Адаптационный период первоклассников
учебно-методический материал (1 класс)
Предварительный просмотр:
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…
как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л. Кьюби.
При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. Режим школьных занятий требует высокого уровня производительности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный
Интеллектуальная зрелость - это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации – только у мальчика. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. У мальчика и девочки речь бедная, не выразительная, словарный запас не соответствует возрасту. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
До начала обучения грамоте ребенок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков, причем особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (тина СЫПЛЕНОК вместо ЦЫПЛЕНОК или КАЛТИНА вместо КАРТИНА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.
Правильность звукопроизношения проверяется по специально подобранным картинкам. Девочка путает звуки (с – ш – з), мальчик путает звуки (с – ш – з) и (ч – щ).
К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания, дети должны уметь:
- считать в пределах 10 – умеет один;
- правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными:
сравнивать числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше (меньше) другого, уравнивать неравное число предметов, но только до 5;
- сравнивать до 10 предметов по величине (длине, ширине, высоте), размещая их в порядке возрастания (убывания);
- различать форму предметов - круг и треугольник;
- выражать словами местонахождение предметов по отношению к себе, к другим предметам – только один;
- ориентироваться на листе бумаги - только один;
- знать дни недели, последовательность частей суток – не знает никто.
Эмоциональная зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная зрелость – к ней относятся потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы. Потребности в общении между детьми на первых порах нет. Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.
Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, не проявляет инициативы.
Ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Девочка очень стеснительная, со слов матери «общается только с детьми 3-4 лет не старше».
Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. Всем детям требуется помощь: не умеет завязывать шнурки, застёгивать пуговицы. Развитие моторики поможет ребенку овладеть навыками письма, пальчиковые игры, рисование, лепка, работа с ножницами и т.д. Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование. Игорь до поступления в школу даже в руках не держал ручку, карандаш, ножницы, первое время ел пластилин. Цвета даже основные не знал, но к началу второй четверти уже запомнил основные цвета.
Важно, чтобы ребенок вырабатывал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. На начало учебного года ни один учащийся этими качествами не обладал, а к середине года – стал уже осваиваться.
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Игорю не читала мать книг, кроме «Репки» и «Колобка», ребёнок не знал больше сказок, ни одного стихотворения наизусть. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Но это должно быть не просто чтение, а активное обсуждение.
И главное условие успешной учебы - сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого «пытливого ума». Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, мы, взрослые, должны эту пытливость поддерживать, а не подавлять.
Как правило, все дети, поступая в школу, хотят хорошо учиться, и никто не хочет быть неуспевающим учеником. Однако разная степень готовности к школьному обучению, обусловленная различным уровнем психического развития детей, не позволяет всем учащимся сразу же успешно овладевать школьной программой. Поэтому задача взрослых - создать благоприятные условия для развития каждого ребенка, обеспечить с первых же дней его пребывания в школе индивидуальный подход к нему.
Какие же причины лежат в основе школьной дезадаптации?
Одной из главных причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие «школьной зрелости», недостаточный уровень интеллектуального развития, социальная незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья. Ни один ребёнок не был в детском саду. Мальчик живёт с бабушкой, мать живёт отдельно в городе. Девочка до начала учебного года – хр. гастрит, искривление позвоночника, ожирение, проблемы со зрением (ребёнок в очках), живёт с мамой (неполная семья) и другими членами семьи (бабушка, тётя, дядя и их маленький ребёнок). Мальчик (неполная семья, малообеспеченная, мать периодически не работает), отсутствуют навыки личной гигиены, неуравновешенная психика, ребёнка не показывали врачу.
Все многообразие школьных трудностей можно условно разделить на два типа (М.М. Безруких):
- специфические, имеющие в основе те или иные нарушения моторики, зрительно-моторной координации, зрительного и пространственного восприятия, речевого развития и т.п.;
- неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, низким индивидуальным темпом деятельности.
На уроке мальчик отличается неорганизованностью, повышенной отвлекаемостью. Он не способен выслушать задание, осмыслить его целиком и работать сосредоточенно, без отвлечений и дополнительных напоминаний, не умеет работать обдуманно, по плану. У него неустойчивый почерк, неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, ошибки: недописывание букв, случайные замены и пропуски букв; отсутствие концентрации внимания. Трудности чтения: пропуски букв (невнимательное чтение), возвратные движения глаз («спотыкающийся» ритм), медленный темп чтения. При обучении математике трудности выражаются в неустойчивом почерке (цифры неровные, растянутые), фрагментарном восприятии задания. Стараюсь создавать детям ситуации успеха на уроке, положительное эмоциональное отношение к занятиям.
Учитываю индивидуальные возрастные особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношений к интеллектуальной деятельности, т.к могут привести к дезадаптации. …. и ….. на 1 сентября уже есть 7 лет, …… – 6,5 лет.
Первый этап – поступление ребёнка в школу, одновременно с записью детей в школу и заканчивается в начале сентября месяца. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение занятий с будущими первоклассниками в течение двух недель в августе месяце. Ходили только 3 человека, …. не посещал занятия.
2. Проведение индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ сообщить родителям некоторую полезную информацию до начала обучения. Индивидуальные консультации, прежде всего, проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе занятий и могут испытывать трудности в приспособлении к школе. Присутствовали родители.
3. Групповая консультация педагогов, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.
Второй этап – первичная адаптация детей в школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа – с сентября по январь - предполагается:
1. Проведение консультативной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. Мать Игоря не посещала в первой четверти собрания.
2. Проведение индивидуальных консультаций педагога по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.
3. Организация методической работы педагога, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые месяцы обучения.
4. Организация педагогической поддержки школьников.
Провожу различные игры, которые помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др.
5. Организация индивидуальной развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Такая индивидуальная работа строится как продуманная система занятий
6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагога и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия первого класса и предполагает следующее:
1. Проведение диагностики, направленной на выявление школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии.
2. Индивидуальное консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
3. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учётом данных психодиагностики. Индивидуальная работа с учащимися.
4. Организация коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Индивидуальная работа с учащимися.
5. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведённой в течение полугодия и года в целом работы.
Три фактора, существенно облегчающих обучение в школе всех детей.
Первый из них – это режим. Такое знакомое и скучное слово, но именно режим способен помочь организму справиться со школьной нагрузкой, сохранить высокую работоспособность. У первоклассника появляются новые режимные обязанности: вовремя быть в школе, соблюдать расписание занятий, уделять время подготовке домашнего задания, собирать портфель. И родители могут помочь ребенку правильно спланировать время для занятий и отдыха.
Выдающийся психолог Лев Семенович Выготский открыл, что ребенок быстрее учится организовывать себя и свои дела, если ему помочь внешними средствами. Подобными средствами ребенок может пользоваться самостоятельно, и тогда он оказывается на полпути, чтобы справиться с делом самому. Это могут быть картинки, схемы, список дел. Определите кусочек времени и обозначьте его картинкой, сверху сделайте бегунок. Потом предложите ребенку игру: «Давай я тебе не буду ничего напоминать, ты сделаешь и передвинешь бегунок. За выполненные действия получаешь приз (или жетоны, определенное количество которых превращается в приз)». Проявите терпение, только после того как ребенок освоит выполнение этих режимных моментов, можно перейти к следующим.
Учитывая динамику работоспособности, родитель может помочь сделать занятия дома эффективными, а не утомительными. Ребенок приходит из школы на спаде работоспособности. Ему абсолютно необходимо сначала пообедать, отдохнуть - и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки. После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм будет сильно уставать. Отдохнуть лучше всего на воздухе, в активных играх, движении. Однако нередки случаи лишения ребенка прогулки в наказание за плохие отметки и поведение.
Результатом такого наказания станет снижение работоспособности, ухудшение усвоения учебного материала и как следствие снижение успеваемости. Получается замкнутый круг. Подумайте, прежде чем наказать прогулкой! Ребенок отдохнул и можно приступать к домашним заданиям. Лучшее время для приготовления уроков 15-16 часов. При любой деятельности сначала происходит постепенное повышение показателей работоспособности, так называемое врабатывание. Это первые 3-5 минут. Не торопите ребенка в этот момент, дайте время собраться, сосредоточиться. Вызовите интерес, создайте ситуацию игры, и время врабатывания сократиться. Затем наступает период самой высокой работоспособности, он продолжается 10-15 минут, и его можно удлинить, если чередовать виды деятельности и тем поддерживать интерес. Но, уважаемые родители, помните: высокая интенсивность, даже при интересной и разнообразной работе не может сохраниться более 20 минут. Окрик, упрек здесь не поможет. Пора дать ребенку передохнуть. Это может быть физкультминутка, отдых, расслабление. Общее время приготовления уроков не должно превышать 1-1,5 часов, так как длительное выполнение уроков истощает силы ребенка и уничтожает желание учиться. В организации выполнения домашних заданий могут помочь все те же внешние средства. Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками. Потому как непроснувшееся чадо будет благополучно спать первые два урока в школе. В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки (перед выполнением домашнего задания и перед сном общей продолжительностью 3-4 часа). Да, обеспечить такие долгие прогулки, причем это должны быть именно подвижные игры на как можно более чистом воздухе - крайне сложно. Но именно на такой продолжительности настаивают педиатры и невропатологи. Прививать ребенку культуру активного отдыха: пусть он проводит свободное время не у телевизора, а в движении. Запишите его в бассейн, приучите к совместным утренним пробежкам, к прогулкам перед сном - все это пойдет ему на пользу и поможет предотвратить многие заболевания
Второй фактор - это помощь, которую оказывают родители школьнику при выполнении домашних заданий. Эффективной будет та, которая опирается на еще одно открытие Л.С.Выготского - психологический закон «о зоне ближайшего развития ребенка». Зона ближайшего развития - это те дела, которые ребенок может выполнить только с помощью взрослого, а не доступные вообще. Это его потенциал на ближайшее будущее. То, что ребенок сегодня делает с мамой, папой, завтра он будет делать сам. Вот почему так важно родителям все время находиться на границе умения и неумения ребенка. Иначе внезапно свалившаяся самостоятельность может обернуться для маленького человека чередой неудач и чувством неполноценности. Бывает, что ребенок самостоятельно уже справляется с заданиями, а родители продолжают контролировать: «Дождись меня, сам не делай». И ребенок получает опыт перекладывания ответственности на другого, появляется неуверенность в своих силах, чувство зависимости от взрослых. Нужно обязательно следовать советам врачей и минимизировать пребывание новоиспеченного школьника перед телевизором и монитором компьютера, если уж нет возможности вообще свести их на нет. Письменный стол ребенка должен, как известно, стоять возле окна так, чтобы дневной свет падал слева для правшей и справа для левшей.
Не забывайте следить за правильной осанкой ребенка за столом - расстояние от книги или тетради до глаз должно соблюдаться неуклонно, иначе страдает не только осанка, но и зрение.
Почаще спрашивайте чадо, удобно ли ему сидеть за партой, все ли видно на доске. Очень и очень часто маленькие школьники, не видя написанного на доске, молчат, стесняясь признаться в этом учительнице. Так что это наше дело, дорогие родители - следить за здоровьем ребенка, за комфортностью пребывания его в школе - даже в мелочах! Вернее сказать, мелочей в первом классе нет. Все работает либо на здоровье, либо на болезнь.
Третий фактор – эмоциональный фон, сопровождающий помощь родителей, напутствие и встречу ребенка из школы, оценку его успехов. Л.С.Выготский отметил особенность переживаний, возникающих у младших школьников: это их обобщение, или логика чувств. Если с ребенком много раз случается какая-то ситуация, то она осмысливается им, и на этой основе формируется отношение к себе, своим успехам и своему положению. И если ребенок повседневно слышит: «Сколько раз тебе объяснять?», «Будь внимателен, а то получишь двойку», «Что ты все возишься, давай быстрее, поторапливайся!», «Не вертись на уроке!», «Смотри, чтоб на тебя не жаловались!» и т.д. и т.п., - стоит ли удивляться его нежеланию учиться, безвольности, неуверенности или, наоборот, озлобленности. А бывает и по-другому: «Хорошего тебе дня!», «У тебя все получится!», «Как красиво написана вот эта цифра!», «Какие занятия интересны?», - и ребенок с интересом учится в школе, уверен, что справится с возникшими трудностями, у него формируется чувство собственного достоинства и самоуважения. В период адаптации к школьной жизни наказывать детей нельзя. Им и так тяжело. Да и всегда с наказанием надо быть очень осторожным.
Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.
Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.
Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором и т.д.).
Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).
Специфика организации уроков в адаптационный период.
Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения.
Организационный момент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).
В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парты, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т.д. Большое место на занятиях математикой отводится дидактическим играм, при проведении которых детям разрешается двигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников используются разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.).
Организация уроков окружающего мира. Имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий или целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники.
Организация уроков музыки. Основой изучения закономерностей музыкального искусства детьми являются простейшие музыкальные жанры - песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. Учебная деятельность включает в себя ярко выраженные игровые моменты, используют следующие образно-игровые приемы:
• музыкально-ритмические движения;
• свободное дирижирование;
• разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.
Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устраняет двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.
Организация уроков трудового обучения и изобразительного искусства. Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), координации движений, сбор природных материалов для художественных дальнейших занятий, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.
Так же как и другие уроки, часть уроков труда проводится в форме экскурсий или игр: подготовительная работа к созданию художественного образа проходит на таких экскурсиях, как: «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах; сбор природного материала проводится на экскурсии «Природа - художник и скульптор» («Что дарит нам природа?»), которая включает в себя игры-соревнования: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки», «Из каких природных материалов можно сделать фигурки лисички», «Кого напоминает эта веточка"?», «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы» и т.д.; уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок.
ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ПАМЯТИ
(сентябрь – октябрь)
Тест: «Картинки»
Оценка зрительной памяти — кратковременной. Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет значения.
Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребенком по памяти; повторы не учитываются, так же, как и названные предметы, которых на картинках не было. Обычно ребенок 6-7 лет воспроизводит с вашей помощью 7-8 предметов из 10.
Тест: «Запомни слова»
Оценка слуховой памяти – кратковременной.
Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.
Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.
6-7 - летннй ребенок повторяет 5-6 слов. Это показатель хорошей кратковременной памяти.
Тест: «Запомни фразы»
Оценка смысловой памяти.
Прочитайте ребенку фразы, такие, например:
1) Осенью идут дожди.
2) Дети любят играть.
3) В саду растут яблони и груши
4) В небе летит самолет.
5) Мальчик помогает своей бабушке.
Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.
Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.
Ребенок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.
ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ПАМЯТИ
1) сентябрь – октябрь;
2) декабрь
Тест: «Запомни фразы»
Оценка смысловой памяти.
Опыты Эббингауза показали, что через полчаса после механического (недостаточно осмысленного) заучивания забывается до 40% материала. На следующий день остается 34% информации, через 3 дня — 25%, через 30 дней — 21%. При логической обработке запоминаемого материала информация сохраняется значительно лучше.
Психологами было установлено, что разные виды памяти развиваются у детей с разной быстротой. Так, у мальчиков следующая последовательность: вначале лучше развита память на предметы, затем на слова со зрительным содержанием, со слуховым содержанием, потом на звуки, на числа и отвлеченные понятия и, наконец, последнее — память на пережитые эмоции. У девочек несколько иначе: сначала сильней проявляется память на слова со зрительным содержанием, потом на предметы, далее на звуки, на числа и отвлеченные понятия и на последнем месте, как у мальчиков, память на эмоции.
Зрительная память у девочек развита лучше, чем у мальчиков.
Через какие промежутки времени следует делать повторения? Оптимальным считается повторение через 15— 20 минут, через 8—9 часов и через 24 часа. Очень полезно делать повторения перед сном, за 15—20 минут до сна, а также утром на свежую голову.
Тест для оценки механической памяти и способности к осмысленному запоминанию (декабрь)
Ребенку зачитывают пары слов, которые он должен постараться запомнить.
Серия А
ТАРЕЛКА - СУП
ПОЧТА - ПИСЬМО
ЗИМА - СНЕГ
БУЛКА – МУКА
КАРАНДАШ – БУМАГА
МАШИНА – ДОРОГА
МУЛЬТФИЛЬМ-ТЕЛЕВИЗОР
БУКВЫ - КНИГА
САПОГ – НОГА
РЫБА - ВОДА
Затем зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Подсчитываются правильно воспроизведенные пары слов. Это показатель смысловой памяти.
Серия Б
Зачитываются другие пары слов:
КНИГА - ОКНО
РУКА - ТУЧА
ВИЛКА - ДЕЛО
СОСНА - ЛОЖКА
СПИНА - ЛАМПА
КОРОВА - СТОЛ
ЯЩИК - ПАЛЕЦ
ЧИСЛО - КРЫША
НОЖИК - ЛЕТО
КОРЗИНА - СВЕЧА
Вновь ребенок повторяет те слова-пары, которые он запомнил (ему зачитывают только первые слова в паре).
