упражнение «Дорисуй дождик» Массаж рук с помощью подручных предметов (мячик) Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Упражнения пальчиковой гимнастики «Наши пальчики как ножки» Сюжетно- отобразительная игра «Семья» - печём блинчики Дидактическая игра «Шнурочки» Лепка «Цветы на полянке» (из пластилиновых жгутиков) Пальчиковая гимнастика «Замок» Игры с прищепками «Птичка», «Тучка» МАЙ Игры с песком «Узоры на песке» Дидактическая игра «Пристёжки» Пальчиковая игра с салфеткой «Стирка» Дорисуй «Травка для утят» Упражнения пальчиковой гимнастики «Птичий двор» Сюжетно - отобразительная игра «Семья» - печём баранки и куличи Дидактическая игра «Крутится?» (запускание маленького волчка) Игра с водой «Собери большие и маленькие камешки»3. Заключительный (результаты) 3 этап. Заключительный. Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. |
17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"
Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....
« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .
Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....
Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...
Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида (презентация)
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...
Обучение технике письма и развитие мелкой моторики у детей со сложным дефектом развития (ДЦП).
Анализ процесса обучения письму детей со сложным дефектом развития (ДЦП) показал, что успешное формирование техники письма у них возможно при специально направленном внимании на это учителя, воспитате...
Конспект открытого занятия по психомоторике Для учащихся 1-2 класса Тема: «Домики для пальчиков» (развитие мелкой моторики, тактильного и зрительно-пространственного восприятия).
Урок по предмету «Психомоторика» проводился в соответствии с Рабочей программой и срокам календарного планирования, относится к разделу " Развитие крупной и мелкой моторик...
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка, 1 класс
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений...