Программа коррекционного курса «Планета развития» для обучающихся 3 класса (ОВЗ, ЗПР)
рабочая программа (3 класс)
Цель программы: развитие и коррекция познавательных процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер у учащихся 3 класса с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3e_klass_ovz.docx | 73.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
коррекционного курса «Планета развития»
обучающегося 3е класса
(АООП ФГОС НОО с ОВЗ)
количество часов: 68 ч.
Составитель: Сыч Н.В.
педагог-психолог
МБОУ гимназии г. Советский
2022 – 2023 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Планета развития» (3 класс) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе рекомендаций территориальной ПМПК и ПМПк образовательной организации, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", учебно-методического комплекса Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4)», Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс. ФГОС. – 18-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2019.
Нормативно-правовая база для разработки программы
Программа коррекционного курса «Планета развития» для 3е класса составлена
в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233;
от 22.11.2019 г. №632; от 18.05.2020 г. №249); - Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением
по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Программа коррекционного курса «Планета развития» составлена в соответствии c адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1., 7.2.) в МБОУ гимназии г. Советский, утверждённой приказом от 31.08.2022 г. №468 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего, образования на 2022-2023 учебный год в МБОУ гимназии г. Советский».
Цель и задачи коррекционного курса
Цель программы: развитие и коррекция познавательных процессов у учащегося
3 класса с ЗПР.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.
Развивающие:
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции;
- развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению;
- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам.
- Характеристика коррекционного курса
Рабочая программа коррекционного курса «Планета развития» (для учащихся 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)), ориентирована на оказание помощи и поддержки учащимся, имеющим трудности в формировании эмоционально-волевой сферы. Данная программа способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в учебно-игровой деятельности и направлена на развитие эмоционально-волевой сферы и развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Структура программы коррекционного курса включает в себя следующие разделы:
- Входящая диагностика (3 часа);
- Развитие эмоционально-волевой сферы (43 часа)
- Развитие познавательных процессов (19 часов);
- Итоговая диагностика (3 часа);
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей по программе «Планета развития» осуществляется через индивидуальные или групповые занятия, которые проходят в форме игровой деятельности. В разделах «Развитие эмоционально-волевой сферы» и «Развитие познавательных процессов» используются не только упражнения, но и мультимедийные презентации развивающей направленности. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.
Все задания в разделах условно можно разбить на несколько классификаций:
- задания на развитие коммуникативных навыков;
- задания на развитие самоконтроля;
- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса;
- задания на развитие эмоционально-волевой сферы;
- задании на развитие, формирование логического мышления, внимания, памяти, пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Эта классификация является условной, поскольку все процессы представляют собой единую систему и, следовательно, на каждом занятии развиваются в комплексе.
Занятия данного раздела имеют определённую структуру, которая включает:
- вводную часть,
- основную,
- заключительную.
Задача вводной части направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.
«Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы).
Задача основной части – развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер. Продолжительность основной части – 15-20 минут.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании учащихся. В конце каждого занятия предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зеленым цветом. Если сомневается в правильности решения – красным. При оценивании занятия психологом: задание выполнено верно – прямоугольник также закрашивается зеленым, если допущена ошибка – красным. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или психолог объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Продолжительность заключительной части – 5 минут.
Содержание рабочей программы коррекционного курса «Веселое развитие» определяют следующие принципы:
- Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи. Этот принцип является основополагающим, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
- Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить первоклассников с проблемами в обучении умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:
- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;
- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
5. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.
6. Деятельностный принцип. Занятия способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
- Место коррекционного курса в учебном плане
Программа рассчитана на детей 3 класса, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования (ЗПР). Согласно индивидуальному учебному плану реализация рабочей программы коррекционного курса рассчитана на 68 часов с периодичностью занятий два раза в неделю. Время занятий составляет 30 мин.
- Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Содержанием коррекционного курса «Планета развития» является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) и развитие эмоционально-волевой сферы. А так же формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, то есть таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может. Важно развитие и формирование психологических новообразований младшего школьного возрастам плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами — восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки.
Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, - научить обучающихся не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность.
При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий.
Основным направлением в развитии памяти учащегося является формирование у него опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков.
Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций.
При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.
Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся с ОВЗ им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.
- Планируемые результаты коррекционного курса и
оценка их эффективности
Программа «Планета развития» обеспечивает достижение учащимися 3 класса определенных личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты:
- развитие мотивов деятельности и формирование личностного смысла учения,
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии,
- готовность слушать собеседника и вести диалог,
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.
Познавательные УУД:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
- умение концентрировать и переключать своё внимание,
- умение копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ,
- умение использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания учебной информации.
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач,
- формулирование собственного мнения,
- использование речи для регуляции собственных действий.
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов необходимо проводить комплексную входящую и итоговую диагностику, результаты которой заносятся в «Карту индивидуального развития ребенка».
Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.
Сроки | Вид диагностики | Задачи | Содержание | Формы |
Сентябрь | Входящая | Определение уровня сформированности познавательных процессов. | - Тест интеллектуального развития Д. Векслера; - Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена; - методика «10 слов»; - методика исследования пространственно-временных представлений (Семаго); -методика «Существенные признаки», - методика «Исключение лишнего», - тест Тулуз-Пьерона, - методика по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор. | Тестирование |
Май | Итоговая | Определение уровня сформированности познавательных процессов. | - Тест интеллектуального развития Д. Векслера; - Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена; - методика «10 слов»; - методика исследования пространственно-временных представлений (Семаго); -методика «Существенные признаки», - методика «Исключение лишнего», - тест Тулуз-Пьерона, - методика по определению способности понимания переносного смысла пословиц и метафор. | Тестирование |
- Содержание коррекционного курса
Раздел 1. Диагностика
Занятие 1. Диагностика интеллектуального развития. Определение актуального уровня развития.
Занятие 2. Диагностика уровня развития памяти и внимания. Определение особенностей развития аттентивно-мнестических процессов.
Занятие 3. Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений. Определение уровня развития мыслительных операций и пространственно-временных представлений.
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы
Занятие 4. «Я – третьеклассник». Изучение качеств, необходимых в школе; изучение требований, предъявляемых к ученику 3-го класса.
Занятие 5. «Я и моя школа». Умение выстраивать отношения между учителем и учеником, знакомство с такими понятиями как «ХОЧУ» и «НАДО» в школьной жизни.
Занятие 6. «Что такое лень?». Изучение определения «лень», рассмотрение видов лени.
Занятие 7. Как справляться с «Немогучками»? Знакомство с «немогучками» и способами совладания с ними.
Занятие 8. «Я и мой учитель». Формирование представлений об учителе, как мудром наставнике и старшем друге, развитие навыков позитивного общения в школьном коллективе.
Занятие 9. «Я и мой учитель». Формирование представлений об учителе, как мудром наставнике и старшем друге, развитие навыков позитивного общения в школьном коллективе.
Занятие 10. «Я и мои родители». Осознание требований родителей, умение сопоставлять требования со своими возможностями и желаниями, обучение способам разрешения конфликтов с родителями.
Занятие 11. Начало путешествия в Страну Общения. Осмысление своих отношений с одноклассниками. Развитие коммуникативных возможностей.
Занятие 12. Что взять с собой в путешествие? Развитие умения осознавать свои желания, развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, формирование умения действовать согласовано.
Занятие 13. Что я знаю о себе? Формирование интереса к своему Я, развитие рефлексивной позиции в сфере общения.
Занятие 14. Как и почему начинаются ссоры? Осознание причин своих ссор, развитие экспрессивных способностей, умения действовать согласовано.
Занятие 15. Качества, важные для общения. Развитие экспрессивных возможностей и навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества; осознание качеств, необходимых для эффективного взаимодействия.
Занятие 16. Я общительный или замкнутый? Мотивирование на осмысление и развитие своих коммуникативных способностей.
Занятие 17. Королевство Разорванных Связей. Осознание ценности глубоких и содержательных контактов между людьми, развитие навыков невербального взаимодействия.
Занятие 18. Дружба – это. Знакомство с понятием дружба, развитие навыков совместной деятельности.
Занятие 19. Настоящий друг. Формирование умений строить доброжелательные отношения с окружающими людьми.
Занятие 20. Умею ли я дружить? Осознание качеств настоящего друга и осознание собственного умения дружить.
Занятие 21. Трудности в отношениях с друзьями. Формирование навыков конструктивного поведения в дружеских отношениях.
Занятие 22. Мы – дружная команда! Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, создание условий для самовыражения в команде.
Занятие 23. Правила доброжелательного общения. Разработка правил доброжелательного и эффективного общения.
Занятие 24. Дружная страна. Закрепление правил общения, развитие способности самовыражаться.
Занятие 25. Скажи мне, кто твой друг. Осмысление ценности дружеских отношений, развитие умения представлять себя в общении, выражение невербального Я.
Занятие 26. Скажи мне, кто твой друг. Осмысление ценности дружеских отношений, развитие умения представлять себя в общении, выражение невербального Я.
Занятие 27. Как мы все похожи. Развитие стремления к самопознанию, осознание важности сходности черт между людьми для общения, развитие умения учитывать мнения других.
Занятие 28. Какие мы все разные. Развитие способности к самопознанию, осознание важности различий между людьми для общения, осознание своих отличий от других, развитие умений учитывать разные мнения.
Занятие 29. Что такое сотрудничество? Формирование навыков взаимодействия в крупных и малых группах.
Занятие 30. Ссора и драка. Изучение разнообразных и безопасных способов выражения агрессии.
Занятие 31. Я умею понимать другого. Развитие толерантности у обучающихся третьего класса, знакомство с понятие «сотрудничество».
Занятие 32. Я умею договариваться с людьми. Развитие навыков сотрудничества с окружающими людьми и умения договариваться.
Занятие 33. Мы умеем действовать сообща. Развитие навыков конструктивного взаимодействия.
Занятие 34. Что такое коллективная работа? Формирование умений и навыков работать вместе, строить общение; развитие взаимопомощи.
Занятие 35. Комплимент – это. Знакомство с понятием «комплимент», понимание значимости комплимента для комфортных взаимоотношений.
Занятие 36. Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе? Развитие навыков оказания психологической поддержки, осознание и раскрытие в общении собственных достоинств, способностей, достижений.
Занятие 37. Давайте говорить друг другу комплименты. Развитие навыков оказания психологической поддержки, осознание и раскрытие в общении собственных достоинств, способностей, достижений.
Занятие 38. Как мы переживаем эмоции? Ориентация на осознание роли эмоций в общении, осознание смены своих эмоций и собственного влияния на эмоции других в ходе общения.
Занятие 39. Мы умеем выражать свои эмоции. Осознание динамики эмоций и влияния других людей на этот процесс, развитие чувствительности к восприятию эмоций, умение выражать свои эмоции.
Занятие 40. Как мы понимаем эмоции других? Развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции и чувства.
Занятие 41. Мы умеем сопереживать. Развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции; формирование способности к сопереживанию и сочувствию.
Занятие 42. Я умею просить прощение. Формирование понимания индивидуальных особенностей других людей и их поведения, развитие умения строить конструктивные отношения с окружающими людьми, умение правильно просить прощение.
Занятие 43. Кого можно назвать фантазером? Формирование представления о том, что такое творческие способности человека, развитие инициативности и фантазийности.
Занятие 44. «Я умею фантазировать». Развитие фантазии и творческого мышления.
Занятие 45. Мои мечты. Познакомить воспитанников с понятием «мечта». Воспитывать культуру познания собственного внутреннего мира – мыслей, переживаний, желаний, целей, жизненных перспектив.
Занятие 46. Фантазия и ложь. Снятие эмоционального напряжения, преодоление барьеров невербального общения, развитие групповой сплоченности.
Раздел 3. Развитие познавательных процессов.
Занятие 47. Герои сказок в загадках и ребусах. Развитие внимания, мышления, зрительной памяти с помощью ребусов и загадок.
Занятие 48. По тропинкам математики. Развитие познавательных способностей и математических представлений детей через игровую деятельность.
Занятие 49. Собери квадрат. Развитие воображения, умения придумывать необычные способы использования обычных предметов.
Занятие 50. В космическом пространстве. Развитие конструктивного мышления, пространственного восприятия.
Занятие 51. «Повторяй за мной!». Развитие внимания, координации движений, быстроты реакции.
Занятие 52. Волшебный песок. Развитие мелкой моторики руки, творческой фантазии и воображения, способности к концентрации и распределению внимания.
Занятие 53. Баскетпонг. Развитие координации, меткости, глазомера. Развитие личностной сферы.
Занятие 54. «Изобретатель». Развитие воображения, умения придумывать необычные способы использования обычных предметов. Развитие личностной сферы.
Занятие 55. Ориентация в пространстве и времени. Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, пространственных представлений, временных отношений. Развитие личностной сферы.
Занятие 56. «Юный разведчик». Развитие логического мышления, быстроты реакции, активного внимания, личностной сферы.
Занятие 57. «Волшебные фигуры». Развитие логического мышления, быстроты реакции, активного внимания, личностной сферы.
Занятие 58. Путешествие в сказку. Развитие концентрации и устойчивости внимания, пространственного восприятия, зрительной памяти, вербально-логического мышления. Развитие личностной сферы.
Занятие 59. «Страна Апельсиния». Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления. Развитие личностной сферы.
Занятие 60. Мир внимания. Развитие произвольного внимания и памяти. Развитие личностной сферы.
Занятие 61. Радуга внимания. Развитие концентрации и переключаемости внимания. Развитие личностной сферы.
Занятие 62. Развиваем внимание и наблюдательность. Развитие конструкторского мышления, пространственного восприятия, внимания, наблюдательности, мелкой моторики руки. Развитие личностной сферы.
Занятие 63. Произвольность внимания. Развитие произвольного внимания, памяти. Развитие графических навыков. Развитие личностной сферы.
Занятие 64. Спешим на помощь к Кузе. Развитие устойчивости, концентрации, переключаемости внимания, самоконтроля, способности к обобщению, быстроты реакции, личностной сферы.
Занятие 65. Опечатка. Развитие внимания, критичности мышления, личностной сферы.
Раздел 4. Итоговая диагностика.
Занятие 66. Диагностика интеллектуального развития. Определение актуального уровня развития.
Занятие 67. Диагностика уровня развития памяти и внимания. Определение особенностей развития аттентивно-мнестических процессов.
Занятие 68. Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений. Определение уровня развития мыслительных операций и пространственно-временных представлений.
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.
№ | Тема | Основные виды деятельности обучающегося | Дата | |
По плану | По факту | |||
1. | Диагностика интеллектуального развития. | Психологическая диагностика, тестирование, практические задания | ||
2. | Диагностика уровня развития памяти и внимания. | Психологическая диагностика, тестирование, практические задания | ||
3. | Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений. | Психологическая диагностика, тестирование, практические задания | ||
4. | «Я – третьеклассник». | Упражнения, направленные на изучение качеств, необходимых в школе; изучение требований, предъявляемых к ученику 3-го класса. | ||
5. | «Я и моя школа». | Упражнения, направленные на умение выстраивать отношения между учителем и учеником, знакомство с такими понятиями как «ХОЧУ» и «НАДО» в школьной жизни. | ||
6. | «Что такое лень?». | Упражнения, направленные на изучение определения «лень», рассмотрение видов лени. | ||
7. | Как справляться с «Немогучками»? | Упражнения, направленные на знакомство с «немогучками» и способами совладания с ними. | ||
8. | «Я и мой учитель». | Упражнения, направленные на формирование представлений об учителе, как мудром наставнике и старшем друге, развитие навыков позитивного общения в школьном коллективе. | ||
9. | «Я и мой учитель». | Упражнения, направленные на формирование представлений об учителе, как мудром наставнике и старшем друге, развитие навыков позитивного общения в школьном коллективе. | ||
10. | «Я и мои родители». | Упражнения, направленные на осознание требований родителей, умение сопоставлять требования со своими возможностями и желаниями, обучение способам разрешения конфликтов с родителями. | ||
11. | Начало путешествия в Страну Общения. | Упражнения, направленные на осмысление своих отношений с одноклассниками. Развитие коммуникативных возможностей. | ||
12. | Что взять с собой в путешествие? | Упражнения, направленные на развитие умения осознавать свои желания, развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, формирование умения действовать согласовано. | ||
13. | Что я знаю о себе? | Упражнения, направленные на формирование интереса к своему Я, развитие рефлексивной позиции в сфере общения. | ||
14. | Как и почему начинаются ссоры? | Упражнения, направленные на осознание причин своих ссор, развитие экспрессивных способностей, умения действовать согласовано. | ||
15. | Качества, важные для общения. | Упражнения, направленные на развитие экспрессивных возможностей и навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества; осознание качеств, необходимых для эффективного взаимодействия. | ||
16. | Я общительный или замкнутый? | Упражнения, направленные на мотивирование, на осмысление и развитие своих коммуникативных способностей. | ||
17. | Королевство Разорванных Связей. | Упражнения, направленные на осознание ценности глубоких и содержательных контактов между людьми, развитие навыков невербального взаимодействия. | ||
18. | Дружба – это. | Упражнения, направленные на знакомство с понятием дружба, развитие навыков совместной деятельности. | ||
19. | Настоящий друг | Упражнения, направленные на формирование умений строить доброжелательные отношения с окружающими людьми. | ||
20. | Умею ли я дружить? | Упражнения, направленные на осознание качеств настоящего друга и осознание собственного умения дружить. | ||
21. | Трудности в отношениях с друзьями. | Упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения в дружеских отношениях. | ||
22. | Мы – дружная команда! | Упражнения, направленные на развитие навыков взаимодействия и сотрудничества, создание условий для самовыражения в команде. | ||
23. | Правила доброжелательного общения. | Упражнения, направленные на разработка правил доброжелательного и эффективного общения. | ||
24. | Дружная страна. | Упражнения, направленные на закрепление правил общения, развитие способности самовыражаться. | ||
25. | Скажи мне, кто твой друг. | Упражнения, направленные на осмысление ценности дружеских отношений, развитие умения представлять себя в общении, выражение невербального Я. | ||
26. | Скажи мне, кто твой друг. | Упражнения, направленные на осмысление ценности дружеских отношений, развитие умения представлять себя в общении, выражение невербального Я. | ||
27. | Как мы все похожи. | Упражнения, направленные на развитие стремления к самопознанию, осознание важности сходности черт между людьми для общения, развитие умения учитывать мнения других. | ||
28. | Какие мы все разные. | Упражнения, направленные на развитие способности к самопознанию, осознание важности различий между людьми для общения, осознание своих отличий от других, развитие умений учитывать разные мнения. | ||
29. | Что такое сотрудничество? | Упражнения, направленные на формирование навыков взаимодействия в крупных и малых группах. | ||
30. | Ссора и драка. | Упражнения, направленные на изучение разнообразных и безопасных способов выражения агрессии. | ||
31. | Я умею понимать другого. | Упражнения, направленные на развитие толерантности у обучающихся третьего класса, знакомство с понятие «сотрудничество». | ||
32. | Я умею договариваться с людьми. | Упражнения, направленные на развитие навыков сотрудничества с окружающими людьми и умения договариваться. | ||
33. | Мы умеем действовать сообща. | Упражнения, направленные на развитие навыков конструктивного взаимодействия. | ||
34. | Что такое коллективная работа? | Упражнения, направленные на формирование умений и навыков работать вместе, строить общение; развитие взаимопомощи. | ||
35. | Комплимент – это. | Упражнения, направленные на знакомство с понятием «комплимент», понимание значимости комплимента для комфортных взаимоотношений. | ||
36. | Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе? | Упражнения, направленные на развитие навыков оказания психологической поддержки, осознание и раскрытие в общении собственных достоинств, способностей, достижений. | ||
37. | Давайте говорить друг другу комплименты. | Упражнения, направленные на развитие навыков оказания психологической поддержки, осознание и раскрытие в общении собственных достоинств, способностей, достижений. | ||
38. | Как мы переживаем эмоции? | Упражнения, направленные на ориентация на осознание роли эмоций в общении, осознание смены своих эмоций и собственного влияния на эмоции других в ходе общения. | ||
39. | Мы умеем выражать свои эмоции. | Упражнения, направленные на осознание динамики эмоций и влияния других людей на этот процесс, развитие чувствительности к восприятию эмоций, умение выражать свои эмоции. | ||
40. | Как мы понимаем эмоции других? | Упражнения, направленные на развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции и чувства. | ||
41. | Мы умеем сопереживать | Упражнения, направленные на развитие умения понимать эмоции других, выражать эмоции; формирование способности к сопереживанию и сочувствию. | ||
42. | Я умею просить прощение. | Упражнения, направленные на формирование понимания индивидуальных особенностей других людей и их поведения, развитие умения строить конструктивные отношения с окружающими людьми, умение правильно просить прощение. | ||
43. | Кого можно назвать фантазером? | Упражнения, направленные на формирование представления о том, что такое творческие способности человека, развитие инициативности и фантазийности. | ||
44. | «Я умею фантазировать». | Упражнения, направленные на развитие фантазии и творческого мышления. | ||
45. | Мои мечты. | Упражнения, направленные на знакомство воспитанников с понятием «мечта». | ||
46. | Фантазия и ложь. | Упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, преодоление барьеров невербального общения, развитие групповой сплоченности. | ||
47. | Герои сказок в загадках и ребусах. | Упражнения, направленные на развитие внимания, мышления, зрительной памяти с помощью ребусов и загадок. | ||
48. | По тропинкам математики. | Упражнения, направленные на развитие познавательных способностей и математических представлений детей через игровую деятельность. | ||
49. | Собери квадрат. | Упражнения, направленные на развитие воображения, умения придумывать необычные способы использования обычных предметов. | ||
50. | В космическом пространстве. | Упражнения, направленные на развитие конструктивного мышления, пространственного восприятия. | ||
51. | «Повторяй за мной!». | Упражнения, направленные на развитие внимания, координации движений, быстроты реакции. | ||
52. | Волшебный песок. | Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики руки, творческой фантазии и воображения, способности к концентрации и распределению внимания. | ||
53. | Баскетпонг. | Упражнения, направленные на развитие координации, меткости, глазомера. Развитие личностной сферы. | ||
54. | «Изобретатель». | Упражнения, направленные на развитие воображения, умения придумывать необычные способы использования обычных предметов. Развитие личностной сферы. | ||
55. | Ориентация в пространстве и времени. | Упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, пространственных представлений, временных отношений. Развитие личностной сферы. | ||
56. | «Юный разведчик». | Упражнения, направленные на развитие логического мышления, быстроты реакции, активного внимания, личностной сферы. | ||
57. | «Волшебные фигуры». | Упражнения, направленные на развитие логического мышления, быстроты реакции, активного внимания, личностной сферы. | ||
58. | Путешествие в сказку. | Упражнения, направленные на развитие концентрации и устойчивости внимания, пространственного восприятия, зрительной памяти, вербально-логического мышления. Развитие личностной сферы. | ||