Осуществляется подсчет правильно воспроизведенных слов. Это показатель механической памяти.
Тестирование ребенка нужно, как минимум, для следующих целей:
- во-первых, чтобы определить, на сколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.
- во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то – не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе.
- в-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить эффективность тех средств и методов, которые используются учителями для умственного развития ребенка.
И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными тестами, чтобы они таким образом готовились к тем проверочным испытаниям, которые их будут ожидать на различных этапах обучения в будущем.
Советы родителям.
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
1. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
2. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
3. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
4. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
5. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
6. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора.
Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!
КАРТА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Фамилия, имя ученика____________________________________________
Дата рождения ___________________________Класс___________
Учитель__________________________________
№ п/п | Оцениваемая характеристика | Отсут. | Слабо выраж. | Значит. выраж. |
Внешний вид. Отношение родителей. |
|
|
| |
1. | Ученик неопрятен. Родители не уделяют внимание его внешнему виду и одежде. |
|
|
|
2. | Родители мало общаются с учителем, не уделяют достаточного внимания ребёнку. |
|
|
|
3. | Родители не интересуются жизнью класса и потребностями школы. |
|
|
|
Поведение в классе. |
|
|
| |
4. | Не сразу воспринимает требования учителя. |
|
|
|
5. | Не выполняет правила жизни класса. |
|
|
|
6. | Неуверен, боязлив, плаксив без видимых причин. |
|
|
|
7. | Двигательная и речевая расторможенность. Нуждается в контроле и многократном повторении требований взрослого. |
|
|
|
Общение с детьми и взрослыми. |
|
|
| |
8. | Предпочитает одиночество. |
|
|
|
9. | Конфликтует с детьми, часто дерётся, кричит. |
|
|
|
10. | Не умеет поддержать общение. |
|
|
|
11. | Малоконтактен со взрослыми. |
|
|
|
12. | Организаторские способности. |
|
|
|
13. | Творческие способности (какие?) |
| ||
Речевое развитие. |
|
|
| |
14. | Речь невнятная. Имеются трудности звукопроизношения. |
|
|
|
15. | Словарный запас беден. |
|
|
|
16. | Речь грамматически неправильна. |
|
|
|
17. | Малоразговорчив. Имеет выраженные трудности при пересказе. Старается говорить односложно. |
|
|
|
18. | Литературные способности. |
|
|
|
19. | Актёрские способности. |
|
|
|
Физическое развитие. |
|
|
| |
20. | Недостаточно развит физически. |
|
|
|
| Часто болеющий ребёнок. |
|
|
|
Отношение к занятиям и их успешность. |
|
|
| |
21. | Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога. |
|
|
|
22. | С трудом овладевает необходимым объёмом знаний. |
|
|
|
23. | Неусидчив, не доводит дело до конца. |
|
|
|
24. | Мешает педагогу и/или детям на занятиях. |
|
|
|
Темповые характеристики деятельности. |
|
|
| |
25. | Работает медленно и невнимательно. |
|
|
|
26. | Темп работы на занятиях неравномерен. |
|
|
|
27. | Темп работы быстрый, но работает хаотично и “бестолково”. |
|
|
|
28. | Высокая работоспособность. |
|
|
|
Общая характеристика семьи (подчеркнуть):
- полная, неполная, многодетная, малообеспеченная, опекуны, переселенцы
- неблагополучная
(в чём неблагополучие)_________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель: Комарова О.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".
Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....
Организация адаптационного периода первоклассников
Материалы содержат перспективную программу организации адаптационного периода первоклассников, включая план - сетку, планирование работы педагогической поддержки первоклассников, методику проведения и...
Сценарий занятия для адаптационного периода первоклассников.
Полный пакет к занятию....
Программа адаптационного периода первоклассников
Программа составлена для проведения адаптационного периода первоклассников. В ней имеются все материала для проведения адаптации.Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обе...
Адаптационный период первоклассника
Первый год обучения трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно ад...
"Особенности адаптационного периода первоклассников" Семинар-тренинг для родителей
Предлагаемый семинар-тренинг предназначен для родителей первоклассников и будущих первоклассников. Главная цель мероприятия – познакомить родителей с психологическими особенностями протекания ад...
Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.
Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...