Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-инвалида
методическая разработка (1 класс)
Представляем опыт работы по реализации мероприятий по индивидуальным программам реабилитации или абилитации ребенка-инвалида в образовательных организациях.
Практика инклюзивного образования прочно вошла в нашу жизнь. Все больше детей с разными проблемами в развитии приходят в наши образовательные организации.
В настоящее время приоритетным направлением модернизации российского образования в соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации, Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с понятиями здоровье, социальное благополучие, самореализация и защищённость ребёнка в образовательной среде.
Согласно статистике, около 40 тысяч российских детей-инвалидов не относятся к группе несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, тогда как последних в системе образования зафиксировано в два раза больше.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды – в чем разница? Многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности. Даже в докладе о выполнении Конвенции ООН под количеством детей с инвалидностью ранее подразумевалось число несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья.
В нашей школе обучается 387 детей. Из них – 38 обучающихся – это дети с ОВЗ, 4 из которых имеют статус «ребенок-инвалид», у 3 учеников есть ИПРА.
Перед нами уже не стоит вопрос «кто с ними должен работать», перед нами стоит вопрос «как это делать». Эффективность всего образовательного процесса во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей.
С 01 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Новая система установления инвалидности, принятая с 2016 года, должна позволить не только поставить диагноз, но и уточнить характер индивидуальной помощи человеку.
Закон 419-ФЗ вводит:
1. новое понятие «Абилитация инвалидов»;
2. понятие «Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида», т.е. ИПРА.
Так же с 01 января 2016 года в законную силу вступили приказы Минтруда России № 528н и № 723н, где вводится новая форма индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА).
В нормативных документах мы найдем четкие определения понятиям:
ребенок с ограниченными возможностями (ОВЗ);
ребенок-инвалид.
Таким образом, немаловажным является вопрос установления статуса «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид»:
• Установление статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
• Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Не каждый ребенок с ОВЗ является инвалидом.
Не каждый ребенок-инвалид относится к категории детей с ОВЗ.
Обязательным условием благополучия ребенка – инвалида является взаимодействие ПМПК-МСЭ-образовательной организации в сфере образования детей-инвалидов.
МСЭ - устанавливает статус «ребенок-инвалид».
ПМПК - формирует заключения о необходимости создания специальных условий для образования ребенка-инвалида (если ребенок представлялся на ПМПК и ему присвоен статус «ребенок с ОВЗ»).
Образовательная организация - разрабатывает и реализует план мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации и абилитации «ребенка-инвалида», выполняет рекомендации ПМПК.
В целях практической реализации государственной политики содержание образования детей - инвалидов определяется ИПРА и рекомендациями ПМПК (адаптированной образовательной программой, применяемой на различных образовательных уровнях с учетом использования специальных образовательных условий обучения).
При этом допускается вариативность организации обучения - как в специально создаваемых учебных группах, так и совместно с другими обучающимися (инклюзивно).
Следует отметить, что для самого инвалида ИПРА имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того и ли иного вида, формы, объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
В п. 23 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015) уточняются требования по созданию специальных условий обучения по категориям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Давайте с вами разберем, что же должен делать руководитель образовательной организации, когда с отдела образования к нам пришел план мероприятий по реализации ИПРА.
Перечень рекомендуемых мероприятий по реализации ИПРА ребенка-инвалида (далее План мероприятий) поступил в образовательную организацию.
Первое, что мы делаем – это уведомляем родителей (законных представителей), знакомим с Планом мероприятий.
Фиксируем в форме Согласие на оказание психолого-педагогической помощи (храним в личном деле ребенка-инвалида).
Если родитель (законный представитель) отказывается от реализации Перечня мероприятий, предлагаем оформить отказ (храним в личном деле ребенка-инвалида).
Можно выдать копию ИПРА родителям (законным представителям).
ИПРА ребенка-инвалида доводится до сведения ребенка-инвалида (его законного или уполномоченного представителя) в доступной форме.
Получив согласие родителей (законных представителей) на оказание психолого-педагогической помощи детям, планируем и проводим заседание психолого-медико-педагогического консилиума МОУ, где принимается решение о варианте реализации Плана мероприятий.
Возможны следующие варианты:
Вариант 1: решение о внесении изменений в Адаптированную Образовательную Программу для детей с ОВЗ. В данном случае Адаптированная Образовательная Программа должна раскрывать содержание рекомендованных для ребенка мероприятий;
Вариант 2: решение о разработке Адаптированной Образовательной Программы (индивидуально ориентированной на ребенка), где в соответствие с ИПРА, заключением ПМПК определяется содержание рекомендованных мероприятий;
Вариант 3: решение о разработке плана мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида.
Знакомим родителей (законных представителей) с Адаптированной Образовательной Программой или с планом мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида.
В случае согласия родителей необходимо:
- Заявление родителей (законных представителей) на обучение по Адаптированной Образовательной Программе.
- Подпись родителей в плане мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида.
Далее – Приказ директора
Вариант 1: об утверждении (или внесении изменений) в АОП.
Вариант 2: об утверждении АОП.
Вариант 3: об утверждении плана мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида.
Психолого-медико-педагогический консилиум проходит не реже 1 раза в квартал по реализации Адаптированной Образовательной Программе или Плана мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида, в соответствии с положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательной организации.
Отчет о реализации ИПРА предоставляется (по срокам Приказа) в управление образования Администрации города Касли.
Позвольте представить вашему вниманию выдержку из индивидуального образовательного маршрута, обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Любой индивидуальный маршрут нацелен на преодоление несоответствия между процессом воспитания, социализации школьника с ограниченными возможностями здоровья, его обучения по программам определенного уровня образования и реальными возможностями ребенка с учетом особенностей его психологического и физического развития. Задачи будут варьироваться, исходя из особенностей конкретного обучающегося, но, в целом, дети с ОВЗ в школе нуждаются в коррекции речи, формировании познавательных навыков, развития эмоциональной составляющей личности.
Структура индивидуального образовательного маршрута представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов:
• титульный лист с указанием наименования организации, назначение, срок реализации, адресность Индивидуального Образовательного Маршрута – фамилия, имя обучающегося, год обучения, гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и председателем ПМПк школы;
• общие сведения о ребенке, краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени;
• содержание Индивидуального Образовательного Маршрута отражено в Перечне мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида;
• Сроки исполнения ИПРА и срок сдачи отчета о выполнении Плана мероприятий в Управление образования.
- заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
Таким образом, фактором, определяющим дальнейшую судьбу человека на важнейшем для него этапе возрастного развития и взросления, становится процесс образовательной интеграции.
Для особого ребенка – это тонкое профессиональное дело, здесь необходимо участие специалистов.
В нашей школе, как уже говорилось выше, обучается 38 детей с ограниченными возможностями здоровья, 4 из которых дети-инвалиды, из них 3 ученика по ИПРА.
Для каждого ребенка-инвалида разработан индивидуальный образовательный маршрут, в котором отражена работа группы сопровождения: прописаны задачи работы специалистов педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога и классного руководителя на весь срок реализации ИПРА.
Образовательная интеграция предполагает построение последовательно усложняющихся образовательных сред, позволяющих конкретному ребенку постепенно наращивать свой образовательный и социальный потенциал. Череда таких сред складывается в образовательный маршрут. Правильно проложенный образовательный маршрут – одно из ключевых условий, определяющих успех интеграции ребенка.
Этот маршрут не зависит от текущей формы организации процесса обучения (от типа класса, группы, школы, где сейчас находится ребенок). Провести ребенка маршрутом, ведущим к интеграции, можно разными путями – важно лишь, чтобы каждый этап наращивал его интеграционный потенциал.
Проводился международный чемпионат лесорубов, и к финалу осталось только двое рубщиков. Их задача была повалить за определенное время как можно больше деревьев.
В восемь часов утра по свистку лесорубы заняли свои позиции. Примерно через час лесоруб под номером один услышал, как его соперник на время остановился. Это был шанс его обогнать, и номер первый удвоил усилия.
Через какое-то время по звукам лесоруб услышал, что номер второй снова решил передохнуть, и тогда первый, наоборот, поднажал еще больше.
Так продолжалось целый день, пока лесорубы не услышали сигнал к окончанию соревнования. Каково же было удивление первого лесоруба, когда он узнал, что его соперник срубил за это время гораздо больше деревьев.
- Как так могло получиться? — удивился он. — Каждый час я слышал, что ты на десять минут прекращал работу. Как ты умудрился нарубить больше древесины, чем я? Это невозможно, ты же все время останавливался.
Все очень просто, — ответил второй лесоруб. — Каждый час я действительно останавливался минут на десять, чтобы наточить свой топор.
Уважаемые коллеги! Наш коллектив благодарит вас за работу за круглым столом и желает вам быть всегда в роли второго лесоруба, который находит в себе силы оставить на некоторое время учебную деятельность и заточить топор знаний, чтобы плодотворно работать дальше и совершать каждодневный подвиг – учить будущее поколение!
Рефлексия (последний слайд)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_koyu.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Предлагаю вашему вниманию опыт работы по реализации мероприятий по индивидуальным программам реабилитации или абилитации ребенка-инвалида в ваших образовательных организациях.
Практика инклюзивного образования прочно вошла в нашу жизнь. Все больше детей с разными проблемами в развитии приходят в наши образовательные организации.
В настоящее время приоритетным направлением модернизации российского образования в соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации, Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с понятиями здоровье, социальное благополучие, самореализация и защищённость ребёнка в образовательной среде.