59. | «Страна Апельсиния». | Упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления. Развитие личностной сферы. | ||
60. | Мир внимания. | Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания и памяти. Развитие личностной сферы. | ||
61. | Радуга внимания. | Упражнения, направленные на развитие концентрации и переключаемости внимания. Развитие личностной сферы. | ||
62. | Развиваем внимание и наблюдательность. | Упражнения, направленные на развитие конструкторского мышления, пространственного восприятия, внимания, наблюдательности, мелкой моторики руки. Развитие личностной сферы. | ||
63. | Произвольность внимания. | Упражнения, направленные на развитие произвольного внимания, памяти. Развитие графических навыков. Развитие личностной сферы. | ||
64. | Спешим на помощь к Кузе. | Упражнения, направленные на развитие внимания, критичности мышления, личностной сферы. | ||
65. | Опечатка. | Упражнения, направленные на развитие внимания, мышления, зрительной памяти с помощью ребусов и загадок. | ||
66. | Диагностика интеллектуального развития. | Психологическая диагностика, тестирование, практические задания | ||
67. | Диагностика уровня развития мыслительных операций, пространственно-временных представлений. | Психологическая диагностика, тестирование, практические задания | ||
68. | Диагностика уровня эмоционального развития | Психологическая диагностика, тестирование, практические задания |
- Система условий реализации коррекционного курса
Материально-техническое обеспечение:
1. Канцелярские товары (тетрадь, ручка, простой карандаш, набор цветных карандашей, пальчиковые и акварельные краски).
2. Специализированные методические материалы и наглядные пособия.
3. Диагностический инструментарий.
4. Раздаточный материал.
6. Мультимедийные презентации.
7. Мультимедийное оборудование (персональный компьютер).
Учебно-методическое обеспечение:
- Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь.
2 класс. – 6-е изд. – М.: Генезис, 202с.: ил. - Вачков И.В., Аржакаева Т.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий во 2-м классе. Методическое пособие.
- Винокурова Н. К.Развиваем способности детей. 3 класс: Рабочая тетрадь. – М.: Росмэн- Пресс, 2004.
- Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли). Для детей 7-10 лет. Методическое руководство. – СПб, ГП «ИМАТОН», 1999.
- Зак А. З. Совершенствование познавательных умений у детей 5-12 лет. – М.: Московский психолого-социальный институт: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.
- Крупенчук О. И. Рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Коноваленко С. В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. – М.: Эксмо, 2000.
- Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2007.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь школьника. 3 класс. – 10-е изд. – М.: Генезис, 2018. – 68 с.: ил.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – 10-еизд. – М.: Генезис, 2020. – 312 с.
- Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс. ФГОС. – 20-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2020.
- Языканова Е. В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс. ФГОС. – 18-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса дефектологических занятий для обучающихся 1 класса
Данная рабочая программа предназначена для учителей-дефектологов, проводящих коррекционные (дефектологические) занятия в школах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Программа коррекционного курса «Речевая практика» для обучающегося 1 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата
Речевая практика играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с нарушением опорно-двигательног...
Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР (1 дополнительный класс)
Составлена на основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) и требований АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития....
Программа коррекционного курса "Планета развития" для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 2 класс
Цель программы: развитие и коррекция познавательных процессов и эмоционального интеллекта у учащихся 2 класса с ЗПР....
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" для обучающихся 4 класса с ГУО, вариант 2.
Актуальность коррекционного курса "Сенсорное развитие" заключается в обогащении чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные...
Программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с задержкой психического развития (7.2)
Рабочая программа коррекционного курса по коррекции устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)...
Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми, множественными нарушениями развития (вариант 2)
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...