Согласно статистике, около 40 тысяч российских детей-инвалидов не относятся к группе несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, тогда как последних в системе образования зафиксировано в два раза больше.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды – в чем разница? Многие считают термин ОВЗ толерантным синонимом понятия инвалидности. Даже в докладе о выполнении Конвенции ООН под количеством детей с инвалидностью ранее подразумевалось число несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья.
В нашей школе обучается 387 детей. Из них – 38 обучающихся – это дети с ОВЗ, 4 из которых имеют статус «ребенок-инвалид», у 3 учеников есть ИПРА.
Перед нами уже не стоит вопрос «кто с ними должен работать», перед нами стоит вопрос «как это делать». Эффективность всего образовательного процесса во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей.
С 01 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Новая система установления инвалидности, принятая с 2016 года, должна позволить не только поставить диагноз, но и уточнить характер индивидуальной помощи человеку.
Закон 419-ФЗ вводит:
1. новое понятие «Абилитация инвалидов»;
2. понятие «Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида», т.е. ИПРА.
Так же с 01 января 2016 года в законную силу вступили приказы Минтруда России № 528н и № 723н, где вводится новая форма индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА).
В нормативных документах мы найдем четкие определения понятиям:
ребенок с ограниченными возможностями (ОВЗ);
ребенок-инвалид.
Таким образом, немаловажным является вопрос установления статуса «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид»:
• Установление статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
• Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Не каждый ребенок с ОВЗ является инвалидом.
Не каждый ребенок-инвалид относится к категории детей с ОВЗ.
Обязательным условием благополучия ребенка – инвалида является взаимодействие ПМПК-МСЭ-образовательной организации в сфере образования детей-инвалидов.
МСЭ - устанавливает статус «ребенок-инвалид».
ПМПК - формирует заключения о необходимости создания специальных условий для образования ребенка-инвалида (если ребенок представлялся на ПМПК и ему присвоен статус «ребенок с ОВЗ»).
Образовательная организация - разрабатывает и реализует план мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации и абилитации «ребенка-инвалида», выполняет рекомендации ПМПК.
В целях практической реализации государственной политики содержание образования детей - инвалидов определяется ИПРА и рекомендациями ПМПК (адаптированной образовательной программой, применяемой на различных образовательных уровнях с учетом использования специальных образовательных условий обучения).
При этом допускается вариативность организации обучения - как в специально создаваемых учебных группах, так и совместно с другими обучающимися (инклюзивно).
Следует отметить, что для самого инвалида ИПРА имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того и ли иного вида, формы, объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
В п. 23 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015) уточняются требования по созданию специальных условий обучения по категориям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Давайте с вами разберем, что же должен делать руководитель образовательной организации, когда с отдела образования к нам пришел план мероприятий по реализации ИПРА.
Перечень рекомендуемых мероприятий по реализации ИПРА ребенка-инвалида (далее План мероприятий) поступил в образовательную организацию.
Первое, что мы делаем – это уведомляем родителей (законных представителей), знакомим с Планом мероприятий.
Фиксируем в форме Согласие на оказание психолого-педагогической помощи (храним в личном деле ребенка-инвалида).
Если родитель (законный представитель) отказывается от реализации Перечня мероприятий, предлагаем оформить отказ (храним в личном деле ребенка-инвалида).
Можно выдать копию ИПРА родителям (законным представителям).
ИПРА ребенка-инвалида доводится до сведения ребенка-инвалида (его законного или уполномоченного представителя) в доступной форме.
Получив согласие родителей (законных представителей) на оказание психолого-педагогической помощи детям, планируем и проводим заседание психолого-медико-педагогического консилиума МОУ, где принимается решение о варианте реализации Плана мероприятий.
Возможны следующие варианты:
Вариант 1: решение о внесении изменений в Адаптированную Образовательную Программу для детей с ОВЗ. В данном случае Адаптированная Образовательная Программа должна раскрывать содержание рекомендованных для ребенка мероприятий;
Вариант 2: решение о разработке Адаптированной Образовательной Программы (индивидуально ориентированной на ребенка), где в соответствие с ИПРА, заключением ПМПК определяется содержание рекомендованных мероприятий;
Вариант 3: решение о разработке плана мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида.
Знакомим родителей (законных представителей) с Адаптированной Образовательной Программой или с планом мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида.
В случае согласия родителей необходимо:
- Заявление родителей (законных представителей) на обучение по Адаптированной Образовательной Программе.
- Подпись родителей в плане мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида.
Далее – Приказ директора
Вариант 1: об утверждении (или внесении изменений) в АОП.
Вариант 2: об утверждении АОП.
Вариант 3: об утверждении плана мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида.
Психолого-медико-педагогический консилиум проходит не реже 1 раза в квартал по реализации Адаптированной Образовательной Программе или Плана мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида, в соответствии с положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательной организации.
Отчет о реализации ИПРА предоставляется (по срокам Приказа) в управление образования.
Позвольте представить вашему вниманию выдержку из индивидуального образовательного маршрута, обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Любой индивидуальный маршрут нацелен на преодоление несоответствия между процессом воспитания, социализации школьника с ограниченными возможностями здоровья, его обучения по программам определенного уровня образования и реальными возможностями ребенка с учетом особенностей его психологического и физического развития. Задачи будут варьироваться, исходя из особенностей конкретного обучающегося, но, в целом, дети с ОВЗ в школе нуждаются в коррекции речи, формировании познавательных навыков, развития эмоциональной составляющей личности.
Структура индивидуального образовательного маршрута представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов:
• титульный лист с указанием наименования организации, назначение, срок реализации, адресность Индивидуального Образовательного Маршрута – фамилия, имя обучающегося, год обучения, гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и председателем ПМПк школы;
• общие сведения о ребенке, краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени;
• содержание Индивидуального Образовательного Маршрута отражено в Перечне мероприятий по психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида;
• Сроки исполнения ИПРА и срок сдачи отчета о выполнении Плана мероприятий в Управление образования.
- заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
Таким образом, фактором, определяющим дальнейшую судьбу человека на важнейшем для него этапе возрастного развития и взросления, становится процесс образовательной интеграции.
Для особого ребенка – это тонкое профессиональное дело, здесь необходимо участие специалистов.
В нашей школе, как уже говорилось выше, обучается 38 детей с ограниченными возможностями здоровья, 4 из которых дети-инвалиды, из них 3 ученика по ИПРА.
Для каждого ребенка-инвалида разработан индивидуальный образовательный маршрут, в котором отражена работа группы сопровождения: прописаны задачи работы специалистов педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога и классного руководителя на весь срок реализации ИПРА.
Образовательная интеграция предполагает построение последовательно усложняющихся образовательных сред, позволяющих конкретному ребенку постепенно наращивать свой образовательный и социальный потенциал. Череда таких сред складывается в образовательный маршрут. Правильно проложенный образовательный маршрут – одно из ключевых условий, определяющих успех интеграции ребенка.
Этот маршрут не зависит от текущей формы организации процесса обучения (от типа класса, группы, школы, где сейчас находится ребенок). Провести ребенка маршрутом, ведущим к интеграции, можно разными путями – важно лишь, чтобы каждый этап наращивал его интеграционный потенциал.
В заключении нашей встречи я хочу рассказать вам одну притчу.
Проводился международный чемпионат лесорубов, и к финалу осталось только двое рубщиков. Их задача была повалить за определенное время как можно больше деревьев.
В восемь часов утра по свистку лесорубы заняли свои позиции. Примерно через час лесоруб под номером один услышал, как его соперник на время остановился. Это был шанс его обогнать, и номер первый удвоил усилия.
Через какое-то время по звукам лесоруб услышал, что номер второй снова решил передохнуть, и тогда первый, наоборот, поднажал еще больше.
Так продолжалось целый день, пока лесорубы не услышали сигнал к окончанию соревнования. Каково же было удивление первого лесоруба, когда он узнал, что его соперник срубил за это время гораздо больше деревьев.
- Как так могло получиться? — удивился он. — Каждый час я слышал, что ты на десять минут прекращал работу. Как ты умудрился нарубить больше древесины, чем я? Это невозможно, ты же все время останавливался.
Все очень просто, — ответил второй лесоруб. — Каждый час я действительно останавливался минут на десять, чтобы наточить свой топор.
Уважаемые коллеги! Наш коллектив благодарит вас за работу за круглым столом и желает вам быть всегда в роли второго лесоруба, который находит в себе силы оставить на некоторое время учебную деятельность и заточить топор знаний, чтобы плодотворно работать дальше и совершать каждодневный подвиг – учить будущее поколение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально - образовательный маршрут
Цель: ликвидация пробелов по предмету...
Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессионального уровня учителя в условиях ФГОС
Представлен перспективный маршрут профессионального совершенствования учителя начальных классов в условиях перехода на новые ФГОС...
Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида
Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида....
Индивидуальный образовательный маршрут как условие создание комфортной и здоровьесберегающей среды для детей с различными образовательными возможностями в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»
Индивидуальный образовательный маршруткак условие создание комфортной и здоровьесберегающей средыдля детей с различными образовательными возможностямив МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Над...
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как способ эффективной организации образовательного процесса в условиях УДО
Основная идея модернизации образования сегодня состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого образование должно соответс...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ .
В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития....
Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях обучающихся.
Разработка индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития, индивидуально – ориентированных образовательных программ с учетом личностных и возрастных особенностях о...